18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "100 дней атомного министра"

Архивная публикация 2005 года: "100 дней атомного министра"

Исполнилось 100 дней с того момента, как бывший атомный министр Евгений Адамов был заключен в швейцарскую тюрьму. За экс-министра ведется борьба между США, требующими его выдачи за финансовые махинации на их территории, и Россией, которая сразу после ареста, пытаясь вытащить Адамова из иностранного узилища, завела на него родное уголовное дело.Редкий случай, когда Генпрокуратура пытается протянуть человеку руку помощи, пусть даже в этой руке лежат наручники.

©
Исполнилось 100 дней с того момента, как бывший атомный министр Евгений Адамов был заключен в швейцарскую тюрьму. За экс-министра ведется борьба между США, требующими его выдачи за финансовые махинации на их территории, и Россией, которая сразу после ареста, пытаясь вытащить Адамова из иностранного узилища, завела на него родное уголовное дело.Редкий случай, когда Генпрокуратура пытается протянуть человеку руку помощи, пусть даже в этой руке лежат наручники.

Одновременно другой юбилей: контракт ВОУ-НОУ, крупнейший в истории России и, что очень важно, заключенный в области высоких технологий, перевалил через экватор. Общая цена контракта — около $15 млрд. Суть — превращение 500 тонн российского оружейного высокообогащенного урана (концентрация изотопа уран-235 — около 90%) в низкообогащенное топливо для американских АЭС (концентрация падает до 3—5%). Наше топливо обеспечивает половину мощностей АЭС и 10% всей электроэнергии США. Тротиловый эквивалент урана, вовлеченного в программу ВОУ-НОУ, — 500 тыс. бомб, сброшенных 50 лет назад на Хиросиму.

На швейцарской съезжей у атомного экс-министра даже полураспада личности не наблюдается. Евгений Адамов следит за публикациями, посвященными его персоне, сам пишет статьи. В этом плане его можно считать двойником Ходорковского. Отличие в том, что масштаб инкриминируемых Адамову злодеяний всего $9 млн., но светит ему в Америке 66 лет тюрьмы.

©
Ходорковский и Адамов — два самых известных в России сидельца. Но отношение к ним полярное. Либеральная общественность Ходоровскому сочувствует, недавно в день рождения олигарха завалили в Матросской Тишине поздравлениями. Адамову никто не сочувствует, хотя он пытается доказать, что тоже сидит за политику. В Думе судьбу ядерщика поначалу обсуждали — предлагали, как носителя государственных секретов, выкрасть или вовсе убить, потом интерес потеряли. Видимо, у нас стойкое представление, что вор и чиновник — синонимы. Даже бизнесмен меньше вор, чем министр. В том, что над бывшим министром карающий меч занесла иностранная Фемида, мы находим тайное удовлетворение и доказательство продажности родимой власти.

Когда-то великий адвокат Плевако говорил, что люди не слушают аргументов — только эмоции. Так получилось, что Евгений Олегович симпатий у публики не вызывает, но обаянию Михаила Борисовича отдают должное даже его недруги. Однако есть и факты. Накануне прихода Адамова в министры, не имея сил видеть беспросветную нищету коллег, покончил с собой директор ядерного центра в Снежинске Владимир Нечай, написав в предсмертной записке: «Так жить нельзя». Ни в коей мере не ставя под сомнение чудесный вклад Ходорковского в поднятие российской экономики, надо сказать, что именно при Адамове атомная энергетика оказалась первой отраслью, превысившей показатели советского периода. Государственная, заметим, отрасль, а вовсе не приватизированная нефтянка. Именно тогда на полную мощность заработал контракт ВОУНОУ, в который многие олигархи тщетно пытались продвинуть своих людей. При Адамове Россия заключила многомиллиардные контракты на строительство атомных станций в Китае, Индии, Иране. Американские «Вестингауз» и «Дженерал Электрик» таких контрактов не имеют. И было принято законодательство (хотя «зеленые» оспаривают его благостность), позволяющее России вторгнуться на очень выгодный рынок по ввозу и переработке отработанного ядерного топлива, ради чего министр поставил на карту свою политическую репутацию. Атомное ведомство вкладывает в науку больше, чем вся Российская академия наук. Наука в этой отрасли — это ядерный потенциал и последний щит России.

Мог ли этот человек, будучи государственником до мозга костей, приворовывать? Я по своей наивности в это не верю. Но, как говорил всезнающий Вольтер, когда дело касается денег, все люди исповедуют одну религию. Пусть это проверяет западное правосудие. В России недруги Адамова — а в них у деятельного и не отличавшегося дипломатичностью министра недостатка не было — не раз устраивали разбирательства, в том числе думские и прокурорские. Адамов открыто атаковал, подавал в суд, требовал публичности. И каждый раз побеждал. Но за границей это не аргумент.

Россия в последнее время борется за своих граждан, взятых под стражу за границей, даже когда обвинения доказаны. Почему брошен атомный министр, принесший стране многие миллиарды? Загадка посильнее тайн атомного ядра.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».