29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "American Express по русским стандартам"

Архивная публикация 2007 года: "American Express по русским стандартам"

«Деньги любят тишину», — говорят банкиры. Однако на практике дело зачастую обстоит совсем иначе. История развития в России American Express, одной из старейших мировых платежных систем, — лишнее тому подтверждение.Красная жара

Беспокойный этап истории AmEx в России начался в августе этого года, когда карты данной системы перестали принимать в большинстве торговых точек. За неделю до этого крупнейшая процессинговая компания — UCS — официально объявила о прекращении обслуживания карт системы American Express. По словам гендиректора UCS Владимира Комлева, на столь радикальный шаг компания, которую он возглавляет, была вынуждена пойти после того, как эксклюзивные права на эквайринг (обслуживание платежей) карт AmEx в России с 1 июля этого года получил банк «Русский стандарт». В результате UCS и другие эквайеры столкнулись с необходимостью перезаключить с банком агентские договоры о возможности дальнейшего обслуживания этих карт. UCS новые условия, предложенные «Русским стандартом», не устроили. Главные опасения UCS вызвало желание банка заключить договоры эквайринга напрямую с торговыми точками. В перспективе это открывало для «Русского стандарта» потенциальную возможность предложить торговым точкам обслуживание не только по картам American Express, но также Visa и MasterCard. Иными словами, в случае согласия UCS на новые условия компания рисковала в какой-то момент лишиться большей части своего профильного бизнеса. Чтобы заблокировать подобный сценарий, UCS и решилась вовсе не иметь никаких дел с «Русским стандартом» по AmEx. В результате карты AmEx были отключены от процессинга UCS во всех точках приема, которых на тот момент насчитывалось около 21 тыс.

В ситуации лобового конфликта «Русский стандарт» выбрал тактику прямых действий. Сразу после заявлений UCS банк объявил о планах в двухнедельный срок установить свои терминалы по приему карт у 85—90% бывших партнеров UCS, обслуживавших AmEx. По словам сотрудников банка, в результате «круглосуточной мобилизации» тогда в день устанавливали до 100 терминалов. Отметим, что свою роль в быстром восстановлении сети сыграло и то обстоятельство, что ряд банков, которые до этого обслуживали карты AmEx, согласились перезаключить договоры с «Русским стандартом» без серьезных пререканий. Однако далеко не все коллеги были настроены столь конструктивно. Большинство игроков рынка не без злорадства прогнозировали, что возродить сеть в первоначальном объеме — утопия. «Русский стандарт» просто физически не сможет восполнить потери, которые понес из-за разрыва отношений с процессинговой компанией. Называлась и причина — мол, другие банки-эквайеры, глядя на «развод» с UCS, вряд ли захотят иметь дело с таким партнером, и заключать договоры придется непосредственно с торговыми точками, которые еще нужно технически оснастить. На все это требуются, конечно, деньги, но самое главное — время. Невосполнимый ресурс, если речь идет о потребительской банковской услуге. Коллеги по бизнесу, может, потом и подтянутся, но потребитель, разочаровавшись в картах, которыми нигде нельзя заплатить, будет уже потерян.

Точно оценить, в какой степени оправдались прогнозы скептиков, пока не представляется возможным. В «Русском стандарте» утверждают, что «с момента ухода UCS мы освоили 98% объема бизнеса AmEx, который ранее был в зоне ответственности UCS». Эта величина добавляет немного ясности в картину того, сколько точек приема сегодня контролирует «Русский стандарт», поскольку бизнес AmEx был крайне неравномерно распределен между пунктами обслуживания — внутри сети были пункты и с очень большими оборотами, и с почти нулевыми.

UCS информацией по этому поводу тоже не располагает, ссылаясь на невозможность полного учета всех бывших партнеров компании по обслуживанию карт AmEx. «Мы не можем отмониторить, где поставил «Русский стандарт» свои терминалы, а где нет», — заявил «Профилю» Владимир Комлев. В декабре истекает срок контракта AmEx со Сбербанком, самым крупным ритейлевым банком страны. На 1 октября 2007 года Сбербанк имел договоры по эквайрингу с 43,2 тыс. торгово-сервисных компаний. Источники в Сбербанке подтвердили «Профилю» процесс переговоров с «Русским стандартом» о заключении нового соглашения на эквайринг карт AmEx.

Тем не менее уже сейчас можно констатировать, что «Русский стандарт», во-первых, не потерял точки приема, которые достались ему вместе с контрактом от American Express, заключенным в 2005 году, во-вторых, за последние месяцы заметно нарастил собственную сеть приема в ключевых торговых точках.

Против кого мы сегодня дружим?

Вторая задача, которая стояла перед «Русским стандартом» после оперативного восстановления сети приема в торговле, — налаживание отношений с другими банками по эквайрингу и распространению карт. Ее решение в значительной степени осложнялось странным отношением других игроков конкретно к «Русскому стандарту» и предлагаемым им продуктам платежной системы.

После заключения контракта с «Русским стандартом» ряд крупных банков отправили руководству платежной системы письмо с пожеланием одуматься и вернуть все, как было. Иначе, грозили банкиры, мы с «Русским стандартом» дел иметь не будем, а своих VIP-клиентов переведем на премиальные продукты двух других платежных систем. Представители AmEx на письма не реагировали, а на пресс-конференции по поводу выпуска «Русским стандартом» первой карты AmEx и вовсе заявили, что ничего не получали. Тогда банкиры, среди которых были топ-менеджеры ВТБ, Банка Москвы, Газпромбанка, «УралСиба» и МДМ-Банка, отправили еще одно письмо, в котором продублировали свои требования: дать им те же эксклюзивные права на выпуск карт, что и «Русскому стандарту», причем не только в валюте, но и в рублях. Вместо ответа руководство AmEx сделало туманное заявление, что список банков—партнеров системы может быть расширен.

Ретроспективно всех участников той истории можно разделить на две группы в зависимости от выбранной ими модели поведения. Первая группа состояла из банков, активно включившихся в кампанию в прессе против передачи прав на эмиссию и эквайринг карт AmEx «Русскому стандарту». Банки из второй группы заняли нейтральную позицию, воздерживаясь от любых комментариев. Общим для обеих групп было только то, что и те и другие при этом старались не афишировать как факта продолжения своих отношений с «Русским стандартом», так и того, что обслуживание карт они не приостанавливали.

Причина столь противоречивого поведения достаточно проста. Как пояснил «Профилю» один из источников, в контракте с банками на эквайринг карт AmEx есть пункт, согласно которому в случае любых изменений у банка-эквайера есть право на шестимесячный переходный период, в течение которого он может продолжать работать на старых условиях. Многие российские банки, имевшие договоры с AmEx, данным правом воспользовались. Однако старались нигде об этом факте не распространяться, поскольку он находился в явном противоречии с их утверждениями, что с момента перехода прав к «Русскому стандарту» AmEx потерял всю сеть приема и обслуживания в России.

Когда стало очевидно, что психологическая атака, предпринятая против «Русского стандарта», не приносит ожидаемых плодов и отыграть ситуацию назад нереально, многие банки поспешили перезаключить договоры по AmEx с новым эксклюзивным представителем платежной системы. На сегодня у банка «Русский стандарт» заключено около десятка контрактов на сотрудничество, в том числе и по эквайрингу. Как рассказали «Профилю» в банке, среди заключивших контракты Альфа-банк, Экспобанк, Импэксбанк, МДМ-Банк, Райффайзенбанк, «Петрокоммерц», Московский индустриальный банк (МИБ), «ГЛОБЭКС» и банк «Санкт-Петербург», а также процессинговая компания «Мультикарта». В европейском офисе платежной системы АmЕx эту информацию подтвердили. «Русский стандарт» уже имеет процессинговые соглашения с дюжиной российских банков», — сообщил директор по связям с общественностью AmEx Europe Том Склафани. Впрочем, банки-партнеры по сию пору отказываются от комментариев по поводу сотрудничества, крайне неохотно подтверждая лишь сам факт заключения соглашений. Из всех банков, к которым обратился «Профиль», открыто подтвердили свое сотрудничество по AmEx с «Русским стандартом» только Альфа-банк, МДМ-Банк, МИБ и Райффайзенбанк.

Чтобы выяснить наверняка, корреспонденты «Профиля» посетили несколько точек приема, которые обслуживают вышеперечисленные банки-эквайеры, с целью проверки возможности рассчитаться картой American Express. Везде платежи прошли. В частности, в Vogue cafe, которое обслуживает Экспобанк, контролирующий 80% эквайринга московских ресторанов премиум-сегмента. Нас заверили, что карты системы принимали всегда — как неделю, так и год назад. 22 ноября председатель совета директоров Экспобанка Кирилл Якубовский подтвердил «Профилю», что контракт с «Русским стандартом» заключен. Отметим, что Якубовский, комментируя в середине июля в прессе ситуацию с UCS, заявлял, что банк планирует отказаться от обслуживания карт системы.

Приключения американцев в России

Борьба участников рынка с оператором, который получил почти монопольные привилегии, отнюдь не оригинальный сюжет. Обладателем эксклюзивного контракта с AmEx хотелось бы стать многим российским банкам. Вопрос «почему такое право получил именно «Русский стандарт», а не кто-нибудь другой?» мы часто слышали от банкиров, собирая материал для данной статьи. Ответ на данный вопрос, вероятно, станет более четким, если еще раз проанализировать обстоятельства, при которых был заключен этот контракт.

До апреля 2005 года, когда платежная система American Express объявила о выборе «Русского стандарта» в качестве единственного оператора, AmEx работал в России по следующей схеме: он самостоятельно эмитировал карты, самостоятельно их обслуживал, российские же банки выступали лишь как посредники в приобретении AmEx. Заявки на эмиссию они отправляли в лондонский офис платежной системы и получали за это комиссионное вознаграждение. Однако эта идиллия оказалась не вечной, ситуация в России подтолкнула AmEx к пересмотру данного формата сотрудничества, и система начала искать на внутреннем рынке серьезного партнера, который бы решился вложить в развитие общего бизнеса крупные средства.

Перед подписанием контракта платежная система честно предупредила своих российских контрагентов о смене стратегии в России, правда, не уточняя деталей. Впрочем, выяснить их самостоятельно не составило бы отечественным банкам особого труда. Как пояснили «Профилю» в American Express, структура бизнеса AmEx в России, где один партнер занимается одновременно выпуском карт и развитием эквайринговой сети, является общепринятой для работы AmEx. В качестве примера Том Склафани приводит другие рынки. В 120 странах заключено 100 партнерских соглашений, две трети этих рынков имеют ту же структуру партнерства, как и в России. Среди них Бразилия, Венгрия, Латвия, Китай и Южная Африка. Россия с населением 145 млн человек, растущей экономикой и желанием вступить в ВТО в последние годы стремительно приобретала все большее значение как большой потенциальный рынок. Перемена формата работы на нем для компании стала очевидной, но российские банки, судя по их реакции, этого не заметили.

Банкиров обижает факт выбора кредитной организации, которая ранее не обслуживала ни карты AmEx, ни премиум-сегмент. Они задают вопрос: если выбирали, то почему нас не пригласили участвовать в этом тендере? И тут они лукавят. Sapienti sat. Никакого тендера, конечно, не было. Но когда система приняла решение менять стратегию по работе с Россией, она явно давала понять о грядущих переменах и ждала реакции. Система даже сама сделала шаг навстречу. Первоначально единственным оператором AmEx, по информации «Профиля», предлагали стать ВТБ. Однако тот отказался, мотивируя это, как рассказывают источники, близкие к переговорам, тем, что не понимает, зачем ему нужен данный бизнес. Выставлять франшизы платежной системы на открытые торги американцы не стали, просто потому, что никогда этого не делали.

Рустам Тарико, по его собственным словам, давно мечтал стать оператором системы и терпеливо ждал момента, чтобы предложить свои услуги. Когда этот момент настал и AmEx принял решение пересмотреть стратегию своей работы на российском рынке, он свой шанс не упустил. Почему его упустили другие, пускай на этот вопрос они ответят сами. Как бы то ни было, Тарико оказался в нужное время в нужном месте. Право стать единственным оператором было продано именно ему. Сумма сделки, конечно, тайна за семью печатями. Обе стороны категорически отказываются называть даже порядок цифр. Однако, по словам источника, знакомого с ситуацией, она составила $30—40 млн за покупку самой франшизы. Остальные финансовые условия контракта неизвестны, но логично предположить, что на этой сумме они не заканчиваются.

Для Рустама Тарико это стало реальным шансом приобщиться к глобальному банковскому бренду и дало возможность стать первооткрывателем рублевой карты AmEx. На американцев произвели впечатление показатели банка «Русский стандарт» по выдаче потребкредитов, и их совершенно не смутил тот факт, что с их аудиторией в России РС не работал. «Их вклад в развитие карточных продуктов мирового уровня впечатляет. Они проделали огромную работу, приобретая клиентов с высоким уровнем потребления и стимулируя расходы по этим картам», — объясняет Том Склафани из AmEx Europe. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что переговоры с платежной системой были инициированы самим собственником банка, готовым выложить средства на покупку франшизы и развитие системы. В случае, если бизнес не заладится, претензии ему придется предъявлять только себе.


«Деньги любят тишину», — говорят банкиры. Однако на практике дело зачастую обстоит совсем иначе. История развития в России American Express, одной из старейших мировых платежных систем, — лишнее тому подтверждение.Красная жара

Беспокойный этап истории AmEx в России начался в августе этого года, когда карты данной системы перестали принимать в большинстве торговых точек. За неделю до этого крупнейшая процессинговая компания — UCS — официально объявила о прекращении обслуживания карт системы American Express. По словам гендиректора UCS Владимира Комлева, на столь радикальный шаг компания, которую он возглавляет, была вынуждена пойти после того, как эксклюзивные права на эквайринг (обслуживание платежей) карт AmEx в России с 1 июля этого года получил банк «Русский стандарт». В результате UCS и другие эквайеры столкнулись с необходимостью перезаключить с банком агентские договоры о возможности дальнейшего обслуживания этих карт. UCS новые условия, предложенные «Русским стандартом», не устроили. Главные опасения UCS вызвало желание банка заключить договоры эквайринга напрямую с торговыми точками. В перспективе это открывало для «Русского стандарта» потенциальную возможность предложить торговым точкам обслуживание не только по картам American Express, но также Visa и MasterCard. Иными словами, в случае согласия UCS на новые условия компания рисковала в какой-то момент лишиться большей части своего профильного бизнеса. Чтобы заблокировать подобный сценарий, UCS и решилась вовсе не иметь никаких дел с «Русским стандартом» по AmEx. В результате карты AmEx были отключены от процессинга UCS во всех точках приема, которых на тот момент насчитывалось около 21 тыс.

В ситуации лобового конфликта «Русский стандарт» выбрал тактику прямых действий. Сразу после заявлений UCS банк объявил о планах в двухнедельный срок установить свои терминалы по приему карт у 85—90% бывших партнеров UCS, обслуживавших AmEx. По словам сотрудников банка, в результате «круглосуточной мобилизации» тогда в день устанавливали до 100 терминалов. Отметим, что свою роль в быстром восстановлении сети сыграло и то обстоятельство, что ряд банков, которые до этого обслуживали карты AmEx, согласились перезаключить договоры с «Русским стандартом» без серьезных пререканий. Однако далеко не все коллеги были настроены столь конструктивно. Большинство игроков рынка не без злорадства прогнозировали, что возродить сеть в первоначальном объеме — утопия. «Русский стандарт» просто физически не сможет восполнить потери, которые понес из-за разрыва отношений с процессинговой компанией. Называлась и причина — мол, другие банки-эквайеры, глядя на «развод» с UCS, вряд ли захотят иметь дело с таким партнером, и заключать договоры придется непосредственно с торговыми точками, которые еще нужно технически оснастить. На все это требуются, конечно, деньги, но самое главное — время. Невосполнимый ресурс, если речь идет о потребительской банковской услуге. Коллеги по бизнесу, может, потом и подтянутся, но потребитель, разочаровавшись в картах, которыми нигде нельзя заплатить, будет уже потерян.

Точно оценить, в какой степени оправдались прогнозы скептиков, пока не представляется возможным. В «Русском стандарте» утверждают, что «с момента ухода UCS мы освоили 98% объема бизнеса AmEx, который ранее был в зоне ответственности UCS». Эта величина добавляет немного ясности в картину того, сколько точек приема сегодня контролирует «Русский стандарт», поскольку бизнес AmEx был крайне неравномерно распределен между пунктами обслуживания — внутри сети были пункты и с очень большими оборотами, и с почти нулевыми.

UCS информацией по этому поводу тоже не располагает, ссылаясь на невозможность полного учета всех бывших партнеров компании по обслуживанию карт AmEx. «Мы не можем отмониторить, где поставил «Русский стандарт» свои терминалы, а где нет», — заявил «Профилю» Владимир Комлев. В декабре истекает срок контракта AmEx со Сбербанком, самым крупным ритейлевым банком страны. На 1 октября 2007 года Сбербанк имел договоры по эквайрингу с 43,2 тыс. торгово-сервисных компаний. Источники в Сбербанке подтвердили «Профилю» процесс переговоров с «Русским стандартом» о заключении нового соглашения на эквайринг карт AmEx.

Тем не менее уже сейчас можно констатировать, что «Русский стандарт», во-первых, не потерял точки приема, которые достались ему вместе с контрактом от American Express, заключенным в 2005 году, во-вторых, за последние месяцы заметно нарастил собственную сеть приема в ключевых торговых точках.

Против кого мы сегодня дружим?

Вторая задача, которая стояла перед «Русским стандартом» после оперативного восстановления сети приема в торговле, — налаживание отношений с другими банками по эквайрингу и распространению карт. Ее решение в значительной степени осложнялось странным отношением других игроков конкретно к «Русскому стандарту» и предлагаемым им продуктам платежной системы.

После заключения контракта с «Русским стандартом» ряд крупных банков отправили руководству платежной системы письмо с пожеланием одуматься и вернуть все, как было. Иначе, грозили банкиры, мы с «Русским стандартом» дел иметь не будем, а своих VIP-клиентов переведем на премиальные продукты двух других платежных систем. Представители AmEx на письма не реагировали, а на пресс-конференции по поводу выпуска «Русским стандартом» первой карты AmEx и вовсе заявили, что ничего не получали. Тогда банкиры, среди которых были топ-менеджеры ВТБ, Банка Москвы, Газпромбанка, «УралСиба» и МДМ-Банка, отправили еще одно письмо, в котором продублировали свои требования: дать им те же эксклюзивные права на выпуск карт, что и «Русскому стандарту», причем не только в валюте, но и в рублях. Вместо ответа руководство AmEx сделало туманное заявление, что список банков—партнеров системы может быть расширен.

Ретроспективно всех участников той истории можно разделить на две группы в зависимости от выбранной ими модели поведения. Первая группа состояла из банков, активно включившихся в кампанию в прессе против передачи прав на эмиссию и эквайринг карт AmEx «Русскому стандарту». Банки из второй группы заняли нейтральную позицию, воздерживаясь от любых комментариев. Общим для обеих групп было только то, что и те и другие при этом старались не афишировать как факта продолжения своих отношений с «Русским стандартом», так и того, что обслуживание карт они не приостанавливали.

Причина столь противоречивого поведения достаточно проста. Как пояснил «Профилю» один из источников, в контракте с банками на эквайринг карт AmEx есть пункт, согласно которому в случае любых изменений у банка-эквайера есть право на шестимесячный переходный период, в течение которого он может продолжать работать на старых условиях. Многие российские банки, имевшие договоры с AmEx, данным правом воспользовались. Однако старались нигде об этом факте не распространяться, поскольку он находился в явном противоречии с их утверждениями, что с момента перехода прав к «Русскому стандарту» AmEx потерял всю сеть приема и обслуживания в России.

Когда стало очевидно, что психологическая атака, предпринятая против «Русского стандарта», не приносит ожидаемых плодов и отыграть ситуацию назад нереально, многие банки поспешили перезаключить договоры по AmEx с новым эксклюзивным представителем платежной системы. На сегодня у банка «Русский стандарт» заключено около десятка контрактов на сотрудничество, в том числе и по эквайрингу. Как рассказали «Профилю» в банке, среди заключивших контракты Альфа-банк, Экспобанк, Импэксбанк, МДМ-Банк, Райффайзенбанк, «Петрокоммерц», Московский индустриальный банк (МИБ), «ГЛОБЭКС» и банк «Санкт-Петербург», а также процессинговая компания «Мультикарта». В европейском офисе платежной системы АmЕx эту информацию подтвердили. «Русский стандарт» уже имеет процессинговые соглашения с дюжиной российских банков», — сообщил директор по связям с общественностью AmEx Europe Том Склафани. Впрочем, банки-партнеры по сию пору отказываются от комментариев по поводу сотрудничества, крайне неохотно подтверждая лишь сам факт заключения соглашений. Из всех банков, к которым обратился «Профиль», открыто подтвердили свое сотрудничество по AmEx с «Русским стандартом» только Альфа-банк, МДМ-Банк, МИБ и Райффайзенбанк.

Чтобы выяснить наверняка, корреспонденты «Профиля» посетили несколько точек приема, которые обслуживают вышеперечисленные банки-эквайеры, с целью проверки возможности рассчитаться картой American Express. Везде платежи прошли. В частности, в Vogue cafe, которое обслуживает Экспобанк, контролирующий 80% эквайринга московских ресторанов премиум-сегмента. Нас заверили, что карты системы принимали всегда — как неделю, так и год назад. 22 ноября председатель совета директоров Экспобанка Кирилл Якубовский подтвердил «Профилю», что контракт с «Русским стандартом» заключен. Отметим, что Якубовский, комментируя в середине июля в прессе ситуацию с UCS, заявлял, что банк планирует отказаться от обслуживания карт системы.

Приключения американцев в России

Борьба участников рынка с оператором, который получил почти монопольные привилегии, отнюдь не оригинальный сюжет. Обладателем эксклюзивного контракта с AmEx хотелось бы стать многим российским банкам. Вопрос «почему такое право получил именно «Русский стандарт», а не кто-нибудь другой?» мы часто слышали от банкиров, собирая материал для данной статьи. Ответ на данный вопрос, вероятно, станет более четким, если еще раз проанализировать обстоятельства, при которых был заключен этот контракт.

До апреля 2005 года, когда платежная система American Express объявила о выборе «Русского стандарта» в качестве единственного оператора, AmEx работал в России по следующей схеме: он самостоятельно эмитировал карты, самостоятельно их обслуживал, российские же банки выступали лишь как посредники в приобретении AmEx. Заявки на эмиссию они отправляли в лондонский офис платежной системы и получали за это комиссионное вознаграждение. Однако эта идиллия оказалась не вечной, ситуация в России подтолкнула AmEx к пересмотру данного формата сотрудничества, и система начала искать на внутреннем рынке серьезного партнера, который бы решился вложить в развитие общего бизнеса крупные средства.

Перед подписанием контракта платежная система честно предупредила своих российских контрагентов о смене стратегии в России, правда, не уточняя деталей. Впрочем, выяснить их самостоятельно не составило бы отечественным банкам особого труда. Как пояснили «Профилю» в American Express, структура бизнеса AmEx в России, где один партнер занимается одновременно выпуском карт и развитием эквайринговой сети, является общепринятой для работы AmEx. В качестве примера Том Склафани приводит другие рынки. В 120 странах заключено 100 партнерских соглашений, две трети этих рынков имеют ту же структуру партнерства, как и в России. Среди них Бразилия, Венгрия, Латвия, Китай и Южная Африка. Россия с населением 145 млн человек, растущей экономикой и желанием вступить в ВТО в последние годы стремительно приобретала все большее значение как большой потенциальный рынок. Перемена формата работы на нем для компании стала очевидной, но российские банки, судя по их реакции, этого не заметили.

Банкиров обижает факт выбора кредитной организации, которая ранее не обслуживала ни карты AmEx, ни премиум-сегмент. Они задают вопрос: если выбирали, то почему нас не пригласили участвовать в этом тендере? И тут они лукавят. Sapienti sat. Никакого тендера, конечно, не было. Но когда система приняла решение менять стратегию по работе с Россией, она явно давала понять о грядущих переменах и ждала реакции. Система даже сама сделала шаг навстречу. Первоначально единственным оператором AmEx, по информации «Профиля», предлагали стать ВТБ. Однако тот отказался, мотивируя это, как рассказывают источники, близкие к переговорам, тем, что не понимает, зачем ему нужен данный бизнес. Выставлять франшизы платежной системы на открытые торги американцы не стали, просто потому, что никогда этого не делали.

Рустам Тарико, по его собственным словам, давно мечтал стать оператором системы и терпеливо ждал момента, чтобы предложить свои услуги. Когда этот момент настал и AmEx принял решение пересмотреть стратегию своей работы на российском рынке, он свой шанс не упустил. Почему его упустили другие, пускай на этот вопрос они ответят сами. Как бы то ни было, Тарико оказался в нужное время в нужном месте. Право стать единственным оператором было продано именно ему. Сумма сделки, конечно, тайна за семью печатями. Обе стороны категорически отказываются называть даже порядок цифр. Однако, по словам источника, знакомого с ситуацией, она составила $30—40 млн за покупку самой франшизы. Остальные финансовые условия контракта неизвестны, но логично предположить, что на этой сумме они не заканчиваются.

Для Рустама Тарико это стало реальным шансом приобщиться к глобальному банковскому бренду и дало возможность стать первооткрывателем рублевой карты AmEx. На американцев произвели впечатление показатели банка «Русский стандарт» по выдаче потребкредитов, и их совершенно не смутил тот факт, что с их аудиторией в России РС не работал. «Их вклад в развитие карточных продуктов мирового уровня впечатляет. Они проделали огромную работу, приобретая клиентов с высоким уровнем потребления и стимулируя расходы по этим картам», — объясняет Том Склафани из AmEx Europe. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что переговоры с платежной системой были инициированы самим собственником банка, готовым выложить средства на покупку франшизы и развитие системы. В случае, если бизнес не заладится, претензии ему придется предъявлять только себе.



American Express (AmEx) — третья по величине мировая платежная система. Первые кредитные карты выпустила в 1958 году (кредитные карты в мире появились в 1950-м). В 1961 году открыла представительство в СССР, когда ее карты и чеки стали принимать в «Интуристе». Общий оборот на 1 июля составил $8,19 млрд, чистый доход — $1,57 млрд. Сам бренд оценивается в $19,64 млрд. Занимает 13% мирового рынка платежных карт.



Банк «Русский стандарт» основан в 1999 году. Главный акционер — Рустам Тарико. Первым начал выдавать потребительские кредиты. По данным «Интерфакс—ЦЭИ», занимает 14-е место по активам среди всех российских банков и 2-е место по объему выданных кредитов частным лицам. В настоящее время банк выпустил 20,6 млн кредитных карт и выдал 28,7 млн кредитов.



Международный платежный сговор
Споры по поводу условий работы платежных систем происходят не только в России. В ноябре American Express Co. (AmEx) объявил о перемирии со своим конкурентом, компанией Visa Inc. С 2004 года две платежные системы — Visa и MasterCard Inc. — обвиняются в сговоре с рядом крупных банков для сдерживания роста AmEx в США. Платежная система подала в суд, разбирательство назначено на осень 2008 года. Однако Visa решила уладить конфликт до начала судебных заседаний, выплатив конкуренту $2,25 млрд. Первую сумму ($1,13 млрд) система выплатит сразу и еще по $70 млн ежеквартально в течение четырех лет. Обвиненные в сговоре банки возьмут на себя часть расходов по выплатам. Теперь MasterCard остается единственным ответчиком по иску. AmEx намерен взыскать с MasterCard полновесную компенсацию за недополученную прибыль.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама