Профиль

Архивная публикация 2008 года: "Азиатские ценности"

Во многих отношениях Сингапур противоположен России. И не только в том, что касается размеров. В Сингапуре тепло, чисто и почти нет коррупции. С другой стороны, у России и Сингапура есть и общее. Оба государства, с точки зрения Запада, страдают от недостатка демократии и прав человека. Сингапурское правительство, однако, относится к такого рода упрекам вполне равнодушно.
Один из тамошних министров как-то заявил, что Западу в вопросах свободы прессы следует придержать язык. Утверждение, что свобода прессы способствует росту экономики и уменьшает коррупцию, просто смехотворно. В Сингапуре свободы прессы нет, тем не менее нет и коррупции, а экономика растет как на дрожжах.
Будем, однако, справедливы — сравнивать Россию и Сингапур очень трудно. За городом-государством следить просто. Повсюду спрятаны видеокамеры и микрофоны, все телефонные разговоры прослушиваются. Наблюдение за всеми банковскими счетами делает незаметное передвижение больших денежных сумм практически невозможным.
А кроме того, большая часть жителей — китайцы, для которых в первую очередь важен бизнес, а свобода слова, наоборот, — в последнюю. Конечно, никакого иммунитета к коррупции и преступности у китайцев нет, однако у них хватает хитрости выбирать менее рискованный путь к благосостоянию.
Помимо этого китайцам свойственно понимание общественного интереса. Они, безусловно, прекрасно умеют настаивать на своем, однако и к правомерным требованиям общества прислушиваются.
И последнее: сингапурцы гордятся своим трудолюбием и работоспособностью. Они вполне удовлетворены «суммарным положением дел» в стране, как говорит профессор Кишор Махбубани в интервью «Шпигелю». Что неудивительно — ведь, помимо прочего, сингапурское правительство выплачивает гражданам обратно часть налогов, когда полагает, что было собрано слишком много. Граждане Сингапура считают, что своим успехом обязаны «азиатским ценностям», отличающимся от ценностей Запада.
А есть ли азиатские ценности у русских? «Мы — азиаты», — нередко заявляют русские политики, когда хотят заткнуть рот западным критикам. Однако «азиатских ценностей» — по крайней мере, тех, о которых говорит профессор Махбубани и другие лидеры региона, — в России не найти. Русские всегда принципиально недовольны своим правительством и пытаются обойти установленные правила, где только возможно. Даже когда выигрыш невелик, а риск высок. «Я умнее их, меня не поймают», — думают русские. И если есть возможность, русские критикуют все подряд, а согласие с существующим порядком воспринимают как несомненную глупость, скорее, подобающую немцам.
Некоторые апологеты «особого русского пути» заявляют, что именно из-за отсутствия азиатских ценностей, таких как коллективизм и дисциплинированность, страна нуждается в твердой руке. Причем не в той, что просто стучит по столу, когда ситуация выходит из-под контроля, а в такой, которая действительно способна дотянуться и ухватить. Сингапурское правительство полностью контролирует своих граждан и недвусмысленно дает им понять, что в случае необходимости государство может быть жестоким. Для России этого недостаточно. Только в случае твердой руки, которая хватает всех виноватых и еще парочку невиновных, возможно действительное повиновение. Кроме того, Россия слишком велика — а значит, нужна не одна, а много рук. Однако чем больше их становится, тем больше вероятность того, что они будут заниматься не наказанием виновных, а сбором взяток. Говорить об «особом русском пути» и знать, как по нему идти, — не одно и то же. Сингапурцам легко говорить Западу: «Хватит уже о правах человека, надоели!» Многие другие недемократические государства страдают от высокой коррупции и ничего не делают для блага своих подданных. «Суммарный пакет» включает в себя голод, пытки и неэффективность управления. Последний пример — Бирма, в случае которой азиатские ценности сработали отнюдь не так хорошо; возможно, их использование было односторонним. Тем, у кого есть нефть и газ, конечно, проще сделать «суммарный пакет» привлекательным. У сингапурцев нет ни того, ни другого, только хитроумие. Однако и там не все обстоит так радужно, как заявляет в интервью профессор. Сингапурцам не нравится, что семья «отца-основателя» государства, Ли Куан Ю, постепенно превращает страну в наследственную монархию. А когда недавно из тюремного туалета сбежал один из главных террористов, сингапурцы спрашивали друг друга, где же их хваленый государственный порядок.
Постскриптум: Сингапур гораздо реже подвергается критике мировой общественности из-за своих «незападных» ценностей, чем Россия. И здесь стоит упомянуть еще
об одном существенном различии: Сингапур является верным союзником США.

Самое читаемое
Exit mobile version