24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Баба ЕГЭ"

Архивная публикация 2006 года: "Баба ЕГЭ"

Александр Архангельский, интеллигент: Прощай, история! На прошлой неделе совет ректоров столичных вузов окончательно приговорил вступительный экзамен по истории. Теперь выпускники везде — кроме МГУ, слава Садовничему! — будут сдавать по тестам.
Архангельский Александр, интеллектуал: Да чего ж тут плохого? Наконец-то появился обезличенный способ контроля. Напротив экзаменуемого будет сидеть не жадный препод, алчущий взятки и заваливающий любого, кто ему не понравился, а холодный регистратор. Правильно—неправильно—правильно отчасти. Это как автоматизированная система приема устного экзамена в ГАИ на знание правил дорожного движения. Компьютер не подкупишь. Подкупишь инспектора, но на следующем уровне, на этапе вождения. Поэтому водить у нас никто не умеет, но правила учат все.

Александр Архангельский, интеллигент: Здорово вы подставились. Водить не умеют, правила знают. А какие могут быть правила у истории? Тут сплошное вождение. Историю изучают не для того, чтобы вызубривать должности разного рода политиков и даже не для того, чтобы назубок знать даты. Хотя вообще-то даты желательно помнить. Историю изучают, чтобы понимать, как в ней действовали предшествующие поколения и научиться действовать самим. Между тем тесты подозрительно напоминают игру «Кто хочет стать миллионером?». Расположите перечисленные события в хронологическом порядке… Кто из приведенных в списке писателей работал во второй половине XX века… Сопоставьте имена со званиями: в одной колонке — а) Громыко; б) Берия; в) Андропов; г) Гайдар, в другой колонке — 1) министр внутренних дел в определенный исторический период; 2) генсек ЦК КПСС в 1982—1984 годах; 3) и.о. премьера, автор программы радикальных реформ; 4) министр иностранных дел СССР. И зачем-то еще пятый пункт: президент СССР. Это, надо понимать, на сообразительность. Типа летели три крокодила. Один упал, другой утонул. Вопрос: сколько крокодилов продолжает полет? Ответ: крокодилы не летают.

Архангельский Александр, интеллектуал: Учат учителя, тесты лишь контролируют. Хороший школьный учитель продолжит ту работу, которую делал всегда, будет учить пониманию. А вот субъективизм экзаменаторов пошатнется. Вы же знаете, где у нас было больше всего золотых медалистов? Правильно, на Северном Кавказе. В разы больше, чем в Москве. Надо объяснить, почему, или сами уже догадались? Теперь появляется хоть какой-то объективный критерий. Это ведь и есть демократия, за которую вы так ратуете: уравнять стартовые возможности, убрать патерналистское попечение профессуры, снизить давление репетиторства…

Александр Архангельский, интеллигент: Хм. А вы что, всерьез полагаете, будто ЕГЭ на Северном Кавказе станут сдавать хуже, чем в столице нашей многострадальной Родины? И что в Москву не будут приезжать важные папы, предъявляя ректорам своих волооких дочек, которые продемонстрировали фантастические результаты на выпускных экзаменах, хотя не знают ровным счетом ничего? Какая, простите меня, демократия? Равенство возможностей гарантируется не уничтожением содержательного подхода к образованию, а всеобщим правосознанием, готовностью и желанием соблюдать закон, правила, хотя бы понятия. А учителя… Да, талантливые учителя по-прежнему будут внушать прекрасное, доброе, вечное. Но если они вовремя не переориентируются, если не обеспечат своих выпускников тестовым знанием в ущерб гуманитарному пониманию, побегут от них ученики. К другим учителям. Пускай бездарным, но готовящим к реальной жизни в реальных обстоятельствах.

Архангельский Александр, интеллектуал: Устал я от вашей мрачности, честное слово. Все время ворчите. Как только вас домашние терпят?

Александр Архангельский, интеллигент: Примерно так же, как вас.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ладно, не обижайтесь. Может, вы и правы. Но могу вас утешить: история течет поверх тестов, и в ней придется участвовать всем — и нам с вами, и нынешним выпускникам; она их и обучит.

Александр Архангельский, интеллигент: Не уверен. Только людям с никудышной исторической подготовкой можно внушать бредовую мифологию внешнего управления, справедливой Белоруссии, всемирной энергетической безопасности и пр. Но если внушение пройдет успешно, они будут действовать в соответствии с этой мифологией. И тогда мало нам не покажется.

Архангельский Александр, интеллектуал: Что вы! Такую мифологию могут разрабатывать и внедрять только люди с очень хорошей исторической подготовкой. А потреблять ее будут те, кто никаких экзаменов по истории сдавать не собирается. Ни обычных, ни по тестам.

* Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

** Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Александр Архангельский, интеллигент: Прощай, история! На прошлой неделе совет ректоров столичных вузов окончательно приговорил вступительный экзамен по истории. Теперь выпускники везде — кроме МГУ, слава Садовничему! — будут сдавать по тестам.
Архангельский Александр, интеллектуал: Да чего ж тут плохого? Наконец-то появился обезличенный способ контроля. Напротив экзаменуемого будет сидеть не жадный препод, алчущий взятки и заваливающий любого, кто ему не понравился, а холодный регистратор. Правильно—неправильно—правильно отчасти. Это как автоматизированная система приема устного экзамена в ГАИ на знание правил дорожного движения. Компьютер не подкупишь. Подкупишь инспектора, но на следующем уровне, на этапе вождения. Поэтому водить у нас никто не умеет, но правила учат все.

Александр Архангельский, интеллигент: Здорово вы подставились. Водить не умеют, правила знают. А какие могут быть правила у истории? Тут сплошное вождение. Историю изучают не для того, чтобы вызубривать должности разного рода политиков и даже не для того, чтобы назубок знать даты. Хотя вообще-то даты желательно помнить. Историю изучают, чтобы понимать, как в ней действовали предшествующие поколения и научиться действовать самим. Между тем тесты подозрительно напоминают игру «Кто хочет стать миллионером?». Расположите перечисленные события в хронологическом порядке… Кто из приведенных в списке писателей работал во второй половине XX века… Сопоставьте имена со званиями: в одной колонке — а) Громыко; б) Берия; в) Андропов; г) Гайдар, в другой колонке — 1) министр внутренних дел в определенный исторический период; 2) генсек ЦК КПСС в 1982—1984 годах; 3) и.о. премьера, автор программы радикальных реформ; 4) министр иностранных дел СССР. И зачем-то еще пятый пункт: президент СССР. Это, надо понимать, на сообразительность. Типа летели три крокодила. Один упал, другой утонул. Вопрос: сколько крокодилов продолжает полет? Ответ: крокодилы не летают.

Архангельский Александр, интеллектуал: Учат учителя, тесты лишь контролируют. Хороший школьный учитель продолжит ту работу, которую делал всегда, будет учить пониманию. А вот субъективизм экзаменаторов пошатнется. Вы же знаете, где у нас было больше всего золотых медалистов? Правильно, на Северном Кавказе. В разы больше, чем в Москве. Надо объяснить, почему, или сами уже догадались? Теперь появляется хоть какой-то объективный критерий. Это ведь и есть демократия, за которую вы так ратуете: уравнять стартовые возможности, убрать патерналистское попечение профессуры, снизить давление репетиторства…

Александр Архангельский, интеллигент: Хм. А вы что, всерьез полагаете, будто ЕГЭ на Северном Кавказе станут сдавать хуже, чем в столице нашей многострадальной Родины? И что в Москву не будут приезжать важные папы, предъявляя ректорам своих волооких дочек, которые продемонстрировали фантастические результаты на выпускных экзаменах, хотя не знают ровным счетом ничего? Какая, простите меня, демократия? Равенство возможностей гарантируется не уничтожением содержательного подхода к образованию, а всеобщим правосознанием, готовностью и желанием соблюдать закон, правила, хотя бы понятия. А учителя… Да, талантливые учителя по-прежнему будут внушать прекрасное, доброе, вечное. Но если они вовремя не переориентируются, если не обеспечат своих выпускников тестовым знанием в ущерб гуманитарному пониманию, побегут от них ученики. К другим учителям. Пускай бездарным, но готовящим к реальной жизни в реальных обстоятельствах.

Архангельский Александр, интеллектуал: Устал я от вашей мрачности, честное слово. Все время ворчите. Как только вас домашние терпят?

Александр Архангельский, интеллигент: Примерно так же, как вас.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ладно, не обижайтесь. Может, вы и правы. Но могу вас утешить: история течет поверх тестов, и в ней придется участвовать всем — и нам с вами, и нынешним выпускникам; она их и обучит.

Александр Архангельский, интеллигент: Не уверен. Только людям с никудышной исторической подготовкой можно внушать бредовую мифологию внешнего управления, справедливой Белоруссии, всемирной энергетической безопасности и пр. Но если внушение пройдет успешно, они будут действовать в соответствии с этой мифологией. И тогда мало нам не покажется.

Архангельский Александр, интеллектуал: Что вы! Такую мифологию могут разрабатывать и внедрять только люди с очень хорошей исторической подготовкой. А потреблять ее будут те, кто никаких экзаменов по истории сдавать не собирается. Ни обычных, ни по тестам.

* Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

** Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».