28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "БАГДАДСКИЙ ДОЛГ: СПИСАТЬ, И СРОЧНО"

Архивная публикация 2003 года: "БАГДАДСКИЙ ДОЛГ: СПИСАТЬ, И СРОЧНО"

Чтобы экономика росла, надо освободить ее от бремени долговК О М М Е Н Т А Р И Й
В Ираке продолжают гибнуть люди и нет даже элементарных бытовых условий. На фоне громких разговоров об этом незаметно притаилась еще одна, не менее важная для будущего страны проблема: чудовищное долговое бремя, оцениваемое в $216 млрд. Без его значительного сокращения -- и чем быстрее, тем лучше -- любое новое правительство будет финансово недееспособным: оно не сможет привлечь новые средства ни на мировых рынках капитала, ни в МБРР и главным образом будет вынуждено полагаться на щедрость США и других доноров.
Итак, сколько должен выплатить Ирак и кто должен получить эти деньги? От "суперястреба" Ричарда Перла (Richard N. Perle) справа до британского Jubilee Research c левого края ширятся призывы к отказу от взыскания с Ирака долгов и военных репараций, а также к денонсации контрактов на нефтеразведку, подписанных после вторжения в Кувейт. "Долги, накопленные при Саддаме, должны быть полностью списаны, потому что народ этих денег не видел и не следует взваливать на него ответственность за них", -- считает Перл. С другой стороны, кредиторы из числа стран Персидского залива, Франция, Германия и Россия заявляют, что богатая нефтью страна должна выплатить большую часть своего долга.
В конгрессе накал страстей дошел до точки кипения. Возмущение некоторых конгрессменов вызывает то, что США вкладывают в Ирак миллиарды долларов налогоплательщиков, а страны, выступавшие против войны, получат свои деньги обратно. Эти конгрессмены хотели бы еще больше увеличить долговое бремя Ирака, переоформив $20,3 млрд., направляемые США на восстановление Ирака, в кредит. "В долгосрочной перспективе Ирак станет процветающей страной и сможет вернуть Америке часть этих расходов", -- заявила на недавних слушаниях сенатор-республиканец от штата Мэн Сьюзан Коллинз (Susan M. Collins).
ОПАСНОСТЬ.

Не выйдет ни того, ни другого. Списание всех долгов режима Саддама по причине его одиозности создаст прецедент, на который в дальнейшем можно ссылаться при свержении морально разложившегося диктатора. (А потом снова, когда, в свою очередь, будут низложены участники переворота.) "Стоит задуматься об опасности для международной финансовой системы, которая возникнет, если позволить странам отказываться платить по долгам на том основании, что прежнее правительство было нелегитимным", -- предупреждает экономист из Harvard University Майкл Кремер (Michael Kremer).
Ясно, однако, что Ирак не в состоянии обслуживать свой нынешний долг и что США не должны делать ничего, что могло бы привести к его увеличению. Сегодня долг Ирака, возможно, в 10 раз больше его ВВП. Репарации, которые после Первой мировой войны должна была выплатить Германия, составляли всего два ВВП, однако они оказались столь непосильными, что стали одной из причин Второй мировой войны. Между тем есть множество примеров списания чересчур больших долгов. В 2001 году Парижский клуб кредиторов на две трети списал долги Федеративной Республики Югославия. Десять лет назад были списаны 50% долгов Польши и Египта.
НЕТ ВЫБОРА.

Ираку может потребоваться более серьезная скидка. По расчетам бывшего чиновника Минфина США Эдвина Трумана (Edwin M. Truman), ныне работающего в вашингтонском Institute for International Economics, при экспортной выручке в $20 млрд. Ирак сможет выплачивать проценты по $80-миллиардному долгу, но не его основную часть. Но даже такого списания на 60% может оказаться недостаточно. Согласны ли кредиторы получить еще меньше? "У них нет выбора, -- уверен Труман. -- Вряд ли кто-нибудь получит так уж много".
Мировое сообщество постепенно приходит к тому же выводу. Основные кредиторы Ирака уже согласились на отсрочку выплат по кредитам в сумме около $127 млрд. до конца 2004 года. Парижский клуб и "большая семерка" надеются к этому времени завершить разработку схемы выплат. Эксперты говорят, что действовать быстрее не могут, потому что на решение вопроса, кому и сколько должен Ирак, требуется несколько месяцев. Кредиторы согласны с таким неспешным темпом: если, пока они торгуются, иракская экономика выравняется, Багдад сможет вернуть больше.
Однако слишком тяжелое долговое бремя может очень помешать возрождению экономики. Вашингтон должен добиться того, чтобы работа шла быстрее, а долги Ирака списаны более чем на 60%. Многие из контрактов на нефтегазовую разведку ($57 млрд.) после снятия санкций следует просто аннулировать. А комитет ООН по компенсациям должен отменить выплату $32 млрд. военных репараций, предназначенных в основном Кувейту. Пока США не могут гарантировать иракцам ни стабильного электроснабжения, ни личной безопасности. Но они могут сделать многое для укрепления финансовой безопасности страны.

Счета к оплате

Чтобы экономика росла, надо освободить ее от бремени долговК О М М Е Н Т А Р И Й

В Ираке продолжают гибнуть люди и нет даже элементарных бытовых условий. На фоне громких разговоров об этом незаметно притаилась еще одна, не менее важная для будущего страны проблема: чудовищное долговое бремя, оцениваемое в $216 млрд. Без его значительного сокращения -- и чем быстрее, тем лучше -- любое новое правительство будет финансово недееспособным: оно не сможет привлечь новые средства ни на мировых рынках капитала, ни в МБРР и главным образом будет вынуждено полагаться на щедрость США и других доноров.

Итак, сколько должен выплатить Ирак и кто должен получить эти деньги? От "суперястреба" Ричарда Перла (Richard N. Perle) справа до британского Jubilee Research c левого края ширятся призывы к отказу от взыскания с Ирака долгов и военных репараций, а также к денонсации контрактов на нефтеразведку, подписанных после вторжения в Кувейт. "Долги, накопленные при Саддаме, должны быть полностью списаны, потому что народ этих денег не видел и не следует взваливать на него ответственность за них", -- считает Перл. С другой стороны, кредиторы из числа стран Персидского залива, Франция, Германия и Россия заявляют, что богатая нефтью страна должна выплатить большую часть своего долга.

В конгрессе накал страстей дошел до точки кипения. Возмущение некоторых конгрессменов вызывает то, что США вкладывают в Ирак миллиарды долларов налогоплательщиков, а страны, выступавшие против войны, получат свои деньги обратно. Эти конгрессмены хотели бы еще больше увеличить долговое бремя Ирака, переоформив $20,3 млрд., направляемые США на восстановление Ирака, в кредит. "В долгосрочной перспективе Ирак станет процветающей страной и сможет вернуть Америке часть этих расходов", -- заявила на недавних слушаниях сенатор-республиканец от штата Мэн Сьюзан Коллинз (Susan M. Collins).

ОПАСНОСТЬ.


Не выйдет ни того, ни другого. Списание всех долгов режима Саддама по причине его одиозности создаст прецедент, на который в дальнейшем можно ссылаться при свержении морально разложившегося диктатора. (А потом снова, когда, в свою очередь, будут низложены участники переворота.) "Стоит задуматься об опасности для международной финансовой системы, которая возникнет, если позволить странам отказываться платить по долгам на том основании, что прежнее правительство было нелегитимным", -- предупреждает экономист из Harvard University Майкл Кремер (Michael Kremer).

Ясно, однако, что Ирак не в состоянии обслуживать свой нынешний долг и что США не должны делать ничего, что могло бы привести к его увеличению. Сегодня долг Ирака, возможно, в 10 раз больше его ВВП. Репарации, которые после Первой мировой войны должна была выплатить Германия, составляли всего два ВВП, однако они оказались столь непосильными, что стали одной из причин Второй мировой войны. Между тем есть множество примеров списания чересчур больших долгов. В 2001 году Парижский клуб кредиторов на две трети списал долги Федеративной Республики Югославия. Десять лет назад были списаны 50% долгов Польши и Египта.

НЕТ ВЫБОРА.


Ираку может потребоваться более серьезная скидка. По расчетам бывшего чиновника Минфина США Эдвина Трумана (Edwin M. Truman), ныне работающего в вашингтонском Institute for International Economics, при экспортной выручке в $20 млрд. Ирак сможет выплачивать проценты по $80-миллиардному долгу, но не его основную часть. Но даже такого списания на 60% может оказаться недостаточно. Согласны ли кредиторы получить еще меньше? "У них нет выбора, -- уверен Труман. -- Вряд ли кто-нибудь получит так уж много".

Мировое сообщество постепенно приходит к тому же выводу. Основные кредиторы Ирака уже согласились на отсрочку выплат по кредитам в сумме около $127 млрд. до конца 2004 года. Парижский клуб и "большая семерка" надеются к этому времени завершить разработку схемы выплат. Эксперты говорят, что действовать быстрее не могут, потому что на решение вопроса, кому и сколько должен Ирак, требуется несколько месяцев. Кредиторы согласны с таким неспешным темпом: если, пока они торгуются, иракская экономика выравняется, Багдад сможет вернуть больше.

Однако слишком тяжелое долговое бремя может очень помешать возрождению экономики. Вашингтон должен добиться того, чтобы работа шла быстрее, а долги Ирака списаны более чем на 60%. Многие из контрактов на нефтегазовую разведку ($57 млрд.) после снятия санкций следует просто аннулировать. А комитет ООН по компенсациям должен отменить выплату $32 млрд. военных репараций, предназначенных в основном Кувейту. Пока США не могут гарантировать иракцам ни стабильного электроснабжения, ни личной безопасности. Но они могут сделать многое для укрепления финансовой безопасности страны.


Счета к оплате

Невыплаченные займыВоенные репарацииЗарубежные контракты

$127 миллиардов$32 миллиарда$57 миллиардов

Источник: Center for Strategic & International Studies; UN Compensation Commission; BW. -- BusinessWeek

СТЭН КРОК (STAN CROCK). -- BUSINESSWEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама