Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Алюминий без проволочек"

Разразившийся кризис в мировой алюминиевой отрасли послужил хорошим стимулом для российских алюминщиков: они ускорили реализацию проектов по масштабной модернизации производства и предприняли активную экспансию на зарубежные рынки.Алюминиевая промышленность в России ориентирована на экспорт, как ни одна другая. За рубеж уходит больше 80% производимого металла (свыше 2,5 млн. тонн). Поэтому так и велика зависимость отечественных производителей от тенденций на мировом рынке.
Мировые цены на алюминий в 2001 году снижались до отметки в $1250 за тонну (на Лондонской бирже металлов). Это рекордно низкий уровень за последние 8 лет. Снижение цен, по мнению аналитиков, вызвано падением спроса на металл в США — самом емком рынке мира. Вслед за США спрос сократился в Японии и Европе. Российские алюминщики были вынуждены уменьшить инвестиции в производство и затраты на персонал.
По мнению аналитиков цены на алюминий вряд ли увеличатся и в нынешнем году. Так, по оптимистическому прогнозу специалистов канадской алюминиевой компании Alcan спрос на алюминий останется примерно на прошлогоднем уровне. Если же вооруженные конфликты в Афганистане, Израиле, Индии и Пакистане будут развиваться, не исключено падение биржевых цены на алюминий до критической отметки в $1100.
Высокая себестоимость у российских производителей во многом связана с тем, что продукция алюминиевой промышленности требует перевозки на значительные расстояния. Удельный вес транспортных расходов в цене приобретения бокситов непрерывно растет.
Ежегодно российским предприятиям алюминиевой промышленности для полной загрузки мощностей и обеспечения занятости требуется 6 млн. тонн глинозема, тогда как разработанные отечественные месторождения могут обеспечить не более 2,5 млн. тонн (разведанных запасов гораздо больше, но на их освоение требуется минимум $2 млрд., которых, естественно, у добытчиков и производителей нет). Следовательно, 3,5 млн. тонн нужно приобретать за границей. Стоит также отметить, что отечественные бокситы дороже импортных. Так, добыча одной тонны руды на лучших по качеству сырья Североуральских рудниках обходится в среднем в $30, а аналогичные австралийские бокситы стоят $5 за тонну. Удорожание исходного материала ведет к необходимости повышать цены на готовую продукцию, из-за чего российский алюминий становится менее конкурентоспособным на мировом рынке. К тому же затраты российских производителей алюминия на перевозку сырья и готовой продукции превышают издержки западных конкурентов на $50-100 на каждую тонну выплавленного металла.
В связи с этим российские компании просто вынуждены были начать серьезную работу над сокращением издержек: оптимизировать схемы обеспечения сырьем, сокращать непроизводственные расходы и совершенствовать технологии.
Наиболее показательны в этом отношении преобразования в ОАО «Русский алюминий», на долю которого приходится 70% алюминиевого производства в России и около 10% в мире.
В нынешнем году на реализацию инвестиционных программ компания планирует направить около $150 млн. Из них на мероприятия по повышению экологической безопасности предполагается выделить $35-39 млн. и $120 млн. — на обновление производства.
Значительная часть инвестиционных средств «РусАла» будет направлена на развитие сырьевой базы. Около $40 млн. в ближайшие три года будет направлено на восстановление и развитие гвинейской компании SBK (в 2001 году «РусАл» подписала с правительством Республики Гвинея договор о передаче в управление нашему предприятию «Государственного общества бокситов Киндии», Societe Bauxite du Kindia — SBK) сроком на 25 лет с тем, чтобы довести годовой объем производства бокситов до 2,5 млн. тонн. Такая же сумма — $40 млн. — будет инвестирована в модернизацию Николаевского и Ачинского глиноземных заводов, объем производства на которых в ближайшие годы планируется увеличить до 1,3 млн. тонн глинозема в год.
Еще одно направление преобразований — модернизация алюминеплавильных предприятий, таких как Братский и Красноярский алюминиевые заводы, где намечено провести постепенную замену устаревших технологий на более современные и экологически безопасные.

Структура потребления алюминия в России в 2001 году (%)*

Транспорт38%
Электротехника20%
Тара и упаковка17%
Строительство8%
Прочее17%

* По данным НП «Алюминий».

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK