25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Антикризисная программа: снимите и продайте последнюю рубашку"

Архивная публикация 1998 года: "Антикризисная программа: снимите и продайте последнюю рубашку"

Насколько запланированные меры будут эффективны для нашей экономики?Владимир Рыжков, первый вице-спикер Госдумы: "В результате реализации своей программы правительство планирует получить около $20 млрд. Но, по разным экспертным оценкам, эта цифра сильно преувеличена. Некоторые говорят, что в два раза, некоторые -- что больше.
Я думаю, пакет законов в целом будет принят, но претерпит ряд изменений. В частности, не пройдут законы по единой ставке НДС, по НДС в момент отгрузки. Маловероятно, что правительству удастся добиться перераспределения налогов по субъектам Федерации.
Ряд мер нереален в принципе. Даже внутри правительства признают, что сейчас практически невозможно подсчитать разумную ставку налога на вмененный доход.
Последствия пакета мер однозначно неблагоприятные для крупных предприятий и бизнеса. Это касается прежде всего НДС по отгрузке, налога на вмененный доход.
Скажется это и на благосостоянии граждан. Очевидно, что повысятся цены. Увеличится налоговое бремя на физических лиц в связи с изменением подоходного налога. Пострадают военнослужащие, которые теперь должны будут платить налоги со всех видов доходов (в том числе с вещевого довольствия). В результате введения налогов на доходы от депозитных вкладов пострадают практически все слои населения".
Владимир Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга, председатель комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики: "Правительственную программу нельзя оценить однозначно: только хорошая или только плохая. Начну с тех мер, которые мне представляются правильными. Или неизбежными.
Снижение в два раза тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, конечно, помогут нашим предприятиям. К тому же в 3 раза уменьшится валютная составляющая за прокачку нефти. На фоне катастрофического падения цен на нефть это станет спасательным кругом для наших нефтяных компаний.
Думаю, что благодаря налогу на вмененный доход часть предприятий малого и среднего бизнеса выйдут из тени.
Что же касается 5-процентного уменьшения налога на прибыль, то эту меру смогут почувствовать на себе лишь немногие предприятия. Ведь большинство из них на сегодня убыточны, то есть прибыли не имеют.
Госмонополию на ликеро-водочную продукцию надо было вводить гораздо раньше, а не смотреть спокойно, как эту "золотую жилу" подомнет под себя криминальный бизнес.
Жаль, что в программе плохо прописаны вопросы структурной реформы промышленности. Там только лозунги и общие фразы. Не очень понятно, как будет перестраиваться производство. Кто будет заниматься перепрофилированием предприятий и разбираться с их долгами.
Не нашел своего отражения такой вопрос, как уменьшение ставки НДС для продукции, направляемой в страны СНГ.
Хотя жизнь для промышленных предприятий вроде бы должна стать легче, программа одновременно предусматривает ужесточение налогового законодательства, касающегося физических лиц. К примеру, правительство предлагает ввести 20-процентный налог на выплаты по договорам страхования и банковским депозитам. Вводится налог с продаж, который в зависимости от решения субъекта Федерации составит от 5 до 10%. А это неизбежно приведет к снижению реальных доходов населения. Так что придется искать деньги для смягчения роста социальной напряженности.
В любом случае всякую -- плохую или замечательную -- программу не реализовать без твердой политической воли. Пока же есть только намерения".
Олег Скорик, первый вице-президент компании "Ренессанс-Страхование": "Цель программы правительства понятна: быстро и радикальными мерами спасти государственные финансы от краха. Но, предпринимая такое хирургическое вмешательство в экономику, правительство неизбежно рискует перечеркнуть многие положительные сдвиги, достигнутые по итогам многих лет кропотливой работы. Уже через 2--3 месяца ряд секторов экономики ощутит на себе пагубность предлагаемых решений. В частности, это относится к страхованию.
Очевидно, что программа выхода из кризиса создавалась в очень короткие сроки. Отсюда поспешность и непродуманность. Так, возникает впечатление, что разработчики совсем не понимают сути страхования. Они рассматривают его только как способ ухода от налогов, механизм отмывания денег и т.д. С особой пристрастностью правительство хочет взяться за самый популярный в мире вид страхования -- страхование жизни. По мнению авторов программы, именно здесь и спряталась "черная дыра" российского бюджета, через которую граждане убегают от налогов. Но это же абсурд! Есть официальная статистика: выплаты по такого рода страховым договорам составляют 0,1% от всех доходов граждан.
Правительство хочет также обложить налогом деньги, которые идут на пополнение страховых резервов. Что это значит? А значит это очень простую вещь. Недавно в Москве был ураган. Страховые компании, в том числе наша, должны были возместить своим клиентам понесенные ими убытки. Понятно, что при стихийных бедствиях такие выплаты резко возрастают. Откуда брать деньги? Из резервных фондов. Так вот, если бы пункт о налогообложении резервных денег уже действовал, то очень многие компании не смогли бы расплатиться. То есть клиент остался бы с разбитой машиной и без компенсации, а сами компании были бы поставлены на грань банкротства.
Так что антикризисная программа правительства, по крайней мере в части страхования, приведет к разорению множества страховых компаний. Те же, кто через страхование просто отмывает деньги, уйдут в другие сектора экономики".
Анатолий Мотылев, президент банка "Глобэкс": "Хотя программа и называется антикризисной, базовых пороков нашей нынешней экономической системы она не устраняет.
Да, при быстром принятии и активном выполнении программы на несколько месяцев ситуацию удастся подправить. Заткнуть локальные дыры в бюджете. Но главного -- стимулирования производства -- программа не предусматривает. А если не расширяется производство, не стимулируются инвестиции, то в конечном итоге наступает момент, когда не с кого собирать даже самые драконовские налоги.
Ведь очевидно, что, пока на рынке ГКО можно заработать 80% годовых, никакой банк не будет давать предприятиям кредиты под 10%. Значит, инвестиции будут оставаться невыгодными.
Программа также не дает ответа на вопрос: а как стимулировать российский экспорт? Сырье мы вывозить научились, в вот продукцию нет.
Что же касается налогов на депозиты, то это правильная мера. Налогами должна облагаться вся совокупность доходов, а не какая-то их часть. Правда, эта мера даст совсем незначительный эффект и уж бюджет точно не спасет.
А вот налоги на страховые выплаты могут вообще погубить наши страховые компании. Тут нужна очень большая дифференциация ставок. Иначе при наступлении страхового случая (например выплат врачам за лечение) основная часть денег клиента пойдет на налоги. Так что о лечении придется забыть".

Насколько запланированные меры будут эффективны для нашей экономики?Владимир Рыжков, первый вице-спикер Госдумы: "В результате реализации своей программы правительство планирует получить около $20 млрд. Но, по разным экспертным оценкам, эта цифра сильно преувеличена. Некоторые говорят, что в два раза, некоторые -- что больше.

Я думаю, пакет законов в целом будет принят, но претерпит ряд изменений. В частности, не пройдут законы по единой ставке НДС, по НДС в момент отгрузки. Маловероятно, что правительству удастся добиться перераспределения налогов по субъектам Федерации.

Ряд мер нереален в принципе. Даже внутри правительства признают, что сейчас практически невозможно подсчитать разумную ставку налога на вмененный доход.

Последствия пакета мер однозначно неблагоприятные для крупных предприятий и бизнеса. Это касается прежде всего НДС по отгрузке, налога на вмененный доход.

Скажется это и на благосостоянии граждан. Очевидно, что повысятся цены. Увеличится налоговое бремя на физических лиц в связи с изменением подоходного налога. Пострадают военнослужащие, которые теперь должны будут платить налоги со всех видов доходов (в том числе с вещевого довольствия). В результате введения налогов на доходы от депозитных вкладов пострадают практически все слои населения".

Владимир Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга, председатель комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики: "Правительственную программу нельзя оценить однозначно: только хорошая или только плохая. Начну с тех мер, которые мне представляются правильными. Или неизбежными.

Снижение в два раза тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, конечно, помогут нашим предприятиям. К тому же в 3 раза уменьшится валютная составляющая за прокачку нефти. На фоне катастрофического падения цен на нефть это станет спасательным кругом для наших нефтяных компаний.

Думаю, что благодаря налогу на вмененный доход часть предприятий малого и среднего бизнеса выйдут из тени.

Что же касается 5-процентного уменьшения налога на прибыль, то эту меру смогут почувствовать на себе лишь немногие предприятия. Ведь большинство из них на сегодня убыточны, то есть прибыли не имеют.

Госмонополию на ликеро-водочную продукцию надо было вводить гораздо раньше, а не смотреть спокойно, как эту "золотую жилу" подомнет под себя криминальный бизнес.

Жаль, что в программе плохо прописаны вопросы структурной реформы промышленности. Там только лозунги и общие фразы. Не очень понятно, как будет перестраиваться производство. Кто будет заниматься перепрофилированием предприятий и разбираться с их долгами.

Не нашел своего отражения такой вопрос, как уменьшение ставки НДС для продукции, направляемой в страны СНГ.

Хотя жизнь для промышленных предприятий вроде бы должна стать легче, программа одновременно предусматривает ужесточение налогового законодательства, касающегося физических лиц. К примеру, правительство предлагает ввести 20-процентный налог на выплаты по договорам страхования и банковским депозитам. Вводится налог с продаж, который в зависимости от решения субъекта Федерации составит от 5 до 10%. А это неизбежно приведет к снижению реальных доходов населения. Так что придется искать деньги для смягчения роста социальной напряженности.

В любом случае всякую -- плохую или замечательную -- программу не реализовать без твердой политической воли. Пока же есть только намерения".

Олег Скорик, первый вице-президент компании "Ренессанс-Страхование": "Цель программы правительства понятна: быстро и радикальными мерами спасти государственные финансы от краха. Но, предпринимая такое хирургическое вмешательство в экономику, правительство неизбежно рискует перечеркнуть многие положительные сдвиги, достигнутые по итогам многих лет кропотливой работы. Уже через 2--3 месяца ряд секторов экономики ощутит на себе пагубность предлагаемых решений. В частности, это относится к страхованию.

Очевидно, что программа выхода из кризиса создавалась в очень короткие сроки. Отсюда поспешность и непродуманность. Так, возникает впечатление, что разработчики совсем не понимают сути страхования. Они рассматривают его только как способ ухода от налогов, механизм отмывания денег и т.д. С особой пристрастностью правительство хочет взяться за самый популярный в мире вид страхования -- страхование жизни. По мнению авторов программы, именно здесь и спряталась "черная дыра" российского бюджета, через которую граждане убегают от налогов. Но это же абсурд! Есть официальная статистика: выплаты по такого рода страховым договорам составляют 0,1% от всех доходов граждан.

Правительство хочет также обложить налогом деньги, которые идут на пополнение страховых резервов. Что это значит? А значит это очень простую вещь. Недавно в Москве был ураган. Страховые компании, в том числе наша, должны были возместить своим клиентам понесенные ими убытки. Понятно, что при стихийных бедствиях такие выплаты резко возрастают. Откуда брать деньги? Из резервных фондов. Так вот, если бы пункт о налогообложении резервных денег уже действовал, то очень многие компании не смогли бы расплатиться. То есть клиент остался бы с разбитой машиной и без компенсации, а сами компании были бы поставлены на грань банкротства.

Так что антикризисная программа правительства, по крайней мере в части страхования, приведет к разорению множества страховых компаний. Те же, кто через страхование просто отмывает деньги, уйдут в другие сектора экономики".

Анатолий Мотылев, президент банка "Глобэкс": "Хотя программа и называется антикризисной, базовых пороков нашей нынешней экономической системы она не устраняет.

Да, при быстром принятии и активном выполнении программы на несколько месяцев ситуацию удастся подправить. Заткнуть локальные дыры в бюджете. Но главного -- стимулирования производства -- программа не предусматривает. А если не расширяется производство, не стимулируются инвестиции, то в конечном итоге наступает момент, когда не с кого собирать даже самые драконовские налоги.

Ведь очевидно, что, пока на рынке ГКО можно заработать 80% годовых, никакой банк не будет давать предприятиям кредиты под 10%. Значит, инвестиции будут оставаться невыгодными.

Программа также не дает ответа на вопрос: а как стимулировать российский экспорт? Сырье мы вывозить научились, в вот продукцию нет.

Что же касается налогов на депозиты, то это правильная мера. Налогами должна облагаться вся совокупность доходов, а не какая-то их часть. Правда, эта мера даст совсем незначительный эффект и уж бюджет точно не спасет.

А вот налоги на страховые выплаты могут вообще погубить наши страховые компании. Тут нужна очень большая дифференциация ставок. Иначе при наступлении страхового случая (например выплат врачам за лечение) основная часть денег клиента пойдет на налоги. Так что о лечении придется забыть".

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».