Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "ALCOAльная зависимость Олега Дерипаски"

Олег Дерипаска продает гиганту мировой индустрии Alcoa часть своих активов. Возможно, надеясь застраховать себя от силовиков, с которыми он развязывает настоящую войну. Самая крупная в мире алюминиевая компания — Aluminium Company of America (Alcoa, занимает 25% мирового рынка алюминия) — намерена купить у «РусАла» два прокатных предприятия: Самарский металлургический завод и Белокалитвинское металлургическое объединение (БКМПО). На прошлой неделе председатель правления Alcoa Алан Белда приезжал в Россию посмотреть на свою будущую собственность и пообщаться с главами регионов, где расположены предприятия: самарским губернатором Константином Титовым и ростовским — Владимиром Чубом.

После встречи Алан Белда заявил, что в течение четырех месяцев намерен завершить сделку с «РусАлом» и получить ее одобрение от антитрастовых ведомств России и США. Контрольные пакеты акций предприятий обойдутся гиганту примерно в $120-180 млн. Представители «РусАла» и контролирующего российский холдинг предпринимателя Олега Дерипаски договоренность с Alcoa не комментируют.

По одной из версий, сделку с Alcoa Олег Дерипаска решил провести по принципу «возьми, убоже, что нам не гоже» — БКМПО и Самарский металлургический завод работают всего на треть от своих возможностей. Аналитики объясняют это тем, что Дерипаске не удалось найти общий язык с крупными мировыми потребителями алюминиевых полуфабрикатов. Пришлось сбывать продукцию СМЗ и БКМПО только на внутреннем рынке. У Alcoa же есть долгосрочные прямые контракты в Европе (например, на поставку деталей для производства аэробусов Airbus А380), поэтому американская компания вполне может полностью загрузить СМЗ и БКМПО — тем более что прокат в России вполне вписывается в стратегию компании: производить больше товаров с высокой добавленной стоимостью и при этом снижать издержки, в частности на электроэнергию и рабочую силу. По мнению аналитика ИК «Проспект» Николая Иванова, «РусАл» в отличие от Alcoa постепенно становится компанией, которая специализируется только на алюминиевом upstream (производстве глинозема и алюминия-сырца).

Впрочем, есть и другая версия продажных планов Дерипаски: не исключено, что он решил отдать свои прокатные заводы Alcoa с дальним прицелом — в будущем российский бизнесмен может продать американскому концерну часть пакета акций всего «РусАла».

С точки зрения бизнеса, возможно, продавать «РусАл» сейчас не самое подходящее время: за счет очень низких цен на электроэнергию и транспортных расходов компания фантастически доходна. Если верить отчетности «РусАла», в 2002 году компания получила $840 млн. чистой прибыли, а себестоимость производства алюминия у компании составила всего $900 на тонну при мировой цене примерно $1700.

При этом Дерипаске удалось обеспечить практически все свои алюминиевые заводы дешевой электроэнергией (бизнесмен фактически контролирует «Иркутскэнерго» и Красноярскую ГЭС, собирается выкупить у РАО «ЕЭС России» и достроить Богучанскую ГЭС в Красноярском крае) и договориться с РЖД о фиксировании железнодорожных тарифов на 12 лет. Однако существует политическая версия возможного альянса Дерипаски и Alcoa — подобно Михаилу Фридману и Виктору Вексельбергу, российский алюминиевый магнат надеется спрятаться за спиной солидного западного партнера Алана Белды от возможных судебных преследований со стороны Генпрокуратуры.

Белда не приходит один

Основания предполагать неладное между Дерипаской и властью есть (см. также рубрику «Политинформация», с. 12). На прошлой неделе сразу несколько газет опубликовали на правах рекламы статью за подписью Олега Дерипаски. В этой публикации бизнесмен явно старается доказать неким неназываемым оппонентам, что лучший путь борьбы государства с бедностью — это улучшение системы образования, а не атака на успешных людей. Статья написана фактически в духе челобитной, показывающей, как опасно отдавать силовикам на откуп все ресурсы, поскольку они интересуются только их «дальнейшим переделом». В качестве собственного сценария борьбы с бедностью Дерипаска предложил совсем уж неожиданный вариант — предложить олигархам заплатить государству 75-80% от несправедливо нажитого либо реинвестировать доходы в авиастроение, строительство дорог или производство дорожной техники (впрочем, это самое производство дорожной техники у Дерипаски уже есть и входит в состав холдинга «Руспромавто»). Заместитель гендиректора Института политической конъюнктуры Константин Симонов сказал «Профилю»: «На мой взгляд, появление этой статьи вызвано тем, что в Кремле составлен расстрельный список крупных бизнесменов. Первая жертва уже сидит (Михаил Ходорковский), вторая (российские акционеры ВР-ТНК) готовится отдать «Газпрому» Ковыктинское газовое месторождение, а третья — в ожидании того, что за нее возьмутся, — занимается публикацией статей».

А еще один собеседник «Профиля» заметил: «Компании Дерипаски просто рекордным образом оптимизируют налогообложение. Тот же «РусАл» экономил и экономит 20% от выручки на толлинге, кроме того, почти все трейдеры, от лица которых ведется толлинг, находятся в иностранных оффшорах и не платят налога на прибыль. Я ожидаю, что в ближайшее время силовики займутся проверкой финансовой деятельности компаний, подконтрольных Дерипаске».

В такой ситуации партнерство с крупнейшим мировым холдингом в этих бурных водах видному российскому олигарху явно не повредит.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK