29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Банки витают в "облаках""

Архивная публикация 2011 года: "Банки витают в "облаках""

Популярность IT-аутсорсинга будет расти, в том числе и за счет банков-заказчиков

Популярность IT-аутсорсинга будет расти, в том числе и за счет банков-заказчиков

Интенсивное восстановление банковского сектора после экономического спада создало повышенный спрос на новейшие информационные технологии. Уже в начале 1990-х стало ясно, что стремительно нарастающий объем банковских операций невозможно обрабатывать вручную. "Вместо калькуляторов требовался инструмент, позволяющий ежедневно в автоматическом режиме сводить баланс, - рассказывает директор дирекции продаж группы компаний "Центр финансовых технологий" Андрей Фомичев. - По нынешним критериям банковская автоматизация тех времен представляла собой примитивные программы для бухгалтеров, но тогда это было большим шагом вперед". Постепенно функционал расширялся, и на рубеже тысячелетий банковское программное обеспечение уже охватывало большинство процессов на уровне бэкофиса. В период потребительского бума 2004-2007 годов направление быстрого розничного кредитования стало ключевым для многих банков. "Это требовало глобальной настройки бизнес-процессов под "массовую модель", - поясняет эксперт. - В этот период мы вышли на уровень автоматизации деятельности всех сетевых подразделений банка, включая фронт-офисы".

После кризисного 2008 года задачи несколько изменились, особенно это коснулось механизмов и критериев принятия решений о целесообразности проектов. Так, например, по словам руководителя направления по развитию бизнес-решений для финансового сектора представительства Microsoft в России Андрея Трифонова, сократился ожидаемый период окупаемости, ужесточились ресурсные ограничения, и стала четче оцениваться стоимость как внедрения, так и последующего владения. Но ключевые бизнес-задачи при этом остались неизменными. По-прежнему для банка важно иметь эффективный инструмент продаж и обслуживания; вести операционную деятельность, последовательно уменьшая стоимость транзакций; максимально использовать информацию в корпоративных системах и в других источниках для более точного понимания потребностей клиентов и управления бизнесом; постоянно улучшать качество рисковых моделей и в целом процессов контроля рисков. "Все эти задачи стояли и раньше, возможно, с меньшим удельным весом инициатив по сокращению затрат", - уточняет эксперт.

Как считает начальник отдела систем управления клиентскими отношениями компании "СИТРОНИКС Информационные технологии" (Россия) Артем Пармухин, возобновление экономического подъема породило спрос на технологии, которые не только автоматизируют ключевые бизнес-процессы финансовых организаций, но и позволяют оптимизировать расходы на поддержку и эксплуатацию IT-инфраструктуры.

"Экономические потрясения придали новый импульс использованию инновационных информационных технологий и изменили IT-приоритеты банков, - уверен генеральный директор ЗАО "Ресурс Сервис" Андрей Моисеев. - На первый план сегодня выходят задачи обеспечения непрерывности бизнеса и в том числе непрерывность информационных технологий и эффективное управление IT-рисками". Причем под рисками наряду с воздействиями извне необходимо понимать также и обеспечение надежности и бесперебойности работы самих систем.

Большое влияние на использование банками информационных технологий в последние годы, по мнению исполнительного директора Stack Group Рафаэля Сухова, оказало и развитие ритейла, а также совершенствование программ повышения лояльности клиентов - как потенциальных, так и существующих. "Параллельно банки вынуждены были активизировать работу по реализации мер, связанных со сближением международных и национальных отраслевых стандартов, которая должна быть закончена к середине этого года", - добавляет эксперт.

СМОТРЕТЬ НА СТОРОНУ

Какие же тенденции характерны сейчас для рынка банковских информационных технологий? "Основной тренд на ближайшие несколько лет - централизация бизнеса банков, - считает Андрей Фомичев. - Модель, образованная в результате активного освоения регионов России, когда каждый филиал работал на автономной системе, довольно быстро уходит в прошлое. Сегодня управлять кредитными рисками, повышать качество обслуживания клиентов, вводить новые продукты нужно быстро и централизованно".

Другое требование, которое, по мнению эксперта, становится актуальным в связи с ростом масштабов бизнеса, - централизованные системы должны справляться с высокими транзакционными нагрузками, большим количеством запросов, счетов, клиентов, операций в секунду в разных часовых поясах. "По опыту наших клиентов централизация информационных технологий на базе платформы 2 MCA в банковском и финансовом секторе дает возможность сократить издержки примерно на 30-50%, - рассказывает Андрей Фомичев. - В условиях перехода банков от экспансии к стабильному развитию экономия за счет автоматизации и повышения эффективности оказывается одним из решающих факторов".

"Как компания-интегратор, задействованная в ряде проектов по автоматизации банковских процессов, мы в последнее время наблюдаем общую тенденцию роста требований заказчиков к качеству интеграции, отраслевой экспертизе партнера, а также значительное сокращение сроков внедрения программных продуктов", - продолжает тему Артем Пармухин.

Еще одной долгоиграющей тенденцией в области информационных технологий эксперт называет общее стремление банков к повышению качества своей работы, в том числе с помощью внедрения систем управления взаимодействием с клиентами (CRM). Обострение конкуренции требует от кредитных организаций поддержания лояльности существующих клиентов и привлечения новых - это задача, решить которую можно, только используя широкий арсенал аналитических инструментов, которыми обладают современные системы CRM.

Очевидно, что CRM уже не считается дорогой игрушкой, как это было еще несколько лет назад. Сейчас и средние, и мелкие банки начинают внедрять подобные системы.

Из тенденций в области потребления IT-услуг опрошенные "Профилем" игроки рынка отмечают восстановившийся интерес банков к IT-аутсорсингу. Несмотря на высокий уровень проникновения информационных технологий в банковскую инфраструктуру, большинство финансовых организаций скептически относилось к самой идее аутсорсинга - передачи своих IT-ресурсов на сторону. Однако кризис заставил финансовые организации во многом пересмотреть точку зрения на подсчет затрат на IT-проекты. Им стало невыгодно содержать армию программистов, уровень компетенции которых далеко не всегда соответствует задачам банка при внедрении сложных IT-систем.

"К тому же банки нередко сталкиваются с ограниченностью используемых технологических площадок - либо по площади, либо по энергетике, либо по возможностям климатических систем, - добавляет Рафаэль Сухов. - В связи с этим остро встает вопрос об оперативном развертывании новых площадок либо о более рациональном перераспределении вычислительной инфраструктуры на базе уже действующих дата-центров".

Выигрыш может быть весьма существенным за счет снижения операционных затрат на эксплуатацию систем жизнеобеспечения важных для бизнеса приложений, потребляемую энергию, зарплату специалистов. К тому же, если аутсорсер готов взять на себя ответственность за соблюдение взаимных договоренностей по соглашению об уровне сервиса (SLA), это предполагает его способность и готовность обеспечить максимально высокий уровень безопасности информационных ресурсов клиента. "Проблема лишь в том, что аутсорсеров, готовых на деле обеспечивать взятую на себя ответственность, в России пока единицы", - сокрушается Рафаэль Сухов.

ФАКТОРЫ СПРОСА

Специфика спроса на информационные технологии со стороны банков заключается только в том, что им для внедрения соответствующего программного обеспечения, нужны услуги специалистов со знанием банковских технологий. По словам директора департамента по работе с финансовыми институтами компании "ФОРС - Центр разработки" Юрия Терехина, у банков основной спрос (70-80%) приходится на услуги, актуальные именно для банковской деятельности, что вполне закономерно. "К примеру, именно банки первыми обозначили заинтересованность в услуге "Резервный офис", которая является неотъемлемой частью корпоративной программы по поддержанию непрерывности бизнеса любого банка", - поясняет Рафаэль Сухов. Спрос со стороны банков является довольно устойчивым, и это позволяет выживать многочисленным разработчикам отечественных автоматизированных банковских систем.

Не в последнюю очередь спрос на IT-услуги определяется и регулирующей деятельностью Центробанка РФ и других государственных органов. Чтобы соответствовать требованиям новых законов и инструкций, необходимы определенные усилия в области автоматизации.

Кроме того, немаловажную роль играют и западные тенденции в области развития IT-услуг. Эти тенденции, новые стандарты в международной банковской деятельности, зарубежные банковские технологии с запозданием в несколько лет доходят и до отечественных банков, стимулируя спрос на новые услуги и продукты: аутсорсинг, аутстаффинг, CRM, BI, защита персональных данных, бюро кредитных историй, микрокредитование, использование iPhone/iPAD и т.д. "Поэтому, наблюдая за развитием банковского спроса на IT-услуги на Западе, можно в перспективе прогнозировать и спрос отечественных банков, - говорит Юрий Терехин. - В первую очередь такой спрос появляется у "дочек" западных организаций, так как им приходится соблюдать западные корпоративные стандарты".

Например, корпорация Microsoft вкладывает большие средства в разработку новых научных идей и создание прототипов возможных устройств и технологий будущего как для широкого круга пользователей, так и для различных отраслей.

Кроме того, по словам Андрея Трифонова, работа с инновационными заказчиками дает корпорации важную обратную связь - вырисовываются возможные области применения новейших технологий, еще не ставших промышленными.

{PAGE}

"ОБЛАЧНО", С ПРОЯСНЕНИЯМИ

В целом, по мнению Андрея Фомичева, сектор информационных технологий в долгосрочной перспективе имеет большие шансы стать сферой услуг, взяв за основу "облачные" вычисления - cloud computing (технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис). "Уже сегодня интерес банкиров постепенно смещается в сторону аутсорсинга процессинговых услуг, - отмечает эксперт. - Думаю, не за горами те времена, когда и инфраструктура, и ПО, и данные будут предоставляться бизнесу в качестве удаленного интернет-сервиса".

Согласен с коллегой и Андрей Трифонов: "Банковская индустрия, может быть, медленнее, чем другие, но будет пробовать "облачные" сервисы и наверняка оценит их, особенно в том, что касается выполнения тяжелых эпизодических вычислительных задач анализа, а также обеспечения неключевых поддерживающих процессов.

Кандидатами на "облачные" эксперименты являются также IT-компоненты, обслуживающие продукты и услуги с высокой сезонностью". Определенные перспективы в банковском сегменте ждут и IT-аутсорсинг. "По мере роста положительных примеров использования услуг аутсор-синг-провайдеров а также накопления опыта у самих провайдеров, популярность IT-аутсорсинга будет расти, в том числе и за счет банков-заказчиков", - считает Артем Пармухин.

Если говорить о специализированных банковских бизнес-направлениях, то новую волну спроса следует ожидать на фронт-офисные, коллекторские, скоринговые и другие. Также, по мнению наших экспертов, повысится интерес к аналитическим системам, агрегирующим ключевые показатели деятельности банка в удобоваримый инфографический формат и позволяющим руководству банка принимать обоснованные своевременные управленческие решения.

КАКИЕ IT-РЕШЕНИЯ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ БАНКАМ?

"Последние три года финансовые компании составляют около 40% корпоративных потребителей услуг сети дата-центров SDN".

Рафаэль СУХОВ,

исполнительный директор Stack Group:

"Обеспечение условий для долгосрочного сотрудничества с банками и страховыми компаниями - одна из стратегических бизнес-задач нашей компании. Прежде всего потому, что эта категория клиентов традиционно является наиболее требовательной как в отношении качества и спектра потребляемых IT-услуг, так и в плане проработки SLA.

К тому же специфика их работы диктует необходимость соблюдения ряда международных стандартов, что накладывает соответствующие обязательства и на нас. Именно поэтому для Stack Group так важно было первой в России получить сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 в области оказания услуг дата-центра.

Исходя из вышесказанного, бесспорным подтверждением профессиональной состоятельности Stack Group является тот факт, что последние три года финансовые компании составляют около 40% корпоративных потребителей услуг сети дата-центров Stack Data Network, которую мы развиваем с 2006 года.

Среди ключевых факторов, обеспечивших SDN необходимый кредит доверия со стороны финансовых компаний, следует отметить: возможность реализации необходимых клиенту мер по защите его IT-ресурсов; бесперебойность и стабильность функционирования инженерной инфраструктуры; использование защищенных каналов связи, а также наличие сервисов "Резервный офис" и remote hand".

"Мы предлагаем решения, обеспечивающие эффективное выстраивание взаимоотношений с клиентами".

Андрей ТРИФОНОВ,

руководитель направления по развитию бизнес-решений для финансового сектора Microsoft в России:

"Наши партнеры-интеграторы в России осуществили сотни успешных внедрений в банковской сфере на базе SQL Server, Dynamics CRM, Microsoft SharePoint. Банки могут использовать эти продукты для перекрестных продаж, более эффективной организации маркетинговых кампаний, повышения качества обслуживания клиентов. Так, на основе Microsoft Office SharePoint Server 2007 в банке "ВТБ 24" и Инвестиционном городском банке был разработан корпоративный интранет-портал; "Ренессанс Капитал" автоматизировал процедуру внутренней отчетности по использованию мобильной связи; компания Horus Capital предоставила сотрудникам единую точку входа в корпоративные приложения. Microsoft вместе со своими партнерами активно работает над тем, чтобы разрабатывать и предоставлять заказчикам из финансового сектора решения, которые помогут им обеспечить эффективное выстраивание взаимоотношений с клиентами и внутренних бизнес-процессов. В частности, новая версия Microsoft SharePoint 2010 в числе прочего позволяет реализовывать большие хранилища документов на больших предприятиях благодаря улучшенной масштабируемости; воспользоваться преимуществами высокопроизводительного, простого и экономичного по совокупной стоимости владения поискового решения FAST Search Server 2010. Многие компании уже оценили эти преимущества. Так, Меткомбанк осуществил внедрение системы мониторинга и анализа на базе новейших продуктов Microsoft - Microsoft SQL Server 2008 R2, Microsoft Office 2010 и Microsoft SharePoint Server 2010. В результате клиентская служба и руководство банка получили эффективные инструменты для оперативного формирования бизнес-отчетности и доступа к ней. В рамках проекта также было предложено интересное использование знакомого банку продукта Microsoft Visio 2010. Некоторые наиболее сложные отчеты были подключены к разработанным в Visio диаграммам и опубликованы на портале SPS 2010 с помощью служб Visio. Это позволило обеспечить потрясающий уровень визуализации, который оказался более удобным как для топ-менеджеров банка, так и для аналитиков".

"В нашем активе - решения по построению систем управления информационной безопасностью".

Андрей МОИСЕЕВ,

генеральный директор ЗАО "Ресурс Сервис":

"Наша компания предлагает широкий спектр решений для обеспечения непрерывности бизнеса и IT-безопасности. В том числе - оценку рисков, анализ воздействия на бизнес, создание стратегии по обеспечению непрерывности бизнеса и бизнес-процессов, разработку, внедрение и тестирование плана обеспечения непрерывного ведения бизнеса, позволяющего свести к минимуму последствия непредвиденной ситуации и оперативно взять под контроль или возобновить выполнение критически важных задач. В нашем активе - решения по построению систем управления информационной безопасностью, защите периметра от внешнего воздействия и внутренней утечки данных, их резервному копированию и сохранению, обеспечению безопасности центров обработки данных, построению высоконадежных кластерных систем и другие. Мы реализуем проекты внедрения решений по виртуализации. Комплексный проект предусматривает проектирование, построение прототипа готового комплекса, демонстрацию его работы, тестирование и внедрение. Таким образом, разрабатывается интегрированное решение, отвечающее требованиям бизнеса как в плане производительности и масштабируемости, так и доступности. Внедрение решений DLP (Data Loss Prevention), обеспечивающих защиту конфиденциальной информации от утечки, - еще одна актуальная IT-услуга для банков, которую мы предоставляем. Эти системы эффективно решают задачу предотвращения случайных и умышленных утечек конфиденциальных данных".

{PAGE}

БИЗНЕС-КЕЙС

ВТБ И "АСТЕРОС": СТАВКА НА ИННОВАЦИИ

Группа ВТБ завершила уникальный на российском рынке проект создания IT-инфраструктуры нового офиса в башне "Федерация", в котором в настоящее время работают около 2800 сотрудников. Реализация проекта, охватившего 34 этажа высотного здания, была доверена системному интегратору "Астерос".

В ходе проекта было внедрено более 20 систем, среди которых интеллектуальная структурированная кабельная система, корпоративная IP-телефония, сеть передачи данных, а также два центра обработки данных, диллинговый центр, центр мониторинга IT-инфраструктуры и другие вычислительные комплексы.

Основой IT-инфраструктуры стала "интеллектуальная" структурированная кабельная система SYSTIMAX iPatch, построенная по принципу сот, покрывающих все офисное пространство. Такая схема позволяет в считанные минуты создавать рабочее место в любой точке. Благодаря этому решению, обеспечивающему эффективный мониторинг и учет ресурсов кабельной сети, ВТБ экономит до $500 тыс. в месяц на эксплуатации. Сердце вычислительной инфраструктуры, ЦОД, расположен на 22-м этаже и занимает более 500 кв. м. В случае включения аварийного режима системы дата-центра продолжат работать в течение четырех часов. Ключевые этапы были реализованы в кратчайшие сроки - шесть месяцев. В результате проекта, решения и технологии, использованные при развертывании IT-инфраструктуры, позволили обеспечить надежность и бесперебойность работы критически важных систем банка.

"Изначально нам достался очень непростой с точки зрения структуры собственности, местоположения и готового конструктивного решения объект недвижимости. Почти год был потрачен на анализ рисков, выработку глобальных технических решений, детальное проектирование. И этот год оказался крайне важным для успеха проекта", - уточняет старший вице-президент, руководитель департамента информационных технологий ВТБ Дмитрий Назипов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама