29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "А у нас в квартире ГАЗ. А у вас?"

Архивная публикация 1999 года: "А у нас в квартире ГАЗ. А у вас?"

Великая княгиня Леонида Георгиевна пожаловала шефу знаменитой Нижегородской ярмарки Владимиру Бессарабу титул графа. Тот сердечно поблагодарил, но в узком кругу посетовал, что-де титул дали, а имение забыли. Два других нижегородских бизнес-лидера хоть и не графья, но ни в чем не уступают графу Бессарабу.Начиная рассказ о нижегородской бизнес-элите, нельзя не сказать несколько слов о двух самых популяризированных жителях края, еще недавно находившихся на самом верху российской политики и экономики. Это бывший нижегородский губернатор и экс-вице-премьер федерального правительства Борис Немцов и в прошлом местный банкир и в прошлом же премьер-министр российского правительства Сергей Кириенко.
Ни тот ни другой ныне не входят в нижегородскую бизнес-элиту. При этом Немцов и сегодня пытается что-то сделать для местной экономики, реализуя собственную программу выхода региона из кризиса и работая в контакте с областной и городской властью. Кириенко же в Нижнем практически не заметен, ориентируясь на большую московскую политику или даже того дальше -- на австралийскую столицу Сидней, где экс-премьер, по некоторой информации, обзавелся недвижимостью.
Однако трудно с определенностью сказать, чье поведение больше по нраву нижегородцам. Кажется, они еще не окончательно простили Борису Немцову его уход из губернаторов в вице-премьеры, в то время как Сергей Кириенко, прыгнувший из местных банкиров прямиком в премьер-министры, воспринимается большинством населения Нижнего едва ли не как национальный герой.
А по поводу версии о том, что именно Кириенко выступил отцом нынешнего российского кризиса, то можно смело заявить: нижегородское бизнес-сообщество от данного предрассудка абсолютно свободно.
Автомобиль не роскошь, а средство для зарабатывания денег

Эксклюзивность -- самое точное определение сегодняшнего положения ГАЗа в нижегородской, да, пожалуй, и российской экономике и политике. Достаточно упомянуть, что в 1989 году, в эпоху повального сепаратизма, всерьез дискутировался вопрос об отделении Автозаводского района Нижнего Новгорода, населенного 400 тысячами человек, в отдельный город-сателлит. А еще ГАЗ -- единственное в России предприятие, получившее в конце прошлого года от Европейского банка реконструкции и развития кредит в $80 миллионов без гарантии правительства.
Что касается теплых взаимоотношений с западными кредиторами, то тут, естественно, применяются старые связи, наработанные в 1986 году, когда президенту ОАО ГАЗ Николаю Пугину, в то время гендиректору еще вполне государственного ГАЗа, предложили портфель министра автомобильной промышленности СССР. На ГАЗ Пугин вернулся в 1994 году, когда перед автозаводом, которому он отдал более сорока лет жизни, стояла проблема элементарного выживания.
Прежний генеральный Борис Видяев заявлял, что в сложившейся экономической ситуации трудно ожидать от ГАЗа экономического чуда, а любое перепрофилирование предприятия повлечет непредсказуемые последствия. Пугин же, вернувшись на ГАЗ, организовал чудо, пусть и локального масштаба. На первом этапе у чуда было вполне конкретное имя -- "Газель", легкий грузовик. Случилось это 20 июня 1994 года, всего на третьем месяце работы нового президента ГАЗа. И тогда стало ясно, что ниша, которую был призван заполнить этот автомобиль, доселе пустовала. Маленькие, юркие и дешевые машины пошли на ура. А Пугин тем временем начал наводнять страну микроавтобусами на базе "Газели", оставляя конкурентов в бесперспективном отрыве.
Не обошлось и без традиционного для нижегородской промышленности губернаторского протекционизма. Собеседники на ГАЗе сообщают, что в свое время, еще задолго до вице-премьерства и нашумевшей инициативы пересадки чиновников на "Волги", губернатор Борис Немцов приложил руку к тому, чтобы весь парк популярной компании "Автолайн" (а он только в Москве исчисляется тысячами машин) был укомплектован именно 13-местными "Газелями".
К моменту возвращения Пугина на завод товарные склады ГАЗа ломились от 62 тысяч нереализованных машин. На сегодняшний день их осталось менее полутысячи. Основная "продажная" идея -- организация дилерской сети в виде небольших частных предприятий, юридически и экономически от ГАЗа независимых. Поговаривают, будто дилерство ГАЗа -- одна из сфер местного бизнеса, в наибольшей степени контролируемых криминалом, что само по себе должно свидетельствовать о неплохом обороте продаж.
Средняя зарплата на ГАЗе составляет 1100 рублей в месяц и на сотню превышает среднеобластную. При этом Пугин объясняет, что мог бы сократить штат предприятия на 20% и пропорционально поднять ставки оставшимся, но в таком случае на улице окажется 20 тысяч человек. А это чревато не только испорченной статистикой по безработице, но и ростом пьянства, хулиганства и прочих социальных безобразий. Не в Детройте живем, говорит Пугин. Лучше уж пусть все работают, а повышать благосостояние придется за счет роста сбыта.
В местных рейтингах значимости и влиятельности президент ГАЗа Пугин делит первые две строчки с губернатором Иваном Скляровым, но не любит, когда его пытаются представить политической фигурой. При всем при том, выставь Николай Пугин свою кандидатуру на выборах губернатора или мэра, голосов, по мнению местных политиков, он получил бы немало: очень многие бюджетники хотели бы жить и работать "по-газовски". То есть когда не только сохраняются и предприятие, и коллектив, но и создаются новые рабочие места; когда регулярно строится жилье для сотрудников -- бесплатно или с возможностью частичного расчета акциями ГАЗа (366 квартир в 1997 году и 480 в 1998-м); когда зарплату выплачивают практически без задержек; когда у предприятия отбоя нет от заказов и совместных проектов, причем не с кем-нибудь, а с партнерами масштаба "Рено", "Пежо", "Фиата" и "Тойоты"; наконец, когда сотрудник любой газовской структуры имеет право отовариться в одном из торговых центров ГАЗа по сниженным ценам (китайский плащ вполне приличного вида, например, стоит там 100 рублей).
Сам Николай Пугин, будучи весьма небедным человеком, ездит исключительно на "Волге". Правда, на очень хорошей "Волге".
Седые волосы Пугина всегда аккуратно уложены а-ля Ельцин. Чувствуется, что над ними трудился хороший мастер. Публичной фигурой нижегородского бомонда Пугин никогда не был -- он больше известен как примерный семьянин.
Советник Пугина Геннадий Суворов характеризует его как трудоголика, способного работать шесть дней в неделю по четырнадцать часов в сутки, при этом лишь изредка позволяя себе по воскресеньям покататься на лыжах или на велосипеде -- в зависимости от сезона. Говорят, Пугин очень любит птиц и может часами наблюдать за их играми на природе.
Внешне Пугин производит впечатление видавшего виды и немного усталого человека, лишь по долгу службы вынужденного общаться с журналистами и посещать разного рода публичные мероприятия. При этом даже стороннему наблюдателю становиться понятно, что гендиректор ГАЗа -- чужой на этом празднике жизни.
Хлебное место

Нижегородцы уже пару лет знают, что каждая вторая купленная ими буханка хлеба изготовлена из "тянского" зерна. А недавно покупатели и вовсе обнаружили на прилавках новый сорт хлеба -- "Любомировский".
Любомир Тян, нижегородский хлебный магнат, фигура своеобычная и колоритная. Начать с того, что в далеком прошлом Любомиру Тяну приходилось выступать в качестве артиста-манипулятора -- демонстрировать публике карточные фокусы. Сегодня Тян -- солидный бизнесмен, он совершенно не пьет, бесконечно трудолюбив и щепетилен в вопросах оплаты труда. Если он нанимает работника, а потом в нем разочаровывается, тот может быть спокоен: за отработанные дни получит как договаривались.
При этом Тян весьма жесткий руководитель авторитарного склада, практически исключающий из деловых отношений такую материю, как доверие, что в полной мере чувствуют на себе даже самые близкие партнеры -- родные братья. Информированные люди подтверждают, что, отдавая распоряжения родственникам, глава корпорации не гнушается тщательнейшим образом проверить исполнение.
Предприятие Тяна -- это замкнутый цикл. В хлебный холдинг "Линдек" по одному каналу поступает зерно, после переработки мука уходит на "свои" же предприятия и превращается в самый потребляемый продукт -- хлеб. Сегодня продукция конечного звена цепи -- комбината "Волжский хлеб" -- составляет 23 тонны хлеба и 3 тонны кондитерских изделий в сутки. Это примерно 70% всей хлебопродукции, производимой в регионе.
Тян, чувствуя государственный характер своего бизнеса, всегда уважительно относился к политруководству, прежде всего губернатору Склярову, для которого, в свою очередь, первоочередная задача -- хлебом людей обеспечить.
По той же причине дружбы с властями Тян активно сотрудничает с налоговыми органами. Время от времени он интересуется, как идут дела у налоговиков, и при случае не брезгует оказать им помощь, допускаемую в таких случаях законом. Однажды такая помощь откликнулась самым позитивным образом.
Случилось так, что "Линдек" не смог своевременно заплатить налоги в федеральный бюджет за 1997 год. Если бы речь шла о другом предпринимателе, из инцидента наверняка сделали бы образец беспощадной борьбы за профицит российского бюджета: заблокировали бы счет, выставили астрономический штраф. А так все обошлось -- Тяну дали возможность погасить задолженность сразу же, как только появятся средства.
Сейчас Любомир Тян занимается учреждением собственного банка. В планах "Линдека" -- выход на всероссийский рынок и организация экспортных операций. А там, глядишь, в Москве пойдет новая "нижегородская волна", и тогда уж сидеть Любомиру Индековичу где-нибудь в министерстве, на очередном "хлебном" месте.
Внешне Тян выглядит как классический западный предприниматель, сошедший с обложки Life: стильные и вместе с тем безукоризненно строгие костюмы, изысканные галстуки. Парад аксессуаров довершает блестящий черный лимузин "шевроле" -- похоже, и здесь глава "Линдека" находится в недосягаемом для конкурентов отрыве. "Шестисотые" "мерсы" уже набили оскомину обывателю, и на их фоне гораздо более дешевый автомобиль Тяна воспринимается как свидетельство хорошего вкуса.
Однажды автору довелось наблюдать интересное дополнение к повседневному костюму Тяна. Собираясь на встречу с ветеранами войны, предприниматель с заметной гордостью украсил лацкан пиджака двумя орденами: орденом Почета за вклад в развитие экономики области (Тян -- единственный нижегородский предприниматель, удостоенный такой награды) и орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского (этой награды он был удостоен руководством Русской православной церкви за благотворительную деятельность).
Тян -- почитатель национальной корейской кухни. Кстати говоря, так уж случилось, что все владельцы корейских ресторанов в городе приходятся Любомиру Тяну родней и их заведения он посещает охотно.
Ярмарка без торговли

С вхождением в рыночную эпоху всяческие спекуляции из разряда уголовно наказуемых деяний перешли в ранг основного экономического инструмента.
Владимиру Бессарабу довелось грамотно осуществить широкомасштабную спекуляцию. Спекулируя, извините за каламбур, на идее возрождения некогда всемирно известного торжища -- Нижегородской ярмарки. Эта акция вознесла его на уровень самых влиятельных бизнесменов региона, не говоря уж о денежной пользе в виде контрактов и бюджетных отчислений.
Вряд ли тогда, в ноябре 1990 года, Бессараб с товарищами предполагал, что "Нижегородская ярмарка", первое более-менее серьезное коммерческое предприятие Нижнего Новгорода, возникшее на затухающей волне кооперативного движения, со временем обретет статус всероссийского акционерного общества. Что в Москве откроется его представительство, а совет директоров будет неизменно возглавлять губернатор области. Более того, когда в 1990-м экс-председатель Нижегородского облисполкома Александр Соколов предложил Бессарабу "заняться ярмаркой", у последнего (как он вспоминает) возникли совершенно определенные ассоциации: балаган, бублики, матрешка, балалайка.
К тому времени Бессараб был классическим номенклатурным кадром. Бывший первый секретарь райкома ВЛКСМ, начальник отдела Горьковского главка Госснаба -- такой послужной список означал для управленца гораздо больше, чем, скажем, диплом Финляндской школы маркетинга, которую Бессарабу пришлось впоследствии окончить.
Начиналось все со штата в одиннадцать человек и офиса в гостиничном номере. На дворе стояла эпоха бирж (1991--1993), бартеров и фиктивных опционов. На этом фоне любая компания, предлагающая хоть что-то, кроме воздуха, смотрелась достойно, если не сказать солидно. Договоры подписывались, товары поставлялись, деньги крутились.
Это происходило до тех пор, пока на рынке не произошло закономерного расслоения и ввоз импортных товаров не взяли на себя выстоявшие в конкурентной борьбе крупные фирмы. Биржевая деятельность начала медленно загибаться. Россия увидела чудо невиданной красоты -- насыщение рынка.
Тогда-то Бессарабу и пришло в голову революционное решение -- "завязать" с оптовой торговлей на "исторических" ярмарочных площадях и переориентироваться на выставочную деятельность. Ведь что выставка? Да практически то же самое, что и ярмарка, с той лишь разницей, что привозится единственный образец товара, а пожелавший этот товар приобрести должен сам вывезти его со склада производителя. К тому же выставка способна свести воедино гораздо более внушительное число экспонентов, чем любая торговая площадка.
Бессараб прекратил торговлю товаром и открыл торговлю выставочными площадями. При этом он не претендовал даже на процент со сделок, заключаемых при его прямом посредничестве, довольствуясь лишь суммами с аренды экспозиционных помещений.
Любопытный факт: тогдашний губернатор Борис Немцов, реформатор дальше некуда, к идее ярмарки относился весьма прохладно и даже не стеснялся говорить об этом вслух. Покуда не заметил, что ярмарка становится визитной карточкой города, а масштаб ее популярности в российских регионах понемногу приближается к рейтингу Горьковского автозавода.
Именно наладившееся отношения с Немцовым позволили Бессарабу получить в 1996 году беспрецедентное финансирование строительства объектов ярмарки из средств федерального и областного бюджетов. Кстати, по этому поводу Борис Ельцин, посетивший ярмарку осенью того же года, заявил: "Первый раз вижу, что бюджетные деньги не зарыты в песок!"
Однако были и разногласия. Немцов настаивал, что ярмарка в перерывах между выставками должна заниматься торговлей. Бессараб, как сторонник западной концепции ярмарки, активно возражал, доказывая, что в таком случае велик риск утраты инструмента политико-экономического влияния в регионах. Кроме того, перед глазами стоял печальный пример московской ВДНХ, за несколько лет превратившейся в тривиальный базар. Однако последнее слово в любом случае оставалось за губернатором, и, видимо, стать бы ярмарке-выставке ярмаркой торговой, не уйди Немцов в федеральное правительство в марте 1997 года. С его преемником Иваном Скляровым у Бессараба отношения практически дружеские, посему все остается как есть.
Бессараб живет в обычной трехкомнатной квартире в Верхних Печерах -- спальном районе, расположенном, однако, в незначительном удалении от центра. Ездит без охраны (только с водителем) на служебной "Волге". Несколько лет назад он женился на своей давней любви (существенно его моложе), ради которой оставил первую жену. Сейчас они воспитывают двухлетнюю дочь, и Бессараб гордится, что ему в 55 лет удалось обзавестись вторым ребенком.
Летом 1995 года великая княгиня Леонида Георгиевна с членами императорского дома посетила ярмарочный комплекс в Нижнем. Общалась с Бессарабом и до такой степени осталась довольна приемом, что пожаловала Владимиру Владимировичу титул графа. Тот, естественно, сердечно поблагодарил, но в узком кругу посетовал, что-де титул дали, а имение забыли.

Рейтинг бизнес-лидеров Нижегородской области

Великая княгиня Леонида Георгиевна пожаловала шефу знаменитой Нижегородской ярмарки Владимиру Бессарабу титул графа. Тот сердечно поблагодарил, но в узком кругу посетовал, что-де титул дали, а имение забыли. Два других нижегородских бизнес-лидера хоть и не графья, но ни в чем не уступают графу Бессарабу.Начиная рассказ о нижегородской бизнес-элите, нельзя не сказать несколько слов о двух самых популяризированных жителях края, еще недавно находившихся на самом верху российской политики и экономики. Это бывший нижегородский губернатор и экс-вице-премьер федерального правительства Борис Немцов и в прошлом местный банкир и в прошлом же премьер-министр российского правительства Сергей Кириенко.

Ни тот ни другой ныне не входят в нижегородскую бизнес-элиту. При этом Немцов и сегодня пытается что-то сделать для местной экономики, реализуя собственную программу выхода региона из кризиса и работая в контакте с областной и городской властью. Кириенко же в Нижнем практически не заметен, ориентируясь на большую московскую политику или даже того дальше -- на австралийскую столицу Сидней, где экс-премьер, по некоторой информации, обзавелся недвижимостью.

Однако трудно с определенностью сказать, чье поведение больше по нраву нижегородцам. Кажется, они еще не окончательно простили Борису Немцову его уход из губернаторов в вице-премьеры, в то время как Сергей Кириенко, прыгнувший из местных банкиров прямиком в премьер-министры, воспринимается большинством населения Нижнего едва ли не как национальный герой.

А по поводу версии о том, что именно Кириенко выступил отцом нынешнего российского кризиса, то можно смело заявить: нижегородское бизнес-сообщество от данного предрассудка абсолютно свободно.

Автомобиль не роскошь, а средство для зарабатывания денег


Эксклюзивность -- самое точное определение сегодняшнего положения ГАЗа в нижегородской, да, пожалуй, и российской экономике и политике. Достаточно упомянуть, что в 1989 году, в эпоху повального сепаратизма, всерьез дискутировался вопрос об отделении Автозаводского района Нижнего Новгорода, населенного 400 тысячами человек, в отдельный город-сателлит. А еще ГАЗ -- единственное в России предприятие, получившее в конце прошлого года от Европейского банка реконструкции и развития кредит в $80 миллионов без гарантии правительства.

Что касается теплых взаимоотношений с западными кредиторами, то тут, естественно, применяются старые связи, наработанные в 1986 году, когда президенту ОАО ГАЗ Николаю Пугину, в то время гендиректору еще вполне государственного ГАЗа, предложили портфель министра автомобильной промышленности СССР. На ГАЗ Пугин вернулся в 1994 году, когда перед автозаводом, которому он отдал более сорока лет жизни, стояла проблема элементарного выживания.

Прежний генеральный Борис Видяев заявлял, что в сложившейся экономической ситуации трудно ожидать от ГАЗа экономического чуда, а любое перепрофилирование предприятия повлечет непредсказуемые последствия. Пугин же, вернувшись на ГАЗ, организовал чудо, пусть и локального масштаба. На первом этапе у чуда было вполне конкретное имя -- "Газель", легкий грузовик. Случилось это 20 июня 1994 года, всего на третьем месяце работы нового президента ГАЗа. И тогда стало ясно, что ниша, которую был призван заполнить этот автомобиль, доселе пустовала. Маленькие, юркие и дешевые машины пошли на ура. А Пугин тем временем начал наводнять страну микроавтобусами на базе "Газели", оставляя конкурентов в бесперспективном отрыве.

Не обошлось и без традиционного для нижегородской промышленности губернаторского протекционизма. Собеседники на ГАЗе сообщают, что в свое время, еще задолго до вице-премьерства и нашумевшей инициативы пересадки чиновников на "Волги", губернатор Борис Немцов приложил руку к тому, чтобы весь парк популярной компании "Автолайн" (а он только в Москве исчисляется тысячами машин) был укомплектован именно 13-местными "Газелями".

К моменту возвращения Пугина на завод товарные склады ГАЗа ломились от 62 тысяч нереализованных машин. На сегодняшний день их осталось менее полутысячи. Основная "продажная" идея -- организация дилерской сети в виде небольших частных предприятий, юридически и экономически от ГАЗа независимых. Поговаривают, будто дилерство ГАЗа -- одна из сфер местного бизнеса, в наибольшей степени контролируемых криминалом, что само по себе должно свидетельствовать о неплохом обороте продаж.

Средняя зарплата на ГАЗе составляет 1100 рублей в месяц и на сотню превышает среднеобластную. При этом Пугин объясняет, что мог бы сократить штат предприятия на 20% и пропорционально поднять ставки оставшимся, но в таком случае на улице окажется 20 тысяч человек. А это чревато не только испорченной статистикой по безработице, но и ростом пьянства, хулиганства и прочих социальных безобразий. Не в Детройте живем, говорит Пугин. Лучше уж пусть все работают, а повышать благосостояние придется за счет роста сбыта.

В местных рейтингах значимости и влиятельности президент ГАЗа Пугин делит первые две строчки с губернатором Иваном Скляровым, но не любит, когда его пытаются представить политической фигурой. При всем при том, выставь Николай Пугин свою кандидатуру на выборах губернатора или мэра, голосов, по мнению местных политиков, он получил бы немало: очень многие бюджетники хотели бы жить и работать "по-газовски". То есть когда не только сохраняются и предприятие, и коллектив, но и создаются новые рабочие места; когда регулярно строится жилье для сотрудников -- бесплатно или с возможностью частичного расчета акциями ГАЗа (366 квартир в 1997 году и 480 в 1998-м); когда зарплату выплачивают практически без задержек; когда у предприятия отбоя нет от заказов и совместных проектов, причем не с кем-нибудь, а с партнерами масштаба "Рено", "Пежо", "Фиата" и "Тойоты"; наконец, когда сотрудник любой газовской структуры имеет право отовариться в одном из торговых центров ГАЗа по сниженным ценам (китайский плащ вполне приличного вида, например, стоит там 100 рублей).

Сам Николай Пугин, будучи весьма небедным человеком, ездит исключительно на "Волге". Правда, на очень хорошей "Волге".

Седые волосы Пугина всегда аккуратно уложены а-ля Ельцин. Чувствуется, что над ними трудился хороший мастер. Публичной фигурой нижегородского бомонда Пугин никогда не был -- он больше известен как примерный семьянин.

Советник Пугина Геннадий Суворов характеризует его как трудоголика, способного работать шесть дней в неделю по четырнадцать часов в сутки, при этом лишь изредка позволяя себе по воскресеньям покататься на лыжах или на велосипеде -- в зависимости от сезона. Говорят, Пугин очень любит птиц и может часами наблюдать за их играми на природе.

Внешне Пугин производит впечатление видавшего виды и немного усталого человека, лишь по долгу службы вынужденного общаться с журналистами и посещать разного рода публичные мероприятия. При этом даже стороннему наблюдателю становиться понятно, что гендиректор ГАЗа -- чужой на этом празднике жизни.

Хлебное место


Нижегородцы уже пару лет знают, что каждая вторая купленная ими буханка хлеба изготовлена из "тянского" зерна. А недавно покупатели и вовсе обнаружили на прилавках новый сорт хлеба -- "Любомировский".

Любомир Тян, нижегородский хлебный магнат, фигура своеобычная и колоритная. Начать с того, что в далеком прошлом Любомиру Тяну приходилось выступать в качестве артиста-манипулятора -- демонстрировать публике карточные фокусы. Сегодня Тян -- солидный бизнесмен, он совершенно не пьет, бесконечно трудолюбив и щепетилен в вопросах оплаты труда. Если он нанимает работника, а потом в нем разочаровывается, тот может быть спокоен: за отработанные дни получит как договаривались.

При этом Тян весьма жесткий руководитель авторитарного склада, практически исключающий из деловых отношений такую материю, как доверие, что в полной мере чувствуют на себе даже самые близкие партнеры -- родные братья. Информированные люди подтверждают, что, отдавая распоряжения родственникам, глава корпорации не гнушается тщательнейшим образом проверить исполнение.

Предприятие Тяна -- это замкнутый цикл. В хлебный холдинг "Линдек" по одному каналу поступает зерно, после переработки мука уходит на "свои" же предприятия и превращается в самый потребляемый продукт -- хлеб. Сегодня продукция конечного звена цепи -- комбината "Волжский хлеб" -- составляет 23 тонны хлеба и 3 тонны кондитерских изделий в сутки. Это примерно 70% всей хлебопродукции, производимой в регионе.

Тян, чувствуя государственный характер своего бизнеса, всегда уважительно относился к политруководству, прежде всего губернатору Склярову, для которого, в свою очередь, первоочередная задача -- хлебом людей обеспечить.

По той же причине дружбы с властями Тян активно сотрудничает с налоговыми органами. Время от времени он интересуется, как идут дела у налоговиков, и при случае не брезгует оказать им помощь, допускаемую в таких случаях законом. Однажды такая помощь откликнулась самым позитивным образом.

Случилось так, что "Линдек" не смог своевременно заплатить налоги в федеральный бюджет за 1997 год. Если бы речь шла о другом предпринимателе, из инцидента наверняка сделали бы образец беспощадной борьбы за профицит российского бюджета: заблокировали бы счет, выставили астрономический штраф. А так все обошлось -- Тяну дали возможность погасить задолженность сразу же, как только появятся средства.

Сейчас Любомир Тян занимается учреждением собственного банка. В планах "Линдека" -- выход на всероссийский рынок и организация экспортных операций. А там, глядишь, в Москве пойдет новая "нижегородская волна", и тогда уж сидеть Любомиру Индековичу где-нибудь в министерстве, на очередном "хлебном" месте.

Внешне Тян выглядит как классический западный предприниматель, сошедший с обложки Life: стильные и вместе с тем безукоризненно строгие костюмы, изысканные галстуки. Парад аксессуаров довершает блестящий черный лимузин "шевроле" -- похоже, и здесь глава "Линдека" находится в недосягаемом для конкурентов отрыве. "Шестисотые" "мерсы" уже набили оскомину обывателю, и на их фоне гораздо более дешевый автомобиль Тяна воспринимается как свидетельство хорошего вкуса.

Однажды автору довелось наблюдать интересное дополнение к повседневному костюму Тяна. Собираясь на встречу с ветеранами войны, предприниматель с заметной гордостью украсил лацкан пиджака двумя орденами: орденом Почета за вклад в развитие экономики области (Тян -- единственный нижегородский предприниматель, удостоенный такой награды) и орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского (этой награды он был удостоен руководством Русской православной церкви за благотворительную деятельность).

Тян -- почитатель национальной корейской кухни. Кстати говоря, так уж случилось, что все владельцы корейских ресторанов в городе приходятся Любомиру Тяну родней и их заведения он посещает охотно.

Ярмарка без торговли


С вхождением в рыночную эпоху всяческие спекуляции из разряда уголовно наказуемых деяний перешли в ранг основного экономического инструмента.

Владимиру Бессарабу довелось грамотно осуществить широкомасштабную спекуляцию. Спекулируя, извините за каламбур, на идее возрождения некогда всемирно известного торжища -- Нижегородской ярмарки. Эта акция вознесла его на уровень самых влиятельных бизнесменов региона, не говоря уж о денежной пользе в виде контрактов и бюджетных отчислений.

Вряд ли тогда, в ноябре 1990 года, Бессараб с товарищами предполагал, что "Нижегородская ярмарка", первое более-менее серьезное коммерческое предприятие Нижнего Новгорода, возникшее на затухающей волне кооперативного движения, со временем обретет статус всероссийского акционерного общества. Что в Москве откроется его представительство, а совет директоров будет неизменно возглавлять губернатор области. Более того, когда в 1990-м экс-председатель Нижегородского облисполкома Александр Соколов предложил Бессарабу "заняться ярмаркой", у последнего (как он вспоминает) возникли совершенно определенные ассоциации: балаган, бублики, матрешка, балалайка.

К тому времени Бессараб был классическим номенклатурным кадром. Бывший первый секретарь райкома ВЛКСМ, начальник отдела Горьковского главка Госснаба -- такой послужной список означал для управленца гораздо больше, чем, скажем, диплом Финляндской школы маркетинга, которую Бессарабу пришлось впоследствии окончить.

Начиналось все со штата в одиннадцать человек и офиса в гостиничном номере. На дворе стояла эпоха бирж (1991--1993), бартеров и фиктивных опционов. На этом фоне любая компания, предлагающая хоть что-то, кроме воздуха, смотрелась достойно, если не сказать солидно. Договоры подписывались, товары поставлялись, деньги крутились.

Это происходило до тех пор, пока на рынке не произошло закономерного расслоения и ввоз импортных товаров не взяли на себя выстоявшие в конкурентной борьбе крупные фирмы. Биржевая деятельность начала медленно загибаться. Россия увидела чудо невиданной красоты -- насыщение рынка.

Тогда-то Бессарабу и пришло в голову революционное решение -- "завязать" с оптовой торговлей на "исторических" ярмарочных площадях и переориентироваться на выставочную деятельность. Ведь что выставка? Да практически то же самое, что и ярмарка, с той лишь разницей, что привозится единственный образец товара, а пожелавший этот товар приобрести должен сам вывезти его со склада производителя. К тому же выставка способна свести воедино гораздо более внушительное число экспонентов, чем любая торговая площадка.

Бессараб прекратил торговлю товаром и открыл торговлю выставочными площадями. При этом он не претендовал даже на процент со сделок, заключаемых при его прямом посредничестве, довольствуясь лишь суммами с аренды экспозиционных помещений.

Любопытный факт: тогдашний губернатор Борис Немцов, реформатор дальше некуда, к идее ярмарки относился весьма прохладно и даже не стеснялся говорить об этом вслух. Покуда не заметил, что ярмарка становится визитной карточкой города, а масштаб ее популярности в российских регионах понемногу приближается к рейтингу Горьковского автозавода.

Именно наладившееся отношения с Немцовым позволили Бессарабу получить в 1996 году беспрецедентное финансирование строительства объектов ярмарки из средств федерального и областного бюджетов. Кстати, по этому поводу Борис Ельцин, посетивший ярмарку осенью того же года, заявил: "Первый раз вижу, что бюджетные деньги не зарыты в песок!"

Однако были и разногласия. Немцов настаивал, что ярмарка в перерывах между выставками должна заниматься торговлей. Бессараб, как сторонник западной концепции ярмарки, активно возражал, доказывая, что в таком случае велик риск утраты инструмента политико-экономического влияния в регионах. Кроме того, перед глазами стоял печальный пример московской ВДНХ, за несколько лет превратившейся в тривиальный базар. Однако последнее слово в любом случае оставалось за губернатором, и, видимо, стать бы ярмарке-выставке ярмаркой торговой, не уйди Немцов в федеральное правительство в марте 1997 года. С его преемником Иваном Скляровым у Бессараба отношения практически дружеские, посему все остается как есть.

Бессараб живет в обычной трехкомнатной квартире в Верхних Печерах -- спальном районе, расположенном, однако, в незначительном удалении от центра. Ездит без охраны (только с водителем) на служебной "Волге". Несколько лет назад он женился на своей давней любви (существенно его моложе), ради которой оставил первую жену. Сейчас они воспитывают двухлетнюю дочь, и Бессараб гордится, что ему в 55 лет удалось обзавестись вторым ребенком.

Летом 1995 года великая княгиня Леонида Георгиевна с членами императорского дома посетила ярмарочный комплекс в Нижнем. Общалась с Бессарабом и до такой степени осталась довольна приемом, что пожаловала Владимиру Владимировичу титул графа. Тот, естественно, сердечно поблагодарил, но в узком кругу посетовал, что-де титул дали, а имение забыли.


Рейтинг бизнес-лидеров Нижегородской области

МестоБизнес-лидерПриблизительный объем всех контролируемых предприятийСостав и сфера деятельности контролируемых предприятий

1Николай Пугин$2 млрд.ОАО ГАЗ; АвтоГАЗбанк, ТОО "ГАЗинвест", АО "ГАЗфинсервис" (инвестиционная деятельность и торговля ценными бумагами), негосударственный пенсионный фонд, сеть медицинских и торговых учреждений, мясоперерабатывающий комбинат, комплекс спортивно-оздоровительных площадок, хоккейная команда "Торпедо", видеоканал "ТВ-А"

2Любомир Тян$15 млн.ЗАО "Нижегородская зерновая компания "Линдек"

3Владимир Бессараб$5,2 млн.Всероссийское акционерное общество "Нижегородская ярмарка"

ДМИТРИЙ ТОКМАН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама