Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Банки особого назначения"

Российским государством или при его участии создано немало банков, о деятельности которых широкой публике мало что известно. У них нет улыбчивых операционисток, а менеджеры не строят планов по завоеванию широкой клиентуры. Это банки с особым статусом. И у них особенная судьба.Банки развития, межгосударственные банки, российские загранбанки были созданы для решения различных задач государства. Создавались они в разное время с участием казенных денег. Объединяет их одно — они не обслуживают население и вообще, по большому счету, не занимаются классическим банкингом. Цели перед ними ставились другие, но всегда серьезные — содействовать развитию экономики российского (советского) государства или экономик других, дружественных нам стран. К сожалению, большая часть планов так и осталась нереализованной, ряд банков остался не у дел и почти всем им грозит реформирование.

   Вперед, к развитию!

   На заре перехода к рыночной экономике в России стали появляться банки развития, которые за счет бюджетных средств должны были помогать российскому бизнесу. Банковская система страны была настолько слаба, что не могла обеспечить финансирование приоритетных секторов экономики, и решение проблемы государство взяло на себя. Для государственной поддержки и стимулирования экспорта в 1994 году был создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк). Позже, в 1999 году, появился Российский банк развития (РосБР), ему предстояло заниматься финансированием инвестиционных проектов. Спустя год был создан Россельхозбанк — для поддержки финансирования агропромышленного сектора.

   Однако, как показала практика, успехи этих банков были далеки от успехов их зарубежных аналогов. В других развивающихся странах объемы кредитования секторов экономики институтами развития исчислялись миллиардами долларов, у нас эти показатели едва дотягивали до нескольких сотен миллионов. Главной проблемой недофинансирования эксперты называли низкую капитализацию банков. Необходимость решения вопроса отмечалась давно, однако лед тронулся только в прошлом году. Но решение состояло не в том, чтобы капитализировать банки, а в создании совершенно нового института. Российские власти предложили создать либо Национальныхй банк развития, либо Государственную корпорацию развития. В этом году президент Путин озвучил примерный капитал, которым должна располагать корпорация, — порядка $2,5 млрд. Однако долгое время решался вопрос, создавать эту структуру с нуля или на базе имеющегося банка.

   Сейчас Минэкономразвития готовит законопроект о банке развития. В соответствии с ним строиться новая организация будет на основе Внешэкономбанка, функции которого до последнего времени сводились к управлению внешним долгом страны и управлению пенсионными резервами. Возможно, к нему будет присоединен РосБР, хотя, как сообщил «Профилю» источник в МЭРТ, «по большому счету, и не важно, будет РосБР в составе корпорации или нет. Это маленький банк с небольшим капиталом, и большой роли он не играет». Может быть, РосБР так и останется самостоятельной структурой и будет заниматься кредитованием малого бизнеса — именно это и было основным направлением банка последние несколько лет. Что касается корпорации, то перед ней будут поставлены более широкие задачи финансирования средних по размерам проектов (на крупные, как известно, деньги будут браться из Инвестфонда). Для этого корпорация станет использовать собственные средства и ресурсы, привлеченные с международных рынков капитала. По словам источника в МЭРТ, часть проектов, возможно, и окажется убыточной, но доход будет компенсироваться за счет других, прибыльных проектов.

   Судьба Росэксимбанка еще под вопросом. Изначально его, как и РосБР, предполагалось присоединить к ВЭБу. Однако в самом банке такой сценарий развития не слишком приветствуют.

   — На мой взгляд, возможны два варианта: либо Росэксимбанк растворится в создающейся корпорации развития, либо останется отдельным юридическим лицом. Как правило, во всех зарубежных странах поддержкой экспорта занимаются отдельные, так называемые эксимбанки. Мы тоже считаем, что отдельный специализированный институт — более гибкий инструмент поддержки экспортеров, — сказал «Профилю» председатель правления Росэксимбанка Николай Гаврилов.

   Как сообщили «Профилю» в МЭРТ, Росэксимбанк, скорее всего, останется самостоятельной структурой. Более того, по заказу банка подготовлен отдельный проект закона о деятельности Росэксимбанка, который уже находится в Минфине, возможно, скоро он будет внесен на рассмотрение правительства вместе с докладом Министерства финансов о системе госбанков России.

   Наряду с этим документом готовилась и другая бумага — о государственной поддержке экспорта. До сих пор в данном направлении работы не велось, даже в текущем году в госбюджете был выделен $1 млрд. на предоставление госгарантий российским экспортерам, однако правительство до сих пор так и не решилось использовать эти средства. Аналогичная ситуация отмечалась и в прошлые годы. Но банк не только испытывает трудности с выполнением своих непосредственных задач, но и с капитализацией. С уставным капиталом в $35 млн. Росэксимбанк стоит на последнем месте по капитализации среди эксимбанков, куда более внушительны показатели банков Словакии ($75 млн.), Казахстана ($363 млн.), Турции ($450 млн.), Китая ($604 млн.), США ($1 млрд.) и Кореи ($2,3 млрд.).

   Судьба другого банка развития — Россельхозбанка — также пока не решена. Поскольку он один из основных участников национального проекта «Развитие АПК», то, судя по всему, сомневаться в его светлом будущем не стоит. Сегодня в числе приоритетных задач банка значатся развитие региональной сети и увеличение капитала в ближайшие годы в три раза (к 2010-му — до 36,8 млрд. рублей). Решением этих вопросов банк и занимается в настоящее время.

   — Если государство ставит перед нами задачи, мы их выполняем. В четверти сельских районов нет отделений нашего банка, и нам приходится их открывать. С начала года мы увеличили капитал банка на 13,3 млрд. рублей, или более чем в два раза. Кроме того, за семь месяцев текущего года нарастили капитал банка на 6 млрд. рублей, — рассказал председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин. По данным рейтинга «Профиля», на июль 2006 года капитал банка составил 16,6 млрд.

   В ближайшие год-два банк сохранит 100-процентное участие государства, но в будущем не исключается поэтапный выход государства из капитала этой организации.

   — Пока же ни о какой приватизации речи не идет. Какой в этом смысл, когда банк так растет, растет его стоимость? Зачем его сейчас приватизировать? Сегодня у нас в упадке аграрный сектор, и его надо поднимать. Если банк приватизировать сейчас, частные собственники вряд ли будут решать эту задачу, — добавил Трушин.

   


 

Таблица 1
Банки, выдавшие больше всего кредитов негосударственным предприятиям (на 1 августа 2006 года)































































































































































МестоБанкОбщая сумма кредитов (тыс. руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 496 793 154
2ВНЕШТОРГБАНК295 192 549
3ГАЗПРОМБАНК235 516 189
4АЛЬФА-БАНК212 323 552
5БАНК МОСКВЫ171 005 955
6«УРАЛСИБ»100 723 832
7МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ90 376 356
8«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»89 945 161
9ПРОМСВЯЗЬБАНК84 153 355
10МДМ-БАНК82 092 024
11РОССЕЛЬХОЗБАНК80 309 024
12МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ72 583 357
13ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ65 076 174
14РОСБАНК58 626 009
15НОМОС-БАНК56 165 792
16«ПЕТРОКОММЕРЦ»49 911 805
17«АК БАРС»43 115 304
18БИНБАНК41 254 810
19«ГЛОБЭКС»40 024 293
20«ЗЕНИТ»36 895 200
21«ВОЗРОЖДЕНИЕ»32 912 781
22ТРАНСКРЕДИТБАНК29 913 584
23«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»29 140 899
24АБСОЛЮТ БАНК28 174 673
25СОБИНБАНК27 822 190
26«СОЮЗ»26 551 042
27«ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ»26 197 401
28МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ25 090 091
29СИТИБАНК24 852 808
30ИМПЭКСБАНК19 850 187


   


 

Таблица 2
Банки с наибольшими остатками на счетах корпоративных клиентов (на 1 августа 2006 года)































































































































































МестоБанкСредства корпоративных клиентов (тыс. руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ583 868 410
2ГАЗПРОМБАНК250 442 321
3ВНЕШТОРГБАНК168 762 568
4АЛЬФА-БАНК94 192 887
5РОСБАНК90 505 212
6«УРАЛСИБ»82 032 296
7БАНК МОСКВЫ80 938 892
8МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ75 362 765
9«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»64 067 755
10ПРОМСВЯЗЬБАНК52 519 705
11ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ51 063 292
12СИТИБАНК49 345 212
13МДМ-БАНК47 135 797
14РОССЕЛЬХОЗБАНК45 664 876
15«РУССКИЙ СТАНДАРТ»43 767 916
16ТРАНСКРЕДИТБАНК39 056 498
17«ПЕТРОКОММЕРЦ»32 905 336
18НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»29 104 695
19МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ28 982 818
20МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ28 662 367
21«ЗЕНИТ»26 267 693
22ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)23 386 015
23НОМОС-БАНК22 654 600
24«АК БАРС»21 952 011
25БИНБАНК19 703 141
26«СОЮЗ»18 419 533
27«РОССИЯ»17 753 405
28СОБИНБАНК17 617 878
29«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»16 418 565
30СИБАКАДЕМБАНК16 232 243


   


 

Таблица 3
Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц (на 1 августа 2006 года)































































































































































МестоБанкОбщая сумма депозитов (тыс. руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 732 937 587
2ВНЕШТОРГБАНК84 389 361
3БАНК МОСКВЫ71 920 797
4РОСБАНК58 030 337
5«УРАЛСИБ»53 320 455
6ГАЗПРОМБАНК50 024 914
7«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»41 405 406
8АЛЬФА-БАНК36 475 976
9ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ34 755 882
10«ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ»33 089 274
11«ВОЗРОЖДЕНИЕ»30 934 454
12ИМПЭКСБАНК24 692 838
13СИТИБАНК22 774 999
14«ПЕТРОКОММЕРЦ»22 200 758
15МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ17 004 286
16СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК16 429 195
17«АК БАРС»16 348 398
18«БАЛТИЙСКИЙ»16 122 681
19НОМОС-БАНК15 966 271
20ПРОМСВЯЗЬБАНК15 790 689
21БИНБАНК15 301 400
22СИБАКАДЕМБАНК14 089 347
23«ГЛОБЭКС»13 168 067
24«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»11 062 316
25МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК11 057 884
26УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ10 969 930
27«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»10 880 083
28СОБИНБАНК10 710 528
29ЗАПСИБКОМБАНК10 571 425
30ИНВЕСТСБЕРБАНК10 279 252


   


 

Таблица 4
Банки, выдавшие больше всего кредитов частным лицам (на 1 августа 2006 года)































































































































































МестоБанкОбщая сумма кредитов частным лицам (тыс. руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ636 170 984
2РУССКИЙ СТАНДАРТ131 631 286
3РОСБАНК68 169 209
4«УРАЛСИБ»32 902 194
5ХКФ БАНК24 088 831
6БАНК МОСКВЫ23 550 169
7«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»23 247 384
8МДМ-БАНК22 145 112
9«ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ»21 597 124
10ГАЗПРОМБАНК17 940 345
11ИМПЭКСБАНК16 708 490
12РОССЕЛЬХОЗБАНК16 516 340
13МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ15 501 477
14СИБАКАДЕМБАНК13 533 374
15СИТИБАНК13 190 987
16ИНВЕСТСБЕРБАНК10 473 262
17КМБ-БАНК10 300 843
18НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»10 090 417
19ФИНАНСБАНК9 986 233
20АЛЬФА-БАНК9 948 881
21ТРАНСКРЕДИТБАНК9 885 737
22«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»9 469 208
23«АК БАРС»9 012 593
24ПРОМСВЯЗЬБАНК8 899 664
25ЗАПСИБКОМБАНК8 551 969
26ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ8 057 051
27«РУСФИНАНС»7 784 076
28«ЮНИАСТРУМ»7 735 598
29«РЕНЕССАНС КАПИТАЛ»7 530 077
30«ДЕЛЬТАКРЕДИТ»7 149 499


   


 

Таблица 5
Самые прибыльные банки (на 1 августа 2006 года)































































































































































МестоБанкПрибыль (тыс. руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ63 772 351
2ГАЗПРОМБАНК15 189 190
3ВНЕШТОРГБАНК11 877 934
4НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ11 159 739
5«РУССКИЙ СТАНДАРТ»7 032 466
6«УРАЛСИБ»5 229 720
7БАНК МОСКВЫ3 470 768
8«ПЕТРОКОММЕРЦ»3 322 512
9ПРОМСВЯЗЬБАНК3 278 610
10ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»3 102 490
11МДМ-БАНК3 070 910
12«РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ»2 967 675
13АЛЬФА-БАНК2 943 476
14МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ2 794 632
15ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ2 783 466
16НОМОС-БАНК1 602 772
17ТРАНСКРЕДИТБАНК1 335 918
18РОССЕЛЬХОЗБАНК1 289 605
19«ВОЗРОЖДЕНИЕ»1 173 492
20СОБИНБАНК1 152 829
21СИБАКАДЕМБАНК1 025 171
22«РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ»1 003 121
23«ЗЕНИТ»914 138
24«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛЬЯНС»850 453
25«АК БАРС»816 740
26ДОЙЧЕ БАНК784 427
27«ПЕРЕСВЕТ»698 490
28АБН АМРО БАНК697 480
29ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)695 015
30РОСБАНК684 478


   

   

Интересы у всех разные
   Если дальнейшие задачи по реформированию государственных банков хотя бы частично решены, то судьба межгосударственных банков остается туманной. Эти кредитные учреждения создавались для развития внешнеэкономических связей между СССР и дружественными ему странами. Так, Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) был создан в 1963 году решениями правительств Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и должен был обслуживать расчеты в переводных рублях и конвертируемой валюте между странами, их предприятиями и банками.

   Для осуществления инвестиционных проектов в 1970 году этими же странами был создан и Международный инвестиционный банк (МИБ). Оба банка успешно функционировали до начала 90-х. Сотрудники МИБа с ностальгией вспоминают такие крупные проекты, как строительство газопровода «Дружба» в Европу и самарского завода «Жигули», профинансированные банком. Однако после развала СССР и политической платформы Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) экономика и политика этих стран кардинально изменились. В ряде стран—участниц этих банков появились коммерческие кредитные организации, которые взяли на себя функции по проведению расчетов между компаниями. Межгосударственные банки оказались не у дел.

   — С начала 1990 до 2002 года МИБ находился в законсервированном состоянии, — рассказал «Профилю» советник президента МИБа Владимир Сливинцев. — В последние годы кредитная деятельность банка велась в обычном русле, выдавались кредиты, но на незначительные суммы, от $5—10 млн. В крупных проектах банк не участвовал.

   — Кредиты, выдававшиеся МИБом, были скорее кредитами «взаимопомощи», чем окупаемыми инвестициями. Очень многие из них не возвращались. Из-за этого какое-то время МИБ даже находился на грани банкротства, — рассказал «Профилю» экс-руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов. — В отличие от развитых европейских стран, общество стран бывшего соцлагеря не привыкло жестко контролировать своих чиновников. Чиновники, в свою очередь, не привыкли контролировать менеджмент банков. Именно поэтому менеджмент этих банков зачастую распоряжался выделяемыми деньгами по своему усмотрению, превращая межгосударственные банки в обычный инструмент проедания бюджета.

   Дабы реанимировать работу забытых всеми институтов, осенью прошлого года на заседании совместного совета МИБа и МБЭСа российская сторона выступила с инициативой объединить их, создав некий международный банк развития (см. «Профиль» №25, 2006). Причем страны-участницы вроде бы поддержали идею, российские власти начали готовить план объединения… Но весной этого года на очередном совместном заседании иностранные коллеги отклонили идею, перенеся обсуждение вопроса до ноября.

   — Объединить банки не так просто. Нужно, чтобы интересы каждой страны не были ущемлены, — говорит помощник президента МБЭСа Борис Акинин. — У банков разный бизнес, они владеют разными по стоимости зданиями, у каждого есть неурегулированная задолженность по отдельным странам. Это вопрос долгих переговоров.

   Предстоящее осеннее заседание, скорее всего, будет жарким. В докладе Минфина «О системе государственных банков», имеющемся в распоряжении «Профиля», текущая деятельность банков оценивается, мягко говоря, не слишком позитивно. «Основными видами деятельности МБЭСа и МИБа является кредитование проектов среднего бизнеса, а также предоставление в аренду занимаемых площадей. Банки не играют существенной экономической роли и не обеспечивают реализацию экономических и политических интересов РФ».

   В документе вновь предлагается объединить банки, а если другие страны-участницы не согласятся на это, рассмотреть вопрос о выходе России из капитала банков. Пока наша страна занимает в них львиную долю: в капитале МБЭСа — 47%, МИБа — 45%.

Не поделили $1 млрд.
   После развала Союза постсоветской России нужен был банк, который бы обслуживал ее новые взаимоотношения с бывшими братскими республиками. Для этого в 1993 году центральными банками стран СНГ — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и России — был учрежден Межгосударственный банк (МГБ). Создавался он для организации и осуществления многосторонних межгосударственных расчетов между центральными банками по торговым и иным операциям, координации денежно-кредитной политики государств.

   Позднее в связи с изменением экономической политики в странах—участницах банка цели и задачи межгосударственной финансовой организации решили пересмотреть. В 2003 году по решению совета глав представительств банка была одобрена концепция его реорганизации, а также принято решение об увеличении уставного капитала до 1 млрд. евро (на 1 января 2006 года уставный капитал составлял порядка 20 млн. рублей). Однако осуществить задуманное не удалось, несмотря на то, что в российском бюджете деньги на эти цели уже были выделены. По мнению некоторых экспертов, министр финансов России Алексей Кудрин планировал для контроля за распределением этих средств поставить на руководящий пост в банк своего человека. Но у него не получилось. Да и капитализировать банк, чьим акционером являются страны, ведущие в последнее время не слишком дружественную политику по отношению к России, было не с руки. Итог печален.

   — Сейчас МГБ функционирует лишь наполовину. Мы продолжаем работать, проводим расчеты. В меру своих возможностей осуществляем некоторые проекты в Армении и России в области энергетики. Но не более, — сообщили «Профилю» в МГБ.

   Выделенным же деньгам все же нашли применение. В январе текущего года президенты России и Казахстана договорились учредить Евразийский банк развития (ЕАБР) с уставным капиталом $1,5 млрд.: $1 млрд. внесет Россия, $500 млн. — Казахстан. Руководство обеих стран решило, что банк будет инвестировать средства в совместные российско-казахстанские проекты в области промышленности, энергетики, транспорта, инфраструктурные проекты. Весной договор ратифицировали парламенты России и Казахстана, подписаны соответствующие указы президентов обеих стран. Главой банка был назначен советник министра финансов РФ Игорь Финогенов.

   Как сообщили в банке, хотя пока в состав участников банка вошли только Россия и Казахстан, в будущем список может быть расширен. В июне состоялось первое заседание совета банка, открылся офис банка в Алма-Ате, приступило к работе правление банка.

   — В настоящее время идет поиск инвестиционных проектов, устанавливаются контакты и развивается сотрудничество с крупнейшими финансовыми институтами стран—участниц банка, ведется работа по получению международных кредитных рейтингов и прочее, — рассказал «Профилю» о текущей работе зампредправления Евразийского банка развития Виктор Болясников. — На сегодня оплаченный капитал банка составляет более $410 млн., остальная часть будет внесена за два года. Есть основания рассчитывать, что к началу будущего года капитал достигнет $1,2 млрд., а его полное формирование до уровня $1,5 млрд. произойдет в начале 2008 года.

   Отбирать проекты станут проектные группы банка с участием сторонних инвестиционных консультантов. Одобрение совета банка будет необходимо только по проектам, требующим вложения свыше 10% от капитала банка. Причем, как заверили в банке, к рассмотрению предполагается принимать инвестиционные проекты, только экономически обоснованные и финансово состоятельные. Срок окупаемости проектов может доходить до 15 лет, объем финансирования должен составлять свыше $30 млн.

   — Уже в этом году мы планируем привлечь у международных инвесторов синдицированный заем на $150 млн. и надеемся, что в этом году будут выданы первые кредиты в размере порядка $100 млн. на финансирование проектов в сфере энергетики, в том числе и связанный с добычей урана, — сообщили «Профилю» в банке.

   Что касается Межгосударственного банка, то в Минфине его расценивают как недостаточно эффективный инструмент продвижения экономических интересов России. Поэтому чиновники подумывают о том, чтобы присоединить его к Евразийскому банку развития. Получится ли осуществить задуманное — покажет время.

Из росзагранбанков в «дочки»
   В отношении российских заграничных банков, так называемых росзагранбанков, власти распорядились иначе. История их создания уходит далеко, в 20-е годы XX века. Первый и старейший из пяти росзагранбанков (тогда — советских, а не российских) — Московский народный банк (Moscow Narodny Bank Ltd.) — был создан в 1919 году в Лондоне на базе российского банка с аналогичным названием. В 1925 году для обслуживания внешнеторговых платежей между СССР и Францией советским правительством был выкуплен Евробанк (Banque Commerciale pour L’Europe du Nord), образованный в Париже русскими эмигрантами четырьмя годами ранее. Для обслуживания экспортно-импортных операций между ФРГ и СССР в 1971 году во Франкфурте-на-Майне был учрежден «Ост-Вест Хандельсбанк АГ» (Ost-West Handelsbank AG), немецкий банк со 100-процентным участием российского капитала. Несколько позднее для обслуживания внешнеторговых операций между СССР и западноевропейскими странами в 1974 году созданы еще два росзагранбанка: в Вене — «Донау-Банк АГ» (Donau-Bank AG) и в Люксембурге — Ист-Вест Юнайтед Банк (East-West United bank). Наша страна не жалела денег, финансируя эти банки, зачастую списывая как убытки значительную часть долгов.

   В 90-х годах из-за известных событий финансовое состояние организаций резко ухудшилось, главным образом из-за утраты централизованного внешнеторгового бизнеса. Перетряска отечественной экономики привела к существенному изменению функций росзагранбанков: теперь они не только обслуживали внешнеторговые операции, но и начали выдавать кредиты отечественным предприятиям, выступать в качестве посредника при привлечении инвестиций в проекты на территории России. Банки были переданы на баланс ЦБ.

   В 1999 году Международный валютный фонд потребовал от Центробанка выйти из капитала росзагранбанков. По совместному плану правительства и Банка России, последний должен был полностью освободиться от этих активов до 1 января 2003 года, но осуществить задуманное удалось лишь через два года. В 2004 году Национальный банковский совет одобрил продажу росзагранбанков Внешторгбанку, а в конце прошлого года сделка по их приобретению была завершена. Уставный капитал ВТБ был увеличен на 37,3 млрд. рублей — эти средства пошли на выкуп контрольных пакетов акций Moscow Narodny Bank, BCEN-Eurobank и Ost-West Handelsbank, а также на выкуп 15-процентной доли в East-West United Bank и Donau Bank.

   Как тогда заявил министр финансов Алексей Кудрин, передача участия ЦБ в капиталах росзагранбанков в пользу ВТБ полностью отвечает интересам России, позволяет сохранить за росзагранбанками статус государственных институтов и обеспечить государственный контроль над вложенными в них средствами. Пока ВТБ планирует оптимизировать систему управления и контроля росзагранбанков. Затем на базе загранбанков предполагается создать холдинг «ВТБ-Европа» с головным офисом в Лондоне и филиальной сетью в России и различных странах Европейского союза. n

   






   Андрей Костин, предправления ВТБ:

   «Мы серьезно настроены на развитие бизнеса в странах Европы. Активы европейских загранбанков будут консолидированы на базе Moscow Narodny Bank, который станет ядром холдинга «ВТБ-Европа». Капитал лондонского банка составляет $1,5 млрд., совокупный размер активов — $7 млрд. До конца года ему будут переданы все пакеты акций наших европейских банков. Позже это произойдет с венским банком в Вене «Донау-Банк АГ», потому что там есть определенные серьезные налоговые льготы, которые мы хотели бы сохранить, и процесс отложится где-то на год.

   Все европейские банки ВТБ будут переориентированы на инвестиционную деятельность, а в России мы откроем их филиалы. Филиальная сеть новой структуры сформируется до конца 2007 года. «ВТБ-Европа» будет работать на российских клиентов, проводящих операции в Западной Европе.

   На базе «ВТБ-Европа» мы хотим создать мощную инвестиционную площадку для поддержки инвестиционного бизнеса в России, который бы работал в связке с нашим лондонским офисом — в перспективе он станет одним из ключевых финансовых центров. Что касается других банков, то, например, банк в Германии «Ост-Вест Хандельсбанк АГ» специализируется на финансировании торговых операций, в Вене «Донау-Банк АГ»— на работе с ценными бумагами. Но я думаю, мы должны сначала создать организационную структуру, а потом уже определять специализацию того или иного банка».

   Игорь Финогенов, предправления ЕАБР:

   «Наш банк создавался для углубления интеграции на постсоветском пространстве или даже больше — в пространстве Евразии. Это объективный процесс: даже после развала Советского Союза между национальными экономиками соседних государств существует тесная связь. ЕАБР в силу своего статуса будет иметь доступ к более длинным и дешевым ресурсам, чем могут иметь коммерческие банки. Поэтому он может участвовать в проектах, в которых комбанки не могут участвовать в силу их масштабности и высоких рисков.

   Особый статус банка заключается в том, что он не подлежит национальному регулированию, то есть не имеет банковской лицензии, ЕАБР действует в каждой стране на основании соглашения об учреждении банка. Кроме того, банк освобожден от уплаты налогов и пошлин и обладает статусом приоритетного кредитора. Это значит, что в случае форс-мажорных обстоятельств страна, на территории которой реализуются проекты, должна будет в первую очередь выполнить свои финансовые обязательства перед банком и не препятствовать тому, чтобы их выполняли клиенты. Приведу пример. В 1998 году в связи с кризисом был объявлен мораторий на выплату задолженности российских предприятий перед иностранными банками в валюте. Наш банк, случись что, под действие моратория не подпадет — по крайней мере, в тех странах, которые поставят подпись под соглашением. В то же время коммерческий банк, естественно, не защищен от этого. Кроме того, сотрудники нашего банка обладают правом дипломатического иммунитета в стране, где работают.

   Для финансирования проектов банк будет использовать только ресурсы, привлеченные с рынка. По нашим планам, к 2008 году объем инвестиций составит $3 млрд. Основное требование к проектам — они должны содействовать развитию экономики стран-участниц. К примеру, и Казахстан, и Россия заинтересованы в развитии Байконура, и, конечно, этот проект будет способствовать взаимной интеграции двух стран».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK