19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Альманах фантастики"

Архивная публикация 2011 года: "Альманах фантастики"

Любые попытки создать единую систему государственного стратегического планирования обречены на провал. Недавно Минэкономразвития вновь подняло вопрос о внесении в Государственную думу законопроекта о государственном стратегическом планировании. Одна из основных декларируемых задач законопроекта - создать правовую основу для связывания в единый механизм разрозненных государственных и ведомственных стратегий.
Что ж, сама по себе идея консолидировать, увязать воедино разные программы, разработанные в РФ, - очень здравая и, на мой взгляд, своевременная. Да вот только я плохо представляю себе, как она будет реализована. Проблема заключается в том, что, во-первых, все наши стратегические программы плохо согласуются друг с другом, а во-вторых, большинство таких стратегий носит декларативный характер и очень часто отдает популизмом - и поэтому далеко не всегда имеет адекватную привязку к действительности. Часто под такими стратегиями подразумевается развернутая декларация целей, где подробно описано, чего мы хотим добиться в итоге. Это, конечно, здорово, но это не стратегии, а только цели, поскольку из таких документов совершенно не-понятно, как трансформировать пожелания в конкретные действия. Или же это прописано на уровне каких-то концепций и общих фраз. К моему глубокому сожалению (и, наверное, к сожалению всех граждан России), 99% всех государственных стратегий относится именно к этому разряду документов.
Помимо развернутых деклараций целей изредка встречаются и стратегии в формате бизнес-планов. Такая стратегия, в силу специфики самого документа и в силу частых изменений внешних факторов, имеет свои недостатки: она нередко устаревает еще до того момента, как ее утверждают. Поэтому существуют целые подразделения, занимающиеся стратегическим планированием, в задачи которых входит постоянная актуализация этих документов. Нужно отметить также тип стратегии в виде сетевых графиков (roadmap), но он пока мало представлен в России. Это стратегия, описывающая последовательность взаимоувязанных причинно-следственными связями шагов и мероприятий, которые приводят нас из текущего состояния в целевое. Это, на мой взгляд, самый практичный подход к стратегическому планированию, поскольку здесь все представлено наглядно, такая стратегия устойчива к внешним изменениям (логика процесса все равно сохраняется), в ней допускается возможность менять детализацию в зависимости от горизонта планирования. То есть на длинный период мы планируем более крупными кусками, а на более близкий - на год или на квартал - мы можем запланировать очень подробно, вплоть до конкретных исполнителей.
Но, как я уже говорил, все государственные стратегии, которые я видел, как правило, представляют собой только развернутые декларации целей. В лучшем случае к целям добавляют обозначение путей их достижения, но, увы, в самом общем виде.
Да, повторюсь, идея здравая - свести и консолидировать все стратегии и попытаться как-то их связать друг с другом. Но как только это попробуют сделать, сразу станут очевидны абсолютная непрактичность, утопичность, невыполнимость, а иногда попросту бестолковость существующих стратегий. И я боюсь, что начало будет красивым, а окончание - печальным, поскольку те несчастные люди, которые попытаются из всего этого многообразия деклараций, пожеланий и мечтаний слепить что-то адекватное, практичное, конкретное и выполнимое, столкнутся с неразрешимой задачей. И обязательно встанет вопрос о серьезной коррекции уже написанных и утвержденных стратегий. Но такой подход вряд ли встретит понимание, поскольку получится, что тот государственный орган управления, которому будут даны полномочия по консолидации стратегий, подготовленных различными министерствами и ведомствами, станет едва ли не самым значимым - по сути, будет управлять страной. Этого, уверен, никто не допустит.
Напрашивается только один вывод: если и будет принят законопроект, то в итоге те, кому поручат слить все стратегии воедино, будут вынуждены родить очередной плод компромиссов. Итоговый документ, сводная стратегия, которая получится, станет своего рода "альманахом российской фантастики", что, конечно же, может оказаться увлекательным чтением на ночь, но едва ли будет иметь хоть какую-то практическую пользу.

Любые попытки создать единую систему государственного стратегического планирования обречены на провал. Недавно Минэкономразвития вновь подняло вопрос о внесении в Государственную думу законопроекта о государственном стратегическом планировании. Одна из основных декларируемых задач законопроекта - создать правовую основу для связывания в единый механизм разрозненных государственных и ведомственных стратегий.
Что ж, сама по себе идея консолидировать, увязать воедино разные программы, разработанные в РФ, - очень здравая и, на мой взгляд, своевременная. Да вот только я плохо представляю себе, как она будет реализована. Проблема заключается в том, что, во-первых, все наши стратегические программы плохо согласуются друг с другом, а во-вторых, большинство таких стратегий носит декларативный характер и очень часто отдает популизмом - и поэтому далеко не всегда имеет адекватную привязку к действительности. Часто под такими стратегиями подразумевается развернутая декларация целей, где подробно описано, чего мы хотим добиться в итоге. Это, конечно, здорово, но это не стратегии, а только цели, поскольку из таких документов совершенно не-понятно, как трансформировать пожелания в конкретные действия. Или же это прописано на уровне каких-то концепций и общих фраз. К моему глубокому сожалению (и, наверное, к сожалению всех граждан России), 99% всех государственных стратегий относится именно к этому разряду документов.
Помимо развернутых деклараций целей изредка встречаются и стратегии в формате бизнес-планов. Такая стратегия, в силу специфики самого документа и в силу частых изменений внешних факторов, имеет свои недостатки: она нередко устаревает еще до того момента, как ее утверждают. Поэтому существуют целые подразделения, занимающиеся стратегическим планированием, в задачи которых входит постоянная актуализация этих документов. Нужно отметить также тип стратегии в виде сетевых графиков (roadmap), но он пока мало представлен в России. Это стратегия, описывающая последовательность взаимоувязанных причинно-следственными связями шагов и мероприятий, которые приводят нас из текущего состояния в целевое. Это, на мой взгляд, самый практичный подход к стратегическому планированию, поскольку здесь все представлено наглядно, такая стратегия устойчива к внешним изменениям (логика процесса все равно сохраняется), в ней допускается возможность менять детализацию в зависимости от горизонта планирования. То есть на длинный период мы планируем более крупными кусками, а на более близкий - на год или на квартал - мы можем запланировать очень подробно, вплоть до конкретных исполнителей.
Но, как я уже говорил, все государственные стратегии, которые я видел, как правило, представляют собой только развернутые декларации целей. В лучшем случае к целям добавляют обозначение путей их достижения, но, увы, в самом общем виде.
Да, повторюсь, идея здравая - свести и консолидировать все стратегии и попытаться как-то их связать друг с другом. Но как только это попробуют сделать, сразу станут очевидны абсолютная непрактичность, утопичность, невыполнимость, а иногда попросту бестолковость существующих стратегий. И я боюсь, что начало будет красивым, а окончание - печальным, поскольку те несчастные люди, которые попытаются из всего этого многообразия деклараций, пожеланий и мечтаний слепить что-то адекватное, практичное, конкретное и выполнимое, столкнутся с неразрешимой задачей. И обязательно встанет вопрос о серьезной коррекции уже написанных и утвержденных стратегий. Но такой подход вряд ли встретит понимание, поскольку получится, что тот государственный орган управления, которому будут даны полномочия по консолидации стратегий, подготовленных различными министерствами и ведомствами, станет едва ли не самым значимым - по сути, будет управлять страной. Этого, уверен, никто не допустит.
Напрашивается только один вывод: если и будет принят законопроект, то в итоге те, кому поручат слить все стратегии воедино, будут вынуждены родить очередной плод компромиссов. Итоговый документ, сводная стратегия, которая получится, станет своего рода "альманахом российской фантастики", что, конечно же, может оказаться увлекательным чтением на ночь, но едва ли будет иметь хоть какую-то практическую пользу.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».