Деловой журнал Профиль

Архивная публикация 2008 года: "Александр МИЛЛЕРМАН: «Новые страховые идеи будут востребованы строительным рынком»"

Строительный комплекс ожидают большие перемены: значительное увеличение бюджетных вливаний в модернизацию транспортной инфраструктуры, реализация обсуждаемых на высшем уровне идей привлечения частного капитала, создание саморегулируемых организаций. Об этих и других, менее заметных трендах, которые в ближайшем будущем обещают отразиться на развитии рынка страхования строительных рисков, мы беседуем с генеральным директором Страхового акционерного общества «ГЕФЕСТ», доктором экономических наук Александром Миллерманом.
— Александр Самуилович, с точки зрения страховщика, какие изменения, происходящие сейчас в строительной отрасли, наиболее значимые?
— Наверное, в первую очередь — ожидаемое развитие принципиально новых форм инвестирования, таких как государственно-частное партнерство (ГЧП), в том числе концессионные соглашения, выпуск инфраструктурных облигаций и т.д. Если они успешно приживутся, доля частных инвестиций в проекты строительства железных дорог, автотрасс, других крупных инфраструктурных объектов увеличится на порядок. А подобные объекты уже сегодня дают значительные объемы страхования строительных рисков.
Сейчас начата реализация первых проектов ГЧП, таких как концессионное строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, готовится инвестиционный проект Урал Промышленный — Урал Полярный, ряд других проектов, связанных с освоением разведанных в советское время месторождений полезных ископаемых.
— Что изменится для страхового рынка, когда основным инвестором станет бизнес?
— Изменятся механизмы взаимодействия всех крупных участников строительного рынка. Раньше подрядчики конкурировали за бюджетные деньги на реализацию подготовленных государством строительных проектов. Теперь конкурировать станут консорциумы, в состав каждого из которых будут входить не только частный инвестор или инвесторы (зачастую это промышленные предприятия, заинтересованные в строительстве подъездных путей) и крупные строительные холдинги, но и обязательно банк и страховая компания. Причем, выходя на тендер, они сами должны предложить государству-заказчику детально проработанный проект строительства того или иного проекта ГЧП, включающий не только инженерно-техническую часть, но и финансовую и страховую. Процесс создания таких консорциумов на строительном рынке уже начался.
— Российские страховщики имеют неплохой опыт страхования инфраструктурных объектов, в чем же здесь сложность?
— Задача управления рисками таких проектов перед российскими страховщиками еще не вставала, у этих рисков своя специфика. Они рассчитаны на реализацию в течение долгосрочного периода — до 30 лет, и необходимо просчитать все разнообразные риски — технические, финансовые, эксплуатационные, — распределить их между участниками проекта, сбалансировать их интересы, предложить варианты минимизации тех рисков, которые не поддаются страхованию.
Поэтому сейчас мы активно развиваем эту новую компетенцию и разрабатываем программы страхования, которые позволят решить указанные задачи. Мы уверены, наши идеи будут востребованы.
— Как повлияет на страховой рынок создание саморегулируемых организаций в строительстве, которое должно завершиться к 2010 году?
— Законопроект о СРО в строительстве утвержден в третьем чтении. Ожидается, что к 2010 году будет создано около 1 тыс. строительных СРО по всей стране, этот процесс уже активно идет и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других регионах. Законом предусмотрено, что каждый член строительного СРО должен сделать взнос в размере 1 млн рублей в общий компенсационный фонд, предназначенный для обеспечения ответственности членов СРО в случае нанесения ущерба третьим лицам. Но строители могут внести в компенсационный фонд меньше — 300 тыс. рублей, если у них есть страховой полис. Этот новый сегмент рынка окажет значительное влияние на развитие страхования строительных рисков.
— Страховым компаниям уже есть что предложить СРО в плане страхования?
— Сложность в том, что надо предложить не просто страховые услуги, а систему страхования членов СРО. Мы готовы представить свои идеи по организации страхования в СРО, помочь с разработкой страховых стандартов и требований к страховому договору, условий аккредитации страховщиков, механизмов контроля за дальнейшим продлением страховки. Наша компания — одна из немногих в России, которая обладает собственной статистикой по страхованию гражданской ответственности строителей, накопленной за 15 лет работы и необходимой для расчета оптимальных страховых тарифов.
Сейчас мы активно работаем по этому вопросу с крупнейшими строительными ассоциациями, в том числе и региональными, на базе которых и будет происходить формирование СРО. Конечно, мы выступаем в качестве экспертов, окончательное решение по страховым вопросам останется за законодателями и членами СРО.

Строительный комплекс ожидают большие перемены: значительное увеличение бюджетных вливаний в модернизацию транспортной инфраструктуры, реализация обсуждаемых на высшем уровне идей привлечения частного капитала, создание саморегулируемых организаций. Об этих и других, менее заметных трендах, которые в ближайшем будущем обещают отразиться на развитии рынка страхования строительных рисков, мы беседуем с генеральным директором Страхового акционерного общества «ГЕФЕСТ», доктором экономических наук Александром Миллерманом.
— Александр Самуилович, с точки зрения страховщика, какие изменения, происходящие сейчас в строительной отрасли, наиболее значимые?
— Наверное, в первую очередь — ожидаемое развитие принципиально новых форм инвестирования, таких как государственно-частное партнерство (ГЧП), в том числе концессионные соглашения, выпуск инфраструктурных облигаций и т.д. Если они успешно приживутся, доля частных инвестиций в проекты строительства железных дорог, автотрасс, других крупных инфраструктурных объектов увеличится на порядок. А подобные объекты уже сегодня дают значительные объемы страхования строительных рисков.
Сейчас начата реализация первых проектов ГЧП, таких как концессионное строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, готовится инвестиционный проект Урал Промышленный — Урал Полярный, ряд других проектов, связанных с освоением разведанных в советское время месторождений полезных ископаемых.
— Что изменится для страхового рынка, когда основным инвестором станет бизнес?
— Изменятся механизмы взаимодействия всех крупных участников строительного рынка. Раньше подрядчики конкурировали за бюджетные деньги на реализацию подготовленных государством строительных проектов. Теперь конкурировать станут консорциумы, в состав каждого из которых будут входить не только частный инвестор или инвесторы (зачастую это промышленные предприятия, заинтересованные в строительстве подъездных путей) и крупные строительные холдинги, но и обязательно банк и страховая компания. Причем, выходя на тендер, они сами должны предложить государству-заказчику детально проработанный проект строительства того или иного проекта ГЧП, включающий не только инженерно-техническую часть, но и финансовую и страховую. Процесс создания таких консорциумов на строительном рынке уже начался.
— Российские страховщики имеют неплохой опыт страхования инфраструктурных объектов, в чем же здесь сложность?
— Задача управления рисками таких проектов перед российскими страховщиками еще не вставала, у этих рисков своя специфика. Они рассчитаны на реализацию в течение долгосрочного периода — до 30 лет, и необходимо просчитать все разнообразные риски — технические, финансовые, эксплуатационные, — распределить их между участниками проекта, сбалансировать их интересы, предложить варианты минимизации тех рисков, которые не поддаются страхованию.
Поэтому сейчас мы активно развиваем эту новую компетенцию и разрабатываем программы страхования, которые позволят решить указанные задачи. Мы уверены, наши идеи будут востребованы.
— Как повлияет на страховой рынок создание саморегулируемых организаций в строительстве, которое должно завершиться к 2010 году?
— Законопроект о СРО в строительстве утвержден в третьем чтении. Ожидается, что к 2010 году будет создано около 1 тыс. строительных СРО по всей стране, этот процесс уже активно идет и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других регионах. Законом предусмотрено, что каждый член строительного СРО должен сделать взнос в размере 1 млн рублей в общий компенсационный фонд, предназначенный для обеспечения ответственности членов СРО в случае нанесения ущерба третьим лицам. Но строители могут внести в компенсационный фонд меньше — 300 тыс. рублей, если у них есть страховой полис. Этот новый сегмент рынка окажет значительное влияние на развитие страхования строительных рисков.
— Страховым компаниям уже есть что предложить СРО в плане страхования?
— Сложность в том, что надо предложить не просто страховые услуги, а систему страхования членов СРО. Мы готовы представить свои идеи по организации страхования в СРО, помочь с разработкой страховых стандартов и требований к страховому договору, условий аккредитации страховщиков, механизмов контроля за дальнейшим продлением страховки. Наша компания — одна из немногих в России, которая обладает собственной статистикой по страхованию гражданской ответственности строителей, накопленной за 15 лет работы и необходимой для расчета оптимальных страховых тарифов.
Сейчас мы активно работаем по этому вопросу с крупнейшими строительными ассоциациями, в том числе и региональными, на базе которых и будет происходить формирование СРО. Конечно, мы выступаем в качестве экспертов, окончательное решение по страховым вопросам останется за законодателями и членами СРО.

Самое читаемое
Exit mobile version