Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "27 октября — 2 ноября"

 27 октября 1811 года

В городе Питтстаун в штате Нью-Йорк в семье каретника родился Исаак Меррит Зингер, изобретатель швейной машинки и основатель всемирно известной фирмы. Потомок эмигрантов из Германии с юности увлекался изобретательством, а прежде чем разбогатеть, без особого успеха работал актером в американской провинции. В 1850 году Зингер совершил революцию в швейном деле, смастерив машинку с горизонтальным расположением челнока и ножной педалью. Первые экземпляры для продажи стоили $100 и были непомерно дороги для потребителя, Но изобретателю помог оборотистый компаньон, адвокат Эдвард Кларк, и фирма Зингера вскоре стала всемирно знаменитой. В середине 1870-х годов ежегодно выпускалось уже 200 тыс. швейных машинок. Разработанный Зингером принцип используется до сих пор, а продукция основанной им фирмы долгие годы служила гарантией высокого качества. Став одним из символов «американской мечты», почти двухметровый Исаак Меррит шокировал пуританскую Америку своими многочисленными романами и браками. В 1865 году Зингер женился в последний раз — на француженке Изабель Соммервиль — и вместе с супругой перебрался в Старый Свет. После его смерти, последовавшей 23 июля 1875 года, претензии на наследство заявили более 20 подлинных и мнимых детей изобретателя.
27 октября 1984 года

В Тынде было торжественно открыто движение по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. БАМ воистину оказался стройкой века — о необходимости второго Транссиба всерьез заговорили уже в 1906 году, после неудачной русско-японской войны. В 1924-м Совет труда и обороны СССР включил магистраль в перспективный план строительства железных дорог, в 1930-м появилось само название БАМ, а вскоре на карту были нанесены поселок и станция с тем же названием. Ударным трудом заключенных удалось развернуть строительство на восточном и западном участках магистрали, но осилить второй Транссиб при Сталине так и не удалось. После обострения советско-китайских отношений в 60-е годы БАМ вновь превратился в стратегическую магистраль. В апреле 1972 года работы были возобновлены, а в 1974-м дорогу объявили ударной комсомольской стройкой. Вокруг строительства развернулась мощная пропагандистская кампания. Однако при Брежневе далеко было до темпов строительства царских времен, когда Транссиб был проложен за 10 лет. Только к 1984 году восточный и западный участки БАМа удалось соединить, но магистраль была официально принята госкомиссией в постоянную эксплуатацию в 1989-м, а рабочее движение по знаменитому Северо-Муйскому туннелю было открыто лишь в конце 2001 года.
28 октября 1727 года

В Париже на 52-м году жизни скончался известный русский дипломат и соратник Петра Великого князь Борис Иванович Куракин. Он принадлежал к старинному боярскому роду и в юности породнился с царем, женившись в 1691 году на Ксении Лопухиной, сестре первой жены Петра, Евдокии. Борис Иванович был активным участником «потешных забав» молодого монарха и состоял при нем спальником. В 1696 году 20-летний Куракин отправился в Италию изучать морское дело, быстро освоился за границей и стал впоследствии одним из первых профессиональных дипломатов на Руси. В 1707 году он отправился с секретной миссией к папе римскому, а в 1709-м был назначен послом одновременно в Ганновер, Лондон и Амстердам. Князь исполнял поручения Петра по заказу кораблей, вербовал иностранных специалистов, присматривал за русской молодежью, отправленной на учебу за рубеж. С 1716 года Куракин был послом в Париже, заключил с французским двором договор о дружбе, союзе, торговле и восстановлении мира в Европе. В 1723 году Борис Иванович хлопотал о браке юного Людовика XV с царевной Елизаветой Петровной, но цели не достиг. Незадолго до смерти он повелел построить в старой столице храм во имя св. Николая и при нем госпиталь для престарелых воинов. Императрица Анна Иоанновна пожаловала для этой цели участок земли на Новой Басманной, и в 1742 году усилиями сына Куракина, Алексея Борисовича, там открылось первое в Москве благотворительное заведение.
30 октября 1895 года

В деревне Кузнецово Сычевского уезда Смоленской губернии родился известный функционер сталинской эпохи Андрей Андреевич Андреев. Получив начальное образование, он с 13 лет трудился на московских и петербургских заводах, а в 18 лет вступил в партию большевиков. В 1917 году Андреев активно работал в Петроградском союзе металлистов и участвовал в октябрьском перевороте. Его карьере способствовала женитьба на энергичной партийной работнице Доре Хазан, близкой подруге Надежды Аллилуевой, супруги Сталина. До 1925 года Андреев симпатизировал Троцкому, но, вовремя сменив идейную ориентацию, быстро оказался на большевистском олимпе: его избрали кандидатом, а в 1932 году — членом Политбюро, доверили важнейший Северо-Кавказский крайком, затем наркомат рабоче-крестьянской инспекции и центральную контрольную комиссию партии. Андреев не блистал особыми способностями, но сталинскую волю исполнял беспрекословно. С 1931 по 1935 год он занимал должность наркома путей сообщения, но был заменен более решительным Лазарем Кагановичем. Андрей Андреевич благополучно миновал все волны репрессий, долгие годы будучи секретарем ЦК, зампредом Совмина, председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. Только на XIX съезде партии в октябре 1952 года Андреева вывели из Политбюро, а после смерти Сталина он лишился и ответственного поста в правительстве. Скончался удачливый функционер 5 декабря 1971 года на 77-м году жизни.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK