Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Банки на потребу"

Стремительный рост объемов потребительского кредитования все больше усиливает конкуренцию на рынке. Если раньше риски по кредитам для населения могли взять на себя только крупные банки, то теперь в игру вступают и более мелкие. Пока участники рынка предпочитают лишь активно рекламировать свои кредитные продукты. К улучшению сервиса, разработке новых схем взаимодействия с клиентом, снижению ставок многие банки пока не готовы.   «Все берут, и я возьму» — вот лозунг, которым в последний год руководствуется большинство граждан, решивших обратиться за потребительским кредитом в банк. Если раньше кредиты брали по необходимости, выслушивая стенания друзей и родственников на предмет попадания в долговую кабалу, то теперь в сознании многих произошла небольшая революция. Жить в долг стало даже в некоторой степени престижно. В 2000 году доля кредитов гражданам в совокупном кредитном портфеле банковской системы составляла 4,6%, а к началу 2005 года она выросла до 14,6%. Специалисты Центра экономических исследований ММИЭИФП оценивают потенциал роста рынка в 2005 году на уровне 115%. По их подсчетам, общий объем потребительских кредитов к концу года вырастет до 1,33 трлн. рублей. По данным на 1 августа 2005 года, общая сумма кредитов частным лицам составила 853,5 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 74,9%.

   Примерно 77% рынка контролируют 30 игроков, а на долю Сбербанка, «Русского стандарта» и чешского ХКФ Банка приходится 57% общей суммы выданных частным лицам кредитов. По сравнению с данными на начало года самые динамичные показатели у Росбанка. За полгода ему удалось увеличить кредитный портфель почти втрое. Такие фантастические результаты объясняются присоединением к Росбанку специализирующейся на кредитовании Группы О.В.К. Неплохую динамику показал Импэксбанк, за полгода нарастивший портфель на 174%. По словам Станислава Волошина, начальника управления розничного бизнеса Импэксбанка, в прошлом году были разработаны основные технологические решения, организована вертикаль управления, а также подобран и обучен персонал. «Это позволило нам создать широкий ряд кредитных продуктов и внедрить их одновременно по всей филиальной сети по единому стандарту продаж», — говорит Волошин. Третье место по динамике роста кредитов держит Ситибанк. Судя по всему, произошло это за счет либерализации требований к заемщикам и масштабной кампании добора клиентов. «Просто звонили людям, которым некоторое время назад в кредите отказали, и говорили, что мы передумали», — поделился наблюдениями один из участников рынка. Существенно вырос портфель клиентов и у Инвестсбербанка, в основном за счет открытия филиалов. Темпы роста кредитных портфелей у первой тройки лидеров были не столь высоки — портфель ХКФ, например, по итогам полугодия прирос на 16%. При том, что для расширения своей деятельности ХКФ в этом году стал активно прибегать к внешним заимствованиям и в России, и за рубежом. «Открытие представительств, как и продвижение новых кредитных продуктов, требует значительных инвестиций на начальном этапе, которые мы считаем оправданными», — пояснили в пресс-службе ХКФ.

Вернуть должок

   Бурный рост потребительского кредитования уже вызвал опасения у регулирующих органов. В июне первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил, что если потребкредитование будет развиваться такими же высокими темпами, как сейчас, то «лет через пять мы столкнемся с отсутствием у населения финансовой возможности оплачивать соответствующие долги». Опасения чиновника косвенно подтверждают и данные июльского исследования холдинга ROMIR Monitoring. Сейчас почти две трети заемщиков ежемесячно тратят на погашение потребительского кредита порядка 25% семейного бюджета. Почти 15% респондентов ответили, что кредит ежемесячно съедает 25—50% совокупного дохода семьи. Тех, кто тратит на погашение кредита больше половины ежемесячного семейного бюджета, выявлено 5%. «Банки расширяют рынок и захватывают сегменты потребителей с худшим финансовым положением и с меньшим доходом, — говорит исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. — В результате в заемщики попадают люди, на которых год назад банки и не посмотрели бы. Идет погоня за валом, и есть опасения, что ничем хорошим она не закончится».

   Многие банки уже сейчас столкнулись с проблемой невозврата. По итогам семи месяцев, как следует из данных ЦБ, самая большая доля просроченных долгов у ХКФ Банка (около 15%), далее идет еще один «иностранец», Финансбанк (7,85%), а также «Русский стандарт» (6,94%). В пресс-службе ХКФ заявили, что банк контролирует уровень просроченной задолженности: «Мы проводим консервативную политику резервирования, размер созданных резервов адекватно покрывает риски кредитного портфеля». «Просрочки — это естественный процесс для любого банка, — уверяет ведущий специалист отдела маркетинга Финансбанка Мария Власенко. — Вопрос заключается лишь в умении банка решать данный вопрос. В нашем банке этот процесс налажен весьма эффективно». Как Финансбанк выбивает долги у граждан, пока неизвестно, зато другой лидер рынка, «Русский стандарт», славится своим агентством по сбору долгов. Впрочем, по мнению экспертов, в лидеры по просроченным платежам не случайно попали сразу два иностранных банка, сдающих отчетность по МСФО. Менее щепетильные в этом плане кредитные организации вполне могут не держать «просрочку» на балансе, а списать ее в убыток за счет начисленных резервов. В результате на 1 августа 2005 года общая задолженность по кредитам (по 30 крупнейшим банкам) составила 2,19%.

   «Судить по объему просроченной задолженности в отношении потребительского кредитования не совсем корректно, — говорит Ирина Пенкина, аналитик Standard & Poor’s. — Очевидно, что потребительские кредиты имеют очень большой процент просрочки, потому что физические лица не столь ответственны, как корпоративные заемщики, поэтому целесообразнее рассматривать процент потерь. То есть те кредиты, которые просрочены на срок более 90 дней». Впрочем, большинство аналитиков уверены, что банки еще не дошли до той стадии, когда доля просроченных долгов становится критичной. Проблемы могут возникнуть не раньше чем через три года. Разумеется, если темпы кредитования сохранятся на прежнем уровне. А в том, что потребительскому рынку есть куда расти, сейчас мало кто сомневается. По данным ИКСИ РАН, доля кредитного финансирования в бюджете домашних хозяйств в настоящее время составляет 4—5%. Для сравнения, в европейских странах этот показатель приближен к 50%.

Поймать клиента

   Судя по маркетинговой стратегии большинства банков, основная их задача — перещеголять конкурентов числом заемщиков, а не качеством предоставляемых услуг. Методы привлечения клиентов все те же: реклама на транспорте и хождение агентов банка «в народ». Так, Финансбанк за полгода открыл целый ряд терминалов в крупных торговых центрах. На прошлой неделе «ВТБ 24» объявил о старте проекта «мобильные агенты». Молодые люди в форме будут работать в гипермаркетах столицы и предлагать услуги банка по оформлению потребительских кредитов и кредитных карт. По мнению заместителя председателя правления «Внешторгбанка Розничные услуги» Ирины Бушевой, эффективность этого метода особенно высока в крупных городах: «Городским жителям постоянно не хватает времени, в том числе и на запланированный визит в банк. Обратившись же к мобильным агентам, клиент в считанные минуты сможет оформить кредитную заявку и получить все необходимые консультации». Этот же метод использует Ситибанк.

   Помимо банковских агентов внимание граждан пытаются привлечь и старой доброй рекламой в транспорте. Некоторые банки умудряются делать рекламу о предоставлении кредита даже на мусорных бачках. Эксперты советуют обратить внимание на возросшую активность Сбербанка, который в сентябре приступил к активной рекламной кампании. «В последнее время Сбербанк намеренно сокращал долю своего розничного рынка за счет развития корпоративного рынка, — говорит директор Центра экономического анализа «Интерфакса» Михаил Матовников. — По-видимому, Сбербанк принял стратегическое решение относительно того, что этот рынок ему все же интересен, и он будет на нем присутствовать». По мнению эксперта, раньше на рынке потребкредитования было больше возможностей для новых игроков, в том числе и потому, что Сбербанк не вел никакого агрессивного наступления.

   Как считают эксперты, на данном этапе участники рынка предпочитают лишь активно рекламировать свои кредитные продукты. К улучшению сервиса, разработке новых схем взаимодействия с клиентом, снижению ставок многие банки пока не готовы. В среднем эффективная ставка по кредиту на неотложные нужды сейчас составляет 25—35%. «Потребительское кредитование и выдача кредитных карт — самый рискованный вид бизнеса. Соответственно, и процентные ставки, отражающие кредитный риск, самые высокие», — говорит Ирина Пенкина. Из перспективных направлений можно выделить рынок небанковского кредитования и рынок кредитных карт. Уже в ближайшем будущем банки вынуждены будут уделить большее внимание структурированию своих кредитных продуктов, выработке более удобных для заемщика схем возвратов кредита, упрощению процедуры получения кредита. Отдельные игроки возлагают большие надежды на регионы, еще не в полной мере охваченные «потребительским бумом». Мелкие банки намерены отвоевать свою долю рынка у крупных банков, улучшая сервис обслуживания. К примеру, на минувшей неделе Метробанк заявил о своих намерениях создать «мобильные кредитные офисы» и о приеме заявок через Интернет.


 

Таблица 1
Лидеры по темпам прироста кредитного портфеля физлиц (с 1 января по 1 августа 2005 года)


































































































































МестоБанкГородПрирост объема выданных кредитов (%)
1РОСБАНКМосква474,73
2ИМПЭКСБАНКМосква216,21
3СИТИБАНКМосква193,22
4ФИНАНСБАНКМосква187,60
5«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»Москва183,28
6«АВТОБАНК-НИКОЙЛ»Москва177,85
7ИНВЕСТСБЕРБАНКМосква107,29
8ВНЕШТОРГБАНКМосква88,34
9БАНК МОСКВЫМосква68,83
10МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙМосква67,83
11ГАЗБАНКСамара59,72
12ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙСанкт-Петербург55,44
13МДМ-БАНКМосква54,35
14ПРОМЭКБАНКСамара50,01
15«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»Москва48,97
16«АВТОМОБИЛЬНЫЙ БАНКИРСКИЙ ДОМ»Тольятти45,49
17ГАЗПРОМБАНКМосква42,18
18СБЕРБАНК РОССИИМосква39,36
19«РУССКИЙ СТАНДАРТ»Москва35,61
20«УРАЛСИБ»Уфа34,65

Источник: «Профиль», ЦБ, данные банков.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK