19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "2004-й – самый автомобильный"

Архивная публикация 2005 года: "2004-й – самый автомобильный"

Окончательные итоги производства и продаж автомобилей в нашей стране появятся к началу февраля. Но уже сейчас ясно: 2004 год стал самым успешным в истории развития автомобильного движения в России. Успех в основном достался иномаркам. Если так пойдет и дальше, россияне скоро забудут о существовании отечественных авто.Деньги и штуки

Окончательные итоги производства и продаж автомобилей в нашей стране появятся к началу февраля. Но уже сейчас ясно: 2004 год стал самым успешным в истории развития автомобильного движения в России. Успех в основном достался иномаркам. Если так пойдет и дальше, россияне скоро забудут о существовании отечественных авто.Деньги и штуки

Прошедший год, несомненно, побьет все рекорды по количеству денег, затраченных россиянами на покупку автомобилей. По подсчетам аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2004 году наши сограждане потратили на машины почти $18 млрд., что на $4,6 млрд. больше, чем годом ранее, и на $7,2 млрд. превышает показатели двухлетней давности, когда автомобильный рынок только входил в цивилизованное русло после введения в стране новых пошлин на импорт иномарок.

В долларовом выражении продажи легковых автомобилей за два года, по прикидкам PwC, выросли на 67%. И как замечает партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, не один год изучающий автомобильный бизнес в России, он не знает другого такого рынка (кроме, может быть, китайского), который расширялся бы столь стремительно. По прикидочным данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в страну было ввезено не менее полумиллиона легковых автомобилей — в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Однако, несмотря на то, что денежных средств на машины в прошлом году было потрачено на 40% больше, чем два года назад, в количественном выражении российские автомобилисты приобрели легковых автомобилей всего на 13% больше — примерно 1,6 млн. (вместе с отечественными и произведенными на нашей территории совместными предприятиями).

По мнению г-на Рута, такая разница свидетельствует о том, что россияне стали покупать больше иномарок. Не последнюю роль, по его мнению, сыграли рост реальных располагаемых доходов, особенно у более обеспеченных слоев населения, и развитие системы кредитования на покупку автомобилей.

Почти треть машин в 2004 году была куплена в России в кредит. Руководитель аналитической группы «АвтоПроект XXI век» Олег Самохвалов дополняет: «У людей стало больше денег, в том числе и на автомобили, поскольку почти на 10% за год упал курс доллара по отношению к рублю». По наблюдению таможенников, рост количества импортируемых из-за рубежа автомобилей в прошедшем году впервые происходил равномерно во всех ценовых группах. Тогда как еще двумя годами ранее рынок прирастал в основном за счет самых дорогих и самых дешевых автомобилей.

Наши не идут

По прикидкам Минэкономразвития, рост импорта машин в стране составил примерно 180%, производство совместных предприятий выросло на 150%, в то время как отечественные заводы увеличили выпуск машин не более чем на 10%. С такими выкладками согласны эксперты аналитического центра «Автосельхозмашхолдинга». По их данным, российские автозаводы произвели в 2004 году на 8,8% больше легковых машин, чем годом ранее, и объем выпуска составит примерно 1,1 млн. единиц.

При этом аналитики обращают внимание на то, что темпы сборки иномарок в стране растут вслед за увеличением спроса на них. Почти 88% прироста продаж автомобилей в стране в 2003—2004 годах, по расчетам экспертов PricewaterhouseCoopers, было обеспечено иностранными брендами. Это означает, что мировой автопром продолжает вторгаться на российский рынок, все откровеннее вытесняя с него местных производителей. «Если так пойдет и дальше, то через два-три года доля продаж российских брендов сократится еще больше», — заявляет Стенли Рут.

По мнению экспертов «АСМ-холдинга», доминирующую роль на рынке стали играть машины, выпущенные на территории России зарубежными производителями и совместными с ними предприятиями. Если в 2003 году на их долю приходилось 57 тыс. машин, в 2004-м — 120 тыс., то в 2005 году выпуск российских иномарок может достичь 180—200 тыс. авто.

У производителей российских автомобилей своя точка зрения. По предварительным оценкам экспертов ВАЗа, прирост рынка легковых машин в стране не превысит 5% в количественном выражении и 8— 10% — в денежном. При этом они делят рынок новых автомобилей на две части: массового спроса, в которой доминируют отечественные модели, и элитного потребления, где главную роль играют иномарки. Оба сегмента, по их мнению, растут примерно одинаково. На ВАЗе уверены, что на фоне даже самого динамичного роста автомобильного рынка страны доля отечественных автомобилей не уменьшится, так как в 2005 году ВАЗ, например, планирует увеличить выпуск своих машин за счет производства «Калины», которая впервые за всю историю завода будет изготавливаться в дополнение к уже работающим мощностям.

«Калины» побаиваются и западные аналитики. По их мнению, если запуск малолитражки окажется успешным, машина поможет российским производителям удержать свою долю рынка. Нет — их уже ничего не спасет. И это главная интрига 2005 года.

Но цены, цены…

Пока же на отечественные машины наши автолюбители, по предварительным расчетам, потратили лишь на $1,4 млрд. больше, чем в 2002 году. И эта цифра во многом объясняется ростом цен на российские автомобили. По наблюдениям аналитиков группы «АвтоПроект XXI век», средняя цена на машины отечественного автопрома за последний год выросла почти на $1000. Тогда как средняя цена на иномарки не меняется уже два года. Иными словами, в 2004 году количество проданных отечественных машин осталось почти тем же, что и в 2003 году, однако отечественные автопроизводители сумели слупить со своих покупателей «лишний» миллиард долларов — исключительно благодаря повышению цен.

Почти все аналитики отмечают: спрос на отечественные автомобили падает неуклонно с середины 2003 года, а ресурсы увеличения объемов продаж, сформированные российскими заводами после августовского кризиса 1998 года, исчерпались уже к началу 2004 года. Россияне продолжают активно покупать новые импортные автомобили. Вместе с новыми иномарками, произведенными в России, их продажи в 2004 году, вероятно, превысят $9 млрд. А в численном выражении парк новых иномарок подрастет фактически вдвое. С учетом оперативных данных ГТК России, в 2004 году будет продано не менее 330 тыс. новых машин иностранного производства, ввезенных из-за границы.

Что год грядущий нам готовит

В нынешнем году, по прогнозам аналитиков, будет продано не менее 1,7 млн. легковых автомобилей. И основную лепту, практически при том же объеме производства российскими заводами и при продолжающемся снижении ввоза подержанных иномарок, внесет импорт новых автомобилей, а также производство иностранных моделей на нашей территории.

Но чтобы иностранные производители активнее приходили в Россию со своими заводами, нужен не только стабильный экономический и политический фон, но и хорошо налаженное производство автокомпонентов и комплектующих в нашей стране, а не за ее пределами. Продавливанием такой не новой идеи в этом году, видимо, и займется мировой автопром не без помощи российского правительства. Минэкономразвития уже активно разрабатывает снижение пошлин с 10% до 2% на комплектующие и компоненты, и это позволит снизить стоимость собираемых в стране иномарок на 7—10%. На наших автозаводах говорят, что снимут с этого свою пенку: заменят соответствующие детали в своих машинах на более качественные западные и тем повысят конкурентоспособность продукции. Не будем, однако, забывать, что одновременно вырастут и цены на машины, а они и так уже сопоставимы с ценами на иномарки, производимые в России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».