Январь 2019 года. Президент Трамп принимает в Белом доме новоиспеченных чемпионов студенческой лиги американского футбола – команду из Южной Калифорнии Clemson Tigers. К тому моменту американское правительство уже несколько дней находится в т.н. «шатдауне» – ситуации, когда финансируемые федеральным правительством организации находятся без денежного содержания. Обслуживающий персонал президентской резиденции, включая работников кухни, отправлен по домам. Трамп принимает смелое решение: за свой счет купить еды в ближайших забегаловках. Он назовет это «патриотическим ужином». Через пару часов на дорогое столовое серебро Белого дома, уже выкладывали 300 бургеров из Wendy’s, Burger King и McDonalds, а также несколько десятков пицц из Domino's. Либеральные медиа были в ярости. Одни возмущались тем, что Трамп «насаждает свой ужасный вкус». Другие шутливо называли Белый дом «углеводным домиком» (House of Carbs) – по аналогии с «карточным домиком» (House of Cards – популярный сериал об американской политике). Протрамповские СМИ ликовали: президент показывает, как нужно поддерживать американского производителя. Сами футболисты тоже не жаловались: во время сезона им приходилось соблюдать спортивный режим и диету, а тут наконец-то можно было вдоволь наесться любимой, хотя и вредной еды.
Дональд Трамп и гора фастфуда для угощения команды The Clemson Tigers
EPA/ТАССМарт 2020-го. Кандидат в президенты США от демократической партии Джозеф Байден и бывший конгрессмен от 16 округа шт. Техас Бето О’Рурк приехали на ужин в популярную на американском юге бургерную Whataburger. За несколько часов до этого на большом митинге сторонников Демократической партии О’Рурк публично поддержал кандидатуру Байдена. У партийного истеблишмента политика О’Рурка порой вызывала нарекания, но зато она помогала демократам улучшить позиции в штате, считающемся вотчиной республиканцев. В Техасе у Байдена был неплохой рейтинг, но людям было важно увидеть в нем своего парня, а не очередного вашингтонского «гастролера». Байден и О’Рурк заехали в любимое местными жителями заведение не просто поесть бургеров, но сделать это в типичной для многих американцев, особенно на юге, манере – не запивая их колой, а заедая густым молочным коктейлем. Это не выглядело постановкой, все было естественно. Спустя восемь месяцев Байден все же проиграет Трампу в Техасе, но с беспрецедентно минимальным для демократов разрывом – 46,5% на 52,1%.
Как и церкви, рестораны быстрого питания в Америке давно стали местом рутинной социализации. Если первые – сплачивают членов религиозных общин, вторые – членов семьи и друзей. Для политика поход в бургерную – попытка на какое-то время попасть в этот «круг близких людей» избирателя. В книге «Нация фастфуда» (Fast Food Nation) журналист The Atlantic Эрик Шлоссер справедливо замечает, что «наряду с голливудскими фильмами, голубыми джинсами и поп-музыкой, фастфуд – один из главных продуктов культурного экспорта Америки». Для миллионов людей по всему миру фастфуд столь привлекателен в том числе и потому, что он позволяет прильнуть к американскому образу жизни.
Первым популяризатором фастфуда среди президентов стал Билл Клинтон. Его страсть к маффинам с яйцом и энчиладам с курицей серьезно беспокоила диетологов Белого дома. Но в этот же период глобализация ассоциировалась с американизацией, а американский фастфуд активно осваивал зарубежные рынки. Личные пристрастия президента работали на продвижение имиджа США и интересы американского бизнеса. На старости лет Клинтон стал веганом, перешел на овощную лазанью и в интервью пропагандирует здоровое питание. Теперь он поддерживает уже другой глобальный тренд, у которого свои бенефициары в США.
При Джордже Буше-мл. в политический лексикон вошло выражение «чизбургерная дипломатия» (cheeseburger diplomacy). Бушу нравилось принимать иностранных гостей на своем ранчо в Техасе, а его маститый повар Мэтью Вендэлл одинаково виртуозно готовил техасские стейки и экспериментировал с типично американскими блюдами. Свой способ приготовления бургеров сам Вендэлл называл «святотатством для бургерных пуристов» – вместо того, чтобы поливать уже готовую котлету соусом барбекю, он добавлял этот соус прямо в фарш. Но для большинства рядовых американцев все эти изыски оставались кулинарными извращениями богатеев.
Обама стал первым «народным бургерным президентом». Публичные походы в фастфуды стали для него источником психологической подпитки и одновременно способом поднять рейтинг, продвинуть важную политическую инициативу, поддержать однопартийцев. В июле 2018-го, Обама и Байден вместе сходили в Washington Bakery – известную в столице США кафе-пекарню, которая берет на работу ветеранов боевых действий, ставших инвалидами, и поддерживает их семьи. А в начинавшейся в ту пору президентской гонке Байдену была нужна поддержка военных.
На пике продвижения своей реформы медицинского обслуживания, Обама посещал один из университетов на Среднем Западе и зашел в студенческую столовую на кампусе. Пока готовился его заказ, он успел рассказать студентам об инициативе Obamacare. Сетевые рестораны быстрого питания Обама не жаловал, но популярные в Вашингтоне и пригородах малые заведения типа Ray’s Hell Burger в Арлингтоне, Good Stuff Eatery в районе Капитолия и Ben’s Chilli Bowl в Джорджтауне посещал нередко.
Неуемная страсть Трампа к McDonalds стала предметом постоянных насмешек журналистов и пародий комиков. Но обойти Обаму в «бургерной популярности» Трампу помешала его патологическая гермофобия (боязнь микробов) – он просто не мог обедать в общественном месте, да еще под камеры и в чьей-то компании, и всегда заказывал доставку. К тому же, скаредность Трампа породила вокруг его кулинарных пристрастий разные легенды. Например, злые языки утверждали, что Трамп экономит на соусах, а потому ест дорогие нью-йоркские стейки с обычным кетчупом Heinz. Были и курьезные случаи. Накануне визита футбольной команды в Белый дом Трамп долго не хотел платить за бургеры из своего кармана. На пресс-конференции накануне визита футболистов он полушутя спросил журналистов, стоит ли ему вместо этого попросить Меланию «нарубить пацанам салатов». Журналисты шутку не оценили, сочтя её сексистской.
Джо Байден бургерам предпочитает мороженное
AP / ТАССДжо Байден к бургерам равнодушен. Его страсть – пасты и мороженое. В бытность вице-президентом он нередко посещал с Обамой разные фастфуды, но став кандидатом в президенты, решил, что пусть к сердцу избирателя лежит через кафетерии. За один месяц на покупку мороженого для президента из избирательного фонда было потрачено целых $10000. Избиратель, впрочем, нашел эту слабость пожилого президента весьма милой, и теперь вся страна знает, что больше всего Байден любит мороженное с шоколадной крошкой. На этом фоне забавным совпадением выглядит факт четырехкратного увеличения поставок российского мороженого в США в первые три месяца текущего года. Вполне может статься, что в следующий приезд в Вашингтон российского лидера будут угощать уже не бургерами, а эскимо.
Автор – директор Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО