Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Агент 007 становится человеком"

Немец Марк Форстер снял один из самых необычных фильмов про Джеймса Бонда — «Квант милосердия».У него мягкая речь, спокойный, приветливый голос. Все как у интеллигентного человека. Хотя Марк Форстер только что снял за более чем $200 млн самый дорогой из фильмов про Джеймса Бонда. Может быть, и самый мрачный. «Мы показываем темные стороны агента 007, — говорит он. — В нашей картине Бонд временами вовсе не отличается от тех, с кем воюет».
   Режиссер родился в 1969 году в Ульме. В своей монтажной в квартале лондонской богемы Сохо он сводит отдельные части фильма «Квант милосердия». Вместе с режиссером по монтажу Ричардом Пирсоном он отсматривает сюжет, в котором 007 (Дэниел Крейг) оказывается в бедной растительностью южноамериканской пустыне. Никогда Бонд не выглядел столь одиноким и потерянным.
   «Он живет в мире боли», — рассказывает режиссер. В его фильме агент, обычно искушенный в мирских делах и равно неуязвимый как для пуль врагов, так и стрел Амура, предстает киллером, которым движет месть. До сих пор Бонда не могло тронуть ничто, даже гибель его жены в ленте «На службе Ее Величества» (1969). Уже в фильме «Бриллианты навсегда» (1971) он появился на экране не потрясенный и не расчувствовавшийся.
   Однако в «Кванте милосердия» Бонда не покидает ярость. Даже его начальница М. (ее играет Джуди Денч) начинает бояться, что он теряет контроль над собой. Придется ли агенту 007 обращаться к психоаналитику, как другим супергероям вроде Бэтмана и Холка? «Нет, нет, — торопливо успокаивает нас Форстер. — Бонд не любит, когда его уж очень анализируют. Просто я хотел показать, что у него есть и эмоциональная жизнь. Нужно было понять, от чего он бежит».
   Превращение агента 007 в человека началось еще в прошлом произведении бондианы «Казино Рояль». С него два года назад началась серия, в которой главного героя играет Дэниел Крейг. Тогда Бонд влюбился в финансистку из британского казначейства (в исполнении Евы Грин) и стал свидетелем того, как ее довели до смерти.
   В новом фильме 007 устраивает охоту на тех, кто повинен в гибели девушки. На этом пути ему встречается красавица Камилла (Ольга Куриленко), у которой свои счеты с заказчиками преступления. Встречаются ему и еще более обворожительная дама — агент MI6 (Джемма Артертон) и злодей Доминик Грин (Матье Амалрик).
   «Квант милосердия» — непосредственное продолжение ленты «Казино Рояль». В 22-серийной бондиане такое случается впервые.
   То, что продюсеры Барбара Брокколи и Майкл Уилсон выбрали именно Форстера, не перестает удивлять и самого режиссера. «В первый момент я был уверен, что они просто по ошибке вышли на меня». Форстер снимал психологическую драму «Бал чудовищ» (2001) и игривую комедию «Персонаж» (2006). Те шесть картин, что он сделал до сих пор, не стоили и половины бюджета, ушедшего на съемки его нынешнего творения.
   К тому же Форстер — немец, выходец из «империи зла». Ведь многие особо мерзкие противники суперагента были родом из Германии. Правда, у Форстера, как и у самого Бонда, мать швейцарка, и вырос он в кантоне Граубюнден. Лишь в 1990-х годах он отправился в Нью-Йорк изучать кино. Там Форстер приобрел собственный художественный почерк, что делало его в принципе непригодным для работы над фильмом из серии о Бонде.
   Продюсеры фильмов бондианы до сих пор доверяли режиссуру только ветеранам жанра вроде Теренса Янга и Гая Хэмилтона или бывшим монтажерам, таким как Питер Хант и Джон Глен. Даже Стивена Спилберга они отвергли, опасаясь, что режиссер затмит агента. Кто брался за фильм о Бонде, должен был смириться с ролью исполнителя чужих идей.
   Но Форстеру они позволили даже привлечь своего специалиста по монтажу, Мэтта Чессе, и собственного оператора, Роберто Шефера. Для изготовления вступительного ролика к фильму, который в бондиане считается особо важной частью проекта, была нанята новая фирма. «Я представил себе, что работаю в политической системе со строжайшей цензурой, но в ее рамках получаю право на максимальную свободу творчества», — поясняет Форстер.
   Ему доставляют удовольствие каждодневные маленькие стычки: в этом особом мире каждая мелочь решается через высшее начальство. Форстеру донесли, что Уилсону не очень нравится шрифт, выбранный для наплывов, называющих населенные пункты. «Это ничего, я с ним поговорю. Думаю, как-нибудь смогу убедить», — отвечает с улыбкой Форстер.
   От режиссера идет излучение мастера, привыкшего к успеху. Впечатление, будто он с парой сообщников по-пиратски угоняет самый крупный танкер киноистории, уводя его в собственное плавание. Видно, как он горд той частью фильма, в которой на окруженной водой сцене австрийского городка Брегенц идет представление «Тоски», а на фоне его развертывается действие фильма. Начинается оглушительная пальба, но Форстер показывает только ее фрагменты — ему больше нравится, чтобы оперная ария покрывала грохот стрельбы.
   Эта решительная воля художника — нечто новое в серии фильмов о Бонде. До сих пор экшн устраивали ради самого действия, и никакой иной функции это не имело. У зрителя должно захватывать дух от грохота стрельбы и летящих обломков. А Форстер превращает перестрелку в завораживающий балет смерти.
   «Идеи я заимствовал у Альфреда Хичкока и в голливудских ужастиках семидесятых годов, — признается Форстер. — Был фильм «Свидетель заговора», была картина «Неподкупные», и там сами сюжеты совершенно не разъяснены, даже финал иногда оставлен открытым — как хочешь, так и понимай. Но зато у героев там глубокие характеры». Форстер убежден, что и сцены с экшн должны быть связаны с внутренним миром действующих лиц.
   Один из сюжетов снят в центре Сьены — это погоня, проходящая в сутолоке известных скачек Палио и переходящая в гонку по лестницам и крышам с прыжками на несущийся автобус. Все заканчивается тем, что Бонд сбрасывает своего соперника вниз через стеклянный купол и обоим удается в последний момент повиснуть на каких-то канатах. Лишь после этого начинается финал погони — умопомрачительный акробатический трюк.
   «Квант милосердия» идет 106 минут. Это самая короткая лента бондианы, но в ней одна из самых долгих погонь, которые приходилось вести агенту 007. Форстер уверен, что ее нужно использовать на полную катушку, именно потому, что погоня — мотор всей внутренней жизни героя. Бонд решил во что бы то ни стало узнать, кто дергает нити заговора, из-за которого погибла женщина, ставшая его самой большой любовью.
   У каждого фильма должен быть свой голос, свое видение, размышляет Форстер. Должен проявляться взгляд режиссера. Удалось ли ему это в «Кванте милосердия»? Секунду он колеблется, а потом произносит: «Да, у меня была полная свобода».
   Барбара Брокколи и Майкл Уилсон его работой довольны. Они предложили ему снимать следующий фильм о Бонде. «Для меня это очень лестно, но я отказался, — говорит режиссер. — Сейчас мне нужно сделать что-то другое. Фильм такого масштаба нужно снимать раз в десять лет. Это нормально».

   Джеймс Бонд
   начал свое победное шествие по кинотеатрам в 1962 году. Тогда его играл Шон Коннери в фильме «Доктор Но». Не реже чем раз в четыре года, на экраны выходит новый фильм серии о Бонде. Исполнители главной роли менялись — ими были Роджер Мур, Пирс Броснан и Дэниел Крейг. Более долгий перерыв возник однажды, когда разрушился восточный блок: между фильмами «Лицензия на убийство» (1989) и «Золотой глаз» (1995) прошло шесть лет. Сага об агенте стала самым длинным сериалом в истории кино и принесла за эти годы свыше 4 млрд долларов выручки. «Квант милосердия» — 22-е похождение Джеймса Бонда, снятое английской фирмой EON. Сегодня ею руководят Барбара Брокколи и Майкл Уилсон.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK