Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Акунин во мгле"

Российская история слишком трагична, чтобы из нее можно было безнаказанно «нарезать» легкие ретродетективы.   Борис Акунин — даровитый беллетрист и умный коммерсант. Еще на рубеже веков он оседлал волну ностальгии по «России-которую-мы-по-теряли» и вдохнул жизнь вжанр ретродетектива. У ностальгии оказался недурной коммерческий потенциал: гениальный сыщик Фандорин, сложносочиненный гибрид Шерлока Холмса, Джеймса Бонда и Алеши Карамазова, за пару лет доказал, что может приносить автору хорошие деньги. Потребитель серийных книг издательства «Захаров» получал в одной упаковке не только экшн и сыск, но и сверхкраткий — на уровне анекдота — курс истории империи. Плюс порцию Брокгауза-Ефрона, полпорции мелодрамы и достоевскую «слезинку ребенка» в качестве бонуса.
   Сперва Акунин пополнял фандориану стахановскими темпами, но вовремя опомнился. Во-первых, стало ясно, что с эдакой скоростью передвижения во времени героя можно быстро довести до пенсии. Во-вторых, в больших дозах даже денди и душка Фандорин мог приесться и поднадоесть читателю — что понизило бы капитализацию героя. Потому-то автор посадил фандоринолюбов на голодный паек и переключился на параллельные проекты.
   Специально для «ОЛМА-Пресс» был запущен цикл «Приключения магистра» о предках и современных потомках Фандорина, а для АСТ автор сконструировал из подручного историко-литературного материала сыщицу-монахиню Пелагию — спортсменку, богомолку и просто красавицу. Увы, Пелагии, заплутавшей между детективом и мистикой, хватило всего на три романа. Так же быстро завял и амбициозный проект «Жанры», в ходе которого Акунин намеревался убедить публику в своем одинаковом умении воспарять к небесам, опускаться в пучину и вышивать крестиком. Пришлось писателю мастерить облегченную версию Фандорина, эдакого Фандорина лайт.Именно в этом качестве и появился на свет шпионоборец Алексей Романов, герой цикла «Смерть на брудершафт». Дабы расположить читателя к свежеиспеченному персонажу, автор заострил сходство прежнего и нового сыщиков. Оба существуют примерно в одних исторических реалиях; оба занимаются своим делом не корысти ради, а токмо волею пославших их царя-отечества; оба терпеть не могут революционеров.
   Теперь, когда вышли в свет заключительные части нового цикла, просматриваются и различия между фандорианой и «Смертью на брудершафт». Дело даже не в том, что фандоринские сюжеты закручены, а романовские облегчены, и не в том, что Фандорин мерится силами с множеством антагонистов, а Романов почти все шесть лет, отпущенных ему сюжетом, борется с одним суперагентом, Зеппом фон Теофельсом. Беда в другом. Эрасту Петровичу как долгоиграющему проекту автор дал время для развития характера. Романов же Алеша, произведенный на свет в пожарном порядке, за десять небольших повестей не сильно изменился.
   Самое печальное в том, что проект Фандорина лайт подпортил жизнь главному Фандорину, высветив основную проблему всех ретродетективов на российской почве. Ведь недаром у многих перипетий «Брудершафта» неприятный привкус поражения: российский аэроплан-гигант неминуемо будет повержен, линкор взорван, а пломбированный вагон с Ильичом прибудет в Россию без помех. Сколько бы сюжетов Акунин ни повесил — говоря словами Дюма — на исторический гвоздь, сам гвоздь нельзя забить в каком-то другом месте. Реальная история сводит на нет и успехи контрразведчика Романова, и полицейские подвиги Эраста Фандорина. Велика ли радость от того, что порок будет наказан, а добродетель восторжествует, если все происходит на «Титанике»? Да, Большому Искусству мрачные финалы не помеха, но беллетристике, на чьем поле Акунин собирает урожай, нужны хеппи-энды. Их-то как раз в наших ретро-детективах нельзя обеспечить в принципе, не прибегая к фантастике: Октябрь впереди…
   Рассказывают, что боссы студии «Юниверсал», где снимали фильм «На Западном фронте без перемен», долго приставали к режиссеру Льюису Майлстоуну, требуя от него оптимистичной концовки. «Ладно, черт с вами, — будто бы ответил им режиссер, — но тогда в нашем фильме Германия выиграет первую Мировую войну». Так и Акунину остается только одно — отменить революцию.
   

   * Борис Акунин. Смерть на брудершафт: Операция «Транзит»; Батальон ангелов. — М.: «АСТ-Астрель», 2011. 448 с.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK