28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "40 градусов в "тени""

Архивная публикация 2001 года: "40 градусов в "тени""

В последние месяцы государство решило переломить ситуацию, усиливая контроль над алкогольным рынком.Царев кабак

Можно сколь угодно долго иронизировать над тем, что водка -- это наше все, но отказать ей в главном -- в том, что она была, есть и будет основой взаимоотношений власти и народа,-- просто нельзя. Причем речь идет не об одурманивании, не об отвлечении населения от тяжкого бытия. Речь идет о цифрах, о бюджете: когда государство сильно, оно "водкой прирастает". Когда либерализуется -- "худеет".
На фоне равноудаления "олигархов", федеративной реформы и прочих симптомов усиления вертикали власти как-то был упущен главный индикатор "просыпания" государства -- его стремление взять под свой контроль "пьяные деньги".
В этом отношении 2000 год надолго останется в памяти всей российской околоалкогольной общественности. Год начался с повышения акцизов на алкоголь на 40%. Рынок сопротивлялся повышению сбора всерьез. Много говорили о том, что это выгодно лишь теневикам. Приводили статистику о неизбежном 40-процентном же росте смертности от отравлений фальшивой водкой, о переходе производителей "в тень".
Одним только повышением акцизов усиление госрегулирования отрасли не ограничилось. С начала минувшего года среди участников рынка начал циркулировать слух о введении госмонополии на производство и даже продажу спиртного. Госмонополия введена не была. Зато был сделан первый шаг к ней. В октябре создан "Росспиртпром", который забрал в управление госпакеты акций спиртовых и ликероводочных заводов и ЛВЗ (более подробно см. интервью с первым заместителем директора "Росспиртпрома" Константином Зазирним). Пока в штате этой структуры, по некоторым сведениям, числится не более 20 человек вместе с шоферами и секретаршами и декларированная цель создания "Росспиртпрома" -- повышение эффективности управления и контроля за водочным бизнесом -- не достигнута. Но все еще впереди.
Основным из них стало введение с 1 января нынешнего года так называемой особенной части Налогового кодекса, где прописывается расщепление акциза на ликероводочные изделия между производителем и оптовым звеном.
Ставка акциза и способ его взимания -- очень эффективный инструмент регулирования всей отрасли. До 2000 года вся сумма акциза (которая сейчас составляет около 17 рублей с поллитровки) собиралась непосредственно при выходе продукции с завода и делилась пополам между региональным и федеральным бюджетом. Вследствие этого каждый губернатор считал обязательным обзавестись собственным водочным заводиком. Бюджеты ряда субъектов (типа, например, Мордовии) на 40% состояли из "пьяных денег". При этом "чужую" водку к себе в регион губернатор, естественно, не пускал, ведь акциз в таком случае попадал в "чужую" казну. Для решения задачи проникновения на региональные рынки ряд крупных производителей и пролоббировал решение о расщеплении акциза. В соответствии с новым законом в региональный бюджет будет поступать половина акциза не от произведенной в регионе, а от выпитой здесь же водки. Таким образом, губернаторские заводики лишатся административных конкурентных преимуществ перед соседями.
Но не все так просто. Главным аргументом противников расщепления было то, что собрать акциз с завода значительно проще, чем с торговли, даже оптовой. Для этого решено было создать сеть так называемых акцизных складов, которые должны быть определенным образом лицензированы и сертифицированы. Только им производитель может продавать свою водку с "ополовиненным" акцизом. Остальным же -- только после 100% его уплаты.
Однако к концу прошедшего года ни одного акцизного склада так и не появилось. Был принят закон, согласно которому и расщепление акциза, и акцизные склады, и региональные идентификационные марки начинают действовать не с 1 января, а с 1 июня. За принятие закона агитировали и МНС, и крупные производители, и правительство: они понимали, что к первоначальной дате "спецскладов" не создать.
Однако в первый же рабочий день января 2001 года выяснилось, что президент наложил вето на закон об их учреждении (при том, что вступившие в силу с начала нынешнего года аналогичные поправки к Налоговому кодексу никто не отменял и не притормаживал). Таким образом, производитель уже вроде как имеет право платить лишь половину акциза, а акцизных складов, которые отвечают за вторую половину, просто нет.
Генеральный директор завода "Кристалл" Сергей Лукашук: "За последние годы власть слишком часто и резко меняла правила игры на алкогольном рынке. А любые резкие движения, даже самые правильные, далеко не всегда приносят желаемый положительный эффект. Это относится и к идее расщепления акциза. Пока никаких существенных изменений не чувствуется. Дальше -- посмотрим".
Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что "идея о разделении акциза, безусловно, правильная. В идеале, в результате расщепления акциза будет снята налоговая нагрузка с производителя, что, безусловно, существенно уменьшит количество нелегальной продукции, оздоровит рынок, снимет региональные барьеры. Но благая идея, как всегда, не вполне адекватно воплощается в жизнь. Кроме того, в результате неподготовленности ряда ведомств и отсутствия ясности с региональными идентификационными марками с 1 января фактически запрещена оптовая реализация отечественного алкоголя".
Понятно, что эта коллизия в ближайшее время будет разрешена. И очевидно, что в пользу государства. То есть платить половину акциза до появления первых лицензированных складов производителю никто не даст -- платить будут, что называется, "по полной" (то есть даже временного снижения цен на национальный напиток ожидать не приходится). Однако торопливость с ужесточением контроля над алкогольным рынком лишний раз подтверждает, что "любовь" между водкой и властью -- это надолго.
Пьяный бюджет

Акциз, как уже говорилось, имеет двоякую функцию. Во-первых, привлечение денег в бюджет. Нужно сказать, что с этой функцией российское государство пока справляется не очень хорошо.
До перестройки "пьяные деньги" составляли до 30% доходной части бюджета бывшего СССР. После ликвидации госмонополии на производство и реализацию алкогольных напитков в 1992 году доходы бюджета снизились более чем в 10 раз. В 1996 году акцизные поступления составляли менее 6 млрд. рублей. Сегодня эта цифра увеличилась более чем в 5 раз (32 млрд. рублей в сопоставимых ценах), однако все еще не превышает 5% от бюджетных доходов.
При этом реальный оборот алкогольного рынка существенно превышает тот, который контролирует государство. По самым скромным подсчетам, ежегодное потребление крепкого алкоголя в России составляет 220--250 млн. декалитров, то есть по 14 литров, или по 28 поллитровок водки, на душу.
Официальная же статистика утверждает, что объемы производства составляют 137 млн. декалитров. То есть почти половина из потребленного -- это "левак". И это признают даже официальные органы. К примеру, по данным МНС, в нелегальном обороте находится не менее 30% алкоголя. А эксперты и вовсе приводят цифру 60%.
Количество и качество левой водки зависит от региона. Так, в крупных городах подделок не очень много. В Москве -- не более 25%. Откровенной "табуретовки", которую разливают кустарным способом в ванне, здесь практически нет. Ее можно встретить лишь где-нибудь на окраинах, в маленьких палатках, либо у бабушек возле вокзалов. Отличительные признаки откровенно поддельной водки -- отсутствие акцизной марки, подозрительная этикетка, низкая цена. Есть и еще один признак: по закону поллитровая бутылка водки в рознице не может стоить дешевле 28 рублей. А если речь идет о водке "брендового" производителя, например московского "Кристалла", то не менее 35 рублей.
Все, что дешевле, пить крайне опасно. Такая водка вполне может оказаться разведенным техническим спиртом или, того хуже, стеклоочистителем.
Встречаются, однако, и очень качественные подделки с "правильными" этикетками, акцизными марками, голограммами и прочими атрибутами. В этом случае индикаторами могут служить лишь цена, запах и интуиция. Такую водку, как правило, разливают в оборудованных цехах, которые в изобилии расположены в окрестностях столицы. Ведь хорошая подпольная разливочная линия, хотя и стоит около $1 млн., окупается всего за 2--3 месяца. Как правило, такие подделки для жизни не опасны.
Часть качественных подделок -- это продукция вполне легальных региональных спиртзаводов. Она произведена в обход налоговых органов (в третью смену, когда за якобы опечатанными на ночь воротами цехов работа кипит вовсю) и поэтому может быть несколько дешевле легальной.
Как только вы выезжаете за пределы крупных городов туда, где контроль за розничной торговлей послабее, начинаются чудеса. Буквально в 10 км от Москвы можно встретить водку по 25 и даже по 18 рублей. Понятно, что вопрос о ее легальности сразу же отпадает. Тут больше "табуретовки", а хорошие подделки и вовсе могут составлять до 70% ассортимента.
Вне городов и в небольших городах в провинции много самогона. Который, понятно, может стоить вообще десятку за поллитра. Но тут, как говорится, все честно. Никто ничего не подделывает, и остается надеяться на добросовестность самогонщиков.
Однако самогоноварение на продажу распространено лишь в сельской местности, и общие его объемы не превышают 15 млн. декалитров, то есть 6--7% всего объема потребляемого спиртного.
Больше пить не будем. Меньше -- тоже

Резкое расслоение по потреблению водки (не в количественном, а в качественном отношении), понятно, обусловлено прежде всего уровнем доходов населения по регионам.
Большинство россиян -- более 70% -- предпочитают водки дешевые, так называемые ординарные, стоимостью до 45 рублей за бутылку. Число таких "водкопотребителей" увеличилось после кризиса, когда импортные водки и коньяки стали недоступны по цене.
Нужно отметить, что наиболее популярными в регионах являются водки местного производства ординарных сортов (более 60%). Просто потому, что они дешевле. Впрочем, это не мешает практически всем россиянам хорошо знать продукцию московского завода "Кристалл" и при возможности покупать именно ее.
Так, на первом месте в общероссийском рейтинге популярности стоят "Столичная" (91%) и "Московская" (88%). На третьем -- российский "Смирновъ" (85%). Однако эти водки жители регионов покупают лишь в торжественных случаях или в подарок.
Водку категорий "премиум" (от 80 рублей за поллитра) и "супер" (от 150 рублей), к которым относятся отечественные сувенирные водки и элитные сорта типа "Столичной" с черной этикеткой, в регионах потребляют крайне мало (менее 10%), в крупных городах гораздо больше (до 60%). Горожане значительно чаще пьют водку категории "премиум" (до 20%). Большая часть этой водки потребляется в барах и ресторанах.
Что касается водки категории "супер" (это прежде всего импортные напитки и сувенирная продукция), то ее доля на рынке и вовсе несущественна -- менее 5%.
Есть еще одна весьма любопытная тенденция в динамике водочных предпочтений наших соотечественников: в последние год-два отмечено, что среди молодежи популярность водки несколько снизилась. Многие, особенно жители крупных городов до 25 лет, предпочитают ей пиво и слабоалкогольные коктейли, которые хорошо подходят для употребления на вечеринках. Не последнюю роль здесь играет и то, что по телевидению постоянно идет реклама пива, тогда как телевизионная реклама водки запрещена.
Так что, похоже, новое поколение выбирает если и не пепси, то все же не водку. В этой связи остается надеяться, что пословица "Пиво без водки -- деньги на ветер" постепенно утратит свою актуальность.

Крупнейшие ликероводочные заводы (по итогам девяти месяцев 2000 года)*

В последние месяцы государство решило переломить ситуацию, усиливая контроль над алкогольным рынком.Царев кабак


Можно сколь угодно долго иронизировать над тем, что водка -- это наше все, но отказать ей в главном -- в том, что она была, есть и будет основой взаимоотношений власти и народа,-- просто нельзя. Причем речь идет не об одурманивании, не об отвлечении населения от тяжкого бытия. Речь идет о цифрах, о бюджете: когда государство сильно, оно "водкой прирастает". Когда либерализуется -- "худеет".

На фоне равноудаления "олигархов", федеративной реформы и прочих симптомов усиления вертикали власти как-то был упущен главный индикатор "просыпания" государства -- его стремление взять под свой контроль "пьяные деньги".

В этом отношении 2000 год надолго останется в памяти всей российской околоалкогольной общественности. Год начался с повышения акцизов на алкоголь на 40%. Рынок сопротивлялся повышению сбора всерьез. Много говорили о том, что это выгодно лишь теневикам. Приводили статистику о неизбежном 40-процентном же росте смертности от отравлений фальшивой водкой, о переходе производителей "в тень".

Одним только повышением акцизов усиление госрегулирования отрасли не ограничилось. С начала минувшего года среди участников рынка начал циркулировать слух о введении госмонополии на производство и даже продажу спиртного. Госмонополия введена не была. Зато был сделан первый шаг к ней. В октябре создан "Росспиртпром", который забрал в управление госпакеты акций спиртовых и ликероводочных заводов и ЛВЗ (более подробно см. интервью с первым заместителем директора "Росспиртпрома" Константином Зазирним). Пока в штате этой структуры, по некоторым сведениям, числится не более 20 человек вместе с шоферами и секретаршами и декларированная цель создания "Росспиртпрома" -- повышение эффективности управления и контроля за водочным бизнесом -- не достигнута. Но все еще впереди.

Основным из них стало введение с 1 января нынешнего года так называемой особенной части Налогового кодекса, где прописывается расщепление акциза на ликероводочные изделия между производителем и оптовым звеном.

Ставка акциза и способ его взимания -- очень эффективный инструмент регулирования всей отрасли. До 2000 года вся сумма акциза (которая сейчас составляет около 17 рублей с поллитровки) собиралась непосредственно при выходе продукции с завода и делилась пополам между региональным и федеральным бюджетом. Вследствие этого каждый губернатор считал обязательным обзавестись собственным водочным заводиком. Бюджеты ряда субъектов (типа, например, Мордовии) на 40% состояли из "пьяных денег". При этом "чужую" водку к себе в регион губернатор, естественно, не пускал, ведь акциз в таком случае попадал в "чужую" казну. Для решения задачи проникновения на региональные рынки ряд крупных производителей и пролоббировал решение о расщеплении акциза. В соответствии с новым законом в региональный бюджет будет поступать половина акциза не от произведенной в регионе, а от выпитой здесь же водки. Таким образом, губернаторские заводики лишатся административных конкурентных преимуществ перед соседями.

Но не все так просто. Главным аргументом противников расщепления было то, что собрать акциз с завода значительно проще, чем с торговли, даже оптовой. Для этого решено было создать сеть так называемых акцизных складов, которые должны быть определенным образом лицензированы и сертифицированы. Только им производитель может продавать свою водку с "ополовиненным" акцизом. Остальным же -- только после 100% его уплаты.

Однако к концу прошедшего года ни одного акцизного склада так и не появилось. Был принят закон, согласно которому и расщепление акциза, и акцизные склады, и региональные идентификационные марки начинают действовать не с 1 января, а с 1 июня. За принятие закона агитировали и МНС, и крупные производители, и правительство: они понимали, что к первоначальной дате "спецскладов" не создать.

Однако в первый же рабочий день января 2001 года выяснилось, что президент наложил вето на закон об их учреждении (при том, что вступившие в силу с начала нынешнего года аналогичные поправки к Налоговому кодексу никто не отменял и не притормаживал). Таким образом, производитель уже вроде как имеет право платить лишь половину акциза, а акцизных складов, которые отвечают за вторую половину, просто нет.

Генеральный директор завода "Кристалл" Сергей Лукашук: "За последние годы власть слишком часто и резко меняла правила игры на алкогольном рынке. А любые резкие движения, даже самые правильные, далеко не всегда приносят желаемый положительный эффект. Это относится и к идее расщепления акциза. Пока никаких существенных изменений не чувствуется. Дальше -- посмотрим".

Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что "идея о разделении акциза, безусловно, правильная. В идеале, в результате расщепления акциза будет снята налоговая нагрузка с производителя, что, безусловно, существенно уменьшит количество нелегальной продукции, оздоровит рынок, снимет региональные барьеры. Но благая идея, как всегда, не вполне адекватно воплощается в жизнь. Кроме того, в результате неподготовленности ряда ведомств и отсутствия ясности с региональными идентификационными марками с 1 января фактически запрещена оптовая реализация отечественного алкоголя".

Понятно, что эта коллизия в ближайшее время будет разрешена. И очевидно, что в пользу государства. То есть платить половину акциза до появления первых лицензированных складов производителю никто не даст -- платить будут, что называется, "по полной" (то есть даже временного снижения цен на национальный напиток ожидать не приходится). Однако торопливость с ужесточением контроля над алкогольным рынком лишний раз подтверждает, что "любовь" между водкой и властью -- это надолго.

Пьяный бюджет


Акциз, как уже говорилось, имеет двоякую функцию. Во-первых, привлечение денег в бюджет. Нужно сказать, что с этой функцией российское государство пока справляется не очень хорошо.

До перестройки "пьяные деньги" составляли до 30% доходной части бюджета бывшего СССР. После ликвидации госмонополии на производство и реализацию алкогольных напитков в 1992 году доходы бюджета снизились более чем в 10 раз. В 1996 году акцизные поступления составляли менее 6 млрд. рублей. Сегодня эта цифра увеличилась более чем в 5 раз (32 млрд. рублей в сопоставимых ценах), однако все еще не превышает 5% от бюджетных доходов.

При этом реальный оборот алкогольного рынка существенно превышает тот, который контролирует государство. По самым скромным подсчетам, ежегодное потребление крепкого алкоголя в России составляет 220--250 млн. декалитров, то есть по 14 литров, или по 28 поллитровок водки, на душу.

Официальная же статистика утверждает, что объемы производства составляют 137 млн. декалитров. То есть почти половина из потребленного -- это "левак". И это признают даже официальные органы. К примеру, по данным МНС, в нелегальном обороте находится не менее 30% алкоголя. А эксперты и вовсе приводят цифру 60%.

Количество и качество левой водки зависит от региона. Так, в крупных городах подделок не очень много. В Москве -- не более 25%. Откровенной "табуретовки", которую разливают кустарным способом в ванне, здесь практически нет. Ее можно встретить лишь где-нибудь на окраинах, в маленьких палатках, либо у бабушек возле вокзалов. Отличительные признаки откровенно поддельной водки -- отсутствие акцизной марки, подозрительная этикетка, низкая цена. Есть и еще один признак: по закону поллитровая бутылка водки в рознице не может стоить дешевле 28 рублей. А если речь идет о водке "брендового" производителя, например московского "Кристалла", то не менее 35 рублей.

Все, что дешевле, пить крайне опасно. Такая водка вполне может оказаться разведенным техническим спиртом или, того хуже, стеклоочистителем.

Встречаются, однако, и очень качественные подделки с "правильными" этикетками, акцизными марками, голограммами и прочими атрибутами. В этом случае индикаторами могут служить лишь цена, запах и интуиция. Такую водку, как правило, разливают в оборудованных цехах, которые в изобилии расположены в окрестностях столицы. Ведь хорошая подпольная разливочная линия, хотя и стоит около $1 млн., окупается всего за 2--3 месяца. Как правило, такие подделки для жизни не опасны.

Часть качественных подделок -- это продукция вполне легальных региональных спиртзаводов. Она произведена в обход налоговых органов (в третью смену, когда за якобы опечатанными на ночь воротами цехов работа кипит вовсю) и поэтому может быть несколько дешевле легальной.

Как только вы выезжаете за пределы крупных городов туда, где контроль за розничной торговлей послабее, начинаются чудеса. Буквально в 10 км от Москвы можно встретить водку по 25 и даже по 18 рублей. Понятно, что вопрос о ее легальности сразу же отпадает. Тут больше "табуретовки", а хорошие подделки и вовсе могут составлять до 70% ассортимента.

Вне городов и в небольших городах в провинции много самогона. Который, понятно, может стоить вообще десятку за поллитра. Но тут, как говорится, все честно. Никто ничего не подделывает, и остается надеяться на добросовестность самогонщиков.

Однако самогоноварение на продажу распространено лишь в сельской местности, и общие его объемы не превышают 15 млн. декалитров, то есть 6--7% всего объема потребляемого спиртного.

Больше пить не будем. Меньше -- тоже


Резкое расслоение по потреблению водки (не в количественном, а в качественном отношении), понятно, обусловлено прежде всего уровнем доходов населения по регионам.

Большинство россиян -- более 70% -- предпочитают водки дешевые, так называемые ординарные, стоимостью до 45 рублей за бутылку. Число таких "водкопотребителей" увеличилось после кризиса, когда импортные водки и коньяки стали недоступны по цене.

Нужно отметить, что наиболее популярными в регионах являются водки местного производства ординарных сортов (более 60%). Просто потому, что они дешевле. Впрочем, это не мешает практически всем россиянам хорошо знать продукцию московского завода "Кристалл" и при возможности покупать именно ее.

Так, на первом месте в общероссийском рейтинге популярности стоят "Столичная" (91%) и "Московская" (88%). На третьем -- российский "Смирновъ" (85%). Однако эти водки жители регионов покупают лишь в торжественных случаях или в подарок.

Водку категорий "премиум" (от 80 рублей за поллитра) и "супер" (от 150 рублей), к которым относятся отечественные сувенирные водки и элитные сорта типа "Столичной" с черной этикеткой, в регионах потребляют крайне мало (менее 10%), в крупных городах гораздо больше (до 60%). Горожане значительно чаще пьют водку категории "премиум" (до 20%). Большая часть этой водки потребляется в барах и ресторанах.

Что касается водки категории "супер" (это прежде всего импортные напитки и сувенирная продукция), то ее доля на рынке и вовсе несущественна -- менее 5%.

Есть еще одна весьма любопытная тенденция в динамике водочных предпочтений наших соотечественников: в последние год-два отмечено, что среди молодежи популярность водки несколько снизилась. Многие, особенно жители крупных городов до 25 лет, предпочитают ей пиво и слабоалкогольные коктейли, которые хорошо подходят для употребления на вечеринках. Не последнюю роль здесь играет и то, что по телевидению постоянно идет реклама пива, тогда как телевизионная реклама водки запрещена.

Так что, похоже, новое поколение выбирает если и не пепси, то все же не водку. В этой связи остается надеяться, что пословица "Пиво без водки -- деньги на ветер" постепенно утратит свою актуальность.


Крупнейшие ликероводочные заводы (по итогам девяти месяцев 2000 года)*

МестоНазваниеПроизводство (тыс. дал)Уплачено акцизов на 1 л продукции (руб.)

1"Кристалл" Москва494829,3

2ОАО "Исток"193420,1

3ОАО "СПИ-РВВК"15845,3

4ОАО "Кедр"101528,8

5"Казак Уральский"95729,3

6ЛВЗ "Топаз"93631,2

7ЗАО "Ливиз"85229

8ОАО "Винап"77529

9ОАО "Осталко"76121,5

10Сарапульский ЛВЗ69525,4

* По данным Госкомстата РФ.

Наиболее известные в России марки водки (%)*

"Столичная" ("Кристалл")91

"Московская" ("Кристалл")88

"Смирновъ"85

"Пшеничная"77

"Русская"73

Smirnoff69

Absolut67

"Довгань"65

"Посольская"64

"Кремлевская"63

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Национальной алкогольной ассоциации.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама