«Нам нужен боеспособный, суперсовременный, передовой бундесвер, который надежно защит нас. Нам нужны самолеты, которые летают, корабли, которые плавают, и солдаты, наилучшим образом оснащенные для выполнения боевых задач. Поэтому мы создадим для бундесвера специальный фонд и выделим в него из федерального бюджета на 2022 год 100 миллиардов евро, которые потратим на необходимые инвестиции и закупку вооружений. Отныне мы будем ежегодно вкладывать в нашу оборону более двух процентов от ВВП. Дамы и господа, я обращаюсь ко всем фракциям в бундестаге: давайте закрепим специальный фонд в основном законе».
Другая Германия: украинский кризис навсегда изменил политику Берлина
Все это канцлер Германии Олаф Шольц высказал с трибуны немецкого парламента 27 февраля, через три дня после начала российской спецоперации на Украине. Депутаты встретили слова канцлера бурными аплодисментами, а журналисты поспешили сообщить о начавшемся «историческом переломе» в немецкой оборонной политике, которая до этого момента была известна своей граничащей с пацифизмом сдержанностью.
Но с самого начала с «переломом» все пошло как-то не так. Практически сразу выяснилось, что лишних ста миллиардов на оборонный спецфонд у государства на самом деле нет. Деньги предлагается взять в кредит, и, по сути, это будет параллельный бюджет, растянутый на несколько лет. Закрепить же спецфонд в основном законе необходимо было исключительно по финансово-правовым соображениям – чтобы можно было обойти действующие ограничения на госзаимствования.
Потом в правительстве долго решали, на что все-таки потратить деньги, и договаривались с оппозиционерами из консервативного блока ХДС/ХСС, чьи голоса требовались для изменения конституции. Оборону, как оказалось, немецкие политики понимают очень широко, поэтому помимо собственно вооружений средства из фонда предлагалось выделить на самые разные цели – от кибербезопасности и поддержки союзников до дипломатии, предотвращения конфликтов и помощи развивающимся странам.
Согласовать все удалось только через три месяца, и в начале июня бундестаг голосами 590 депутатов принял в третьем чтении новый закон об учреждении «спецфонда бундесвера». Против проголосовали только Левая партия, половина фракции АдГ, несколько депутатов от СДПГ и «Зеленых» и один-единственный представитель ХДС/ХСС.
Канцлер Олаф Шольц и солдаты бундесвера
MICHAEL KAPPELER/DPA via AFP/EAST NEWSСтарый план
Все сто миллиардов в итоге решено было направить исключительно на нужды армии – это было главное и категорическое требование ХДС/ХСС, из-за которого, собственно, переговоры и тянулись так долго. Консерваторы поставили и еще одно условие: закрепить в основном законе обязательство тратить на оборону не менее требуемых НАТО 2% от ВВП. Это требование выполнили, но лишь отчасти – обязательство закрепили, но не в конституции, а в законе о спецфонде, указав, что именно спецфонд в ближайшие пять лет эти самые 2% и должен будет обеспечить.
Если считать по нормативам НАТО, учитывающим различные скрытые траты, то утвержденный на этот год оборонный бюджет Германии составляет более 50 миллиардов евро. Два процента от немецкого ВВП за прошлый год – это примерно 71 миллиард. Так что денег спецфонда, если растянуть их равномерно, как раз на пять лет и хватит, чтобы покрыть недостающую разницу в 20 миллиардов. А дальше в законе говорится только про то, что после исчерпания спецфонда средства «на обеспечение боевых возможностей бундесвера и вклада Германии в действующие к тому моменту целевые показатели потенциала НАТО» будут выделяться из обычного госбюджета.
В принципе в министерстве обороны Германии все примерно так и планировали еще прошлой осенью. Уже на второй день после выступления Шольца в бундестаге журнал Spiegel сообщил: выдвинутая канцлером идея оборонного спецфонда совсем не новая и к российской спецоперации имеет весьма опосредованное отношение. Издание ссылалось при этом на секретный документ, подготовленный в конце октября прошлого года в немецком военном ведомстве для новых правящих партий, которые в тот момент еще только договаривались о создании коалиции.
Минобороны тогда, ссылаясь на необходимость долгосрочного военного планирования, предлагало создать спецфонд объемом 102 миллиарда евро и потратить его на дорогостоящие и растянутые во времени заказы для бундесвера, реализовать которые в рамках обычных годовых бюджетов было весьма затруднительно. К документу прилагался и конкретный список вооружений – его Spiegel тоже опубликовал. В общем и целом этот осенний список, как теперь уже ясно, был очень похож на список, приложенный к свежепринятому бундестагом закону. И так же, как сейчас, тогда предполагалось, что с помощью спецфонда удастся не только решить актуальные технические проблемы немецкой армии, но заодно и на несколько лет повысить оборонные расходы страны до стандарта НАТО.
Солдаты Вооруженных сил Германии готовят к полету беспилотник
DPA/TASSЧетыре измерения
Spiegel утверждает, что, предлагая создать спецфонд, в министерстве обороны особо ни на что не надеялись, и только российская спецоперация спустя несколько месяцев «сделала немыслимое мыслимым». Возможно, в правительстве действительно вспомнили про осенний документ только в конце февраля, но искать деньги на масштабные закупки вооружений Берлину так или иначе все равно бы пришлось. В договоре новой правящей коалиции было прописано обязательство реализовать как минимум два широко обсуждавшихся в Германии оборонных проекта – замену устаревших истребителей-бомбардировщиков Tornado, используемых в качестве носителей находящихся в Германии американских ядерных бомб, и вооружение беспилотников Heron TP, которые сейчас в бундесвере выполняют исключительно разведывательные задачи. И это не считая всех остальных текущих оборонных проектов.
СМИ еще в начале этого года сообщали, что, определяясь с заменой «Торнадо», Берлин явно склонялся к покупке дорогостоящих американских F-35. Такой выбор, в свою очередь, вызывал беспокойство у Парижа – французы опасались, что, получив F-35, немцы выйдут из совместного проекта перспективного европейского истребителя FCAS, который также требует существенных финансовых вложений. Но в итоге в список, одобренный бундестагом вместе с законом о спецфонде, вошли и F-35, и FCAS, и все остальные немецкие оружейные потребности «первой необходимости», на которые ранее постоянно не хватало денег. Более 18 миллиардов евро из спецфонда планируется потратить в текущем году на расширение финансирования уже внесенных в оборонный бюджет статей, а со следующего года в дополнение к ним должны пойти и новые заказы.
Список проектов финансирования разбит на четыре «измерения», и «измерение воздух» в нем получилось самым затратным – почти 33,5 миллиарда евро, не считая расходов этого года. Деньги пойдут на новые истребители Eurofighter ECR и F-35, закупку вертолетов, в том числе американских транспортных CH-47F Chinook, на FCAS и проект европейской противоракетной обороны TWISTER, на системы ПВО и радары, беспилотники и дальние самолеты морской разведки, а также систему космического наблюдения.
Второе по объему средств «измерение» – это «управление и цифровизация». На него начиная со следующего года потратят почти 21 миллиард евро. Основным проектом здесь станет так называемая программа цифровизации наземных операций, суть которой заключается в широком внедрении в войсках современных электронных средств управления боем и техникой, анализа информации, тактической связи и взаимодействия с другими подразделениями. Результатом должно стать формирование в бундесвере трех полностью «оцифрованных» механизированных дивизий. Помимо этого предполагаются вложения в армейскую IT-инфраструктуру, коммуникационные сети и космическую связь.
Деньги будут выделены не только на закупку техники для всех трех родов войск – армии, флота и авиации, но и на их цифровизацию
DPA/Vostock Photo«Измерение суша» включает в себя модернизацию и дооснащение закупленных бундесвером 350 БМП Puma до стандартов сил быстрого реагирования НАТО, приобретение еще одной партии БМП, новых тяжелых БТР и обновление парка другой бронетехники, а также финансирование германо-французского проекта перспективного основного танка MGCS. На все это будет потрачено в общей сложности 16,6 миллиарда евро.
Дешевле всего обойдется «измерение море» – чуть менее девяти миллиардов. Помимо уже включенных в оборонный бюджет многоцелевых фрегатов проекта F126 и корветов K130, а также разрабатываемой совместно с Норвегией подводной лодки U212CD эта сумма будет потрачена на противокорабельные ракеты и ракеты для вооружения подводных лодок, системы гидролокации, многоцелевые катера и лодки.
Кроме того, вне рамок четырех измерений еще почти два миллиарда выделят на различную экипировку, включая комплекс «пехотинец будущего», и более 400 миллионов – на исследования и технологии.
Денег не хватит
Сразу после того как правительству удалось договориться с оппозицией о спецфонде и внесении изменений в основной закон, Олаф Шольц заявил, что у Германии скоро будет «самая большая конвенциональная армия в Европе в рамках НАТО». Правда, что имел в виду канцлер, не совсем понятно. По численности своих вооруженных сил среди европейских участников альянса немцы в прошлом году уступали только французам и туркам. Однако у Франции есть ядерное оружие, а приблизиться к уровню Турции с ее почти полумиллионом солдат Германии при всем желании не удастся.
Еще в 2018 году минобороны поставило цель увеличить численность бундесвера в течение шести лет со 181 до 203 тысяч военнослужащих. Но с тех пор удалось набрать дополнительно только пару тысяч человек – несмотря на активную рекламную кампанию, идти в солдаты граждане не хотят. Проблему, конечно, можно решить за счет мигрантов, и такие предложения звучали при прошлом министре обороны Аннгрет Крамп-Карренбауэр, однако картину в европейской части НАТО кардинально это не изменит.
Но объемы оборонных расходов у Германии теперь будут действительно самые большие в Европе – по крайней мере, в ближайшие пять лет. Правда, как только спецфонд удалось согласовать, немецкие военные, эксперты и журналисты практически в один голос заговорили о том, что этих денег, скорее всего, не хватит и нужно будет брать где-то еще. Глава союза немецких резервистов Патрик Зенсбург, например, считает: чтобы довести бундесвер до боеспособного уровня, в оборону надо вложить как минимум 300 миллиардов. Аналогичного мнения придерживаются многие.
По сути, Шольц и его правительство воспользовались удобным моментом, чтобы разом профинансировать планы перевооружения бундесвера, накопившиеся после 2014 года. Собственно, именно тогда и произошел настоящий «исторический перелом» – Германия начала наращивать оборонный бюджет, бундесвер восстанавливал и модернизировал технику, закупал новое оружие и переориентировался с экспедиционных операций за пределами континента на большую войну в Европе. Быстро осуществить это все было невозможно – не позволяли избиратели, еще недавно крайне скептически настроенные по отношению к военным тратам. Партиям приходилось подстраиваться, и та же правящая СДПГ весь предвыборный год блокировала решения о перевооружении беспилотников и закупке новых истребителей – ровно до того момента, пока сама не возглавила правительство.
Но даже учрежденный с таким трудом спецфонд, судя по всему, не покрывает всех накопившихся потребностей немецкой армии. Осенний список минобороны предусматривал, в частности, 20 миллиардов на закупку срочно необходимых бундесверу боеприпасов, а в новом списке такой статьи просто нет. Ко всему прочему еще и цены на промышленную продукцию за последние полгода заметно выросли как в Германии, так и в остальном мире. Все это и дает основания для сомнений в достаточности средств, а также предположений о том, что произойдет, когда деньги закончатся.
Немецкий эксперт по военной политике Юрген Вагнер, например, считает, что правительство вынуждено будет в течение ближайших лет заметно наращивать основной оборонный бюджет и растягивать трату спецфонда. Иначе через какое-то время, когда денег в нем не останется, в оборонных расходах внезапно образуется «дыра» размером в 20–25 миллиардов. Впрочем, есть и другое мнение. Кристиан Мёллинг и Торбен Шютц из Германского общества по внешней политике еще в начале марта предполагали, что под давлением оружейного лобби правительство потратит деньги быстро, тем более что и оно само в этом заинтересовано, а все последующие проблемы просто достанутся его преемникам.