29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Арт-наводнение"

Архивная публикация 2009 года: "Арт-наводнение"

На прошлой неделе открылась 53-я Венецианская биеннале современного искусства, которая продлится до 22 ноября. С 3 по 6 июня она работала в режиме превью. Contemporary art со всего мира в жесткой конкуренции боролось за внимание и воображение гостей. В лабиринтах сознания современных художников в поисках смысла бродила корреспондент «Профиля». В этом году биеннале захватила в плен почти всю Венецию. Казалось, не осталось ни одной улицы, которую бы не украшали бело-красные колонны, указывавшие жаждущей окультуриться публике путь к многочисленным проектам, что разместились в старинных палаццо, бывших заводах, садах Джардини и попросту церквях. Всего на биеннале приехали 77 стран, в том числе такие экзотические государства, как Габон и Союз Коморских Островов. Смотр, арт-олимпиада или ВДНХ современного искусства, как давно окрестили биеннале критики, прошел под девизом «Создавая миры» (Making Worlds). Задав этим девизом тему биеннале, ее куратор Даниэль Бирнбаум попал в точку: идеи проектов действительно были слишком туманны, чтобы называть их по-другому. «Все-таки главное на биеннале — создавать новые вещи, — уверен Бирнбаум. — Это не музей, где выставляются драгоценности. Это, скорее, платформа для новых проектов, экспериментов».
Российский десант
Национальные павильоны по традиции разместились в очень уютном и зеленом уголке Венеции — садах Джардини, расположенных по соседству с набережной Гранд-канала. Россия приезжает на биеннале с 1898 года, но только в 1914 году на одной из центральных аллей сада у нее появился павильон, построенный Алексеем Щусевым. Как и два года назад, куратором российского павильона назначена директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, в чьем ведении «чистое искусство» — художники, проекты, а комиссаром — исполнительный директор Московского Музея современного искусства Василий Церетели, на котором все организационные вопросы. Павильон — это 7 залов, соединенных узкими проходами, то есть получается не одна, а несколько выставок. В этом году Свиблова выставила мало известных на Западе художников.
Работы посвятили теме «Победа над будущим» (Victory over Future). «Наша выставка сосредоточена на идее преодоления страхов перед неизвестностью, которая парализовала мир во время кризиса, — говорит Церетели. — Название проекта отсылает нас к футуристической опере «Победа над солнцем», написанной в 1923 году, незадолго до знаковых событий XX века. Сегодня ощущение нависшей катастрофы не менее остро».
К ощущению катастрофы ближе всех подобрался Андрей Молодкин, представивший две стеклянные скульптуры богини Ники Самофракийской. В одну из них насосом по прозрачным шлангам закачивается кровь, в другую — нефть. Наполнение сосудов-скульптур сопровождается металлическим скрипом, кровь настоящая (то ли молдавских гастарбайтеров, то ли сотрудников МДФ), она не сворачивается из-за добавления консерванта, а зал погружен в полумрак.
В свое будущее художник Сергей Шеховцов въехал на поролоновом мотоцикле, буквально врезанном в стену павильона со стороны улицы. Художница Ирина Корина соорудила из старых цветастых советских клеенок гигантский фонтан, отдаленно напоминающий «Дружбу народов» на ВДНХ. Анатолий Журавлев (проект «Черные дыры») поместил черно-белые фотографии известных личностей XX века, от Черчилля до Пикассо, от Мадонны до Обамы, в прозрачные шары, свисающие с потолка. Павел Пепперштейн представил несколько пейзажей будущего — покорение Марса, создание антенны для общения с умершими, открытие планеты — копии Земли. События датированы — 2500, 4152, 4018—4555 годами. Самую яркую работу, «Жизнь художника и муки творчества», представил Гоша Острецов: подобие комнаты, набитой рухлядью — деревянными оконными рамами, ржавыми ведрами, умывальниками, запачканными плащами, трезвонящим телефоном, шишкинскими «Медведями», а как апофеоз — одетый с иголочки манекен самого Гоши, сидящий за столом. В механической руке — карандаш, которым он что-то бесконечно выводит по пластиковому трафарету.
Культурное помешательство
По соседству с российским павильоном расположились титаны современного искусства — Великобритания, Франция и Германия: по одному проекту на страну. В британском павильоне давали новое получасовое видео от Стива Маккуина. На просмотр записывались заранее, и уже в первый день работы павильона на дверях появилась надпись от руки: «Все сеансы забронированы». Франция выставила инсталляцию Клода Левека — три ярко освещенные клетки с алюминиевыми прутьями, за которыми развеваются черные флаги. «Моя инсталляция дрейфует между жестокой реальностью и зашифрованным миром фантазии», — объяснял художник, активно позировавший на фоне своей работы журналистам.
Англичанин Лиам Гиллик, выступающий на биеннале от Германии, показал три одинаковых кухонных гарнитура из сосны, на верхней полке одного из них — чучело кота. Гости гадали, что бы это значило. Положение спасали буклеты, которые раздавали при входе. Оказалось, работа посвящена отчужденности людей.
Быстрее других до зрителей достучались австралийцы. Шон Гладвел демонстрировал гипнотизирующий ролик, где по шоссе один за другим ехали груженые трейлеры, а на обочине лежал сбитый кенгуру. Наконец животное подобрал сердобольный мотоциклист.
Скандинавы представили совместный проект The Collectors. Кураторы проекта Михаэль Элмгрин и Ингар Драгсет, словно заправские риэлтеры или консультанты IKEA, водили гостей по павильону, распланированному как жилой дом — с кухней, столовой, террасой и детской, принадлежащей подростку-готу, с приваренной к полу кроватью и дырой в стене — для ночных побегов от родителей. К скандинавам была огромная очередь и пускали по 10 человек.
В параллельной программе свой проект Danger! Museum представили Владимир Дубосарский и Александр Виноградов — монументальные фантазии на тему шедевров Рембрандта плюс скрытые камеры, наблюдавшие за зрителями. Посмотреть на себя любимого можно было на нескольких экранах этажом ниже.
Бывший подводник Александр Пономарев пришвартовал настоящую подводную лодку, раскрашенную в жизнерадостные цвета, у музея Ка’Реццонико. «Проект Subtiziano («Под Тицианом») — дань Венеции. Пономарев приехал сюда впервые в 70-е годы и был пленен городом и творчеством Тициана», — объяснила куратор Виктория Ионина-Голембиовская. Лодку показали в рамках выставки фонда Stella Art Foundation «Этот смутный объект искусства».
В основной экспозиции проекта были работы Ильи и Эмилии Кабаковых, Гор Чахала, Дмитрия Пригова, Владислава Мамышева (Монро).
Фасад другого палаццо, Пападополи, был целиком закрыт плакатом рекламы украинского павильона. С него смотрел куратор украинского искусства на биеннале — боксер Владимир Кличко в красном халате и с золотыми роликами на шее. Посмотреть на работы украинца Ильи Чичкана приходили модель Наоми Кэмпбелл и «форбс» Владислав Доронин, а также Роман Абрамович.
Победителем биеннале стал американец Брюс Науман с его анатомическим театром — подвешенные под разным углом человеческие руки и ноги из воска, резины и бронзы.
Хлеба и зрелищ
Каждый год на Венецианской биеннале страны соревнуются не только в искусстве загадывать культурные загадки, но и в числе звезд, которые приходят на открытие их павильонов. На своих яхтах в Венецию приплыли бизнесмен Александр Мамут, директор аукционного дома Christie’s Франсуа Пино и дизайнер Алан Манукян.
Череду многочисленных party открыл коктейль выставки от куратора Александры Маркво Unconditional Love в Arsenale Novissimo. Гости появлялись на коктейле с опозданием. Расспросы итальянцев на предмет нахождения Arsenale Novissimo результатов не давал. С картой в руках по городу плутал продюсер Федор Павлов-Андреевич. Все попытки взять Arsenale с суши были тщетны. Оказалось, попасть на выставку можно только по воде. Презентация выставки была отмечена небывалым наплывом русских гостей. Посмотреть на всевозможные проявления любви, воплощенные в арт-объектах, иностранцы пришли только под самый занавес. У фотографии Анжело Муско, изображавшей сотни переплетенных между собой мужских и женских тел, дольше других задержались модель Наталья Водянова с супругом лордом Джастином Портманом и хозяйка «Гаража» Дарья Жукова. Бизнесмен Шалва Бреус и финансист Марк Гарбер старательно обходили стороной три интерактивных «Кресла любви» от Сэма Адамса. Заходила Ольга Свиблова. Телеведущая Светлана Конеген и ее супруг Франко обсуждали видеопроект московской группы художников АЕС+Ф «Пир Тримальхиона» — слуги и господа в обстановке пятизвездочного отеля. Азиатские слуги ублажают белых господ, и наоборот. «Вот она, оборотная сторона гламура», — села на свой конек Конеген.
{PAGE}
На следующий день на открытии российского павильона в садах Джардини министр культуры РФ Александр Авдеев в приветственной речи благодарил президента Альфа-банка Петра Авена за то, что банк выделил на реконструкцию российского павильона 1 млн евро.
По садам Джардини разнесся слух, что русские угощают черной икрой, так что пришли толпы гостей (слух не подтвердился). Пока Свиблова показывала выставку художнику Таиру Салахову, его дочь, галеристка Айдан Салахова, убеждала скульптора Зураба Церетели: «Вы наш талисман. Если вы здесь, значит, все хорошо».
«Превью» завершилось в Westin Europa & Regina Hotel. Буквально за час до начала вечеринки вода из лагуны хлынула на венецианские улицы, город взбудоражил вой сирен, столики кафе на Сан-Марко оказались в воде. И венецианцы, и гости удивлялись: наводнение в июне — редкость. Господа в смокингах надели резиновые сапоги, дамы в платьях в пол преодолевали последние метры до party босиком. Одним из первых пришел посол Франции в России Жан де Глиниасти. Ольгу Свиблову в этот день поздравляли не только с открытием биеннале, но и днем рождения. Художник Гоша Острецов, появившийся в Regina с женой и маленькой дочкой, подарил ей свою акварель. Подарки имениннице складировали в зале, где играл джаз-банд. Выделялся подарок российского замминистра культуры Павла Хорошилова — французский манекен XX века. Еще один подарок, бусы из муранского стекла, Свиблова надела на руку.
Художники Диана Мочулина и Александр Пономарев делились впечатлениями о биеннале с поэтом Евгением Бунимовичем и соучредителем Фонда Михаила Прохорова его сестрой Ириной. Несмотря на вечерний формат мероприятия, галерист Емельян Захаров, проигнорировав дресс-код, появился в отеле в джинсах и футболке поло. Пока Захаров и Василий Церетели, ходивший на все вечеринки в белоснежном костюме, о чем-то жарко спорили на террасе Regina, к столику Салаховых подсела супруга Емельяна Александра Вертинская. Галерист Марат Гельман рассказывал директору Института современного искусства Иосифу Бакштейну о том, как его галерея осваивает культурные пространства Перми. «С нашей помощью ради записи альбома в Перми на некоторое время воссоединятся легендарные Led Zeppelin», — интриговал гостей Гельман.
Когда стемнело, гости пустились в пляс. Свиблова не пропускала ни одного танца. Ближе к полуночи гости разрезали праздничный торт и хором спели на бис I will Survive, что было, пожалуй, единственным напоминанием о кризисных временах в пестрой череде мероприятий биеннале.

На прошлой неделе открылась 53-я Венецианская биеннале современного искусства, которая продлится до 22 ноября. С 3 по 6 июня она работала в режиме превью. Contemporary art со всего мира в жесткой конкуренции боролось за внимание и воображение гостей. В лабиринтах сознания современных художников в поисках смысла бродила корреспондент «Профиля». В этом году биеннале захватила в плен почти всю Венецию. Казалось, не осталось ни одной улицы, которую бы не украшали бело-красные колонны, указывавшие жаждущей окультуриться публике путь к многочисленным проектам, что разместились в старинных палаццо, бывших заводах, садах Джардини и попросту церквях. Всего на биеннале приехали 77 стран, в том числе такие экзотические государства, как Габон и Союз Коморских Островов. Смотр, арт-олимпиада или ВДНХ современного искусства, как давно окрестили биеннале критики, прошел под девизом «Создавая миры» (Making Worlds). Задав этим девизом тему биеннале, ее куратор Даниэль Бирнбаум попал в точку: идеи проектов действительно были слишком туманны, чтобы называть их по-другому. «Все-таки главное на биеннале — создавать новые вещи, — уверен Бирнбаум. — Это не музей, где выставляются драгоценности. Это, скорее, платформа для новых проектов, экспериментов».
Российский десант
Национальные павильоны по традиции разместились в очень уютном и зеленом уголке Венеции — садах Джардини, расположенных по соседству с набережной Гранд-канала. Россия приезжает на биеннале с 1898 года, но только в 1914 году на одной из центральных аллей сада у нее появился павильон, построенный Алексеем Щусевым. Как и два года назад, куратором российского павильона назначена директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, в чьем ведении «чистое искусство» — художники, проекты, а комиссаром — исполнительный директор Московского Музея современного искусства Василий Церетели, на котором все организационные вопросы. Павильон — это 7 залов, соединенных узкими проходами, то есть получается не одна, а несколько выставок. В этом году Свиблова выставила мало известных на Западе художников.
Работы посвятили теме «Победа над будущим» (Victory over Future). «Наша выставка сосредоточена на идее преодоления страхов перед неизвестностью, которая парализовала мир во время кризиса, — говорит Церетели. — Название проекта отсылает нас к футуристической опере «Победа над солнцем», написанной в 1923 году, незадолго до знаковых событий XX века. Сегодня ощущение нависшей катастрофы не менее остро».
К ощущению катастрофы ближе всех подобрался Андрей Молодкин, представивший две стеклянные скульптуры богини Ники Самофракийской. В одну из них насосом по прозрачным шлангам закачивается кровь, в другую — нефть. Наполнение сосудов-скульптур сопровождается металлическим скрипом, кровь настоящая (то ли молдавских гастарбайтеров, то ли сотрудников МДФ), она не сворачивается из-за добавления консерванта, а зал погружен в полумрак.
В свое будущее художник Сергей Шеховцов въехал на поролоновом мотоцикле, буквально врезанном в стену павильона со стороны улицы. Художница Ирина Корина соорудила из старых цветастых советских клеенок гигантский фонтан, отдаленно напоминающий «Дружбу народов» на ВДНХ. Анатолий Журавлев (проект «Черные дыры») поместил черно-белые фотографии известных личностей XX века, от Черчилля до Пикассо, от Мадонны до Обамы, в прозрачные шары, свисающие с потолка. Павел Пепперштейн представил несколько пейзажей будущего — покорение Марса, создание антенны для общения с умершими, открытие планеты — копии Земли. События датированы — 2500, 4152, 4018—4555 годами. Самую яркую работу, «Жизнь художника и муки творчества», представил Гоша Острецов: подобие комнаты, набитой рухлядью — деревянными оконными рамами, ржавыми ведрами, умывальниками, запачканными плащами, трезвонящим телефоном, шишкинскими «Медведями», а как апофеоз — одетый с иголочки манекен самого Гоши, сидящий за столом. В механической руке — карандаш, которым он что-то бесконечно выводит по пластиковому трафарету.
Культурное помешательство
По соседству с российским павильоном расположились титаны современного искусства — Великобритания, Франция и Германия: по одному проекту на страну. В британском павильоне давали новое получасовое видео от Стива Маккуина. На просмотр записывались заранее, и уже в первый день работы павильона на дверях появилась надпись от руки: «Все сеансы забронированы». Франция выставила инсталляцию Клода Левека — три ярко освещенные клетки с алюминиевыми прутьями, за которыми развеваются черные флаги. «Моя инсталляция дрейфует между жестокой реальностью и зашифрованным миром фантазии», — объяснял художник, активно позировавший на фоне своей работы журналистам.
Англичанин Лиам Гиллик, выступающий на биеннале от Германии, показал три одинаковых кухонных гарнитура из сосны, на верхней полке одного из них — чучело кота. Гости гадали, что бы это значило. Положение спасали буклеты, которые раздавали при входе. Оказалось, работа посвящена отчужденности людей.
Быстрее других до зрителей достучались австралийцы. Шон Гладвел демонстрировал гипнотизирующий ролик, где по шоссе один за другим ехали груженые трейлеры, а на обочине лежал сбитый кенгуру. Наконец животное подобрал сердобольный мотоциклист.
Скандинавы представили совместный проект The Collectors. Кураторы проекта Михаэль Элмгрин и Ингар Драгсет, словно заправские риэлтеры или консультанты IKEA, водили гостей по павильону, распланированному как жилой дом — с кухней, столовой, террасой и детской, принадлежащей подростку-готу, с приваренной к полу кроватью и дырой в стене — для ночных побегов от родителей. К скандинавам была огромная очередь и пускали по 10 человек.
В параллельной программе свой проект Danger! Museum представили Владимир Дубосарский и Александр Виноградов — монументальные фантазии на тему шедевров Рембрандта плюс скрытые камеры, наблюдавшие за зрителями. Посмотреть на себя любимого можно было на нескольких экранах этажом ниже.
Бывший подводник Александр Пономарев пришвартовал настоящую подводную лодку, раскрашенную в жизнерадостные цвета, у музея Ка’Реццонико. «Проект Subtiziano («Под Тицианом») — дань Венеции. Пономарев приехал сюда впервые в 70-е годы и был пленен городом и творчеством Тициана», — объяснила куратор Виктория Ионина-Голембиовская. Лодку показали в рамках выставки фонда Stella Art Foundation «Этот смутный объект искусства».
В основной экспозиции проекта были работы Ильи и Эмилии Кабаковых, Гор Чахала, Дмитрия Пригова, Владислава Мамышева (Монро).
Фасад другого палаццо, Пападополи, был целиком закрыт плакатом рекламы украинского павильона. С него смотрел куратор украинского искусства на биеннале — боксер Владимир Кличко в красном халате и с золотыми роликами на шее. Посмотреть на работы украинца Ильи Чичкана приходили модель Наоми Кэмпбелл и «форбс» Владислав Доронин, а также Роман Абрамович.
Победителем биеннале стал американец Брюс Науман с его анатомическим театром — подвешенные под разным углом человеческие руки и ноги из воска, резины и бронзы.
Хлеба и зрелищ
Каждый год на Венецианской биеннале страны соревнуются не только в искусстве загадывать культурные загадки, но и в числе звезд, которые приходят на открытие их павильонов. На своих яхтах в Венецию приплыли бизнесмен Александр Мамут, директор аукционного дома Christie’s Франсуа Пино и дизайнер Алан Манукян.
Череду многочисленных party открыл коктейль выставки от куратора Александры Маркво Unconditional Love в Arsenale Novissimo. Гости появлялись на коктейле с опозданием. Расспросы итальянцев на предмет нахождения Arsenale Novissimo результатов не давал. С картой в руках по городу плутал продюсер Федор Павлов-Андреевич. Все попытки взять Arsenale с суши были тщетны. Оказалось, попасть на выставку можно только по воде. Презентация выставки была отмечена небывалым наплывом русских гостей. Посмотреть на всевозможные проявления любви, воплощенные в арт-объектах, иностранцы пришли только под самый занавес. У фотографии Анжело Муско, изображавшей сотни переплетенных между собой мужских и женских тел, дольше других задержались модель Наталья Водянова с супругом лордом Джастином Портманом и хозяйка «Гаража» Дарья Жукова. Бизнесмен Шалва Бреус и финансист Марк Гарбер старательно обходили стороной три интерактивных «Кресла любви» от Сэма Адамса. Заходила Ольга Свиблова. Телеведущая Светлана Конеген и ее супруг Франко обсуждали видеопроект московской группы художников АЕС+Ф «Пир Тримальхиона» — слуги и господа в обстановке пятизвездочного отеля. Азиатские слуги ублажают белых господ, и наоборот. «Вот она, оборотная сторона гламура», — села на свой конек Конеген.
{PAGE}
На следующий день на открытии российского павильона в садах Джардини министр культуры РФ Александр Авдеев в приветственной речи благодарил президента Альфа-банка Петра Авена за то, что банк выделил на реконструкцию российского павильона 1 млн евро.
По садам Джардини разнесся слух, что русские угощают черной икрой, так что пришли толпы гостей (слух не подтвердился). Пока Свиблова показывала выставку художнику Таиру Салахову, его дочь, галеристка Айдан Салахова, убеждала скульптора Зураба Церетели: «Вы наш талисман. Если вы здесь, значит, все хорошо».
«Превью» завершилось в Westin Europa & Regina Hotel. Буквально за час до начала вечеринки вода из лагуны хлынула на венецианские улицы, город взбудоражил вой сирен, столики кафе на Сан-Марко оказались в воде. И венецианцы, и гости удивлялись: наводнение в июне — редкость. Господа в смокингах надели резиновые сапоги, дамы в платьях в пол преодолевали последние метры до party босиком. Одним из первых пришел посол Франции в России Жан де Глиниасти. Ольгу Свиблову в этот день поздравляли не только с открытием биеннале, но и днем рождения. Художник Гоша Острецов, появившийся в Regina с женой и маленькой дочкой, подарил ей свою акварель. Подарки имениннице складировали в зале, где играл джаз-банд. Выделялся подарок российского замминистра культуры Павла Хорошилова — французский манекен XX века. Еще один подарок, бусы из муранского стекла, Свиблова надела на руку.
Художники Диана Мочулина и Александр Пономарев делились впечатлениями о биеннале с поэтом Евгением Бунимовичем и соучредителем Фонда Михаила Прохорова его сестрой Ириной. Несмотря на вечерний формат мероприятия, галерист Емельян Захаров, проигнорировав дресс-код, появился в отеле в джинсах и футболке поло. Пока Захаров и Василий Церетели, ходивший на все вечеринки в белоснежном костюме, о чем-то жарко спорили на террасе Regina, к столику Салаховых подсела супруга Емельяна Александра Вертинская. Галерист Марат Гельман рассказывал директору Института современного искусства Иосифу Бакштейну о том, как его галерея осваивает культурные пространства Перми. «С нашей помощью ради записи альбома в Перми на некоторое время воссоединятся легендарные Led Zeppelin», — интриговал гостей Гельман.
Когда стемнело, гости пустились в пляс. Свиблова не пропускала ни одного танца. Ближе к полуночи гости разрезали праздничный торт и хором спели на бис I will Survive, что было, пожалуй, единственным напоминанием о кризисных временах в пестрой череде мероприятий биеннале.

Русское искусство под присмотром

Для реконструкции павильона России в венецианских садах Джардини Альфа-банк совместно с Министерством культуры РФ создали управляющую компанию и фонд «Венецианский павильон». С 1895 года в национальных павильонах садов проходят биеннале современного искусства, на которых размещаются экспозиции, демонстрирующие состояние архитектурных или художественных дел в разных странах.
С 1914 года Россия представлена в павильоне, построенном архитектором Алексеем Щусевым. Проект выполнен в псевдорусском стиле, характерном для отечественной архитектуры конца ХIX — начала XX века. При его создании учитывался опыт участия России в других международных выставках. К сожалению, сегодня здание требует серьезного обновления, на которое может уйти не менее трех лет. «Мы организовали совместный фонд, куда внесли пока миллион евро, которые будут потрачены на реконструкцию», — отмечает президент Альфа-банка Петр Авен. Работы на объекте начнутся осенью, по окончании 53-й арт-биеннале. После завершения ремонта в павильоне России на суд зрителей будут представлены не только арт-объекты, но и кино, танец и музыка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама