Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Адресная социальная неподдержка"

 Если бы сроки пребывания у власти главы государства измерялись не конституционными ограничениями, а содержанием политики, можно было бы сказать, что сейчас начался некалендарный третий срок Путина. Первый реально тоже стартовал чуть раньше календарного — осенью 1999 года, когда рейтинг будущего президента обнаружил свойства вертолета с вертикальным взлетом. Собственно, потом этот самый тефлоновый рейтинг и переплавился в «вертикаль».

В экономическом смысле первый срок был отмечен надеждами, завышенными ожиданиями (впрочем, заниженными они у нас не бывают) и формулированием повестки реформ, известной в народе как программа Грефа. Окончание этого срока тоже не совпало с конституционным календарем, и он закончился осенью 2003-го, когда арестовали Ходорковского.

Второй срок был ознаменован огосударствлением валютонесущих секторов экономики, манипулированием налоговым законодательством, формированием неблагоприятной инвестиционной среды и появлением дирижистских ноток в экономической политике.

Третий срок начался тогда, когда обнаружилось, что теперь любое значимое действие экономических властей будет равно противодействию: неряшливое администрирование монетизации льгот повлекло за собой волну социальных протестов.

Однако экономический смысл условного третьего срока не только в этом. Руководство страны столкнулось с совершенно новой ситуацией, и произошло это только потому, что экономическая повестка первого срока (структурные реформы) не была выполнена вовремя, а второй срок и вовсе ее дискредитировал и дезавуировал. Значит, у третьего срока — новая повестка: ликвидация последствий невыполнения повестки срока первого. Именно сейчас экономика почувствовала, каково это — долго жить внутри сырьевой модели развития: ни диверсификации, ни статистически значимого малого и среднего бизнеса, ни существенного роста инвестиций. Плюс ко всему битва за стерилизацию денежной массы, в которую волшебным образом превращается углеводородное сырье, закончилась убедительной победой инфляции. Единственное достижение, которое можно потрогать руками, — Стабилизационный фонд. Однако социалка требует жертв, и любовно выстраивавшаяся Минфином конструкция может быть в одночасье разрушена.

Давайте посмотрим, из чего, собственно, состоит структурная политика эпохи «государственно-частного партнерства». Недокрученная монетизация льгот — это раз. Проект отмены отсрочек от армии без предварительного, что характерно, определения срока службы — это два. И законодательное одобрение в первом чтении ограничений на въезд иностранцам, причем по весьма виртуальным мотивам («действия неуважительного характера по отношению к РФ», в том числе «по отношению к исторически сложившимся (существующим) и общепризнанным в РФ духовным, культурным или общественным ценностям»). И где-то на периферии — фактический отказ от реформы естественных монополий, медленное и печальное обсуждение административной реформы и модернизации образования и здравоохранения.

И до реформ ли, когда нужно тушить: а) социальный и б) инфляционный пожары — надземные и подземные? Самое время, заметим попутно, проводить якобы планирующиеся местные референдумы по отмене выборов мэров городов и вводить отмену отсрочек от службы в доблестных вооруженных силах, комплектование которых строится по рекрутской системе аграрных обществ!

В этой ситуации ни одно сколько-нибудь значимое телодвижение властей уже не останется незамеченным. Вместо системы отношений «стимул—реакция» мы получаем социально взрывоопасную модель «действие—противодействие». И здесь уже не отделаться переводом стрелок на олигархов, и так сидящих тише воды, ниже травы, всегда готовых на откат в рамках социально ответственного поведения, а также историческими справками о вредительстве подзабытых левых и правых партий. Ведь партия-то теперь у нас — одна! В результате огосударствления экономики и построения вертикали власти ответственность за происходящее тоже стала вполне себе вертикальной. И несет ее теперь не правительство, не министры, не челядь Старой площади, а лично — Сам. На что строго указали участники протестных акций льготников.

Ответственность персонифицируется. Социальная неподдержка со стороны населения превращается в адресную раньше, чем адресной стала социальная поддержка населения со стороны государства. Общество, как всегда, опередило государственные структуры.

Делать реформы в такой нетерпимой обстановке становится все сложнее. А значит, появляется соблазн и вовсе ими не заниматься. Но это уже повестка (во всех смыслах этого многозначного слова) для следующего — календарного или некалендарного — срока.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK