Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "АРТ-ПЕРЕПОЛОХ"

Подделки картин известных мастеров заполонили художественный рынок. Инвестиции в искусство стали очень рискованными.   Фонд «Аврора», действующий, как полагают, в интересах российского предпринимателя Виктора Вексельберга, подал в Высокий суд Лондона иск к аукционному дому Christie’s. Причина разбирательства — купленная в 2005 году на аукционе картина «Обнаженная в интерьере», известная так же как «Одалиска», кисти русского художника Бориса Кустодиева. Полотно приобретено почти за $3 млн. Однако проведенная впоследствии экспертиза заключила, что картина — качественная подделка. Говорят, сразу после покупки «Одалиски» ее осмотрел один из крупнейших коллекционеров российского искусства и невооруженным глазом определил, что картина поддельная. Это и навело владельца на мысль провести профессиональную экспертизу. Теперь от Christie’s требуют вернуть деньги.
   Сам аукционный дом пока решил взять паузу. «Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на торгах Christie’s, — говорится в заявлении аукционного дома. — Данное полотно было возвращено нам только в ноябре прошлого года. Анализ картины, предпринятый с того момента, подтвердил верность нашей первоначальной атрибуции. Так как исследование еще не завершено, мы считаем открытие судебного процесса по данному вопросу преждевременным. Тем не менее, так как фонд «Аврора» решил передать дело в суд, не дожидаясь завершения повторной экспертизы с нашей стороны, у нас нет другого выбора, кроме как отстаивать свою позицию».
   
ЭТО ШИШКИН ИЛИ КТО?
    В последние годы подделки стали серьезной проблемой арт-рынка — и российского, и мирового. У нас в стране с 2007 года издается специальный «Каталог поддельных произведений живописи». Кстати, выходит он при поддержке Росохранкультуры. Сейчас в нем опубликовано уже более тысячи (!) работ, чье происхождение вызывает у экспертов большие сомнения.
   «В 2009 году вышла пятая часть каталога, — рассказывает руководитель проекта Владимир Рощин. — На первой странице была опубликована «Одалиска» с приложенными к ней экспертизами Русского музея и Центра Грабаря, утверждавшими, что картина фальшивая. А потом еще и эксперты из Третьяковки и несколько независимых эк-спертов подтвердили, что это не картина Кустодиева.
   Покупка антиквариата как способа вложения средств становится с каждым годом все популярнее. Но оказывается, искусство — это не только выгодный, но и очень рисковый актив. Определить точное количество фальшивых произведений на рынке очень сложно. Кто-то утверждает, что фальшивки фигурируют в 8-10% cделок, другие полагают, что подделки среди картин художников первого ряда составляют до 60%!
   «Такие явления, когда на аукцион попадает фальшивая картина, очень часты, просто эти скандалы принято улаживать в кулуарах, без широкой огласки, — продолжает Рощин. — Такие истории редко становятся достоянием широкой публики: покупатели не хотят себя афишировать». Если посмотреть на итоги важнейших торгов крупнейших аукционных домов, то в графе «Покупатель» чаще всего значится «Неизвестный покупатель по телефону». Так было и с «Одалиской». В 2005 году прессе сообщили, что картину купил некий русский покупатель. И только теперь в прессе всплыло имя Виктора Вексельберга.
   В 1995 году крупный скандал с подделками разразился в Великобритании. С 1987 по 1994 год англичанин Джон Майатт подделывал произведения знаменитых художников и продавал их на аукционах Sotheby’s и Christie’s. Под видом оригиналов он сбыл более двухсот работ в стиле Пикассо, Ван Гога и Шагала.
   В 2001 году на торгах менее известного аукционного дома, «Лемпертц номер 802», в Кельне была продана картина художника дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, а в 2003-м ее уже в Москве выдавали за работу Ивана Айвазовского.
   В 2004 году в скандале с подделками был замешан аукционный дом Sotheby’s. На «русских торгах» в Лондоне в мае 2004 года выставлялась картина Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем». Эстимейт картины — $1,28 млн. Полотно было датировано 1863 годом, временем, когда Шишкин стажировался в Европе и находился под влиянием так называемой дюссельдорфской школы в пейзаже. Но картину сняли с торгов заранее. В аукционный дом позвонил российский эксперт, сообщивший, что работа — подделка. «Пейзажем с ручьем» оказалась подретушированная работа голландского живописца Маринуса Адриана Куккука, цена которой не более $65 тыс. Некто удалил с картины ягненка и фигурки людей, добавив подпись Шишкина.
   «Большинство наших художников учились за границей, — говорит генеральный директор компании по экспертизе и оценке произведений искусства «Арт-консалтинг» Денис Лукашин. — Учитывая, что наша полоса и север Европы очень похожи, то отличить художника дюссельдорфской школы от Шишкина довольно сложно. Можно брать похожего автора и спокойно выдавать за Шишкина, чем несколько лет назад все и занимались. Дилеры выкупали на аукционах работы немцев и переподписывали их русскими именами».
   В январе 2010 года на аукционе Sotheby’s продавался женский портрет, приписываемый кисти самого Леонардо да Винчи. Картину продали за $1,53 млн, а позже эксперты доказали, что работа была создана не ранее чем через сто лет после смерти мастера в стилистике да Винчи.
   Множество подделок находится и в запасниках известных музеев. После выпуска Росохранкультурой трех каталогов подделок произведений живописи Третьяковка решила проверить свои запасники. «Мы провели анализ опубликованных в каталоге работ и пришли к выводу, что из 561 картины через Третьяковку прошло 215 произведений, из них 116 получили отрицательный отзыв у наших экспертов, а 96 подделок были признаны подлинниками, это наши ошибки, и мы их признаем», — заявляла заместитель директора Третьяковс-кой галереи Лидия Иовлева.
   
ПРИРИСОВАТЬ ИЗБУШКУ
   Фальсификацию к жизни вызывает спрос: число покупателей превышает количество выдающихся работ. Подбором работ, которые можно «перелицевать», занимаются знатоки своего дела. Цена «переделанной» работы возрастает в 50-100 раз. Берутся близкие по характеру и стилю известным авторам картины, в них вносятся небольшие изменения, и вот она — «ранее не известная» работа известного художника. Для изготовления фальшивки используют старый холст, соответствующие времени краски, характерную технику и манеру письма. Разумеется, копируется подпись художника.
   При подделке работ российских художников часто убирают одни элементы и вписывают другие: вместо замков, вилл появляются церкви и избы. Сейчас чаще подделывают работы Игоря Ларионова, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича. Это вполне объяснимо: ведь русский авангард нынче в цене — полотна Малевича сопоставимы по стоимости с произведениями Ван Гога. Авангард трудно найти, но его же и трудно идентифицировать.
   Всегда подделывали классиков — Ивана Айвазовского (его делают из «французов» и «итальянцев»), Александра Киселева, Александра Орловского. За последние годы достоянием общественности стали факты «превращения» пейзажей скандинавских и не-мецких художников в русские произведения. Так, Луи Гурлитт стал Алексеем Боголюбовым, Ян Салакур — Александром Киселевым, Морас — Львом Лагорио, Крюге — Константином Крыжицким, Вильгельм Порст — Федором Васильевым. Североевропейское искусство у нас знают плохо, и это одна из причин того, почему его часто «перелицовывают». Заметим, что в списках самых подделываемых художников Бориса Кустодиева до последнего времени не было.
   Добавим, фальсифицирует-ся не только сама картина, но и провенанс (история появления работы на рынке и перемещения из рук в руки) — умельцы составляют сопровождающие произведение бумаги, подтверждающие, что оно находилось у коллекционера с хорошей репутацией.
   
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ 
  Остается не ясным вопрос, делал ли аукционный дом экспертизу «Одалиски» Кустодиева прежде, чем выставить ее на торги. «Судя по всему, «Одалиску» продали по мотивам провенанса без экспертизы, — считает Рощин. — Это значит, что предыдущий владелец картины был в глазах Christie’s настолько безупречен, что аукционный дом не стал обращаться за помощью к экспертам». Репутация аукционного дома складывается из проверенных работ. Экспертиза может делаться по усмотрению аукционного дома, но чаще всего работы, попадающие на торги, проверяются. В данном случае Christie’s должен был обратиться к специалистам по русскому искусству. Как правило, русские торги у крупных аукционных домов предваряются предаукционными показами, в том числе в Москве. На показы приглашаются крупные эксперты. После торгов покупатель может провести экспертизу самостоятельно. Например, пригласить специалиста из Международной ассоциации антикваров CINOA. В России экспертизой также занимается Международная ассоциация антикваров и арт-дилеров (МКААД). К слову, экспертная деятельность в России сейчас не лицензируется. Ассоциации, выдающие экспертные заключения, работают как саморегулирующаяся организация.
   Если эксперты дают отрицательное заключение (картина — фальшивка), то покупатель показывает это заключение аукционному дому. Аукционный дом проводит свою экспертизу. Если дом согласен с отрицательным заключением, то деньги возвращаются клиенту. Не компенсируются только расходы по перевозке и страховке и налог, который выплачивает покупатель. Если дом не согласен с отрицательным заключением, то дело передается в суд, который должен вынести решение.
   В России музеи больше не выдают экспертных заключений для частных лиц. В этом есть некоторый парадокс. В каждом крупном музее существуют «эталонные фонды» — полотна художников, авторство которых не вызывает ни у кого никакого сомнения. Эксперты музея пользуются этим фондом, чтобы отличить подделку от фальшивки. У экспертов ассоциаций доступа к этим картинам нет. Но, с другой стороны, музей — госучреждение, если оно выдает ложные заключения, то оно дискредитирует не только себя, но и государство (так было с экспертом Третьяковки Владимиром Петровым в 2006 году — он признался в ошибочности нескольких своих заключений). Теперь музеи делают экспертизы только для себя и по просьбе других музеев, а эксперты из ассоциаций несут ответственность за свои заключения персонально.В идеале эксперт должен страховать свою профессиональ-ную деятельность. Это логично: ведь экспертиза да-ет определенные гарантии кли-енту, который вкладывает в покупку произведений искус-ства немалые деньги. «Я сам много лет назад на Sotheby’s купил картину одного хорошего художника, потом ре-шил ее продать, сделал экспертизу, и мне сказали, что это не подлинник, — рассказывает галерист Емельян Захаров. — Уверен, за такие подлоги аукционные дома нужно судить». Впрочем, пока вопрос о том, на чью сторону встанет британский суд в деле «Одалиски», остается открытым.
   

   СЛОВАРЬ
   Антиквариат — культурные ценности, созданные более 50 лет назад, включающие в себя ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общест-ва и государства, историей науки, искусства и техники, а также относящиеся к жизни и де-ятельности выдающихся личностей; предметы, полученные в результате археологических раскопок; картины и рисунки целиком ручной работы, оригинальные художественные композиции и монтажи из особых материалов, иконы и церковная утварь; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; изделия традиционных народных промыслов, и другие художественные изделия; монеты, ордена, фотографии, музыкальные инструменты.

   

   ТЕХНИКИ ЭКСПЕРТИЗЫ
   Эксперты при выдаче заключений во многом опираются на результаты технологического исследования, но только искусствоведы могут сказать, характерна данная вещь для данного художника или нет, и только они вправе назвать имя автора. Искусствоведческая экспертиза опирается на особенности, приемы письма художника. Технологическая экспертиза включает в себя такие методы, как исследование материалов грунта и красочного слоя, исследование материалов связующего вещества, исследование материалов основы. Грунт и краски исследуются с помощью химического анализа, инфракрасных и рентгеновских снимков, которые помогают увидеть первоначальные наброски. Разные виды красок были изобретены в разное время. Например, при химическом анализе присутствие в белилах значительного количества титана сразу же указывает, что употребляемая краска датируется 1920-ми годами.

   

   96
   ПОДДЕЛОК ПРИЗНАЛИ ПОДЛИННИКАМИ ЭКСПЕРТЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ.

   

   КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ПОДДЕЛОК
   Первое и самое важное правило: нужно обязательно следить за провенансом работы. Прицениваться к картинам, опубликованным в каталогах при жизни художника и выставлявшимся на выставках также при жизни художника.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK