19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Армрестлинг на шахматной доске"

Архивная публикация 2007 года: "Армрестлинг на шахматной доске"

Снова немцы и французы соперничают за лидерство в совместном европейском оборонно-космическом агентстве EADS. Дата выяснения отношений уже назначена.Вбеседе со своим предшественником Герхардом Шредером г-жа федеральный канцлер продемонстрировала небывалую откровенность. С новым французским президентом Николя Саркози у немцев еще будут проблемы, сообщила приглашенная на ежегодное торжество фракции социал-демократов в бундестаге Ангела Меркель и пригубила белого вина.

Герхард Шредер сочувственно кивнул, держа в руке бокал красного вина. У него свои воспоминания о контактах с непростыми соседями. Он внимательно слушал, что говорит Меркель. На саммите в Брюсселе Саркози, рассказывала она, еще играл конструктивную роль, поскольку его интересы случайно совпали с интересами немцев. Но только вопрос времени, когда с французами начнется раздрай. Саркози очень энергично пытается продвигать французские интересы, заметила канцлер.

Когда состоится выяснение отношений, уже известно. Со своим парижским партнером по шахматной партии Ангела Меркель встречается на юге Франции в Тулузе 16 июля. Планировалась обычная встреча, но она может легко превратиться в нечто особое. Шредер и Жак Ширак, предшественник Саркози, использовали каждую возможность продемонстрировать согласие и гармонию между обеими странами. А на первой встрече этого жанра в Тулузе никакой сердечности в отношениях между Меркель и Саркози не ожидается.

Новичок в Елисейском дворце намерен воспользоваться случаем, чтобы закрепить ведущее положение своей страны в Европейском оборонно-космическом агентстве EADS, материнском концерне изготовителя авиалайнеров Airbus. Правительство Саркози планирует полностью захватить контроль над совместным предприятием — никак не меньше. Пока же EADS управляется немцами и французами на паритетных началах.

Меркель, однако, держит оборону. Ожесточенная грызня за посты, должности и доли в финансировании, происходящая сейчас за кулисами, очень напоминает комбинацию игры в шахматы и элементов армрестлинга.

Французы усилили давление на немцев сразу на двух фронтах. С одной стороны, они предложили увеличить основной капитал на миллиарды, а с другой — потребовали отменить дублирование руководящих должностей, которые занимали немцы и французы в верхушке концерна. В будущем предполагается иметь лишь одного председателя правления и одного председателя административного совета.

Цель обеих акций — загнать Берлин в оборону. Лишь пять месяцев назад немцы с трудом нашли покупателя на пакет акций в 7,5%, от которого хотел избавиться крупный акционер DaimlerChrysler. Йенсу Вайдману, консультанту канцлера по экономике, пришлось потратить недели, чтобы придумать решение. Нужно было обеспечить, чтобы у немцев и французов и впредь были равные доли в EADS. Федеральное правительство не могло и не хотело покупать акции. В итоге Вайдману удалось составить консорциум банков, который и купил пакет.

Французы знают, что увеличение основного капитала создает для немцев большие сложности. Откуда им взять миллиарды, необходимые для сохранения тонко выверенного финансового паритета?

Не без подвоха и организационная реформа, задуманная французами. Париж рассчитывает использовать ее, чтобы избавиться от Томаса Эндерса, немецкого сопрезидента EADS, давно действующего французам на нервы. Недавно с помощью преднамеренных утечек информации французы попытались ослабить его позицию. То, что Эндерса из концерна «уйдут», — дело решенное, утверждают французские газеты, ссылаясь на правительственные круги.

Берлин, однако, планирует контрнаступление. Прежде всего канцлер Меркель всеми силами добивается сохранения тонкого баланса долевого участия. В крайнем случае можно, по ее мнению, вести разговор о реформе руководящих структур, но ясно одно: ведущие посты должны быть поровну поделены между немцами и французами. {PAGE}

Немцы доказывают, что увеличение основного капитала не столь уж необходимо. И действительно, потребность агентства в деньгах давно уже не так остра, как несколько месяцев назад. Авиастроение, важнейшая ветвь концерна, находится на взлете. Только за последние несколько недель Airbus продал свыше 400 лайнеров и тем сократил отставание от своего вечного конкурента Boeing.

То, что дела концерна пошли лучше, не только приносит деньги в его кассу, но и повышает кредитоспособность у банков. Скоро получение денег перестанет быть проблемой. «В ближайшие два-три года увеличивать основной капитал вообще не потребуется», — заявляет правительственный чиновник высокого ранга. Но даже если французы будут настаивать на увеличении капитала, чтобы ослабить позицию немцев, Берлин не станет беспокоиться. Если потребуется, считает он, то Daimler сможет помочь дополнительным вливанием.

До недавнего времени автомобильный концерн имел замысел постепенно выйти из сложного проекта. Потому Daimler и продал 7,5% акций. Намечалось позднее продать остаток в объеме 15%. Но в столь же тяжелых, сколь и доверительных переговорах Ангеле Меркель удалось убедить шефа DaimlerChrysler Дитера Цетше остаться акционером EADS. В правительстве согласие Цетше расценивается как намерение Daimler сохранить авиастроение, поскольку оно стало перспективной сферой бизнеса.

Уже одна готовность крупнейшего из немецких акционеров в случае необходимости помочь капиталом должна привести к тому, что французы откажутся от своего замысла. Если в долевом соотношении все равно ничего не изменится, то и сам шаг теряет смысл. Ибо с французской стороны непосредственным партнером является государство. Именно ему пришлось бы изыскивать капитал, однако французский бюджет пребывает в гораздо менее бодром состоянии, чем немецкий.

В щекотливом кадровом вопросе Берлин тоже не готов к уступкам. Хотя в принципе и немцы за то, чтобы руководство EADS не было таким громоздким, а стало бы более оперативным. Но приносить Эндерса в жертву ни в коем случае в их планы не входит.

Если бы Меркель могла решать одна, то единоличным главой правления следовало бы оставить Эндерса. А его нынешний равноправный коллега Луи Галуа или другой француз мог бы занять пост главы административного совета.

Немцы согласились бы в этом случае на то, что и в будущем руководить главным дочерним предприятием — Airbus — можно было бы оставить француза. Во всем агентстве этот пост считается наиболее влиятельным. А сейчас его занимает Галуа, возглавляющий также и EADS.

Отказаться от этого поста немцам нетрудно — подходящего кандидата у них просто нет. К тому же в Берлине никто не рассчитывает на то, что французы добровольно уступят эту должность. Потому важно, чтобы во главе всего холдинга был немец, — и это для Берлина условие обязательное.

Принять именно эту кандидатуру французам будет нелегко. Они считают Эндерса, с одной стороны, крайне несговорчивым, а с другой — жутко занудливым. Любитель прыжков с парашютом, Эндерс неоднократно затевал конфликты с французскими кланами и настраивал против себя политический класс, равно как и экономическую элиту Франции.

В разгар борьбы за пост президента он, например, принялся рассказывать, при каких сомнительных обстоятельствах возникла существенная сумма отступных — 8,5 млн евро, выплаченная бывшему президенту Airbus Ноэлю Форже. Тогдашний кандидат в президенты Саркози страшно по этому поводу злился, поскольку в своей избирательной кампании неустанно ругал практику так называемого «золотого рукопожатия» при уходе кого-то из руководителей на пенсию.

Лишь недавно Эндерс снова вызвал всеобщее волнение. Он назвал «хорошей идеей» вариант, при котором один из акционеров EADS Лагардер продаст свою «авиадочку» Dassault. Эта фирма строит истребители-перехватчики Rafale, конкурирующие на рынке с изделием EADS Eurofighter. Французы были вне себя.

Берлин тем не менее уверен, что ему удастся убедить Саркози согласиться на кандидатуру немца, что французский президент проявит в кадровом вопросе уступчивость. «Саркози ведь точно знает, что когда-нибудь и мы ему будем нужны», — говорит один из членов правительства, считающий, что он уже получил соответствующие сигналы из Парижа.

Но точно еще ничего не решено. Один из представителей Daimler заявляет, что французы — большие мастера преподнести сенсацию на финишной прямой.

Снова немцы и французы соперничают за лидерство в совместном европейском оборонно-космическом агентстве EADS. Дата выяснения отношений уже назначена.Вбеседе со своим предшественником Герхардом Шредером г-жа федеральный канцлер продемонстрировала небывалую откровенность. С новым французским президентом Николя Саркози у немцев еще будут проблемы, сообщила приглашенная на ежегодное торжество фракции социал-демократов в бундестаге Ангела Меркель и пригубила белого вина.

Герхард Шредер сочувственно кивнул, держа в руке бокал красного вина. У него свои воспоминания о контактах с непростыми соседями. Он внимательно слушал, что говорит Меркель. На саммите в Брюсселе Саркози, рассказывала она, еще играл конструктивную роль, поскольку его интересы случайно совпали с интересами немцев. Но только вопрос времени, когда с французами начнется раздрай. Саркози очень энергично пытается продвигать французские интересы, заметила канцлер.

Когда состоится выяснение отношений, уже известно. Со своим парижским партнером по шахматной партии Ангела Меркель встречается на юге Франции в Тулузе 16 июля. Планировалась обычная встреча, но она может легко превратиться в нечто особое. Шредер и Жак Ширак, предшественник Саркози, использовали каждую возможность продемонстрировать согласие и гармонию между обеими странами. А на первой встрече этого жанра в Тулузе никакой сердечности в отношениях между Меркель и Саркози не ожидается.

Новичок в Елисейском дворце намерен воспользоваться случаем, чтобы закрепить ведущее положение своей страны в Европейском оборонно-космическом агентстве EADS, материнском концерне изготовителя авиалайнеров Airbus. Правительство Саркози планирует полностью захватить контроль над совместным предприятием — никак не меньше. Пока же EADS управляется немцами и французами на паритетных началах.

Меркель, однако, держит оборону. Ожесточенная грызня за посты, должности и доли в финансировании, происходящая сейчас за кулисами, очень напоминает комбинацию игры в шахматы и элементов армрестлинга.

Французы усилили давление на немцев сразу на двух фронтах. С одной стороны, они предложили увеличить основной капитал на миллиарды, а с другой — потребовали отменить дублирование руководящих должностей, которые занимали немцы и французы в верхушке концерна. В будущем предполагается иметь лишь одного председателя правления и одного председателя административного совета.

Цель обеих акций — загнать Берлин в оборону. Лишь пять месяцев назад немцы с трудом нашли покупателя на пакет акций в 7,5%, от которого хотел избавиться крупный акционер DaimlerChrysler. Йенсу Вайдману, консультанту канцлера по экономике, пришлось потратить недели, чтобы придумать решение. Нужно было обеспечить, чтобы у немцев и французов и впредь были равные доли в EADS. Федеральное правительство не могло и не хотело покупать акции. В итоге Вайдману удалось составить консорциум банков, который и купил пакет.

Французы знают, что увеличение основного капитала создает для немцев большие сложности. Откуда им взять миллиарды, необходимые для сохранения тонко выверенного финансового паритета?

Не без подвоха и организационная реформа, задуманная французами. Париж рассчитывает использовать ее, чтобы избавиться от Томаса Эндерса, немецкого сопрезидента EADS, давно действующего французам на нервы. Недавно с помощью преднамеренных утечек информации французы попытались ослабить его позицию. То, что Эндерса из концерна «уйдут», — дело решенное, утверждают французские газеты, ссылаясь на правительственные круги.

Берлин, однако, планирует контрнаступление. Прежде всего канцлер Меркель всеми силами добивается сохранения тонкого баланса долевого участия. В крайнем случае можно, по ее мнению, вести разговор о реформе руководящих структур, но ясно одно: ведущие посты должны быть поровну поделены между немцами и французами. {PAGE}

Немцы доказывают, что увеличение основного капитала не столь уж необходимо. И действительно, потребность агентства в деньгах давно уже не так остра, как несколько месяцев назад. Авиастроение, важнейшая ветвь концерна, находится на взлете. Только за последние несколько недель Airbus продал свыше 400 лайнеров и тем сократил отставание от своего вечного конкурента Boeing.

То, что дела концерна пошли лучше, не только приносит деньги в его кассу, но и повышает кредитоспособность у банков. Скоро получение денег перестанет быть проблемой. «В ближайшие два-три года увеличивать основной капитал вообще не потребуется», — заявляет правительственный чиновник высокого ранга. Но даже если французы будут настаивать на увеличении капитала, чтобы ослабить позицию немцев, Берлин не станет беспокоиться. Если потребуется, считает он, то Daimler сможет помочь дополнительным вливанием.

До недавнего времени автомобильный концерн имел замысел постепенно выйти из сложного проекта. Потому Daimler и продал 7,5% акций. Намечалось позднее продать остаток в объеме 15%. Но в столь же тяжелых, сколь и доверительных переговорах Ангеле Меркель удалось убедить шефа DaimlerChrysler Дитера Цетше остаться акционером EADS. В правительстве согласие Цетше расценивается как намерение Daimler сохранить авиастроение, поскольку оно стало перспективной сферой бизнеса.

Уже одна готовность крупнейшего из немецких акционеров в случае необходимости помочь капиталом должна привести к тому, что французы откажутся от своего замысла. Если в долевом соотношении все равно ничего не изменится, то и сам шаг теряет смысл. Ибо с французской стороны непосредственным партнером является государство. Именно ему пришлось бы изыскивать капитал, однако французский бюджет пребывает в гораздо менее бодром состоянии, чем немецкий.

В щекотливом кадровом вопросе Берлин тоже не готов к уступкам. Хотя в принципе и немцы за то, чтобы руководство EADS не было таким громоздким, а стало бы более оперативным. Но приносить Эндерса в жертву ни в коем случае в их планы не входит.

Если бы Меркель могла решать одна, то единоличным главой правления следовало бы оставить Эндерса. А его нынешний равноправный коллега Луи Галуа или другой француз мог бы занять пост главы административного совета.

Немцы согласились бы в этом случае на то, что и в будущем руководить главным дочерним предприятием — Airbus — можно было бы оставить француза. Во всем агентстве этот пост считается наиболее влиятельным. А сейчас его занимает Галуа, возглавляющий также и EADS.

Отказаться от этого поста немцам нетрудно — подходящего кандидата у них просто нет. К тому же в Берлине никто не рассчитывает на то, что французы добровольно уступят эту должность. Потому важно, чтобы во главе всего холдинга был немец, — и это для Берлина условие обязательное.

Принять именно эту кандидатуру французам будет нелегко. Они считают Эндерса, с одной стороны, крайне несговорчивым, а с другой — жутко занудливым. Любитель прыжков с парашютом, Эндерс неоднократно затевал конфликты с французскими кланами и настраивал против себя политический класс, равно как и экономическую элиту Франции.

В разгар борьбы за пост президента он, например, принялся рассказывать, при каких сомнительных обстоятельствах возникла существенная сумма отступных — 8,5 млн евро, выплаченная бывшему президенту Airbus Ноэлю Форже. Тогдашний кандидат в президенты Саркози страшно по этому поводу злился, поскольку в своей избирательной кампании неустанно ругал практику так называемого «золотого рукопожатия» при уходе кого-то из руководителей на пенсию.

Лишь недавно Эндерс снова вызвал всеобщее волнение. Он назвал «хорошей идеей» вариант, при котором один из акционеров EADS Лагардер продаст свою «авиадочку» Dassault. Эта фирма строит истребители-перехватчики Rafale, конкурирующие на рынке с изделием EADS Eurofighter. Французы были вне себя.

Берлин тем не менее уверен, что ему удастся убедить Саркози согласиться на кандидатуру немца, что французский президент проявит в кадровом вопросе уступчивость. «Саркози ведь точно знает, что когда-нибудь и мы ему будем нужны», — говорит один из членов правительства, считающий, что он уже получил соответствующие сигналы из Парижа.

Но точно еще ничего не решено. Один из представителей Daimler заявляет, что французы — большие мастера преподнести сенсацию на финишной прямой.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».