Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "АФИША"

 ЗОВ ЭПОХИ
   Выставка «Лицо. Образ. Время» — один из проектов, предваряющих Третью московскую биеннале современного искусства, где представлены произведения отечественных мастеров конца XIX — начала XXI века, а также картины современных западных художников из собрания фонда. Всего на выставке около 80 работ. Все они так или иначе связаны с изображением человека. Изображение человека с древнейших времен было одной из главных тем мирового изобразительного искусства. С китчем Пьера и Жиля (это те самые французы, которая придумали технику «крашеной фотографии») «Автопортрет в образе президента» (2007) соседствует написанная больше века назад «Натурщица» Ильи Репина, помещенная в раздел «Ню», а неподалеку компанию им составляет работа Ольги Тобрелутс, на которой знаменитая топ-модель Кейт Мосс пребывает в образе девы Марии — яркое соединение классического и современного. Кстати, работы Тобрелутс — это примеривание хрестоматийных образов к звездам и, пожалуй, хорошая тема для отдельной выставки. Экспозиция привлекает тем, что позволяет заполнить пробелы в знаниях по истории искусства. Вторая половина XIX века — расцвет академизма и салонного искусства. На тот момент изображение человека в самых разных жанрах — доминирующая художественная задача. У авангардиста изображение человека, портрет, фигура или группа, становится лабораторией для экспериментов с художественной формой. А метафизика и рефлексия шестидесятников как попытка самоидентификации в советской системе координат сменяются у художников постсоветской волны иронией и заумью. Именно на этой почве расцвело творчество корифеев современного искусства — Кулика, Виноградова и Дубосарского, Мамышева-Монро, Шеховцова и Мамедова.

   Я ВЫБИРАЮ…
   ЮРИЙ КАРА, кинорежиссер:
   — По рекомендации Армена Джигарханяна прочитал книгу Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова». Получил огромное удовольствие от документального исследования, основанного на пись-мах. Взгляд Рейфилда показался мне настолько глубоким, что я решил заново прочитать полное собрание сочинений Чехова. Кстати, Антон Павлович один из немногих писателей, который последовательность произведений в издании определил сам. Крайне увлекательно наблюдать за ходом мысли Чехова, следить, как один рассказ перетекает в другой. Это наслоение смыслов, полутонов. Благодаря Рейфилду я взглянул на нашего классика по-новому.
   Из недавно увиденных фильмов очень понравился американский триллер «Сиротка» (Orphan) режиссера Хауме Коллет-Серра. Удивило, правда, стереотипное представление американцев о выходцах из СССР. Главная героиня картины — наша соотечественница. Странно, что до сих пор Россию воспринимают как империю зла.
   А еще собираюсь сходить на «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» — новый спектакль «Современника». Слышал много хороших отзывов, да и сам Валентин Иосифович приглашал.


 
ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

    В Москву приезжает театр, у истоков которого стояли Блок и Максим Горький. БДТ был одним из первых театров, открытых после Октябрьской революции. В Москву труппа привезет самые главные свои спектали — инсценировку «Дядюшкиного сна» Достоевского, «Власть тьмы» Толстого, «Марию Стюарт» и «Дона Карлоса» Шиллера, — поставленные худруком театра Тимуром Чхеидзе. В «Дядюшкином сне», постановке 2008 года, заняты корифеи кино и театра Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Шиллеровскую «Марию Стюарт» Чхеидзе подает не только как историю великой женщины и королевы трех стран, чья жизнь была полна тайн и загадок, но шире — как размышление о роли человека в истории. А герои набирающей сейчас популярность пьесы Майкла Фрейна «Копенгаген» — гениальные физики ХХ столетия, создатели атомной бомбы Нильс Бор и Вернер Гейзенберг — приглашают поразмышлять над ответственностью человека за свои деяния. Желающие могут сравнить спектакли МХТ и БДТ: у москвичей, кажется, динамичней, у питерцев, как водится, неоднозначней.

 
ОДИНОКИЙ ЛУНАТИК

    А стронавт Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) три года провел на Луне. Он пытался получить из недр спутника Земли гелий-3 — топливо будущего. Три года одиночества скрашивают видеосвидания с родными. Сэм поливает растения, вырезает по дереву и общается с бортовым роботом Герти. Но вот его лунная командировка заканчивается. И вдруг героя начинают мучить галлюцинации. Капсулу, которая заменила Беллу дом, посещает человек, очень похожий на него. Поначалу во всех перипетиях, в которые попадает астронавт, разобраться непросто. По замыслу режиссера главный герой с трудом отличает реальность от вымысла. Всмотревшись, начинаешь отмечать многочисленные отсылки к «Солярису» Тарковского, лентам Кубрика и рассказам Брэдбери. Холодные лунные пейзажи идеально соответствуют настроению героя. Жанр ленты определить трудно — то ли философская притча, то ли антиутопия. Но как минимум эстетическое удовольствие уж точно можно получить. Фильм снял Данкан Джонс — сын легенды поп-музыки Дэвида Боуи. Это его дебют в кино — до этого Джонс занимался изучением философии и рекламы.
{PAGE}
   
   15
   Выставка «Бидермейер. Австрийское искусство XIX века из коллекций князя Лихтенштейнского»
   ГМИИ им. Пушкина
   Экспозиция представит более 100 картин и рисунков в стиле «бидермейер», что в переводе с немецкого значит «простодушный, уютный» Главная черта стиля — отсутствие патетики. Как правило, это милые интерьеры, цветочные натюрморты, городские панорамы и картины мирной бюргерской жизни.
   
   17
   Мейерхольдовские встречи
   Центр им. Вс. Мейерхольда
   Встречи, уже ставшие хорошей традицией театра, происходят в формате «два в одном». Зрители сначала смотрят спектакль, а затем остаются обсудить с режиссером то, что осталось непонятным. Первая встреча в этом сезоне — с украинцем Атиллой Виднянским, выпускником Киевского театрального института. Он покажет пятичасовой спектакль по мотивам «Трех сестер» Чехова. После просмотра должно остаться множество вопросов: почему финал похож на зачин, а некоторые эпизоды, вынесенные Чеховым за рамки сцены, стали центральными, а все персонажи пребывают на сценической площадке постоянно.
   
   17
   Концерт Нади Михаэль (сопрано, Германия)
   КЗ им. Чайковского
   В начале своей карьеры Михаэль исполняла репертуар меццо-сопрано, но очень скоро взялась и за партии сопрано, благо голос певицы это позволял. На концерте в Москве Михаэль обещает исполнить арии из опер «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Медея в Коринфе» Керубини, «Медея» Штрауса. Аккомпанировать певице будет Национальный филармонический оркестр России под управлением одного из ведущих итальянских дирижеров Антонино Фольяни.
   
   18
   Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош»
   Московский театр клоунады п/р Терезы Дуровой
   Главная аудитория феста — дети от 3 до 14 лет, но взрослым не будет скучно. Чего стоит только спектакль шведского кукольного театра с более чем двадцатилетней историей Sesam Theatre «Мальчик Газель» — мультимедийная сказка в стихах о мальчике Маугли, которого от гибели в Сахаре спасло стадо газелей. Подружиться с ними у него получилось не сразу.
   
   18
   Проект Emotion Music
   Клуб «Союз композиторов»
   Басиния Шульман (фортепиано), Юрий Медяник (баян, бандонеон, скрипка), Олег Киреев (саксофон), Дмитрий Илугдин (клавишные) представляют проект в crossover-стиле. В первом отделении прозвучит страстное танго. Второе отдано под джаз и мелодии из кинофильмов в необычной обработке.
   
   19
   Ретроспектива работ Алексея Кравченко (1889-1940)
   Третьяковская галерея
   Художник Алексей Кравченко, больше известный как иллюстратор, оставил после себя и разнообразные гравюры, и рисунки. Кроме того, он считается продолжателем лучших традиций русской пейзажной школы. После революции художник почти не выставлялся, опасаясь обвинений в формализме. Эта экспозиция — редкая возможность познакомиться с его творчеством.
   

   В ЭФИРЕ
   ТВ Центр, 14 сентября
   ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «Кушать подано»
   Этот фильм — часть восьми-серийного цикла программ о Москве «В большом городе с Михаилом Кожуховым», рассказывающего об интересных фактах из истории и повседневной жизни столицы. В очередной передаче ведущий программы задается вопросами, может ли Москва остаться без еды; где хранится неприкосновенный запас продуктов на случай гуманитарной катастрофы; на сколько дней хватит этого запаса. Москвичи могут спать спокойно: в столице всего в достатке.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK