19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Алексий Второй: "Бог не посылает людям наказания сверх меры""

Архивная публикация 2000 года: "Алексий Второй: "Бог не посылает людям наказания сверх меры""

30 апреля Русская православная церковь отметит свой главный праздник -- Светлое Христово Воскресение. В преддверии этого события Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дал эксклюзивное интервью журналу "Профиль".Сергей Черепов: Ваше Святейшество, приближается Пасха, Христово Воскресение. Как собирается праздновать это событие Русская православная церковь? В каких мероприятиях вы будете участвовать лично?
Алексий Второй: Святая Пасха не случайно является главным праздником православной церкви. В этот день мы воспоминаем событие, о котором святитель московский Филарет говорил, что одно мгновение изменило лицо мира. Воскресение Господа не просто факт давней истории. Это основа христианской веры, ведь Спаситель победил и нашу смерть, открыв человеку дорогу к освобождению от греха и погибели, дорогу в вечную жизнь. 2000-летний юбилей Рождества Христова, который мы празднуем в этом году, запечатлевает и пасхальные торжества. Поэтому день Светлого Воскресения будет сугубо радостным, станет последней вехой перед общецерковными юбилейными празднованиями, запланированными на август.
В полночь первого дня Пасхи, 30 апреля по новому стилю, я с архипастырями и духовенством совершу крестный ход, утреню и божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Днем, в четыре часа, в храме Христа Спасителя патриаршим чином будет отслужена Пасхальная великая вечерня. На следующий день буду служить в Кремле, в Успенском патриаршем соборе, также с крестным ходом. Светлая Седмица -- первая неделя после Пасхи -- для меня будет наполнена богослужениями, обменом поздравлениями с духовенством и верующими, торжественными встречами. 3 мая планирую совершить краткую поездку в Белгородскую область, на Прохорово поле, где будет освящен колокол, символизирующий единство братских славянских народов -- русского, белорусского и украинского, сыны которых сражались на этом месте во время Великой Отечественной войны.
С.Ч.: Как нужно отметить праздник православному человеку?
Алексий Второй: На Пасху всякому православному христианину надлежит поучаствовать в богослужении, прежде всего в Божественной литургии. Наиболее торжественная служба совершается ночью, утреня начинается в 12 часов, а за ней следует литургия. В большинстве городских храмов и вообще везде, где есть по крайней мере два священника, вторая литургия служится утром. На нее может прийти тот, кому сложно ночью добираться до храма. После литургии -- но никак не раньше -- бывает разговение, то есть праздничная трапеза, которой завершается постный период. В начале едят куличи, пасхи, крашеные яйца. Кстати, именно пасхальными яйцами -- натуральными или декоративными -- верующие обычно обмениваются в качестве подарков.
С.Ч.: Известно, что церковь не приветствует обычай посещать на Пасху кладбища. Почему? Откуда возникла эта традиция в России?
Алексий Второй: Традиция посещать на Пасху кладбища возникла в советское время, когда большинство людей боялись приходить в храм. Конечно, помолиться о своих усопших можно в любое время. Но Церковь определяет для этого особый день -- Радоницу, которая в 2000 году приходится на 9 мая, День Победы, когда сугубо поминаются погибшие воины. В этот день можно и на кладбище сходить, помянув усопших скромной пищей. Однако странная традиция напиваться на могилах совершенно не согласуется с буквой и духом церковных правил.
С.Ч.: 26 марта граждане России избрали президентом Владимира Владимировича Путина. Известно, что он просил у вас благословения на свою деятельность. Может ли сотрудник ФСБ, которому в силу профессии приходится вести двойную жизнь, быть по-настоящему верующим человеком?
Алексий Второй: Владимир Владимирович видится мне человеком ответственным, решительным, обладающим ясным умом и добрым сердцем. Он прожил непростую жизнь. Конечно, работа сотрудника спецслужб подчас сопряжена с некоторыми нравственно неоднозначными поступками. Но то же самое можно сказать и о правоохранителях, и о бизнесменах, и даже, например, о медиках. Однако, чтобы принести благо человеку и народу, в нашем греховном мире иногда приходится выбирать между меньшим и большим злом.
Желаю новоизбранному президенту успеха в предстоящих нелегких трудах. Российский народ перенес много бед в уходящем веке. И сегодня многие наши соотечественники страдают от бедности, несправедливости, духовной и моральной растерянности. Президент, которого Господь поставил руководить страной в начале нового тысячелетия, должен помнить о своей ответственности перед народом, историей, Богом. Полагаю, что Владимир Владимирович такую ответственность сознает. Во время встреч с ним мы неоднократно обсуждали самые разные аспекты положения в стране -- экономические, политические, социальные, духовные. Стараюсь напоминать о тяжелой участи простых людей, исполняя долг печалования Церкви перед властью.
С.Ч.: Ваше Святейшество, какова реакция руководства Церкви на события на Северном Кавказе? Не считает ли Церковь слишком жесткими и даже жестокими действия федеральных сил на Кавказе?
Алексий Второй: Бесспорно, власть должна была остановить злую волю, посягнувшую на целостность России и на мирную жизнь ее граждан. Не будем забывать о жертвах взрывов жилых домов, о многочисленных заложниках, о тех, кто был изгнан из Чечни, подвергся там унижениям, насилию и убиению. Наша Церковь выразила полное понимание антитеррористических целей, поставленных государственным руководством перед армией и правоохранительными структурами.
Впрочем, мы призывали и продолжаем призывать к максимальной осторожности в проведении операции. Не должны страдать мирные жители, особенно те, кто решительно отказался поддерживать бандитов и террористов. Надобно проявлять гуманность и по отношению к плененным боевикам, а тем более к лицам, находящимся под подозрением. У этих людей остались семьи, родственники. Необходимо вернуть их к мирной жизни, даже если до этого придется понести заслуженное наказание.
С.Ч.: Служит ли Церковь панихиды по невинно убиенным чеченцам? Обретают ли погибшие солдаты и мирные жители Царствие Небесное?
Алексий Второй: Церковь скорбит о жертвах как среди военнослужащих и правоохранителей, так и среди чеченцев, особенно невинно пострадавших. Молясь о погибших, помним о всех, прося Господа об упокоении их душ, но зная, что только Он ведает их судьбу в вечности.
Сегодня важно уврачевать страдания раненых, больных, людей, оставшихся без крова, потерявших родных и близких. Нужно по справедливости разобраться с обвинениями в незаконных и неоправданных проявлениях жестокости, особенно по отношению к женщинам и детям. Если таковое имело место, виновные должны быть наказаны наравне с боевиками.
С.Ч.: Почему в записках о здравии и упокоении Церковь требует указывать только православные имена?
Алексий Второй: Православная церковь по преимуществу молится о своих чадах, живых или усопших. Есть разные мнения о том, можно ли молиться о неправославных христианах. Наверное, большого греха в этом нет, особенно если человек принадлежит или принадлежал к одной из церквей, крещение в которых мы признаем за таинство. Однако о некрещеных живых молиться нужно частным образом, прося Господа привести их к вере, а усопшие нехристиане, даже если мы вверяем их загробную судьбу в руки Божии, не могут быть поминаемы за богослужением. Ведь человек, не бывший частью Церкви на земле, не может войти и в Церковь Небесную.
С.Ч.: Что вы думаете по поводу обращения Масхадова о возможных переговорах с федеральными силами?
Алексий Второй: Диалог, конечно, нужен, особенно со старейшинами, религиозными лидерами и другими людьми, пользующимися авторитетом в чеченском обществе. Может быть, стоит войти в контакт и с Масхадовым, однако этот человек, на мой взгляд, должен сначала четко определить свое отношение к преступным действиям террористов -- прошлым и нынешним.
С.Ч.: Ваше Святейшество, наше общество сегодня просто-таки болеет интересом к разного рода народным целителям. Насколько оправданно резко негативное отношение церкви к целительству, если учесть, что многие из целителей являются верующими? Известно, например, что Григорий Распутин успешно лечил царевича Алексея. Многие святые обладали даром исцелять. Возможно ли сегодня отделить православных целителей от шарлатанов?
Алексий Второй: Да, многие святые исцеляли -- прежде всего молитвой. Помогали они болящему и духовным советом, ведь очень часто наши недуги происходят от грехов, от неправильного образа жизни. Точно так же и сейчас есть пастыри и иногда миряне, наделенные даром молитвы о болящих и даром наставления. Однако к феномену целительства нужно подходить очень осторожно. Если имеет место колдовство, происходят какие-то магические манипуляции с иконами, крестами, фотографиями, то мы обычно сталкиваемся с шарлатанством, которое злоупотребляет авторитетом православной церкви, пользующейся безграничным доверием. В результате люди, возможно, сначала чувствуют некоторое облегчение, а потом еще сильнее страдают духовно и физически.
Как отличить человека, получившего от Бога дар исцеления, от колдуна, движимого злыми силами? "По плодам их узнаете их",-- говорит Господь (Мф. 7:16). Если вокруг целителя происходит ожесточение, процветает алчность, если люди жалуются на духовную опустошенность, значит, лучше не прибегать к его помощи. Кстати, именно вражда и озлобление сопровождали деятельность Григория Распутина, отношение к которому у Церкви не может быть благосклонным хотя бы потому, что он противопоставил себя ее каноническому Священноначалию.
Истинный христианин, желающий здоровья ближнему, одновременно помнит, что Бог часто посылает болезни для нашего испытания, назидания и исправления. Поэтому, молясь об исцелении болящего, Церковь просит Господа явить Его волю, которая несет человеку добро даже тогда, когда он сам этого не понимает. И телесная смерть не всегда является злом.
Когда же некто пытается запрограммировать положительный исход болезни, обещая исцеление и даже давая хорошо оплачиваемые гарантии, такой врачеватель не имеет ничего общего с Церковью.
Наконец, в православии основными исцеляющими средствами считаются таинства покаяния, евхаристии и елеосвящения, ведущие к очищению души и благотворному изменению жизни. Если целитель об этих таинствах даже не упоминает, его вряд ли можно считать глубоко верующим человеком.
С.Ч.: Ваше Святейшество, есть ли официальная реакция властей на заявление Священного Синода по поводу присвоения гражданам России индивидуального налогового кода? Был ли у вас разговор на эту тему с Владимиром Путиным?
Алексий Второй: Диалог с государственной властью на данную тему начался -- так, недавно я встречался с руководством московской налоговой инспекции. Думаю, будем обсуждать этот вопрос и с новоизбранным президентом. Еще раз поясню, в чем суть проблемы: верующие отказываются подписывать заявления о присвоении индивидуального налогового номера, поскольку не хотят просить о некоем новом имени и ставить свою подпись рядом со штрих-кодом, который содержит три символа, графически похожих на символ, принятый для цифры 6. Наверное, выходом могло бы стать назначение номера по инициативе самих властей, без просьбы граждан.
Однако напомню, что упомянутое вами заявление Священного Синода касалось и еще одной проблемы, гораздо более существенной: попыток установления электронного контроля за частной жизнью человека. Предлагается, например, ввести специальные карточки -- даже для школьников, в которых фиксировались бы самые разнообразные сведения. Планируется, что только при предъявлении таких карточек можно будет получать медицинскую и социальную помощь, а в перспективе -- делать покупки. Отсюда недалеко и до идеологического контроля: достаточно привязать всю систему расчетов к этим карточкам, а затем потребовать, чтобы в обмен на их продление человек демонстрировал полную лояльность властям или соглашался с одним из односторонних мировоззренческих мнений, заключенных в национальном или международном законодательстве. Подобные опасения выражает немало людей в разных странах.
Имея это в виду, Церковь встала на защиту человеческой свободы. Глубоко убежден, что процесс сбора и использования информации о гражданах должен быть открыт для общественного контроля. Нужно также защитить новые информационные системы от проникновения злоумышленников. Надеюсь на понимание церковной озабоченности со стороны государства.
С.Ч.: Как бы вы определили место России в духовном развитии цивилизации? Означает ли расхожее выражение "загадочная русская душа" особую духовность русского народа?
Алексий Второй: Нашему народу с его многовековой уникальной историей и культурой есть что дать миру. Сейчас, когда многие говорят о кризисе цивилизации потребления, которая противопоставила золотой миллиард остальному населению Земли, идеалы самопожертвования, аскетизма и приоритета духа над телом вновь могут оказаться востребованы не только в России, но и повсюду.
Не хотел бы показаться нескромным, но мне думается, что наш народ, будучи воспитан православной церковью, доныне хранит в своей повседневной жизни евангельские нравственные идеалы. Это проявляется и в пословицах, и в образе мышления, и во многих поступках.
Да, в нас немало греховного. Да, за семьдесят лет господства государственного атеизма большинство наших сограждан утратило настоящее церковное воспитание. Но происходящее по всей стране духовное возрождение, которое сегодня возрастает от моды к глубокой внутренней перемене, происходящей в душах многих людей, дает мне надежду.
Дай Бог, чтобы воссозданная Святая Русь -- не загадочная, а ясно сознающая свою духовную миссию и открытая миру -- смогла помочь нравственному обновлению человечества.
С.Ч.: В чем, по-вашему, смысл новых страданий -- войны, экономических трудностей, которые выпали сегодня на долю России?
Алексий Второй: Бог не посылает людям или народам наказания сверх меры. Смысл же происходящего видится мне двояким.
Во-первых, мы сами виноваты в том, что происходит, и получаем воздаяние за собственный грех. Не было бы нынешних бед и настроений, если бы дореволюционная власть более внимательно отнеслась к нуждам народа, если бы миллионы людей не участвовали в гражданской войне и вакханалии богоборчества, если бы мы затем не бросились бездумно разрушать страну, созданную веками, в наивной надежде, что зарубежные благодетели приведут нас к очередному светлому будущему.
Но, во-вторых, напомню евангельские слова Господа Иисуса, сказанные о слепом от рождения человеке, которого Он намеревался исцелить: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:3). Думаю, не случайно наш народ переживает трудности, в которых закаляется его воля и воспитывается стремление к духовной жизни. Ведь в бездумном мирском благополучии непросто достичь высот нравственного совершенства, в которых так нуждается нынешний мятущийся человек.
С.Ч.: Ваши пожелания читателям "Профиля" накануне Пасхи и праздника Светлого Христова Воскресения?
Алексий Второй: Мира, пасхальной радости, духовного возрастания, успеха во всяком добром деле желаю всем вам, дорогие мои. Господь да благословит Отечество наше согласием и возрождением, да исправит пути нашего народа.

30 апреля Русская православная церковь отметит свой главный праздник -- Светлое Христово Воскресение. В преддверии этого события Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дал эксклюзивное интервью журналу "Профиль".Сергей Черепов: Ваше Святейшество, приближается Пасха, Христово Воскресение. Как собирается праздновать это событие Русская православная церковь? В каких мероприятиях вы будете участвовать лично?

Алексий Второй: Святая Пасха не случайно является главным праздником православной церкви. В этот день мы воспоминаем событие, о котором святитель московский Филарет говорил, что одно мгновение изменило лицо мира. Воскресение Господа не просто факт давней истории. Это основа христианской веры, ведь Спаситель победил и нашу смерть, открыв человеку дорогу к освобождению от греха и погибели, дорогу в вечную жизнь. 2000-летний юбилей Рождества Христова, который мы празднуем в этом году, запечатлевает и пасхальные торжества. Поэтому день Светлого Воскресения будет сугубо радостным, станет последней вехой перед общецерковными юбилейными празднованиями, запланированными на август.

В полночь первого дня Пасхи, 30 апреля по новому стилю, я с архипастырями и духовенством совершу крестный ход, утреню и божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Днем, в четыре часа, в храме Христа Спасителя патриаршим чином будет отслужена Пасхальная великая вечерня. На следующий день буду служить в Кремле, в Успенском патриаршем соборе, также с крестным ходом. Светлая Седмица -- первая неделя после Пасхи -- для меня будет наполнена богослужениями, обменом поздравлениями с духовенством и верующими, торжественными встречами. 3 мая планирую совершить краткую поездку в Белгородскую область, на Прохорово поле, где будет освящен колокол, символизирующий единство братских славянских народов -- русского, белорусского и украинского, сыны которых сражались на этом месте во время Великой Отечественной войны.

С.Ч.: Как нужно отметить праздник православному человеку?

Алексий Второй: На Пасху всякому православному христианину надлежит поучаствовать в богослужении, прежде всего в Божественной литургии. Наиболее торжественная служба совершается ночью, утреня начинается в 12 часов, а за ней следует литургия. В большинстве городских храмов и вообще везде, где есть по крайней мере два священника, вторая литургия служится утром. На нее может прийти тот, кому сложно ночью добираться до храма. После литургии -- но никак не раньше -- бывает разговение, то есть праздничная трапеза, которой завершается постный период. В начале едят куличи, пасхи, крашеные яйца. Кстати, именно пасхальными яйцами -- натуральными или декоративными -- верующие обычно обмениваются в качестве подарков.

С.Ч.: Известно, что церковь не приветствует обычай посещать на Пасху кладбища. Почему? Откуда возникла эта традиция в России?

Алексий Второй: Традиция посещать на Пасху кладбища возникла в советское время, когда большинство людей боялись приходить в храм. Конечно, помолиться о своих усопших можно в любое время. Но Церковь определяет для этого особый день -- Радоницу, которая в 2000 году приходится на 9 мая, День Победы, когда сугубо поминаются погибшие воины. В этот день можно и на кладбище сходить, помянув усопших скромной пищей. Однако странная традиция напиваться на могилах совершенно не согласуется с буквой и духом церковных правил.

С.Ч.: 26 марта граждане России избрали президентом Владимира Владимировича Путина. Известно, что он просил у вас благословения на свою деятельность. Может ли сотрудник ФСБ, которому в силу профессии приходится вести двойную жизнь, быть по-настоящему верующим человеком?

Алексий Второй: Владимир Владимирович видится мне человеком ответственным, решительным, обладающим ясным умом и добрым сердцем. Он прожил непростую жизнь. Конечно, работа сотрудника спецслужб подчас сопряжена с некоторыми нравственно неоднозначными поступками. Но то же самое можно сказать и о правоохранителях, и о бизнесменах, и даже, например, о медиках. Однако, чтобы принести благо человеку и народу, в нашем греховном мире иногда приходится выбирать между меньшим и большим злом.

Желаю новоизбранному президенту успеха в предстоящих нелегких трудах. Российский народ перенес много бед в уходящем веке. И сегодня многие наши соотечественники страдают от бедности, несправедливости, духовной и моральной растерянности. Президент, которого Господь поставил руководить страной в начале нового тысячелетия, должен помнить о своей ответственности перед народом, историей, Богом. Полагаю, что Владимир Владимирович такую ответственность сознает. Во время встреч с ним мы неоднократно обсуждали самые разные аспекты положения в стране -- экономические, политические, социальные, духовные. Стараюсь напоминать о тяжелой участи простых людей, исполняя долг печалования Церкви перед властью.

С.Ч.: Ваше Святейшество, какова реакция руководства Церкви на события на Северном Кавказе? Не считает ли Церковь слишком жесткими и даже жестокими действия федеральных сил на Кавказе?

Алексий Второй: Бесспорно, власть должна была остановить злую волю, посягнувшую на целостность России и на мирную жизнь ее граждан. Не будем забывать о жертвах взрывов жилых домов, о многочисленных заложниках, о тех, кто был изгнан из Чечни, подвергся там унижениям, насилию и убиению. Наша Церковь выразила полное понимание антитеррористических целей, поставленных государственным руководством перед армией и правоохранительными структурами.

Впрочем, мы призывали и продолжаем призывать к максимальной осторожности в проведении операции. Не должны страдать мирные жители, особенно те, кто решительно отказался поддерживать бандитов и террористов. Надобно проявлять гуманность и по отношению к плененным боевикам, а тем более к лицам, находящимся под подозрением. У этих людей остались семьи, родственники. Необходимо вернуть их к мирной жизни, даже если до этого придется понести заслуженное наказание.

С.Ч.: Служит ли Церковь панихиды по невинно убиенным чеченцам? Обретают ли погибшие солдаты и мирные жители Царствие Небесное?

Алексий Второй: Церковь скорбит о жертвах как среди военнослужащих и правоохранителей, так и среди чеченцев, особенно невинно пострадавших. Молясь о погибших, помним о всех, прося Господа об упокоении их душ, но зная, что только Он ведает их судьбу в вечности.

Сегодня важно уврачевать страдания раненых, больных, людей, оставшихся без крова, потерявших родных и близких. Нужно по справедливости разобраться с обвинениями в незаконных и неоправданных проявлениях жестокости, особенно по отношению к женщинам и детям. Если таковое имело место, виновные должны быть наказаны наравне с боевиками.

С.Ч.: Почему в записках о здравии и упокоении Церковь требует указывать только православные имена?

Алексий Второй: Православная церковь по преимуществу молится о своих чадах, живых или усопших. Есть разные мнения о том, можно ли молиться о неправославных христианах. Наверное, большого греха в этом нет, особенно если человек принадлежит или принадлежал к одной из церквей, крещение в которых мы признаем за таинство. Однако о некрещеных живых молиться нужно частным образом, прося Господа привести их к вере, а усопшие нехристиане, даже если мы вверяем их загробную судьбу в руки Божии, не могут быть поминаемы за богослужением. Ведь человек, не бывший частью Церкви на земле, не может войти и в Церковь Небесную.

С.Ч.: Что вы думаете по поводу обращения Масхадова о возможных переговорах с федеральными силами?

Алексий Второй: Диалог, конечно, нужен, особенно со старейшинами, религиозными лидерами и другими людьми, пользующимися авторитетом в чеченском обществе. Может быть, стоит войти в контакт и с Масхадовым, однако этот человек, на мой взгляд, должен сначала четко определить свое отношение к преступным действиям террористов -- прошлым и нынешним.

С.Ч.: Ваше Святейшество, наше общество сегодня просто-таки болеет интересом к разного рода народным целителям. Насколько оправданно резко негативное отношение церкви к целительству, если учесть, что многие из целителей являются верующими? Известно, например, что Григорий Распутин успешно лечил царевича Алексея. Многие святые обладали даром исцелять. Возможно ли сегодня отделить православных целителей от шарлатанов?

Алексий Второй: Да, многие святые исцеляли -- прежде всего молитвой. Помогали они болящему и духовным советом, ведь очень часто наши недуги происходят от грехов, от неправильного образа жизни. Точно так же и сейчас есть пастыри и иногда миряне, наделенные даром молитвы о болящих и даром наставления. Однако к феномену целительства нужно подходить очень осторожно. Если имеет место колдовство, происходят какие-то магические манипуляции с иконами, крестами, фотографиями, то мы обычно сталкиваемся с шарлатанством, которое злоупотребляет авторитетом православной церкви, пользующейся безграничным доверием. В результате люди, возможно, сначала чувствуют некоторое облегчение, а потом еще сильнее страдают духовно и физически.

Как отличить человека, получившего от Бога дар исцеления, от колдуна, движимого злыми силами? "По плодам их узнаете их",-- говорит Господь (Мф. 7:16). Если вокруг целителя происходит ожесточение, процветает алчность, если люди жалуются на духовную опустошенность, значит, лучше не прибегать к его помощи. Кстати, именно вражда и озлобление сопровождали деятельность Григория Распутина, отношение к которому у Церкви не может быть благосклонным хотя бы потому, что он противопоставил себя ее каноническому Священноначалию.

Истинный христианин, желающий здоровья ближнему, одновременно помнит, что Бог часто посылает болезни для нашего испытания, назидания и исправления. Поэтому, молясь об исцелении болящего, Церковь просит Господа явить Его волю, которая несет человеку добро даже тогда, когда он сам этого не понимает. И телесная смерть не всегда является злом.

Когда же некто пытается запрограммировать положительный исход болезни, обещая исцеление и даже давая хорошо оплачиваемые гарантии, такой врачеватель не имеет ничего общего с Церковью.

Наконец, в православии основными исцеляющими средствами считаются таинства покаяния, евхаристии и елеосвящения, ведущие к очищению души и благотворному изменению жизни. Если целитель об этих таинствах даже не упоминает, его вряд ли можно считать глубоко верующим человеком.

С.Ч.: Ваше Святейшество, есть ли официальная реакция властей на заявление Священного Синода по поводу присвоения гражданам России индивидуального налогового кода? Был ли у вас разговор на эту тему с Владимиром Путиным?

Алексий Второй: Диалог с государственной властью на данную тему начался -- так, недавно я встречался с руководством московской налоговой инспекции. Думаю, будем обсуждать этот вопрос и с новоизбранным президентом. Еще раз поясню, в чем суть проблемы: верующие отказываются подписывать заявления о присвоении индивидуального налогового номера, поскольку не хотят просить о некоем новом имени и ставить свою подпись рядом со штрих-кодом, который содержит три символа, графически похожих на символ, принятый для цифры 6. Наверное, выходом могло бы стать назначение номера по инициативе самих властей, без просьбы граждан.

Однако напомню, что упомянутое вами заявление Священного Синода касалось и еще одной проблемы, гораздо более существенной: попыток установления электронного контроля за частной жизнью человека. Предлагается, например, ввести специальные карточки -- даже для школьников, в которых фиксировались бы самые разнообразные сведения. Планируется, что только при предъявлении таких карточек можно будет получать медицинскую и социальную помощь, а в перспективе -- делать покупки. Отсюда недалеко и до идеологического контроля: достаточно привязать всю систему расчетов к этим карточкам, а затем потребовать, чтобы в обмен на их продление человек демонстрировал полную лояльность властям или соглашался с одним из односторонних мировоззренческих мнений, заключенных в национальном или международном законодательстве. Подобные опасения выражает немало людей в разных странах.

Имея это в виду, Церковь встала на защиту человеческой свободы. Глубоко убежден, что процесс сбора и использования информации о гражданах должен быть открыт для общественного контроля. Нужно также защитить новые информационные системы от проникновения злоумышленников. Надеюсь на понимание церковной озабоченности со стороны государства.

С.Ч.: Как бы вы определили место России в духовном развитии цивилизации? Означает ли расхожее выражение "загадочная русская душа" особую духовность русского народа?

Алексий Второй: Нашему народу с его многовековой уникальной историей и культурой есть что дать миру. Сейчас, когда многие говорят о кризисе цивилизации потребления, которая противопоставила золотой миллиард остальному населению Земли, идеалы самопожертвования, аскетизма и приоритета духа над телом вновь могут оказаться востребованы не только в России, но и повсюду.

Не хотел бы показаться нескромным, но мне думается, что наш народ, будучи воспитан православной церковью, доныне хранит в своей повседневной жизни евангельские нравственные идеалы. Это проявляется и в пословицах, и в образе мышления, и во многих поступках.

Да, в нас немало греховного. Да, за семьдесят лет господства государственного атеизма большинство наших сограждан утратило настоящее церковное воспитание. Но происходящее по всей стране духовное возрождение, которое сегодня возрастает от моды к глубокой внутренней перемене, происходящей в душах многих людей, дает мне надежду.

Дай Бог, чтобы воссозданная Святая Русь -- не загадочная, а ясно сознающая свою духовную миссию и открытая миру -- смогла помочь нравственному обновлению человечества.

С.Ч.: В чем, по-вашему, смысл новых страданий -- войны, экономических трудностей, которые выпали сегодня на долю России?

Алексий Второй: Бог не посылает людям или народам наказания сверх меры. Смысл же происходящего видится мне двояким.

Во-первых, мы сами виноваты в том, что происходит, и получаем воздаяние за собственный грех. Не было бы нынешних бед и настроений, если бы дореволюционная власть более внимательно отнеслась к нуждам народа, если бы миллионы людей не участвовали в гражданской войне и вакханалии богоборчества, если бы мы затем не бросились бездумно разрушать страну, созданную веками, в наивной надежде, что зарубежные благодетели приведут нас к очередному светлому будущему.

Но, во-вторых, напомню евангельские слова Господа Иисуса, сказанные о слепом от рождения человеке, которого Он намеревался исцелить: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:3). Думаю, не случайно наш народ переживает трудности, в которых закаляется его воля и воспитывается стремление к духовной жизни. Ведь в бездумном мирском благополучии непросто достичь высот нравственного совершенства, в которых так нуждается нынешний мятущийся человек.

С.Ч.: Ваши пожелания читателям "Профиля" накануне Пасхи и праздника Светлого Христова Воскресения?

Алексий Второй: Мира, пасхальной радости, духовного возрастания, успеха во всяком добром деле желаю всем вам, дорогие мои. Господь да благословит Отечество наше согласием и возрождением, да исправит пути нашего народа.

СЕРГЕЙ ЧЕРЕПОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».