Профиль

Три «Чакры»: Как индийский флот шел к атомному подплаву

7 марта 2019 года Москва и Нью-Дели подписали соглашение о передаче в аренду ВМС Индии российской атомной подводной лодки пр. 971. Это уже третья в истории взаимоотношений двух стран субмарина со специальной энергетической установкой, которую индийцы будут использовать на правах аренды. Первая эпопея началась почти 40 лет назад – в начале 1980-х.

Атомная многоцелевая подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971. По индийской классификации: S72 Chakra

Атомная многоцелевая подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971. По индийской классификации: S72 Chakra

©

Чакра первая - легендарная

ВМС Индии, которые исторически сформировались как часть Королевского флота Великобритании, поначалу предпочитали покупать корабли бывшей метрополии. Флот позже других видов вооруженных сил Индии начал поиск альтернативных источников закупок вооружения и техники. Однако к 1960-м годам Лондон утратил интерес к поддержанию особых отношений с Дели, британцы перестали предоставлять индийцам льготные кредиты на покупку своих вооружений, и индийские ВМС начали переориентацию на советскую технику. В 1960-е Индия получила из СССР подводные лодки проекта И641, десантные корабли и ракетные катера проекта 205, оснащенные противокорабельными ракетами П-15. Во время третьей индо-пакистанской войны эти катера предприняли рейд на Карачи и подвергли пакистанский флот беспощадному избиению, полностью парализовав его активность и нанеся большой ущерб портовой инфраструктуре. Триумф 1971 года сильно укрепил авторитет советской военно-морской техники, и с тех пор индийские моряки стали, пожалуй, самыми верными адептами военно-технического сотрудничества с Москвой среди всех трех видов вооруженных сил Индии.

Апофеозом сотрудничества в военно-морской области стала передача в аренду советской атомной подводной лодки проекта 670. В апреле 1981-го во время визита в Индию военной делегации во главе с Начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза Н.В. Огарковым, советской стороной было сделано масштабное предложение о содействии в создании атомного подводного флота. Индийцам предложили техническую помощь в разработке технологий, проектировании и строительстве будущей индийской атомной подводной лодки, а также о передаче в аренду сроком на пять лет советской атомной субмарины и предварительной двухлетней программе подготовки ее индийского экипажа. Сторонами обсуждалась возможность передачи Индии по схожей схеме и второй такой подлодки.

ВМФ СССР выделил для передачи Индии головную крейсерскую атомную подводную лодку К-43 проекта 670 (шифр «Скат»). Корабль находился в строю ВМФ СССР с 1967 года и был оснащен восемью противокорабельными ракетами подводного старта комплекса П-70 "Аметист". В августе 1982-го делегация во главе с командующим индийскими подводными силами адмиралом Шекхаватом осмотрела лодку и приняла окончательное решение о выборе для аренды субмарины именно этого проекта. Ранее рассматривалась также возможность аренды атомной торпедной лодки пр. 671 (шифр «Ерш»), но выбор в пользу «Ската», скорее всего, был предопределен возможностью применения этим кораблем ракетного оружия. Лодки пр. 671 такого потенциала не имели: неядерных «Калибров», которые можно запускать из торпедных аппаратов, тогда еще не было, а их предшественник «Гранат», во-первых, только проходил испытания, а, во-вторых и в главных – был исключительно ядерным.

С августа 1982 по июль 1984-го в связи с готовящейся передачей Индии К-43 прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 06709 на Дальневосточном заводе "Звезда" в Большом Камне. Два полных и офицерский состав третьего индийских экипажей проходили подготовку в СССР с 1982 года, и начали обучение непосредственно на К-43 с марта 1985-го. Все индийские моряки были опытными подводниками, но ранее служили, разумеется, только на дизельных лодках. Кандидаты в будущие индийские командиры и старпомы атомохода имели опыт командования лодками пр. И641. До того как попасть на борт К-43 индийцы прошли теоретический курс обучения в бухте Улисс на окраине Владивостока. Огромную роль в организации учебного процесса сыграл советский командир лодки К-43 капитан третьего ранга Александр Теренов, который спланировал весь учебный процесс и боевую подготовку индийских моряков. Он же настоял на том, чтобы советский инструкторский экипаж сформировали из лучших специалистов 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. Поскольку кораблю шел уже двадцатый год, особое внимание уделялось отработке борьбы за живучесть. Кроме того, много времени и сил потребовалось для того, чтобы изменить «засадную» психологию подводников, служивших на тихоходных дизельных субмаринах, и привить им агрессивный и наступательный дух, присущий экипажам атомоходов. Возможности атомной лодки позволяют действовать гораздо активнее и не ждать, когда противник буквально «наползет» на тебя. Но при этом возрастают и требования к реакции на разного рода внештатные ситуации.

В апреле 1986-го боевая учеба завершилась, индийские моряки вернулись на родину, а лодка снова встала в ремонт на заводе «Звезда» в Большом Камне, поскольку за время учебы ресурс основных механизмов был подрастрачен. Весной следующего года советские специалисты Главного инженерного управления, ВМФ и промышленности проинспектировали пункт будущего базирования лодки в главной базе Восточного командования ВМС Индии в Визакхапатнаме. Привыкшие к, мягко говоря, весьма аскетичным условиям базирования советских подводных лодок, русские были впечатлены подготовительной работой к приему субмарины. Место будущего базирования находилось на территории судоремонтного завода, где были построены мастерские, офисные помещения для экипажа и инструкторов, установлены автономные источники энергоснабжения и воды, краны для погрузки оружия.

Контракт на передачу лодки Индии подписали 24 августа 1987. Но тогда же начались и первые неприятные сюрпризы. Без объяснения причин срок аренды был сокращен с пяти до трех лет. Индийский экипаж между тем вернулся во Владивосток и приступил к приемке корабля и восстановлению подзабытых навыков обращения с атомоходом. В октябре 1987-го всего за двое суток до окончания приемки командование ТОФ внезапно получило из Москвы команду передачу корабля прекратить, иностранцев с лодки убрать. Индийцы были шокированы. Они уже потратили серьезные средства на подготовку людей и постройку инфраструктуры. В Москву немедленно вылетел премьер-министр Раджив Ганди, которому удалось убедить советское руководство не разрывать контракт. Лишь после этого блиц-визита Москва дала окончательную санкцию на прием лодки индийским экипажем.

5 января 1988 на бывшей К-43 в Большом Камне был поднят индийский военно-морской флаг и лодка получила новое название S 71 Chakra. На борту, помимо индийского экипажа, находились 38 советских офицеров и технических специалистов и четыре переводчика. Первыми индийцами, встретившими лодку на внешнем рейде Визакхапатнама и поднявшимися на ее борт, стали Раджив Ганди, министр обороны, главком ВМС и командующий Восточным командованием ВМС Индии. Для индийского флота наступила новая эпоха.

В течение трех лет S71 несла боевую службу в составе индийских ВМС. Условия эксплуатации корабля сильно отличались от арктических и тихоокеанских вод, где ранее несла службу К-43. Здесь советская техника работала при очень высокой температуре и солености воды и большой влажности воздуха. Холодильные машины не справлялись и часто выходили из строя. Забортная арматура и весь корпус подвергались быстрой коррозии, что приводило к поступлению воды и даже пожарам. На борту помимо индийского экипажа постоянно находились не менее 10 советских специалистов и советский командир лодки-старший группы советских военных специалистов на объекте «S».

5 июня 1990 на лодке произошла самая серьезная за весь период аренды авария. Несмотря на возражения старшего группы советских специалистов, индийский командир С.Ч. Ананд решил погрузиться на глубину 250 метров. Изношенная в результате интенсивной эксплуатации лодка не выдержала нагрузки – на глубине 180 метров давлением вырвало патрубок системы охлаждения вспомогательного оборудовании, в результате трюм одного из отсеков в секунды оказался заполнен водой, повредившей электрооборудование, из-за чего возник пожар. На глубине 160 метров корабль остался без хода, без электропитания, горизонтальные рули заклинило, на нижней палубе начался пожар, трюм центрального отсека был затоплен. В этой ситуации и пригодились навыки, полученные во время многочисленных тренировок по обеспечению живучести корабля. Хотя, похоже, главную роль в спасении лодки сыграл Теренов и другие советские специалисты. Все решали буквально секунды, но благодаря слаженным действиям пожар был потушен, лодка всплыла, провентилировалась и своим ходом при нормальной радиационной обстановке вернулась на базу. Ремонт занял всего три месяца, уже в августе корабль продолжил несение боевой службы.

В течение трех лет лодка прошла 72 тыс. морских миль, реактор проработал 430 суток, было произведено пять ракетных и 42 торпедные стрельбы. Индия ставила вопрос о продлении аренды, но твердое в своей решимости добиться благосклонности американцев горбачевское руководство СССР было непреклонно и настаивало на возвращении субмарины. 5 января 1991, ровно через три года после поднятия индийского флага Chakra прибыла обратно в СССР, где вернулась в состав Тихоокеанского флота как Б-43. Уже в июле 1992-го как устаревшая она была списана и утилизирована в 2006-07 годах.

Индия на 20 лет лишилась возможности эксплуатации атомных лодок, а полученный ее моряками в 1988-90 годах опыт был практически полностью утрачен. Однако командиры и старпомы первой Чакры сделали отличные карьеры и заняли высокие командные посты. Например, уже упомянутый Ананд возглавил подводные силы ВМС Индии.

Чакра вторая – проблемная

4 октября 2000 года между Индией и Российской Федерацией было заключено межправительственное соглашение о передаче в аренду находящейся в недостроенном состоянии с начала 1990-х на ОАО "Амурский судостроительный завод" (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре атомной многоцелевой подводной лодки К-152 «Нерпа» (строительный номер 518) проекта 971, ее достройке, поставке ЗИПа и вооружения, а так же обучении личного состава. В дальнейшем предусматривалась возможность аналогичной передачи другой находящейся на АСЗ недостроенной однотипной атомной подлодки с заводским номером 519. Готовность лодки «Нерпа», постройка которой началась еще в 1986-м, к этому времени оценивалась в 86,5 %, а лодки безымянного заказа 519 – почти в 60%. На «Нерпе» был даже загружен реактор. Окончательный контракт на передачу и достройку «Нерпы» для Индии был подписан 1 июня 2005 года.

В ноябре 2004-го Роспром подписал контракт с АСЗ на возобновление строительства атомных подводных лодок проекта 971 со строительными номерами 518 и 519, хотя фактически достраивалась в итоге только первая лодка. «Нерпа» была выведена из эллинга завода 24 июня 2006 и передана на испытания в начале 2008-го. Индийский личный состав «Нерпы» обучался с октября 2005-го в российском центре подготовки личного состава атомных подводных лодок в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом (до 200 индийских офицеров).

Первоначально передача "Нерпы" по контракту должна была состояться 15 июня 2008 года. Однако Амурский судостроительный завод находился в то время не в самом лучшем состоянии. Предприятие управлялось Концерном средне- и малотоннажного судостроения (КСМК), которым владел Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ). Частные владельцы гораздо больше интересовались организацией в правильном направлении финансовых потоков, а не достройкой лодки. Впоследствии против топ-менеджмента КСМК и АСЗ была открыта целая пачка уголовных дел.

По причине плохого менеджмента и сложности проекта срок сдачи «ушел вправо» на 3,5 года. Особенно сильный удар нанесла катастрофа, произошедшая уже на этапе испытаний 8 ноября 2008, когда из-за нештатного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек. Во время испытаний была также выявлена низкая надежность работы ряда систем и механизмов, а также оружия. Индийцы всерьез рассматривали возможность прекращения проекта и отказа от аренды лодки. Но затраченные средства и желание обладать атомоходом оказались сильнее отвращения, которое индийские моряки к этому времени питали к АСЗ.

Акт о передаче ВМС Индии лодки был подписан только 30 декабря 2011 года. Лодка получила индийское название S72 Chakra. Индийский экипаж принял лодку 23 января 2012-го на территории завода судового оборудования «Восток» в Большом Камне (филиала АСЗ). 21 февраля корабль вышел в Индию, придя на военно-морскую базу Рамбилли близ Вишакхапатнама 31 марта, а 4 апреля Chakra была там официально введена в состав индийского флота.

Таким образом, несмотря на все трудности, 20 лет спустя после возвращения предыдущей атомной подводной лодки S 71 Chakra проекта 06709 Индия вновь получила российскую субмарину, и теперь уже окончательно стала шестой страной в мире, обладающей атомным подводным флотом.

Чакра третья – загадочная

Считается, что срок аренды второй Чакры истекает в 2022 году, и чтобы избежать нового перерыва в эксплуатации атомоходов, Индия должна была торопиться с решением вопроса об аренде третьего корабля. На волне сближения с США в Нью-Дели одно время пребывали в наивной иллюзии, что вскоре индийские ВМС получат в аренду американскую атомную субмарину. Но, увы и ах, новый друг оказался не таким щедрым как русские, и пришлось вновь обращаться к старому и проверенному партнеру.

В октябре 2016 года во время проведения саммита БРИКС в Гоа было подписано российско-индийское межправительственное соглашение об аренде третьей лодки. После этого начались трехлетние коммерческие переговоры. В декабре прошлого года газета «Ведомости» сообщала, что делегация во главе с главкомом ВМС Индии адмиралом Сунилом Ламба посетила Северодвинск, где на судоремонтном предприятии «Звездочка» находятся АПЛ проекта 971 «Самара» и «Братск». Наблюдатели считают, что тогда, вероятно, и было принято решение о выборе одного из этих кораблей для передачи ВМС Индии. Однако ранее обсуждалась также возможность передачи в аренду более старой лодки «Кашалот», достройка корпуса с заводским номером 519, который догнивает на Амурском судостроительном заводе, строительство лодки с нуля, а индийцы якобы даже ставили вопрос о возможности аренды лодки нового поколения проекта 885 «Ясень». В настоящее время нет полной ясности по поводу того, какое же решение в конечном счете было принято. Уверенно можно лишь утверждать, что это точно не будет 519 заказ, ибо второй раз с АСЗ индийцы связываться не станут. Пока доверять можно только сообщениям обычно хорошо информированной индийской прессы о самом факте подписания 7 марта контракта. ВМС Индии получат субмарину по информации СМИ в 2025 году. При этом аренда второй Чакры, которая по первоначальным планам должна закончиться в 2022-м, будет продлена как минимум до этого срока. Стоимость контракта оценивается в 210 млрд рупий ($3,2 млрд).

История пребывания советского и российского атомоходов в аренде ВМС Индии, таким образом, полна драматических моментов, связанных и с политикой, и с экономикой, и с техникой. Хаотичные шараханья горбачевского руководства, беспредел в российской оборонной промышленности и в ВМФ, сближение Индии с США – все это каждый раз создавало риски прекращения нашего сотрудничества с Индией в этой области. Но всякий раз трудности преодолевались и взаимовыгодная кооперация продолжалась.

Самое читаемое
Exit mobile version