Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Автомат — оружие вкладчика"

Банк в ночное время до сих пор интересовал представителей всего двух профессий: грабителей и охранников. Теперь к ним добавились и частные вкладчики.Нынешний год, похоже, станет решающим в наступлении банкиров на частных вкладчиков. Одновременно с расширением кредитования населения, ростом числа вкладов российские банки решили совершить прорыв в сервисе (впрочем, прорывом это можно назвать только в наших доморощенных условиях). Речь идет о так называемых автоматизированных офисах. Их отличие от обычных филиалов и отделений — в фактически круглосуточном режиме работы.
В России сегодня круглосуточно обслуживать своих клиентов готовы три банка: «Сити», БИН и «Альфа» (точнее, новое подразделение «Альфа-банк Экспресс»). Банк «МЕНАТЕП СПб» пока предложил своим клиентам так называемый офис продленного дня, работающий семь дней в неделю с 9.00 до 21.00.
Пока эти разновидности офисов отличаются как наполнением, то есть количеством и качеством технических устройств, так и набором предоставляемых услуг (см. таблицу). Впрочем, постепенно различия между автоматизированными офисами разных банков сойдут на нет, а набор услуг стандартизируется.
Близнецы, но не братья

Несмотря на то, что каждый банк претендует на оригинальность и уникальность собственной программы, отличия между автоматизированными офисами разных банков не столь уж велики.
К примеру, зона круглосуточного обслуживания «Альфа-банк Экспресс» весьма похожа на так называемые Интернет-киоски Ситибанка. Во-первых, там и там стоят банкоматы с расширенной функциональностью: эти машины могут не только выдавать, но и принимать наличные (об этом чуть ниже). Во-вторых, офисы оборудованы телефоном для связи с телефонным банком и Интернет-терминалом для самостоятельного управления счетами и проведением других банковских операций в режиме он-лайн. Таким образом, клиент сможет не только получить детальную информацию об услугах банка, но и воспользоваться системой удаленного доступа к счетам (это вполне обычная система Интернет-банкинга).
Войти в офисы можно только с помощью пластиковой карты VISA Electron, эмитированной банком. Эта карта одновременно является картой доступа и расчетной дебетовой картой, а получить ее можно при открытии счета в банке.
В офисе банковского самообслуживания БИН-банка стоят только два автомата и телефон (клиент сможет получить любую консультацию по использованию машин или узнать о состоянии собственных счетов, как карточных, так и депозитных). Отметим, что одна из машин принимает наличные купюры, а также производит валютообменные операции.
Несмотря на то, что рассчитаны подобные автоматизированные офисы в основном на частных лиц, воспользоваться их услугами могут в случае необходимости и корпоративные клиенты. Причем набор автоматических услуг для обеих категорий клиентов, как правило, одинаковый.
Честность на автомате

Не секрет, что для большинства держателей пластиковых карт основная проблема — успеть внести деньги на счет, если, конечно, карта не зарплатная и туда ежемесячно не падает некая сумма.
Раньше это сделать было довольно сложно, ведь, как правило, банк и клиент начинали и заканчивали свою работу практически одновременно. Теперь же умные автоматы готовы не только принять деньги клиента, но и зачислить их на карточный счет, а также сохранить всю наличность до прихода инкассатора.
Так, например, банкоматы Ситибанка и Альфа-банка оборудованы специальными встроенными сейфами, в которые клиент вносит деньги в индивидуальном подписанном конверте. После этого необходимо выбрать на мониторе пункт меню «зачислить средства» и указать требуемую сумму, а система сама сигнализирует банку о получении конверта. Проверку числа и подлинности вложенных в конверт купюр сотрудники банка проведут лишь на следующий день, тогда же будут зачислены и средства на карточный или депозитный счет.
Отметим, что ветхие и рваные, но пригодные к обращению купюры вносить разрешается.
Иначе устроена работа в офисе БИН-банка: его автоматы, наподобие офисных кофейно-бульонных агрегатов, принимают у клиента наличность и тут же проверяют купюры на подлинность и соответствие платежному стандарту.
Как и любая машина, этот автомат запрограммирован на определенные характеристики банкнот, свидетельствующие об их подлинности, а потому любые отклонения (рваные или мятые края, скрепление скотчем и т.п.) считаются признаками некачественных купюр. Такие денежки немедленно возвращаются клиенту. После того как машина проверила и пересчитала все внесенные средства, она автоматически увеличивает сумму на карточном счете держателя «пластика». Так что если клиент в 2 часа ночи решил пополнить свои счета, то с карточкой немедленно можно отправляться за покупками.
Кроме того, новые автоматы БИН-банка умеют обменивать доллары на рубли. Причем эта услуга доступна всем желающим, а не только клиентам банка. Правда, требования к состоянию принимаемых купюр здесь тоже строгие, но зато банк готов гарантировать подлинность всех выдаваемых рублевых банкнот.

ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK