24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Азербайджан: вокруг выборов"

Архивная публикация 2008 года: "Азербайджан: вокруг выборов"

Ильхам Алиев уверенно выиграл президентские выборы в Азербайджане: по предварительным данным, за него отдали голоса едва ли не 90% избирателей. Но его второй срок может оказаться сложнее первого: страна приближается к геополитической развилке. Корреспонденты «Профиля» попытались разобраться в ситуации в Баку.Только когда в ночь на 16 октября над центром Баку вспыхнул фейерверк, стало ясно, что в Азербайджане успешно завершились президентские выборы. До этого никаких признаков избирательной кампании нам обнаружить не удалось. На всем протяжении 200-километровой трассы от российской границы до Баку мы не видели никакой наглядной агитации, даже за действующего президента Ильхама Алиева. В азербайджанской столице в самый день выборов не было заметно никаких усиленных подразделений полиции, не то что в специальной экипировке, а даже обычных. Митинговать в центре города власти оппозиции не разрешили. Оппозиционеры, со своей стороны, не пытались прорваться туда силой, а покорно направлялись на отведенные им места на окраинах, где их митинги посещали в лучшем случае 200—300 человек.
Все это не шло ни в какое сравнение с прошедшими в этом году президентскими выборами в Грузии, тем более — в Армении, где были масштабные столкновения с человеческими жертвами. Скорее уж это было похоже на выборы в России. В победе Ильхама Алиева, судя по всему, не сомневались даже шестеро его зарегистрированных соперников. Тем оппозиционерам, которые призывали сограждан не приходить на участки, надеяться тоже было не на что: незадолго до выборов порог явки избирателей в Азербайджане отменили.
Глубокая заморозка
«Страна развивается стабильно, прогнозируемо, — объяснил ситуацию «Профилю» директор информационного агентства «Тренд» Ильгар Гусейнов. — После гражданской войны и хаоса девяностых годов это очень высоко ценится. Свою роль сыграл и грузино-российский конфликт: люди смотрели на все это по телевизору и говорили: как хорошо, что у нас все тихо. Рейтинг Ильхама Алиева после вашей войны с Грузией только вырос».
Тема потерянного Азербайджаном Нагорного Карабаха весьма заметна в риторике всех политиков страны, однако никаких реальных признаков приближения новой войны за этот регион нет. Накануне выборов Ильхам Алиев на заседании кабинета министров заявил об увеличении военного бюджета Азербайджана (на 2008 год он составил около $2 млрд), однако упомянул и о неких «обнадеживающих предложениях» по карабахскому урегулированию. Источник в администрации президента Азербайджана сообщил «Профилю», что азербайджанские власти по неясным причинам не провели очередные выборы «глав муниципальных образований в изгнании» — представителей 7 оккупированных армянами азербайджанских районов. Никакого правительства Нагорного Карабаха в обозе Баку — наподобие тех, которые были созданы в Тбилиси для Абхазии и Южной Осетии, — не существует.
Глубокая заморозка Ильхамом Алиевым карабахского конфликта, очевидно, устраивает и Россию, и ее военного союзника Армению (которая не омрачила президентские выборы у соседей ни единым выстрелом на линии разграничения сторон). Тем более что большинство азербайджанской оппозиции составляют пантюркисты, а один из соперников Алиева на выборах — лидер Партии народного фронта единого Азербайджана Гудрат Гасангулиев — призывает к выходу страны из СНГ и вступлению в НАТО в случае отказа России обеспечить «уход Армении с оккупированных территорий».
«Режим Ильхама Алиева вполне устраивает и Запад, — заявил «Профилю» доктор Али Абасов, возглавляющий Центр исследования современных социальных процессов AREAT. — Азербайджан — это фактор энергетической безопасности, никакие демократические эксперименты грузинского типа Западу здесь не нужны. Конечно, Азербайджану будут время от времени грозить пальцем, но от планов устроить здесь «цветную революцию» американцы и их союзники отказались».
Прыжки через костер
Азербайджанские власти, со своей стороны, не снимают ставку, сделанную ими на США (просто эта ставка у них, в отличие от той же Грузии, не единственная). Эльнур Асланов, глава отдела политического анализа и информации администрации президента Алиева, в беседе с «Профилем» называет и США, и Россию «стратегическими партнерами» Азербайджана. Однако оговаривается: «В отношениях с США важнейшее для нас — политическое и экономическое сотрудничество, в отношениях с Россией — культурные и гуманитарные связи». Кстати, посол США в Баку Энн Дэрси неплохо владеет азербайджанским языком и даже прыгала через костер на весеннем празднике Новруз. «Но к российскому послу Василию Истратову мы тоже хорошо относимся, он очень популярен, — уверяет нас господин Асланов. — В Баку в этом году открылся филиал МГУ, мы очень это ценим».
В Баку ходят настойчивые слухи, что некоторые из оппозиционных структур поддерживаются Ираном. По словам политолога Вугара Агаева, в начале 1990-х покойный Гейдар Алиев сам получал от иранцев по $50 тыс. в месяц: Тегеран считал его приемлемой альтернативой правившему тогда Азербайджаном тюркскому националисту Абульфазу Эльчибею. Однако после прихода к власти Гейдар Алиев освободился от этих связей: в 2000 году была лишена регистрации проиранская Исламская партия возрождения, затем был закрыт Фонд имама Хомейни.
Хотя 60—70% азербайджанцев — шииты (как и иранцы), к шиитским радикалам власти относятся жестче, чем к суннитским (то есть к ваххабитам). До августа этого года в Баку открыто действовала ваххабитская мечеть Абу-Бекр — ее закрыли лишь после того, как во время вечернего намаза там взорвалась граната и погибли 3 человека. «Некоторые из наших ваххабитов, — говорит директор агентства «Тренд» Ильгар Гусейнов, — спокойно работают в компании BP».
Суверенный выпуск откладывается
На 2007 год население Азербайджана составяло около 8,5 млн человек, из которых не менее 2 млн проживают за границей (в основном в России, других странах СНГ и Турции). Из оставшихся почти половина живет в Баку. В городе повсюду видны строительные краны, цена квадратного метра жилья даже в окраинных районах приближается к $3 тыс. Строительство идет поспешно и не всегда качественно: в прошлом году прямо рядом с отелем Hyatt Regency из-за незаконной перепланировки рухнуло новое многоэтажное здание, погибли более 30 человек. «Сразу выставили оцепление, по телевизору вообще ничего не передали», — говорит нам таксист Эльмар. В городе пробки, сравнимые с московскими, цены на продукты и транспорт такие же, если не выше.
Нефтегазовый бум перегрел экономику Азербайджана: по официальным данным, за первые 9 месяцев 2008 года рост ВВП составил 15%, инфляция — 21%. Бум в ближайшее время может прекратиться из-за падающих цен на нефть — основную статью экспорта страны. В госбюджете Азербайджана заложена цена в $70 за баррель; мировые цены на нефть упали ниже этой отметки буквально в день президентских выборов. Если цена не повысится в ближайшие недели, правительство объявит секвестр бюджета.
Азербайджан уже несет урон и в результате мирового финансового кризиса. На 2008 год планировался дебютный выпуск суверенных еврооблигаций страны, которые должны были быть размещены на Дублинской фондовой бирже. Теперь, признает Минфин Азербайджана, выпуск откладывается на неопределенное время. Это означает, что на мировых рынках не появятся и облигации коммерческих банков Азербайджана. Некоторую амортизацию может обеспечить Государственный нефтяной фонд (созданный по норвежской модели), чьи активы составляют на сегодня около $10 млрд. Однако при неблагоприятной сырьевой конъюнктуре многовекторность Азербайджана окажется под угрозой: ребром встанет вопрос о том, к какой державе обращаться за поддержкой.
«Вопрос о выборе относится не только к сфере экономики, но и к сфере геополитики», — говорит «Профилю» лидер бойкотирующей выборы партии «Мусават» Иса Гамбар. В 1992—1993 годах, при правлении Эльчибея, он занимал пост спикера парламента Азербайджана, на президентских выборах 2003 года был основным соперником Ильхама Алиева. По официальным данным, Алиев получил тогда почти 75% голосов, однако господин Гамбар заявляет, что лидировал он с 46% голосов, и был необходим как минимум второй тур.
«Вопреки тому, что считают в Москве, мы не сторонники присоединения Азербайджана к Турции, — говорит нам политик. — Однако я открыто заявляю, что «Мусават» выступает за евроатлантическую интеграцию Азербайджана. Господин Алиев, со своей стороны, так и не определился: чего же он хочет со своей многовекторностью? А чем более обостряется борьба между США и Россией в Закавказье, тем более абсурдной становится эта его политика».
«И какой же выбор сделает Алиев, по вашему мнению?» — спрашиваем мы Ису Гамбара.
«Вопрос сложный. Деньги Ильхама Алиева на Западе, а душа его в Москве. Пока я не готов прогнозировать, чем все это закончится», — отвечает он.

Ильхам Алиев уверенно выиграл президентские выборы в Азербайджане: по предварительным данным, за него отдали голоса едва ли не 90% избирателей. Но его второй срок может оказаться сложнее первого: страна приближается к геополитической развилке. Корреспонденты «Профиля» попытались разобраться в ситуации в Баку.Только когда в ночь на 16 октября над центром Баку вспыхнул фейерверк, стало ясно, что в Азербайджане успешно завершились президентские выборы. До этого никаких признаков избирательной кампании нам обнаружить не удалось. На всем протяжении 200-километровой трассы от российской границы до Баку мы не видели никакой наглядной агитации, даже за действующего президента Ильхама Алиева. В азербайджанской столице в самый день выборов не было заметно никаких усиленных подразделений полиции, не то что в специальной экипировке, а даже обычных. Митинговать в центре города власти оппозиции не разрешили. Оппозиционеры, со своей стороны, не пытались прорваться туда силой, а покорно направлялись на отведенные им места на окраинах, где их митинги посещали в лучшем случае 200—300 человек.
Все это не шло ни в какое сравнение с прошедшими в этом году президентскими выборами в Грузии, тем более — в Армении, где были масштабные столкновения с человеческими жертвами. Скорее уж это было похоже на выборы в России. В победе Ильхама Алиева, судя по всему, не сомневались даже шестеро его зарегистрированных соперников. Тем оппозиционерам, которые призывали сограждан не приходить на участки, надеяться тоже было не на что: незадолго до выборов порог явки избирателей в Азербайджане отменили.
Глубокая заморозка
«Страна развивается стабильно, прогнозируемо, — объяснил ситуацию «Профилю» директор информационного агентства «Тренд» Ильгар Гусейнов. — После гражданской войны и хаоса девяностых годов это очень высоко ценится. Свою роль сыграл и грузино-российский конфликт: люди смотрели на все это по телевизору и говорили: как хорошо, что у нас все тихо. Рейтинг Ильхама Алиева после вашей войны с Грузией только вырос».
Тема потерянного Азербайджаном Нагорного Карабаха весьма заметна в риторике всех политиков страны, однако никаких реальных признаков приближения новой войны за этот регион нет. Накануне выборов Ильхам Алиев на заседании кабинета министров заявил об увеличении военного бюджета Азербайджана (на 2008 год он составил около $2 млрд), однако упомянул и о неких «обнадеживающих предложениях» по карабахскому урегулированию. Источник в администрации президента Азербайджана сообщил «Профилю», что азербайджанские власти по неясным причинам не провели очередные выборы «глав муниципальных образований в изгнании» — представителей 7 оккупированных армянами азербайджанских районов. Никакого правительства Нагорного Карабаха в обозе Баку — наподобие тех, которые были созданы в Тбилиси для Абхазии и Южной Осетии, — не существует.
Глубокая заморозка Ильхамом Алиевым карабахского конфликта, очевидно, устраивает и Россию, и ее военного союзника Армению (которая не омрачила президентские выборы у соседей ни единым выстрелом на линии разграничения сторон). Тем более что большинство азербайджанской оппозиции составляют пантюркисты, а один из соперников Алиева на выборах — лидер Партии народного фронта единого Азербайджана Гудрат Гасангулиев — призывает к выходу страны из СНГ и вступлению в НАТО в случае отказа России обеспечить «уход Армении с оккупированных территорий».
«Режим Ильхама Алиева вполне устраивает и Запад, — заявил «Профилю» доктор Али Абасов, возглавляющий Центр исследования современных социальных процессов AREAT. — Азербайджан — это фактор энергетической безопасности, никакие демократические эксперименты грузинского типа Западу здесь не нужны. Конечно, Азербайджану будут время от времени грозить пальцем, но от планов устроить здесь «цветную революцию» американцы и их союзники отказались».
Прыжки через костер
Азербайджанские власти, со своей стороны, не снимают ставку, сделанную ими на США (просто эта ставка у них, в отличие от той же Грузии, не единственная). Эльнур Асланов, глава отдела политического анализа и информации администрации президента Алиева, в беседе с «Профилем» называет и США, и Россию «стратегическими партнерами» Азербайджана. Однако оговаривается: «В отношениях с США важнейшее для нас — политическое и экономическое сотрудничество, в отношениях с Россией — культурные и гуманитарные связи». Кстати, посол США в Баку Энн Дэрси неплохо владеет азербайджанским языком и даже прыгала через костер на весеннем празднике Новруз. «Но к российскому послу Василию Истратову мы тоже хорошо относимся, он очень популярен, — уверяет нас господин Асланов. — В Баку в этом году открылся филиал МГУ, мы очень это ценим».
В Баку ходят настойчивые слухи, что некоторые из оппозиционных структур поддерживаются Ираном. По словам политолога Вугара Агаева, в начале 1990-х покойный Гейдар Алиев сам получал от иранцев по $50 тыс. в месяц: Тегеран считал его приемлемой альтернативой правившему тогда Азербайджаном тюркскому националисту Абульфазу Эльчибею. Однако после прихода к власти Гейдар Алиев освободился от этих связей: в 2000 году была лишена регистрации проиранская Исламская партия возрождения, затем был закрыт Фонд имама Хомейни.
Хотя 60—70% азербайджанцев — шииты (как и иранцы), к шиитским радикалам власти относятся жестче, чем к суннитским (то есть к ваххабитам). До августа этого года в Баку открыто действовала ваххабитская мечеть Абу-Бекр — ее закрыли лишь после того, как во время вечернего намаза там взорвалась граната и погибли 3 человека. «Некоторые из наших ваххабитов, — говорит директор агентства «Тренд» Ильгар Гусейнов, — спокойно работают в компании BP».
Суверенный выпуск откладывается
На 2007 год население Азербайджана составяло около 8,5 млн человек, из которых не менее 2 млн проживают за границей (в основном в России, других странах СНГ и Турции). Из оставшихся почти половина живет в Баку. В городе повсюду видны строительные краны, цена квадратного метра жилья даже в окраинных районах приближается к $3 тыс. Строительство идет поспешно и не всегда качественно: в прошлом году прямо рядом с отелем Hyatt Regency из-за незаконной перепланировки рухнуло новое многоэтажное здание, погибли более 30 человек. «Сразу выставили оцепление, по телевизору вообще ничего не передали», — говорит нам таксист Эльмар. В городе пробки, сравнимые с московскими, цены на продукты и транспорт такие же, если не выше.
Нефтегазовый бум перегрел экономику Азербайджана: по официальным данным, за первые 9 месяцев 2008 года рост ВВП составил 15%, инфляция — 21%. Бум в ближайшее время может прекратиться из-за падающих цен на нефть — основную статью экспорта страны. В госбюджете Азербайджана заложена цена в $70 за баррель; мировые цены на нефть упали ниже этой отметки буквально в день президентских выборов. Если цена не повысится в ближайшие недели, правительство объявит секвестр бюджета.
Азербайджан уже несет урон и в результате мирового финансового кризиса. На 2008 год планировался дебютный выпуск суверенных еврооблигаций страны, которые должны были быть размещены на Дублинской фондовой бирже. Теперь, признает Минфин Азербайджана, выпуск откладывается на неопределенное время. Это означает, что на мировых рынках не появятся и облигации коммерческих банков Азербайджана. Некоторую амортизацию может обеспечить Государственный нефтяной фонд (созданный по норвежской модели), чьи активы составляют на сегодня около $10 млрд. Однако при неблагоприятной сырьевой конъюнктуре многовекторность Азербайджана окажется под угрозой: ребром встанет вопрос о том, к какой державе обращаться за поддержкой.
«Вопрос о выборе относится не только к сфере экономики, но и к сфере геополитики», — говорит «Профилю» лидер бойкотирующей выборы партии «Мусават» Иса Гамбар. В 1992—1993 годах, при правлении Эльчибея, он занимал пост спикера парламента Азербайджана, на президентских выборах 2003 года был основным соперником Ильхама Алиева. По официальным данным, Алиев получил тогда почти 75% голосов, однако господин Гамбар заявляет, что лидировал он с 46% голосов, и был необходим как минимум второй тур.
«Вопреки тому, что считают в Москве, мы не сторонники присоединения Азербайджана к Турции, — говорит нам политик. — Однако я открыто заявляю, что «Мусават» выступает за евроатлантическую интеграцию Азербайджана. Господин Алиев, со своей стороны, так и не определился: чего же он хочет со своей многовекторностью? А чем более обостряется борьба между США и Россией в Закавказье, тем более абсурдной становится эта его политика».
«И какой же выбор сделает Алиев, по вашему мнению?» — спрашиваем мы Ису Гамбара.
«Вопрос сложный. Деньги Ильхама Алиева на Западе, а душа его в Москве. Пока я не готов прогнозировать, чем все это закончится», — отвечает он.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».