«Война доказала огромную силу фильмов как средства объясняющего и влияющего. И в дальнейшем кино не утратит, а только усилит свое значение как орудие формирования общественного мнения» – это отрывок из официального доклада Людендорфа в военном министерстве летом 1917 года. Готовя самые кровавые наступления мировой бойни с участием миллионов штыков, генерал-квартирмейстер, как видим, учитывал не только пушки, но и фильмы.
Людендорф предложил купить контрольные пакеты акций всех существующих в Германии кинокомпаний, создав тем самым управляющий инструмент в киноиндустрии. И немцы, как всегда основательно, приступили к выполнению этой вполне военной задачи. Для выкупа акций требовались большие деньги – минимум 25 млн марок. В разгар мировой войны у германского государства нашлось лишь 7 млн. Тогда к задаче решили привлечь банкиров.
Руководители Deutsche Bank, крупнейшего частного банка страны, первоначально отнеслись к предложению без энтузиазма и согласились выделить лишь 500 тыс. марок. Банкиры той эпохи давно владели газетами и журналами, но вот кино все еще воспринимали как не очень серьезное развлечение. Во внутренней переписке кинозатею генерала Людендорфа строгие банкиры откровенно именовали «авантюрой». Однако Генштаб давил, а спорить с генералами в разгар войны было не с руки, поэтому банкиры вынужденно согласились и раскрыли закрома.
Deutsche Bank собрал необходимые миллионы. К делу привлекли Dresdner Bank – еще одну крупнейшую частную кредитную организацию Германии. По секретному соглашению с правительством и Генштабом выделяемые государством деньги находились в тайном доверительном управлении Deutsche Bank – именно он выступил официальным учредителем акционерной компании Universum Film Aktiengesellschaft. В историю культуры компания войдет под аббревиатурой UFA. Сразу задумывалось не просто объединение производителей кино, но соединение полного цикла – от киностудий до кинотеатров.
Компанию UFA официально зарегистрировали 18 декабря 1917-го. Кайзеровскому рейху оставалось существовать меньше года, зато новорожденная кинокомпания переживет германскую монархию надолго. До конца Первой мировой войны UFA скупила и объединила под своим крылом четырех ведущих кинопроизводителей страны.
Первая мировая для немецких генералов закончилась крахом, а вот банкиры Германии неожиданно почувствовали выгоду от кинематографа. Ведь бедствия войны, революции, экономического кризиса гнали людей в мир грез – в кинотеатры: хотя бы на час отвлечься от страшной действительности. Уже в 1919 году в 3000 немецких кинотеатрах было зафиксировано порядка 350 млн посетителей. Вдобавок из-за инфляции марки стал очень выгоден экспорт немецких фильмов за рубеж. Deutsche Bank, официально владея третью акций UFA, продолжил активную скупку киностудий и кинотеатров.
Германия переживала жесточайший экономический кризис, зато немецкое кино процветало, успешно конкурируя с Голливудом за европейского зрителя. Созданный киностудией UFA «Метрополис» наряду с нашей картиной «Броненосец «Потемкин» по праву считается одним из главных сокровищ немого кино, а актрису Марлен Дитрих, ставшую звездой именно в фильмах UFA, помнят и сегодня.
Проигравшие кайзеровские генералы и собравший дивиденды Deutsche Bank подарили мировому искусству весьма яркие плоды. Правда, они же в итоге дали Гитлеру и могучий инструмент кинопропаганды, но это уже другая история.