Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "2 — 8 июня"

 4 июня 1785 года

В селении Гросс-Лейп в Силезии родился известный русский полководец Иван Иванович Дибич-Забалканский. Он был сыном прусского офицера и получил от родителей имя Иоганн Карл Фридрих Антон. В 1792 году его отец поступил на русскую службу, дослужился до генерал-лейтенанта. Иван Иванович пошел дальше родителя, сделавшись в итоге фельдмаршалом и полным кавалером ордена св. Георгия. Немец был отчаянно храбр, что проявилось уже в первой его кампании под Аустерлицем, притом женился на племяннице военного министра Барклая де Толли — Женни фон Торнау. В октябре 1812 года 27-летний Дибич отличился при взятии Полоцка и получил первый генеральский чин. По окончании наполеоновских войн Иван Иванович вошел в ближний круг императора, часто сопровождал Александра I в его поездках. В 1824 году дослужился до начальника Главного штаба и присутствовал в Таганроге при кончине царя. Генерал сохранил свое влияние и при дворе Николая I. Новый монарх предпочитал использовать Дибича в «горячих точках» — полководца посылали на войну с горцами, в русско-турецкой войне 1828—1829 годов он стал главнокомандующим и едва не взял Константинополь. За вспыльчивость турки прозвали его Самовар-пашой. За успехи в этой кампании Иван Иванович стал фельдмаршалом и получил право на почетное прозвище «Забалканский». Погубило Дибича польское восстание, вспыхнувшее в ноябре 1830 года. Быстро победить поляков не получилось, военные действия затянулись, а в июне 1831 года под Пултуском полководец скончался от холеры.
5 июня 1990 года

В Москве на 90-м году жизни скончался Василий Васильевич Кузнецов, известный советский политик и дипломат, трижды становившийся номинальным главой государства. Он родился 13 февраля 1901 года в семье крестьянина деревни Софиновка Костромской губернии, в 1920—1921 годах служил в Красной армии, а затем поступил в Политехнический институт в Петрограде, который окончил в 1926-м. До 1937 года Кузнецов работал инженером на металлургическом заводе, причем в начале 30-х стажировался в Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге. В 1937-м его перевели в «Главспецсталь» Наркомтяжпрома. За успехи на новой работе Василий Васильевич получил Сталинскую премию и степень кандидата технических наук. В 1940 году его назначили зампредом Госплана, а в 1944-м сделали главой советских профсоюзов — вплоть до смерти Сталина председатель ВЦСПС Кузнецов поднимался на трибуну Мавзолея вместе с вождем. В 1953 году в Кремле сочли, что технарь Кузнецов должен стать дипломатом. Не имея никакого опыта, он быстро освоился, будучи сначала послом в Пекине, а с 1955 года — первым заместителем министра иностранных дел. Пробыв в этой должности 22 года, Василий Васильевич прослыл человеком толковым, что проявилось в октябре 1962-го, когда он был послан в США улаживать Карибский кризис. В 1977 году 76-летний Кузнецов получил почетную должность первого заместителя председателя Президиума Верховного Совета СССР. Пост придумали специально для него: номинальный глава государства, он же генсек, отныне не занимался рутинной работой — получением верительных грамот, награждением не самых видных орденоносцев и т.д. Кузнецов вновь стал подниматься на трибуну Мавзолея, а в 1982, 1984 и 1985 годах ему довелось временно возглавлять советское государство после кончины вождей. Лишь при Горбачеве надобность в его чрезвычайных услугах отпала.
6 июня 1875 года

В городке Вэмего (штат Канзас) родился основатель одной из крупнейших в мире автомобильных корпораций Уолтер Перси Крайслер. Он начал свой трудовой путь учеником на заводе по производству локомотивов, а скончался одним из самых известных и богатых людей в Штатах. Свои мемуары он гордо назвал «Жизнь американского рабочего», но у станка стоял только в юности, а затем долгие годы работал менеджером по продажам. Основой своих успехов Крайслер считал энтузиазм: инициативного работника продвигали вперед, и со временем он возглавил «Бьюик» — структурное подразделение «Дженерал Моторс». Из-за интриг завистников ему пришлось покинуть «Дженерал Моторс», и Крайслер пошел своим путем. Его собственная корпорация появилась в июне 1925 года на волне успеха первого автомобиля, названного его именем. Модель 1924 года «Крайслер VI», оснащенная гидравлической системой тормозов и шестицилиндровым двигателем, имела огромный успех и дала Крайслеру возможность успешно конкурировать с крупнейшими участниками автомобильного рынка. Купив в 1928 году компанию «Додж», Крайслер значительно упрочил свое положение и в 1933-м впервые превзошел «Форд» по объемам продаж, сделав правильную ставку на улучшение потребительских свойств своих машин. На пике успеха в 1935 году 60-летний Крайслер отошел от дел, а 18 августа 1940 года скончался в Грейт-Нэке (штат Нью-Йорк). Ныне «Крайслер» является признанным мировым брендом и третьим производителем автомобилей в США.
6 июня 1956 года

Совет Министров СССР принял постановление «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях». Бумага за подписью Николая Булганина была одним из немногих решений советской власти, которые реально закрепляли раскрученные пропагандой «преимущества социализма» и улучшали жизнь простых граждан. До 1956 года бесплатным было лишь всеобщее семилетнее образование — родителям учеников старших классов, студентам техникумов и вузов приходилось вносить за обучение определенную плату. Деньги взимали небольшие, для отдельных категорий населения предусматривались льготы вплоть до освобождения от уплаты, но в условиях послевоенной бедности, сопровождавшейся принудительной подпиской на госзаймы, любые формы выплат были неприятны для семейного бюджета. В 50-е годы руководство осознало, что потребность в квалифицированных кадрах перевешивает потери Минфина от ликвидации условно-платного образования.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK