Профиль

Лавра раздора: почему Украинская православная церковь подвергается гонениям

Рождественская служба в Киево-Печерской лавре в Киеве

В Успенском соборе Киево-Печерской лавры прошло первое богослужение ПЦУ, 7 января 2023 года

©Keystone Press Agency/Global Look Press

Содержание:

Новые хозяева

Литургия в Софийском соборе Киева 3 февраля выдалась особенно пафосной. Духовенство Православной церкви Украины (ПЦУ) чествовало своего лидера – митрополита Епифания (Думенко). Тот отмечал четырехлетие со дня интронизации (посвящения во главы церкви). По традиции подводили итоги минувшего года, перечисляя заслуги своего предстоятеля.

«Вашими усилиями недавно был сделан чрезвычайно важный шаг, которого ждали миллионы украинцев. В праздник Рождества Христова в главном соборном храме Успенской Киево-Печерской лавры впервые прозвучала молитва на украинском языке. Литургия, которую вы возглавили, положила начало процессу освобождения древней святыни из оков русской духовной оккупации» – так обратился к Думенко митрополит Симеон (Шостацкий), один из ближайших соратников.

Зачем православную церковь на Украине загоняют в подполье

Образованная в конце 2018-го ПЦУ сейчас, что называется, на коне. Ее служители ведут активную пиар-кампанию в соцсетях, ежедневно публикуя сотни фотографий из воинских частей. А спикеры в рамках телемарафонов постоянно твердят: «Мы – единственная каноничная церковь в стране». Поэтому и Киево-Печерская лавра – один из древнейших монастырей в Восточной Европе – тоже якобы принадлежит им. Многие посмеивались над этой фразой. Ведь нога Епифания, «священноархимандрита духовного центра Украины», ни разу туда не ступала. С 2023 года стало уже не до шуток.

Все произошло стремительно. В первых числах января Министерство культуры Украины внезапно выдало разрешение ПЦУ на службу в Успенском соборе. Дело в том, что обитель принадлежит государству. Ее центральная часть – Верхняя лавра с шедеврами барочной архитектуры – находится в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника. А нижняя, где пещеры с мощами святых, – в пользовании Украинской православной церкви (УПЦ). Именно УПЦ до недавнего времени могла служить в храмах музейной части, каждый год заключая с Минкультом договор на 12 месяцев. В обычные же дни туда можно было попасть только по билетам.

Но министерство не стало продлевать аренду на 2023 год. И от имени заповедника оформило соглашение с Православной церковью Украины. Правда, задним числом. Директор музея Александр Рудник поспешил оправдаться: речь шла только о «разовом богослужении 7 января с 08:00 до 12:00». Однако через двенадцать дней ПЦУ совершила литургию еще раз, уже на праздник Крещения.

Это стало весомым ударом по «конкуренту» – УПЦ. Прежде всего потому, что весь монастырь, несмотря на принадлежность государству, был восстановлен на ее средства. Религиозная организация оплачивает и все реставрационные работы на объектах, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

От кого на самом деле отделилась Украинская православная церковь

«Национальный заповедник до сих пор не может взять на баланс те работы, которые осуществлены за последние 30 лет. Причем лавра [как религиозная организация] ежемесячно выплачивает значительные средства за освещение и отопление, несмотря на то, что эти храмы [в музейной части] должны постоянно отапливаться за счет государственного бюджета», – высказался в открытом письме к властям наместник обители, митрополит Украинской православной церкви Павел (Лебедь).

Он напомнил, что советские власти закрыли святыню почти на 70 лет, а значительную часть монахов отправили в тюрьмы и лагеря. К истории священнослужитель обратился неспроста, проводя параллель с проведенными осенью прошлого года обысками СБУ. Украинская спецслужба заверяла, что тем самым предотвратила «использование храмов как центров «русского мира». А поводом стало видео, где на территории монастыря исполняют песню со словами «звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается матушка Русь».

Старое на новый лад

Видеоролик стал спусковым крючком масштабной кампании против Украинской православной церкви. Именно под предлогом борьбы с «российским влиянием» президент Владимир Зеленский ввел санкции против духовенства.

В шаге от раскола

В черном списке – видные представители церкви, включая управляющего делами (фактически второе лицо в структуре) митрополита Антония (Паканича) и главу отдела внешних церковных связей (главного дипломата) епископа Мелетия (Егоренко). Перечень обновляется: недавно туда включили олигарха Вадима Новинского, главного спонсора УПЦ, и наместника Киевской лавры митрополита Павла. Против последнего еще и возбудили уголовное дело, обвинив в «нарушении равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений». Поводом стала рождественская проповедь, где тот высказался «о раскольниках из ПЦУ».

Кипит работа и в Верховной раде. Депутаты уже давно мечтают запретить УПЦ – «за связи с Россией». Еще весной 2022 года представители «Евросолидарности» внесли соответствующий законопроект. К лету свою версию обнародовала партия «Слуга народа». Документы рассорили власть имущих: юридический комитет Рады назвал их антиконституционными, тогда как Верховный суд рекомендовал принять поскорее. Осенью был внесен еще один антицерковный законопроект. Его автор Николай Княжицкий торопил коллег, призывая сначала запретить УПЦ, а уже потом проводить все экспертизы. И обвинял Раду «в пренебрежении международными обязательствами – прежде всего перед Евросоюзом».

К концу января 2023-го власти прервали молчание, внеся в Верховную раду свой вариант – законопроект № 8371, составленный лично премьером Денисом Шмыгалем. Суть та же: запретить деятельность религиозных организаций, «связанных с Россией». В итоге в парламенте оказалось четыре почти идентичных документа.

Не та дорога в Европу

Представители УПЦ уже заявили о вмешательстве властей во внутренние дела, что противоречит не только украинской конституции, но и международным законам. Абсурдности добавляет тот факт, что власти Украины постоянно говорят о реформах, которые нужны для вступления в Евросоюз. Однако религиозную тему светский Киев обходит стороной.

Разлад, но не раскол

«Если о Конституцию Украины вытерли ноги, то это прямое нарушение девятой статьи Европейской конвенции. Это нанесет удар не только по четырем миллионам граждан Украины, но и по имиджу всей страны. Забудьте про вступление в ЕС и НАТО», – возмущается украинская правозащитница Виктория Кохановская.

На это же обращают внимание и в УПЦ. На днях митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) направил обращение в ООН. В организации ответили расплывчато, предпочтя замять тему.
Молчит и президент Зеленский – после череды выпадов в адрес Украинской православной церкви. Еще бы: кампания рассорила его соратников. Например, Алексей Арестович последовательно критиковал ее инициаторов. Это, как писали украинские СМИ, стало одной из причин его отставки с поста советника.

«Шесть миллионов верующих в УПЦ МП, очень многие из них воюют на фронте, гибнут за Украину. Матери пытаются похоронить сыновей в церквях, чтоб отпели. А им иногда препятствуют. И делают это люди, которые занимаются чем-то похожим на сатанизм, – высказался Арестович уже после увольнения, в конце января. – Услышьте меня, гнать на Церковь нельзя! Можно преследовать по закону ее функционеров, прихожан, если они занимаются госизменой либо другими видами преступлений».

Возмутились и в ПЦУ – правда, очень осторожно.

Глава ПЦУ митрополит Епифаний засомневался, что Рада примет какой-либо из четырех законов о запрете «российской церкви»

Vladyslav Musiienko/REUTERS

Даже Сталину это не удалось

Несмотря на критику, власти продолжают гнуть свою линию. Внесенный Шмыгалем законопроект, в отличие от остальных, не пылится на полке. Всего за несколько дней провели государственную религиоведческую экспертизу, которая подтвердила «наличие канонических связей УПЦ с РПЦ» (Русской православной церковью).

Да и настоящую цель скрывать тоже перестали. Советник офиса Зеленского Михаил Подоляк заявил, что пора покончить с «эрой двоецерковности». Подразумевается, что должна остаться ПЦУ.
«Ничего нового команда президента не придумала – точно так же говорили и Кравчук, и Ющенко, и Порошенко, – поясняет политолог Ростислав Ищенко. – Властям нужна национальная церковь, причем ручная. И если раньше в основном были уговоры, то теперь просто ставят перед выбором: либо вы делаете по-нашему, либо запрещаем». То же относится и к духовенству – нелояльных попросту лишают гражданства.

Несоборный собор

Поэтому вполне вероятно, считает Ищенко, что большая часть УПЦ смирится с условиями и примкнет к структуре Думенко. Отдельный вопрос – монастыри, которые на Украине, по сути, живут по своим правилам. Часть из них может взбунтоваться, но власти это знают. Отсюда и обыски в крупнейших обителях.

Правда, политическая логика не всегда совпадает с церковной. В УПЦ неоднократно заявляли, что не собираются вести «какие-либо переговоры с раскольниками» – ПЦУ.

«Ничего не поменялось даже после поместного собора 27 мая в Феофании, где украинская церковь объявила о независимости от РПЦ. Тогда же провозгласили курс на диалог с другой церковью. Но за минувшие месяцы этого так и не произошло. Дело в том, что конфликт все еще актуальный, слишком силен, скажем так, человеческий фактор. И говорить о слиянии не приходится. Хотя все православные, безусловно, хотят единства», – подчеркивает священник Александр Занемонец, клирик УПЦ.

У церкви сейчас очень трудные времена. С точки зрения канонов, как поясняет священнослужитель, она в подвешенном состоянии: объявила о выходе из Московского патриархата, но никак это не оформила. «В каноническом праве есть только два статуса – автокефалия, полная самостоятельность, и автономия – ограниченная независимость, – поясняет Занемонец. – УПЦ нет нигде. Но это типичное явление для многих церквей XX века, когда все менялось. Та же Американская митрополия с 1917-го более 50 лет была в серой зоне, пока ей РПЦ не даровала автокефалию».

Все прояснится, считает он, лишь с окончанием конфликта, от которого УПЦ сильно пострадала: «Больше жертв и беженцев среди ее паствы, ведь это жители восточных регионов страны». Но, несмотря на это, церковь существовать не перестанет.
«Советская власть запретила, например, греко-католическую церковь в западных областях Украины. Прошлась по ней катком сталинских репрессий. Но общины все равно остались. А что уж говорить про УПЦ, чье влияние и количество приходов сейчас несоизмеримо больше», – заключает священник.

Самое читаемое
Exit mobile version