Профиль

Солдаты Писториуса: реформа бундесвера год спустя

После того как в конце февраля 2022-го канцлер Олаф Шольц анонсировал масштабную программу перевооружения бундесвера, дискуссии о перспективах германского реваншизма получили мощный импульс. Впервые со времен холодной войны Берлин пообещал потратить столь внушительную сумму на вооруженные силы. Если еще на излете «эры Меркель» Германия числилась среди нарушителей бюджетной дисциплины НАТО, сохраняя уровень военных расходов значительно ниже оговоренных в 2014 году на саммите альянса в Уэльсе 2% от ВВП, то правительство Шольца начало решать проблему радикально, создав специальный фонд для оборонных расходов размером 100 млрд евро. При этом собственно военный бюджет ФРГ также предполагалось постепенно увеличивать до нормативов НАТО.

Министр обороны Германии Борис Писториус

Министр обороны Германии Борис Писториус

©FEDERICO GAMBARINI/DPA via AFP/EAST NEWS

Как вооружается Германия, и хватает ли ей на это денег

В Германии, где пацифистские настроения очень распространены, обещанная реформа бундесвера в целом была встречена с пониманием. И дело не только в том, что немецкий обыватель напуган эскалацией украинского кризиса. О плачевном состоянии бундесвера говорили давно, по меньшей мере с начала 2010-х. Пресса Германии смаковала сообщения о вышедших из строя танках, самолетах и подлодках, о нехватке базовой амуниции и о кадровом голоде в армии после отмены всеобщей воинской повинности. Должность министра обороны ФРГ с определенного момента стала самой неблагодарной в правительстве. Сюда отправили в малопочетную ссылку несостоявшуюся преемницу Меркель, бывшую главу ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Ее сменила социал-демократ Кристин Ламбрехт – она еще менее подходила для решения военных вопросов, зато соответствовала формальным и неформальным квотам правительства Шольца.

После окончания холодной войны и краха ГДР бундесвер перестал видеть перед собой равнозначного противника. Для расположенной в глубоком тылу НАТО и Евросоюза Германии вооруженные силы превратились в дорогой атрибут влиятельной державы, от которого нельзя было избавиться, но на который хотелось тратиться по минимуму. Это привело к деградации некогда одной из самых боеспособных европейских армий. Сворачивание присутствия бундесвера в Афганистане и Мали стало очередным тревожным симптомом, показавшим, что вооруженные силы ФРГ не способны проводить самостоятельные операции, а только лишь под руководством американских и европейских союзников.

Орел расправил крылья: как проходит милитаризация Германии

Иными словами, постепенное превращение бундесвера в чемодан без ручки перестало устраивать и общество, и политиков в Германии. В феврале 2022-го у немецкого правительства появилась возможность открыть новую главу в работе с армией, не оглядываясь на сложившуюся пацифистскую традицию и экономию бюджета. Если консенсус по поводу отправки оружия на Украину так и не сложился (соответствующее решение вызвало волну протестов), то критика перевооружения бундесвера со стороны условного лагеря «пацифистов» пока остается на дальней периферии общественной дискуссии.

Алармистам, как правило, из числа иностранных наблюдателей, увидевшим за спиной перевооруженного бундесвера призрак гитлеровского вермахта, оппонировали знакомые с немецкой бюрократией скептики, призывавшие не драматизировать ситуацию. Растерявшему боеспособность бундесверу соответствовала неповоротливая система военного управления. Сотне миллиардов евро специального оборонного фонда предстояло пройти через воронки и сито многочисленных ответственных служб и ведомств. «Что останется от этих денег, и как именно они будут потрачены после всех согласований и утверждений?» – этот вопрос успокаивал тех, кто боялся германского реваншизма, и раздражал тех, кто видел в неудовлетворительном состоянии бундесвера угрозу европейской безопасности.

Канцлер Германии Олаф Шольц

Axel Heimken/Pool via REUTERS

Первые результаты преобразований немецкой армии скорее подтвердили справедливость мнения скептиков. Весной 2023-го стало ясно, что ни один цент из оборонного фонда так и не был потрачен на те цели и задачи, которые были анонсированы Шольцем год назад. На сегодняшний день удалось лишь сформировать и разместить заказы на закупки американских истребителей F35A, радиостанций и снегоходов на общую сумму 10 млрд евро. Принятие минувшим летом «Закона об ускоренных закупках для бундесвера» так и не привело к оптимизации бюрократических процедур.

Противоречивые результаты первого года реформы немецкой армии подняли волну возмущения среди действующих и отставных военных. Едва почувствовав долгожданный ветер перемен, они вскоре с раздражением вынуждены были признать: правительство Шольца вопреки боевым речам на деле несильно отличается от кабинетов Меркель с их непоследовательным подходом к вопросам обороны. Представители командования бундесвера указывали, что с такими темпами перевооружения Германия не выполнит свои обязательства в рамках НАТО по формированию двух дивизий к 2027 году, да и в целом не сможет обеспечить собственные потребности в вооружении на фоне их массовых поставок Киеву.

Каждый сам за себя

Значит ли все это, что реформа бундесвера провалилась?

Миллиарды бюджетных средств действительно не смогли сами по себе быстро вытянуть бундесвер из болота недофинансирования и забюрократизированности. Кроме того, для военной реформы складывались неблагоприятные внешние условия. Ажиотаж вокруг российской «военной угрозы» не отменял энергокризиса, инфляции и экономических проблем, с которыми столкнулась Германия. Маневрируя между общественными запросами на безопасность и сохранение благосостояния, правительству Шольца приходилось выбирать приоритеты антикризисной политики, перебрасывая ресурсы с одного направления на другое.

В то же время многое указывает на то, что вместо блиц-реформы немецкой армии нас ждет продолжительный процесс фундаментальной перестройки всей военной организации ФРГ, начало которому было положено весной 2022-го.

Прежде всего об этом говорит назначение нового министра обороны. Путавшуюся в военных званиях Кристин Ламбрехт, которая могла быть уместна на этой должности лет десять назад, сменил ее однопартиец Борис Писториус. Это назначение не стоит недооценивать. Во-первых, оно сломало гендерный и региональный баланс правительства Шольца. Во главе немецкой армии оказался мужчина из Нижней Саксонии – еще недавно такое кадровое решение было невозможным. Очевидно, что назначение учитывало наряду с лояльностью федеральному канцлеру профессиональные компетенции Писториуса, ставя их выше, чем прочие формальные факторы. Во-вторых, во главе бундесвера впервые за долгое время оказался человек из силовиков, да еще и проходивший срочную службу в армии (ДМБ-1981, г. Ахим). После Урсулы фон дер Ляйен, Аннегрет Крамп-Карренбауэр и Кристин Ламбрехт такая смена вектора кадровой политики военного руководства не могла оставить немецкую общественность равнодушной.

Другая Германия: украинский кризис навсегда изменил политику Берлина

Писториусу быстро удалось стать самым популярным членом кабинета Шольца. Он обогнал лидера рейтингов – министра иностранных дел Анналену Бербок. Причем, в отличие от «зеленой» главы дипломатического ведомства, баланс рейтинга и антирейтинга у Писториуса положительный. Кредит общественного доверия подтверждают шутки на грани фола: «Бундесвер при Писториусе не в состоянии оборонять Германию, потому что может только наступать».

Для Писториуса, ранее заметного лишь на региональном уровне немецкой политики, назначение министром обороны – серьезный карьерный прыжок. Он достаточно опытен, чтобы не размениваться на популистские акции. При этом возраст (63 года) позволяет ему рассматривать свой пост и как высшую точку профессиональной биографии, и как ее предфинальный этап. Иначе говоря, реформа бундесвера имеет для него особую личную значимость.
Важно, что Писториус готов к вдумчивой работе, не рассчитывая на быстрый результат. Его действия в кресле министра свидетельствуют о том, что он намерен перестраивать бундесвер, начиная с самых основ. Для этого он затеял масштабный аудит всего военного механизма Германии, который займет продолжительное время, однако даст ему полную картину происходящего в вооруженных силах. Есть основания полагать, что Писториус в своей работе сейчас ориентируется на опыт Гельмута Шмидта, министра обороны ФРГ в 1969–1972 годах, а впоследствии федерального канцлера. Исполнение обязанностей главы оборонного ведомства Шмидт начал с масштабной серии переговоров и консультаций с военнослужащими, продлившихся почти год и завершившихся подготовкой конкретных предложений по изменениям в бундесвере.

Министр обороны ФРГ Гельмут Шмидт

DPA via AFP/EAST NEWS

Похоже, основная тяжесть реформистского удара Писториуса придется на бюрократические структуры министерства обороны. Уже анонсировано сокращение 160 из 370 руководящих министерских должностей. Оптимизация ждет также персонал среднего и низшего звена. Так, согласно внутреннему отчету бундесвера, 2500 должностей в отделе закупок министерства подвержены «коррупционному риску» из-за близких связей с предприятиями ВПК. С 2004-го действует правило, по которому такие должности нельзя занимать более пяти лет. Однако внутреннее расследование выявило 450 случаев, когда это правило нарушалось: некоторые чиновники занимали посты чуть ли не 30 лет. И это результаты проверки только одного отдела.

Другая Европа

Впрочем, внимание Писториуса к особенностям организационно-штатной структуры бундесвера не отменяет его запросов на увеличение финансирования немецкой армии. Министр уже заявил, что военный бюджет ФРГ надо увеличить до 60 млрд евро (сейчас – около 50 млрд). Также обсуждается вопрос о компенсации потерь от инфляции, оцениваемых 13 млрд евро.

Военная реформа может стать самым успешным проектом правительства Олафа Шольца. По сравнению с концепцией перехода к зеленой экономике, отказом от российских энергоносителей, «прогрессивными» трендами в политике ценностей и другими противоречивыми шагами «светофорной» (трехпартийной) коалиции преобразование бундесвера находит понимание и поддержку в немецком обществе – от элит до низов. Она соответствует букве и духу трансатлантической солидарности и не вызывает опасений у европейских союзников.

С другой стороны, противоречия внутри трехпартийного правительства ФРГ тормозят процесс принятия решений. Даже обсуждение структуры трат оборонного фонда вызвало полемику из-за позиции «Зеленых», предлагавших направить значительную часть средств на меры гуманитарного характера. Контролирующие министерство финансов либералы (СвДП), по сути разделяющие представления социал-демократов о необходимости реформировать бундесвер, из-за неустойчивого электорального положения собственной партии будут вынуждены играть роль строгого финансового контролера, придирчиво оценивая целесообразность новых трат. Популярность Писториуса и его напористость могут усилить недовольство среди его влиятельных недоброжелателей и вызвать волну провокаций в адрес министра.

Наконец, пока нет ясности, сможет ли реформа бундесвера решить острую проблему нехватки кадров в немецкой армии. В правительстве Шольца утверждают, что не намерены возвращать всеобщую воинскую повинность. Однако дискуссия по этому вопросу в экспертной среде набирает обороты. Если она завершится формированием консенсуса о необходимости восстановить в Германии всеобщий воинский призыв, то это станет едва ли не главным итогом всей военной реформы, меняющим не только немецкую армию, но и немецкое общество.

Автор – научный сотрудник Института международных исследований МГИМО

Самое читаемое
Exit mobile version