16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Башкирский поцелуй"

Архивная публикация 2005 года: "Башкирский поцелуй"

Минфин внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс (НК), отменяющие презумпцию невиновности налогоплательщиков. Их еще предстоит принять. А налоговики уже научились обходиться Гражданским кодексом для репрессий против компаний и граждан. В отличие от Налогового, этот кодекс одобряет конфискацию и проверку сделок 10-летней давности. Налоговая мысль не дремлет. Под шум споров о правильностинеправильности минфиновских поправок в НК мытари уже нашли рычаг репрессивного воздействия на компании и просто граждан-налогоплательщиков. И проверили рычаг в деле — работает результативно, это хорошо.

©
Минфин внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс (НК), отменяющие презумпцию невиновности налогоплательщиков. Их еще предстоит принять. А налоговики уже научились обходиться Гражданским кодексом для репрессий против компаний и граждан. В отличие от Налогового, этот кодекс одобряет конфискацию и проверку сделок 10-летней давности.
©
Налоговая мысль не дремлет. Под шум споров о правильностинеправильности минфиновских поправок в НК мытари уже нашли рычаг репрессивного воздействия на компании и просто граждан-налогоплательщиков. И проверили рычаг в деле — работает результативно, это хорошо.

О пользе внимательного чтения

Рычаг раскопали под ворохом множества пустых слов в 169-й статье Гражданского кодекса (ГК). Вообще, в Гражданском кодексе много чего написано, просто никто до налоговиков не задавался целью его почитать повнимательнее. Они прочли — видимо, по слогам. И обнаружили в ГК любопытнейшее положение, разрешающее признать сделку ничтожной, если она была совершена «заведомо вопреки основам правопорядка и нравственности». Невнимательный читатель эту строчку пробежал бы глазами, и все. Налоговики углядели в ней великий смысл: какую сделку нельзя при желании обвинить в безнравственности? Покупка автомобиля, к примеру, нравственна на фоне отъема льгот на проезд в троллейбусе у малооплачиваемых милиционеров?

Так как внимательных читателей у ГК до недавнего времени явно недоставало, то и статья 169 считалась «спящей». Выступить в роли прекрасного принца и разбудить эту красавицу поцелуем было поручено башкирскому налоговому ведомству. Статью применили к трем башкирским нефтеперерабатывающим заводам, которые обвинили в уходе от налогов по так называемой «байконурской схеме». Все удалось. 12 млрд. рублей состригли с предприятий.

Общий подъем!

С новонарытой налоговиками нормой Гражданского кодекса можно подкатывать «поцеловаться» к любой компании, говорят эксперты. Необходимо только, чтобы внутри избранной компании совершалось нечто, что было бы подозрительно с точки зрения налогового инспектора и вызывало бы у него опасения за полноту поступлений в бюджет. Российский налоговик по определению не может не подозревать всех и каждого. Российская власть, чьим представителем выступает налоговик, по определению обязана беспокоиться за полноту поступлений в бюджет. Иными словами, никто из нас не застрахован от того, что однажды на рассвете будет внезапно разбужен башкирским поцелуем. Конечно, подкрадываться и ласкать нас будут не просто для удовольствия. Не менее важно, чем сам процесс побудки, то, что доход, полученный при помощи «подозрительной» сделки, будет конфисковываться в пользу государства. И это вполне справедливо с точки зрения государства — в казну возвратятся недоплаченные налоги.

Еще поцелуй по-башкирски ставит крест на старой песне про то, что «заплатил налоги — спи спокойно». Срок давности, который по Налоговому кодексу составляет три года, в случае с Гражданским кодексом иной. По нему срок исковой давности сделки составляет 10 лет, и для налоговиков это может быть поводом увеличить период контроля — например, для компании, которая занималась минимизацией налогов в 1996 году.

Заграница не поможет

Эксперты не рискуют оценивать убойную силу нового оружия государства в борьбе с компаниями — применение 169-й статьи ГК. «Пока такие дела — редкость, — говорит судья Конституционного суда Анатолий Кононов. — И нам хотелось бы выработать в их отношении какие-то более четкие критерии». При этом господин Кононов признает, что пока аргументы, используемые судьями, весьма расплывчаты. Например, в случае с башкирскими НПЗ главный аргумент был, скорее, эмоциональным: «Это же Байконур! Там такие дыры с точки зрения налогов!» Но так и должно действовать новое оружие, боеголовка которого имеет именно нравственную начинку, как четко записано в статье кодекса.

Юристы же уверены, что легко будет применить новую норму в случае необходимости. «Проблема в том, что государство нащупывает рычаги управления обществом более гибкие, чем в советские времена, — говорит Денис Щекин, партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». — Государевы мужи скрыто расширяют свою компетенцию. И новая норма позволяет сделать с налогоплательщиком все, что угодно». По мнению Щекина, если норма начнет применяться массово, то единственным способом решить вопрос с правовой точки зрения станет Европейский суд по правам человека. Правда, и он может оказаться ненадежным помощником в борьбе с российскими налоговиками.

Чистота не спасет

Для компаний наступают нелегкие времена. «К любому давлению можно привыкнуть, — уверен партнер компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. — В США, Германии, Франции — почти во всех западных странах налоговое давление очень высокое. Но существуют определенные правила, которые позволяют надеяться, что если аудитор из большой четверки выдал вам заключение и вы не занимаетесь уклонением и не пытаетесь схемничать, то, скорее всего, вас не тронут. У нас же вы можете быть абсолютно чисты по формальным признакам — и это ничего не означает».

Чтобы закрепить успех применения в массовом порядке башкирского целовательного обряда, правительство разработало поправки и к Налоговому кодексу. До недавних пор законодательство было на стороне налогоплательщика практически в любой ситуации: он не виноват, пока суд не докажет обратное. Теперь Минфин внес в Госдуму поправки, которые в корне поменяют сложившуюся систему.

Сейчас, если у инспектора появятся веские доказательства, что кто-то платит меньше налогов, чем должен, он подает иск в суд. Со следующего года, если минфиновские поправки примут в Госдуме, вина компании или отдельно взятого человека будет определяться налоговым органом. А те, кто с решением налоговика не согласится, могут оспаривать его в суде.

Групповые поцелуи

Поправки также определят, к кому налоговикам стоит присмотреться повнимательнее. Это так называемые «взаимозависимые лица», которые потенциально могут скрывать от государства налоги, перепродавая друг другу нечто по заниженной цене. Сегодня список тех, кто подпадает под определение «взаимозависимые лица», короток. В него входят компании (если одна владеет долей в другой), сотрудники одной компании (если один находится в подчинении у другого) и люди, связанные узами брака. Теперь этот перечень (как и принципы определения рыночной цены сделки) будет существенно расширен.

Раньше считалось, что главный удар поправки нанесут нефтяному бизнесу — именно нефтяные компании вовсю экономят на налогах, прописывая в контрактах, заключенных чаще всего с аффилированными фирмами, цены сделок, не соответствующие действительности (так называемое «трансфертное», или внутрикорпоративное, ценообразование). Однако, по мнению юристов, поправки заставят поволноваться всех без исключения.

«Поправки заставляют налогоплательщика создавать внутри себя огромный объем совершенно ненужного документооборота — созданного специально для того, чтобы показать его потом налоговому инспектору, — говорит Валерий Тутыхин. — А у инспектора, в свою очередь, есть права на то, чтобы смотреть на это или не смотреть. По сути, два любых лица по новым законам можно признать на рынке аффилированными и задним числом пересчитать им цены всех сделок за все годы». То есть тот же башкирский поцелуй один уполномоченный «принц» сможет применять сразу к группам аффилированных лиц. Пусть кому-то это может показаться не очень приличным, зато эффект умножается.

Первый опыт лобзания

В феврале 2001 года три башкирских нефтеперерабатывающих завода взяли у ЗАО «Борт-М» и ООО «КорусБайконур» в аренду принадлежащие им мощности в Уфе. Байконурские предприятия имели налоговые льготы. И налоговики, зная об этом, начали активно подозревать башкирские компании (НовоУфимский НПЗ, Уфимский НПЗ и «Уфанефтехим») в уходе от налогов. Однако прямых доказательств тому в налоговой так и не нашли. В результате Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал договоры, существовавшие между башкирскими и байконурскими компаниями, недействительными в соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса. Дело дошло до Конституционного суда — башкирские НПЗ попросили рассмотреть конституционность применения Гражданского кодекса в случае с налоговыми спорами. КС признал норму конституционной. В итоге местные налоговые органы взыскали с башкирских предприятий 12 млрд. рублей за период с 2001 по 2002 год. Сумма претензий налоговиков, скорее всего, увеличится — сегодня на этих предприятиях идет проверка деятельности за 2002—2004 годы.

Как будут выбирать объекты для лобзаний

(поправки в ст. 20 Налогового кодекса)

— если участие одной организации (или физического лица) в другой составляет более 20%;

— участники простого товарищества;

— учредитель доверительного управления и выгодоприобретатель по договору доверительного управления имуществом;

— работник и работодатель;

— физические лица, когда одно из них подчиняется другому по должностному положению;

— супруги, родственники и т.д. Налоговые органы вправе определять правильность применения цен (поправки в ст. 40 НК)

— при сделках между взаимозависимыми лицами;

— при совершении бартерных сделок;

— при исполнении обязательств по сделкам посредством зачета встречного однородного требования;

— при совершении внешнеторговых сделок.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».