29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Антиамериканизм:к чему он приведет?"

Архивная публикация 2003 года: "Антиамериканизм:к чему он приведет?"

Перед США стоит сложная задача: помочь Ираку и выйти из игрыCollege of Islamic Law университета Дамаска -- колыбель антивоенного движения в Сирии. В холле, облицованном пористым камнем, вокруг карикатур на тему иракского конфликта толкутся студенты. На одной карикатуре Дядя Сэм придавил сапогом ООН. На другой фигура, означающая Израиль, тянет пустоголовую Америку в бой с иракцами. У картинок, оживленно о чем-то переговариваясь, стоят студентки в платках.
Они только что прослушали лекцию об экономическом джихаде и теперь твердо намерены бойкотировать американские товары. Их родственники-мужчины идут дальше: брат одной и кузен другой ездили в Ирак сражаться с войсками антииракской коалиции. "Многие молодые люди готовы отдать свою жизнь", -- говорит молодая женщина. Гнев -- так можно охарактеризовать настроения в Дамаске. И страх перед новыми операциями "по смене режима", которые может планировать администрация Буша. "Мы очень озабочены происходящим, -- говорит Мухаммад Азиз Шукри (Muhammad Aziz Shukri), бывший декан юридического факультета. -- Следующей может наступить очередь Сирии".
Редко когда атмосфера на Ближнем Востоке накалялась до такой степени. От Тегерана до Каира власти и простые граждане задаются вопросом: что будет дальше, после падения Саддама? Большинство настроено скептически и не думает, что вторжение США в Ирак может привести к чему-то позитивному. Особого впечатления не производят даже сцены радости шиитов на багдадских улицах. "То, что я вижу по телевизору, -- это радость от свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein), а не от прихода американских войск", -- говорит Диа Рашван (Dia Rashwan), аналитик из Al-Ahram Center for Political and Strategic Studies в Египте.
Правда, негромкое меньшинство интеллигенции и предпринимателей считает, что эксперимент администрации Буша дает региону шанс выйти из длительного застоя. "Я говорю людям: "Посмотрите [на опыт] Германии, Японии и Южной Кореи", -- говорит Ихсан Санкар (Ihsan Sankar), сирийский бизнесмен и бывший парламентарий. По его мнению, американское влияние может помочь созданию здоровой экономики и возвращению к демократии, которой такие страны, как Сирия и Ирак, не видели с 50-х.
Однако оптимистов почти не слышно за хором гневных голосов. Во всех арабских странах за исключением Кувейта общественное мнение было против войны. Люди практически забыли о бесчеловечности иракского режима и видели только убитых и раненых мирных жителей, детей. Мало кто верит президенту Джорджу Бушу (George W. Bush), когда он говорит, что несет свободу иракцам. "Все, что Америка говорит о демократии, это одна большая ложь, -- считает Майас Аббас (Mayyas Abbas), недавний выпускник политологического факультета, работающий на сирийской таможне. -- Это всего лишь предлог для вторжения, а нужна им нефть или что-то еще".
Нервничают даже такие давние партнеры и друзья США, как Египет, Иордания и Саудовская Аравия. Власти здесь озабочены тем, какие требования к ним могут предъявить США. Саудовская Аравия, например, пересматривает систему образования, которую США резко критиковали за воспитание воинствующего исламизма. А в Египте опасаются, что Вашингтон может увязать предоставление значительной экономической помощи с обеспечением в стране прав человека и демократическими реформами. При этом населению этих стран все больше не нравятся и политика США, и тесные связи с ними их правительств. "Власти оказываются меж двух огней, -- говорит Мохамед Сид-Ахмед (Mohamed Sid-Ahmed), ведущий международной рубрики в каирской ежедневной газете Al-Ahram. -- Они хотят сохранить благосклонность США и не хотят идти против народа".
Если США не найдут способ завоевать сердца и умы арабов, то в результате войны усилятся антиамериканские настроения и вырастет численность воинствующих исламистских группировок, вербующих своих новых членов через Интернет. "Это происходит даже в светской Сирии. Молодые люди снова уходят в религию, -- говорит Салех аль Али (Saleh al Ali), профессор из университета Дамаска. -- Это результат воздействия средств массовой информации, компьютеров и всей ситуации в целом".
Умеренно настроенные арабы обвиняют США в дестабилизации обстановки в регионе после 11 сентября. "США дестабилизировали обстановку в регионе, -- говорит Абдель Монейм Саид Али (Abdel Moneim Said Aly), глава Al-Ahram Center. -- Позиции всех фундаменталистских течений в арабском мире укрепились". В Каире, например, состоялись самые массовые за всю историю страны демонстрации. Чтобы не выпустить процесс из-под контроля, власти даже пошли на компромисс со своим давним оппонентом -- крупнейшей исламистской группировкой Muslim Brotherhood. Теперь ей позволено проводить массовые демонстрации протеста против политики США и войны в Ираке, если при этом не критикуется правительство президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak).
И в Иордании король Абдалла (Abdullah) позволил оппозиции выпускать пар на многочисленных демонстрациях протеста. Вопрос в том, насколько далеко зайдут демонстранты в обличении связей своих властей с Израилем и США.
Разгорится ли гнев и ярость арабского мира или пойдет на убыль, зависит от развития ситуации в Ираке. Гражданская война или гуманитарная катастрофа, от которой пострадают тысячи иракцев, еще больше подорвет доверие населения региона к США. И напротив, если удастся прийти к согласию по составу будущего иракского правительства или обеспечить резкий рост уровня жизни, это может постепенно смягчить нынешние настроения. Кроме всего прочего нужно, чтобы ни у кого не создалось впечатления, будто США навязывают Ираку колониальный режим. Уже сейчас Верховный совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ), крупнейшая группа, представляющая шиитское большинство, воспринимает американские планы послевоенного урегулирования в Ираке настороженно. "Шииты не согласятся с действующей на постоянной основе военной администрацией", -- предупреждает Байан Джабор (Bayan Jabor), представитель ВСИРИ в Сирии и Ливане.
Еще один столь же значимый для региона вопрос -- израильско-палестинский конфликт. Бездействие администрации Буша и мощная поддержка премьер-министра Израиля Ариэля Шарона (Ariel Sharon) распалили антиамериканские страсти больше всего. Сейчас Буш, отчасти под давлением партнера по коалиции британского премьера Тони Блэра (Tony Blair), обещает приложить усилия для возобновления мирного процесса. Если Бушу удастся уговорить Шарона приостановить строительство поселений и вернуться за стол переговоров, а дело это непростое, то отношение арабов к Вашингтону может измениться. "Из-за ситуации с Палестиной у США сейчас плохая репутация в регионе, -- заявляет Саад Эддин Ибрагим (Saad Eddin Ibrahim), социолог из American University в Каире, отмечая, что большинство арабов считают жесткую позицию США по отношению к палестинцам и мягкую -- по отношению к Израилю проявлением политики двойных стандартов. -- Но если США продемонстрируют искренность и настойчивость, постепенно к ним станут относиться лучше".
Независимо от состояния палестинского конфликта свержение режима партии БААС в Багдаде может иметь самые серьезные последствия для Сирии, где она зародилась в 1947 году. Оппоненты молодого президента Сирии Башара аль-Асада (Bashar al Assad), который осуществляет реформы довольно медленно, вдохновятся падением Саддама -- лидера куда более жестокого, чем Асад. "Если в Багдаде пожар, в Дамаске идет черный дождь", -- говорит один сирийский политик.
Играя на чувствах толпы, Асад страстно критикует войну, чем сейчас обеспечивает себе прочное положение в Сирии. Однако министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) упрекнул его за поставки приборов ночного видения Ираку. Сирийцы эти обвинения отвергают. Вроде бы явных планов интервенции США в Сирию нет, но Асад может "не вписаться" в новый порядок в регионе.
Трудная задача -- найти свое место в меняющемся ближневосточном регионе -- может встать и перед Саудовская Аравией и Египтом. Королевская семья Саудовской Аравии, похоже, собирается отмежеваться от США. Саудовцы вполне могут потребовать, чтобы США вывели с территории страны примерно 7000 своих военнослужащих, дислоцированных там со времени первой войны в Персидском заливе 1991 года. Их задача -- обеспечение поддержки патрулирования территории Ирака с воздуха. Саудовская Аравия также рассматривает перенос на более поздний срок выборов в Консультативный совет или в региональные ассамблеи. Эти шаги должны успокоить общественное мнение и в Саудовской Аравии, и в США. Но саудовцы будут пристально следить за любыми попытками США превратить Ирак в конкурента ОПЕК.
Что касается Египта, то Вашингтон может подтолкнуть правительство Мубарака к проведению экономических реформ в Египте: ускорить приватизацию и сделать выборы более демократическими. В противном случае США могут начать сокращать экономическую и военную помощь египетскому режиму, которую там считают жизненно необходимой. В прошлом Мубарак такому давлению не поддавался, заявляя, что подобные перемены будут угрожать стабильности в Египте и мирным отношениям с Израилем. Но теперь такие аргументы США могут не принять. Разумеется, рост народного недовольства и давление со стороны США, которые требуют большей политической открытости, могут привести к созданию непростой ситуации. Уже давно дорога к власти в стране для фундаменталистов была закрыта. Но, по словам Ибрагима, на честных выборах они могут получить 15--40% голосов и стать реальной политической силой в Египте.
Со временем антиамериканские протесты в Дамаске, Каире и Аммане, скорее всего, сойдут на нет. Вопрос в том, испарится ли постепенно гнев арабского мира против Америки или будет направлен против властей самих арабских стран.

Перед США стоит сложная задача: помочь Ираку и выйти из игрыCollege of Islamic Law университета Дамаска -- колыбель антивоенного движения в Сирии. В холле, облицованном пористым камнем, вокруг карикатур на тему иракского конфликта толкутся студенты. На одной карикатуре Дядя Сэм придавил сапогом ООН. На другой фигура, означающая Израиль, тянет пустоголовую Америку в бой с иракцами. У картинок, оживленно о чем-то переговариваясь, стоят студентки в платках.

Они только что прослушали лекцию об экономическом джихаде и теперь твердо намерены бойкотировать американские товары. Их родственники-мужчины идут дальше: брат одной и кузен другой ездили в Ирак сражаться с войсками антииракской коалиции. "Многие молодые люди готовы отдать свою жизнь", -- говорит молодая женщина. Гнев -- так можно охарактеризовать настроения в Дамаске. И страх перед новыми операциями "по смене режима", которые может планировать администрация Буша. "Мы очень озабочены происходящим, -- говорит Мухаммад Азиз Шукри (Muhammad Aziz Shukri), бывший декан юридического факультета. -- Следующей может наступить очередь Сирии".

Редко когда атмосфера на Ближнем Востоке накалялась до такой степени. От Тегерана до Каира власти и простые граждане задаются вопросом: что будет дальше, после падения Саддама? Большинство настроено скептически и не думает, что вторжение США в Ирак может привести к чему-то позитивному. Особого впечатления не производят даже сцены радости шиитов на багдадских улицах. "То, что я вижу по телевизору, -- это радость от свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein), а не от прихода американских войск", -- говорит Диа Рашван (Dia Rashwan), аналитик из Al-Ahram Center for Political and Strategic Studies в Египте.

Правда, негромкое меньшинство интеллигенции и предпринимателей считает, что эксперимент администрации Буша дает региону шанс выйти из длительного застоя. "Я говорю людям: "Посмотрите [на опыт] Германии, Японии и Южной Кореи", -- говорит Ихсан Санкар (Ihsan Sankar), сирийский бизнесмен и бывший парламентарий. По его мнению, американское влияние может помочь созданию здоровой экономики и возвращению к демократии, которой такие страны, как Сирия и Ирак, не видели с 50-х.

Однако оптимистов почти не слышно за хором гневных голосов. Во всех арабских странах за исключением Кувейта общественное мнение было против войны. Люди практически забыли о бесчеловечности иракского режима и видели только убитых и раненых мирных жителей, детей. Мало кто верит президенту Джорджу Бушу (George W. Bush), когда он говорит, что несет свободу иракцам. "Все, что Америка говорит о демократии, это одна большая ложь, -- считает Майас Аббас (Mayyas Abbas), недавний выпускник политологического факультета, работающий на сирийской таможне. -- Это всего лишь предлог для вторжения, а нужна им нефть или что-то еще".

Нервничают даже такие давние партнеры и друзья США, как Египет, Иордания и Саудовская Аравия. Власти здесь озабочены тем, какие требования к ним могут предъявить США. Саудовская Аравия, например, пересматривает систему образования, которую США резко критиковали за воспитание воинствующего исламизма. А в Египте опасаются, что Вашингтон может увязать предоставление значительной экономической помощи с обеспечением в стране прав человека и демократическими реформами. При этом населению этих стран все больше не нравятся и политика США, и тесные связи с ними их правительств. "Власти оказываются меж двух огней, -- говорит Мохамед Сид-Ахмед (Mohamed Sid-Ahmed), ведущий международной рубрики в каирской ежедневной газете Al-Ahram. -- Они хотят сохранить благосклонность США и не хотят идти против народа".

Если США не найдут способ завоевать сердца и умы арабов, то в результате войны усилятся антиамериканские настроения и вырастет численность воинствующих исламистских группировок, вербующих своих новых членов через Интернет. "Это происходит даже в светской Сирии. Молодые люди снова уходят в религию, -- говорит Салех аль Али (Saleh al Ali), профессор из университета Дамаска. -- Это результат воздействия средств массовой информации, компьютеров и всей ситуации в целом".

Умеренно настроенные арабы обвиняют США в дестабилизации обстановки в регионе после 11 сентября. "США дестабилизировали обстановку в регионе, -- говорит Абдель Монейм Саид Али (Abdel Moneim Said Aly), глава Al-Ahram Center. -- Позиции всех фундаменталистских течений в арабском мире укрепились". В Каире, например, состоялись самые массовые за всю историю страны демонстрации. Чтобы не выпустить процесс из-под контроля, власти даже пошли на компромисс со своим давним оппонентом -- крупнейшей исламистской группировкой Muslim Brotherhood. Теперь ей позволено проводить массовые демонстрации протеста против политики США и войны в Ираке, если при этом не критикуется правительство президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak).

И в Иордании король Абдалла (Abdullah) позволил оппозиции выпускать пар на многочисленных демонстрациях протеста. Вопрос в том, насколько далеко зайдут демонстранты в обличении связей своих властей с Израилем и США.

Разгорится ли гнев и ярость арабского мира или пойдет на убыль, зависит от развития ситуации в Ираке. Гражданская война или гуманитарная катастрофа, от которой пострадают тысячи иракцев, еще больше подорвет доверие населения региона к США. И напротив, если удастся прийти к согласию по составу будущего иракского правительства или обеспечить резкий рост уровня жизни, это может постепенно смягчить нынешние настроения. Кроме всего прочего нужно, чтобы ни у кого не создалось впечатления, будто США навязывают Ираку колониальный режим. Уже сейчас Верховный совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ), крупнейшая группа, представляющая шиитское большинство, воспринимает американские планы послевоенного урегулирования в Ираке настороженно. "Шииты не согласятся с действующей на постоянной основе военной администрацией", -- предупреждает Байан Джабор (Bayan Jabor), представитель ВСИРИ в Сирии и Ливане.

Еще один столь же значимый для региона вопрос -- израильско-палестинский конфликт. Бездействие администрации Буша и мощная поддержка премьер-министра Израиля Ариэля Шарона (Ariel Sharon) распалили антиамериканские страсти больше всего. Сейчас Буш, отчасти под давлением партнера по коалиции британского премьера Тони Блэра (Tony Blair), обещает приложить усилия для возобновления мирного процесса. Если Бушу удастся уговорить Шарона приостановить строительство поселений и вернуться за стол переговоров, а дело это непростое, то отношение арабов к Вашингтону может измениться. "Из-за ситуации с Палестиной у США сейчас плохая репутация в регионе, -- заявляет Саад Эддин Ибрагим (Saad Eddin Ibrahim), социолог из American University в Каире, отмечая, что большинство арабов считают жесткую позицию США по отношению к палестинцам и мягкую -- по отношению к Израилю проявлением политики двойных стандартов. -- Но если США продемонстрируют искренность и настойчивость, постепенно к ним станут относиться лучше".

Независимо от состояния палестинского конфликта свержение режима партии БААС в Багдаде может иметь самые серьезные последствия для Сирии, где она зародилась в 1947 году. Оппоненты молодого президента Сирии Башара аль-Асада (Bashar al Assad), который осуществляет реформы довольно медленно, вдохновятся падением Саддама -- лидера куда более жестокого, чем Асад. "Если в Багдаде пожар, в Дамаске идет черный дождь", -- говорит один сирийский политик.

Играя на чувствах толпы, Асад страстно критикует войну, чем сейчас обеспечивает себе прочное положение в Сирии. Однако министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) упрекнул его за поставки приборов ночного видения Ираку. Сирийцы эти обвинения отвергают. Вроде бы явных планов интервенции США в Сирию нет, но Асад может "не вписаться" в новый порядок в регионе.

Трудная задача -- найти свое место в меняющемся ближневосточном регионе -- может встать и перед Саудовская Аравией и Египтом. Королевская семья Саудовской Аравии, похоже, собирается отмежеваться от США. Саудовцы вполне могут потребовать, чтобы США вывели с территории страны примерно 7000 своих военнослужащих, дислоцированных там со времени первой войны в Персидском заливе 1991 года. Их задача -- обеспечение поддержки патрулирования территории Ирака с воздуха. Саудовская Аравия также рассматривает перенос на более поздний срок выборов в Консультативный совет или в региональные ассамблеи. Эти шаги должны успокоить общественное мнение и в Саудовской Аравии, и в США. Но саудовцы будут пристально следить за любыми попытками США превратить Ирак в конкурента ОПЕК.

Что касается Египта, то Вашингтон может подтолкнуть правительство Мубарака к проведению экономических реформ в Египте: ускорить приватизацию и сделать выборы более демократическими. В противном случае США могут начать сокращать экономическую и военную помощь египетскому режиму, которую там считают жизненно необходимой. В прошлом Мубарак такому давлению не поддавался, заявляя, что подобные перемены будут угрожать стабильности в Египте и мирным отношениям с Израилем. Но теперь такие аргументы США могут не принять. Разумеется, рост народного недовольства и давление со стороны США, которые требуют большей политической открытости, могут привести к созданию непростой ситуации. Уже давно дорога к власти в стране для фундаменталистов была закрыта. Но, по словам Ибрагима, на честных выборах они могут получить 15--40% голосов и стать реальной политической силой в Египте.

Со временем антиамериканские протесты в Дамаске, Каире и Аммане, скорее всего, сойдут на нет. Вопрос в том, испарится ли постепенно гнев арабского мира против Америки или будет направлен против властей самих арабских стран.

СТЭНЛИ РИД (STANLEY REED) В ДАМАСКЕ С СЬЮЗАН ПОСЛУЭЙТ (SUSAN POSTLEWAITE) В КАИРЕ. -- BUSINESS WEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама