25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Азербайджанскую нефть "нивелируют до нуля""

Архивная публикация 2004 года: "Азербайджанскую нефть "нивелируют до нуля""

Президент "Транснефти" Семен Вайншток надеется, что уже до конца нынешнего года правительство примет решение по трем основным российским экспортным трубопроводам. Речь идет об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) с 47,5 млн. до 62 млн. тонн нефти в год, а также о строительстве северного (из Западной Сибири до побережья Баренцева моря) и восточного (Китай) нефтепроводов. Как подчеркнул Семен Вайншток на пресс-конференции в Москве, сегодня экспортный потенциал "Транснефти" приблизился к 240 млн. тонн, а в 2005 году компания сможет обеспечить экспортные поставки сырья в объеме, превышающем 255 млн. тонн.

Президент "Транснефти" Семен Вайншток надеется, что уже до конца нынешнего года правительство примет решение по трем основным российским экспортным трубопроводам. Речь идет об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) с 47,5 млн. до 62 млн. тонн нефти в год, а также о строительстве северного (из Западной Сибири до побережья Баренцева моря) и восточного (Китай) нефтепроводов. Как подчеркнул Семен Вайншток на пресс-конференции в Москве, сегодня экспортный потенциал "Транснефти" приблизился к 240 млн. тонн, а в 2005 году компания сможет обеспечить экспортные поставки сырья в объеме, превышающем 255 млн. тонн.

Рассказав о планах "Транснефти", Семен Вайншток упомянул и о скором окончании строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который проходит по территории Грузии и завершается выходом к турецкому порту Джейхан. Выяснилось, что отечественная трубопроводная компания заранее готовится к пуску БТД, составляющего прямую конкуренцию российскому нефтепроводу Баку-Новороссийск.

Глава "Транснефти" сообщил, что в ближайшем будущем перекачка сырья из Азербайджана по ветке Баку-Новороссийск будет "нивелирована до нуля". Фактически все экспортные потоки азербайджанской нефти перенаправят на БТД, который вступит в строй в первой половине 2005 года. Как известно, реализация БТД (объем инвестиций - $2,9 млрд.), активно лоббировалась США и Великобританией: нефтяные компании из этих стран - самые активные участники проектов разработки азербайджанских месторождений. Ввод в эксплуатацию БТД решит сразу две проблемы. С одной стороны, трубопровод даст возможность обойти перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. С другой - Россия перестанет быть основной транзитной страной, через которую идет подавляющая часть экспортных потоков нефти из Казахстана и Азербайджана.

Однако еще на начальном этапе строительства БТД, чья максимальная экспортная мощность составит 50 млн. тонн, выяснилось, что западным компаниям, которые работают в Баку, не хватит сырья одного Азербайджана, добывающего около 15,5 млн. тонн нефти в год. В качестве дополнительного источника черного золота был выбран бурно наращивающий добычу и экспорт Казахстан. После долгих переговоров Астана согласилась направить около 10 млн. тонн своей экспортной нефти на Джейхан.

Несмотря на то, что "Транснефти" в результате придется законсервировать участок трубопровода Баку-Новороссийск (от границы с Азербайджаном до Махачкалы), компания относится к планам южных соседей спокойно.

Сейчас по ветке Баку-Новороссийск перекачивается 2,5 млн. тонн нефти из Азербайджана. Столько же поступает из Казахстана. Как сказал "Профилю" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, в случае, если азербайджанская нефть "уйдет", Казахстан готов увеличить свои объемы перекачки. Кроме того, российские нефтяники в будущем также смогут восполнить ущерб: "ЛУКОЙЛ" ориентируется на поставки нефти со своих северокаспийских месторождений именно в направлении Новороссийска.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что готовность Астаны снабжать нефтью своих южных соседей может негативно отразиться на российских интересах. Сегодня Казахстан переправляет свою нефть через Россию не только по трубопроводу Баку-Новороссийск. Почти 15 млн. тонн нефти в год идет в основном в направлении БТС и еще около 2 млн. тонн - по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Возможно, часть потоков, ориентированных на БТС, будет перенаправлена на БТД. Тогда "Транснефть" потеряет часть средств, которые она получает от казахстанского транзита. Но БТС - крайне "дефицитное" направление, и многие российские компании будут счастливы занять на нем место Казахстана.

Пока же главные проблемы, порождаемые транспортными маршрутами каспийской нефти, приходятся на долю Азербайджана. Дефицит сырья, необходимого для БТД, заставляет Баку рассматривать любые варианты. По словам одного из российских экспертов, Азербайджан сегодня делает "бредовые" предложения Москве направлять в БТД нефть с российских месторождений.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».