Профиль

Экватор пройден: будущее российских миротворцев в Нагорном Карабахе

В июне истекла половина срока мандата российских миротворцев в Нагорном Карабахе. За прошедшее время их неоднократно критиковали и Баку, и Ереван, в связи с чем вероятность продления мандата вызывает сомнения. Что не так с этой миссией и почему к ней накопилось столько претензий?

Российские миротворцы в Нагорном Карабахе

©Dmitry Lovetsky/AP/TASS

С чего все начиналось

Развертывание миротворческого контингента (РМК) в Нагорном Карабахе началось 10 ноября 2020 года. Российским военнослужащим предстояло выдвинуться на позиции, которые остались под контролем армянской стороны по итогу войны. Основанием для отправки миротворцев стало трехстороннее Заявление России, Армении и Азербайджана, подписанное по итогам Второй карабахской войны. Одновременно 10 ноября президент Путин подписал Указ «О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе». Согласно этим документам, численность миротворцев составляет 1960 человек со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. В 2020-м казалось, что этого будет достаточно для поддержания стабильности на линии соприкосновения, а также вдоль Лачинского коридора, и реализации целого ряда задач, не прописанных в соглашении.

Смогут ли Армения и Азербайджан в ближайшее время подписать мирное соглашение

Ситуация накануне ввода миротворцев была такова. Для Армении и Нагорного Карабаха имелось две опции. Первая – продолжать боевые действия. Азербайджанские войска уже подступали к столице НКР – Степанакерту. В случае его захвата обрушился бы фронт на востоке в Мартуни. Отступив из Степанакерта и Мартуни, армянские силы могли закрепиться в горной местности Кельбаджара и Лачина на севере и западе Нагорного Карабаха. Учитывая начало поставок российского оружия, а также приход зимы, фронт можно было бы заморозить до возобновления боевых действий весной. Вторая опция – капитулировать, согласиться на новый статус-кво с размещением российских миротворцев и выводом Вооруженных сил Армении, что в результате и произошло. Учитывая, что под конец войны большинство мирных жителей уже покинули Нагорный Карабах, обстановка становилась критической. В случае быстрого успеха азербайджанцев для армянской стороны наиболее благоприятным сценарием стало бы сохранение оставшейся части Нагорного Карабаха в зоне ответственности российских миротворцев.

Что касается Азербайджана, то, как признал президент Алиев, «если бы война продолжилась, мы понесли бы больше потерь». Поэтому фиксация успеха в том виде, который Баку имеет сегодня, стала «разумным шагом». С другой стороны, азербайджанское руководство критикуется за то, что «впустило в регион Россию», которую сложно будет выдавить и установить полный контроль над Карабахом. Таким образом, ни в армянском, ни в азербайджанском обществе нет консенсуса по поводу того, можно ли считать нынешний расклад оптимальным.

К промежуточным итогам

За прошедшее с ноября 2020-го время миротворцы решали следующие вопросы, изначально не прописанные в мандате. Во-первых, помогали восстанавливать гражданскую инфраструктуру, пострадавшую во время войны.

Что угрожает российскому влиянию на Южном Кавказе

Москве было необходимо создать условия для возвращения местных жителей, чье присутствие служит обоснованием для присутствия контингента. Во-вторых, миротворцы занимались разминированием территорий в зоне своей ответственности. Согласно актуальному бюллетеню Минобороны России, всего с 23 ноября 2020 года от неразорвавшихся мин и снарядов очищено 2543,2 га, 689,5 км дорог, 1940 зданий, обнаружено и обезврежено 26794 взрывоопасных предмета. В-третьих, патрулируются различные маршруты вдоль линии соприкосновения. Параллельно контролируется въезд транспортных средств из Армении в Нагорный Карабах и обратно.

Ранее миротворцы также сопровождали азербайджанские грузы, перемещавшиеся по дорогам, которые остались под контролем армян. В-четвертых, миротворцы периодически сопровождали армянских паломников к христианским святыням. Одна из них – монастырь Дадиванк, расположенный в перешедшем под контроль Азербайджана Кельбаджарском районе. Позже Баку, вопреки договоренностям, закрыл туда доступ армянским паломникам. В-пятых, миротворческий контингент выполнял функцию гуманитарной миссии: оказывал продовольственную и иную поддержку армянскому населению; в период полевых работ сопровождал крестьян, которых обстреливали азербайджанские военнослужащие; способствовал обмену военнопленными; занимался поиском пропавших без вести.

Российские миротворцы оказали гуманитарную помощь населению Карабаха, доставляя воду в Аскеранский район, где пересохли колодцы, 21 ноября 2020

Максим Блинов/РИА Новости

При этом в зоне ответственности миротворцев имели место инциденты с трагичными последствиями. Например, спустя ровно месяц после завершения боевых действий, воспользовавшись отсутствием миротворцев в районе населенных пунктов Старый Харберд и Хцабертд Гадрутского района, азербайджанские вооруженные силы открыли огонь по подразделениям Армии обороны Нагорного Карабаха, тяжело ранив шесть военнослужащих. Позже, согласно бюллетеням Минобороны России, азербайджанцы, используя БПЛА, наносили удары по позициям сил самообороны; продвигали свои позиции с применением силы; нападали на сотрудников местных органов полиции, в результате чего три человека погибли; обстреливали местное гражданское население.

Радикальные изменения произошли после того, как в конце прошлого года азербайджанские «экоактивисты» заблокировали Лачинский коридор. Предлогом для этого послужило противодействие «незаконной эксплуатации природных ресурсов на территориях, где временно размещен российский миротворческий контингент». В результате жители Карабаха оказались в частичной блокаде, оторванными от Армении. Затем в Лачинском коридоре был установлен азербайджанский КПП. Согласно трехстороннему Заявлению, Лачинский коридор (шириной 5 км), связывающий Нагорный Карабах с Арменией, находится под контролем миротворческого контингента. Но сейчас коридор фактически контролирует Азербайджан. Неспособность имплементировать договоренности приводит к постепенному повышению ставок. После инцидента возле КПП азербайджанцы полностью перекрыли коридор. Теперь ни местные жители, ни миротворцы, ни Красный Крест более не могут передвигаться по нему. Миротворцы оказались в блокаде, будучи отрезанными от Армении, где расположены основные российские военные силы.

Что будет с российской миротворческой миссией?

Российский МИД неоднократно призывал разблокировать Лачинский коридор. В частности, на пресс-конференции в Баку министр Лавров сказал: «Там не предусмотрено создание каких-то контрольно-пропускных пунктов». Однако, судя по тому, что ситуация с мертвой точки так и не сдвинулась, у Москвы нет инструментов, чтобы заставить Баку выполнять условия соглашения от 9 ноября 2020-го.

С чем связано обострение армяно-азербайджанского конфликта

Получается, что российские миротворцы более не выполняют одну из ключевых функций – обеспечение функционирования коридора. В то же время их присутствие в Нагорном Карабахе – главное препятствие для проведения этнической чистки. Но нынешние условия создали предпосылки для исхода местного населения в случае открытия коридора: многие из 120.000 армян Нагорного Карабаха не готовы жить в условиях блокады и неопределенности и покинут свои дома при первой возможности. После этого внутренняя легитимность для присутствия российского контингента существенно снизится.

Ереван задействовал правовые инструменты для давления на Азербайджан. Свидетельством этому стало решение Международного суда, обязавшего Баку обеспечить беспрепятственное движение по Лачинскому коридору. Однако неразрешенность принципиальных вопросов привлекает внимание внешних игроков. После установления тотальной блокады Карабаха участились разговоры о необходимости направить в регион международных наблюдателей. Например, эту идею «полностью поддерживает» Европарламент.

Взгляды Армении и Азербайджана на то, должны ли российские миротворцы оставаться в регионе после ноября 2025-го, разнятся. Ереван заявил, что готов обсуждать продление мандата сразу на 15 лет. Это закономерно, поскольку нынешние армянские власти сами не хотят быть гарантами безопасности Нагорного Карабаха. Более того, премьер-министр Никол Пашинян заявил, что признает Нагорный Карабах частью Азербайджана, хотя до войны утверждал: «Арцах – это Армения, и точка».

Означает ли завершение боевых действий в Карабахе окончательное урегулирование этого конфликта

Россия предлагала заморозить вопрос статуса Карабаха, «оставив его решение будущим поколениям». Желание вывести за скобки ключевую проблему было обусловлено не только стремлением убрать преграды для достижения мирного соглашения между Ереваном и Баку, но и сохранением ситуации неопределенности, которая оправдывала бы дальнейшее пребывание контингента в Карабахе.

Азербайджан отказался обсуждать продление мандата. Очевидно, что для него лучший вариант – вывод миротворцев и установление полного контроля над Нагорным Карабахом. Согласно Заявлению, миротворческий контингент останется в Карабахе, «если ни одна из сторон не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения». То есть если Баку или Ереван выступят против, то правовых оснований для дальнейшего нахождения контингента больше не будет. Наименее благоприятный сценарий для Баку – заключение двустороннего соглашения с Москвой о «временном размещении российского миротворческого контингента на территории Азербайджана». Принципиальным отличием этого соглашения может стать то, что срок его действия будет ограничен определенным сроком (например пять лет) без возможности продления. В этом случае миротворцы задержатся в регионе до 2030 года.

Подводя итоги половины срока пребывания РМК в Нагорном Карабахе, можно констатировать: вероятность того, что его мандат будет продлен, снижается, миротворцы потеряли контроль над стратегически важным Лачинским коридором и оказались в блокаде. Выходом из этого кризиса может стать запуск процесса конкретизации их мандата. В этом случае и Ереван, и Баку, а также местное население и, главное, сами миротворцы будут понимать, что конкретно в каких ситуациях могут делать российские военные. Пока же Москва сознательно уклоняется от принятия решений, которые могут испортить отношения с той или иной стороной конфликта.

Автор – научный сотрудник Института востоковедения РАН, научный сотрудник APRI Armenia

Самое читаемое
Exit mobile version