29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Бережливый -- груз бережет"

Архивная публикация 1999 года: "Бережливый -- груз бережет"

Редкий товар используют прямо там, где его производят. Но даже недолгий путь таит в себе опасность. Сегодня, отправляя в дорогу груз, одни полагаются на авось, другие -- на перевозчика, а самые расчетливые доверяют страховым компаниям.Древнейшая профессия

Страхование грузов -- один самых древних видов страхования. Как только люди научились торговать с сопредельными государствами, перевозить товары морем и по суше, они стали заботиться о том, как восполнить неминуемые в пути потери. Караванщики Древнего Востока совместно возмещали понесенные от падежа скота и набегов грабителей-кочевников убытки. В средние века флорентийские, венецианские и генуэзские купцы, которые вели морскую торговлю с Ближним Востоком, заключали между собой договоры о взаимной ответственности за сохранность морских судов и грузов. Так появились первые страховые объединения.
В России страхование грузов пока не стало правилом. В нашей стране страхуется лишь восьмая--десятая часть грузов, перевозимых внутри государства. Чаще всего это ценности, ювелирные изделия, бриллианты, наличность. Страхуется наземная перевозка продуктов питания, парфюмерии, товаров народного потребления, особенно дорогостоящей бытовой техники. Словом, все то, что легко украсть и сбыть на рынке любого города или поселка.
Личное дело грузовладельца

Вообще, страхование груза -- дело добровольное. Впрочем, есть один вид транспорта, на котором перевозят только застрахованное имущество,-- морские суда. При этом на разных участках пути за груз могут отвечать совершенно разные организации.
Игорь Новиков, главный специалист отдела морского страхования и страхования грузов СК "Интеррос-Согласие": "По условиям стандартных международных контрактов обязанность страховать груз может полностью или частично возлагаться на продавца. Если вы купили товар, а по контракту он застрахован продавцом только до границы или до борта морского судна, дальнейшая забота о его сохранности становится вашей головной болью. В практике внутренней торговли ответственность за сохранность груза обычно лежит на продавце. Ему придется думать, как доставить товар в целости и сохранности и как, если понадобится, возместить материальные потери от порчи груза".
Перевозку (любым видом транспорта) обычно производит специализированная транспортная компания, а организует экспедиторская служба. Помимо доставки груза по назначению (будь то по морю, по суше или по воздуху), они берут на себя ответственность за его сохранность в соответствии с договором перевозки (даже в случае, если груз не застрахован). Так что, если товар пострадает в пути, нужно обращаться с претензией к транспортной компании или экспедитору (если груз застрахован -- к страховщику). Однако практически у всех перевозчиков в отличие от страховщиков ответственность (то есть сумма денежного возмещения в случае его порчи или гибели по вине перевозчика) за груз лимитирована: от $10 до $50 за килограмм. Поэтому, если вы решили перевезти ценный груз (скажем, картину Сальвадора Дали), то разумно будет все-таки застраховать груз.
Кроме того, перевозчики и экспедиторы не отвечают за порчу и гибель груза, вызванную форс-мажорными обстоятельствами: стихийными бедствиями, наводнениями, штормами и другими непредсказуемыми событиями. Если же перевозчик откажется удовлетворить претензии, придется обращаться в арбитражный суд. Так что, когда и какую компенсацию получит владелец груза и получит ли вообще, неизвестно. Именно поэтому иногда дешевле бывает обратиться к страховщику.
Другой вариант -- пользоваться услугами перевозчиков, которые сами страхуют либо груз, либо свою ответственность перед третьими лицами, то есть владельцем груза.
Многие российские, да и зарубежные страховые компании утверждают, что могут застраховать практически любые грузы: наливные и насыпные, в контейнерах и без, упакованные и нет, при перевозках морским, речным, железнодорожным, авиационным, автомобильным и даже трубопроводным транспортом. В "Ингосстрахе", к примеру, обещают застраховать все вплоть до радиоактивных отходов. Ряд компаний, в частности "ЮКОС-Гарант" и Национальная страховая группа, готовы взять на себя ответственность за перевозку наличных денежных средств, ценных бумаг, а также музейных и выставочных произведений искусства.
Однако не все так просто.
Ирина Шестак, заместитель генерального директора СК "НАСТА Центр": "Обычно страховщики условно подразделяют грузы на несколько групп: благоприятные, хорошие грузы (крупногабаритные металл и дерево, кирпич, трубы), средние грузы (продукты питания, зерно, бумага), плохие или нежелательные грузы (огнеопасные и легковоспламеняющиеся вещества, масла, водка, хлопок). В зависимости от того, к какой группе принадлежит ваш груз, страховщики решают, стоит ли брать его на страхование. Нежелательные грузы тоже страхуют, но при этом значительно увеличивают страховой тариф".
Пути груза неисповедимы

Процесс транспортировки груза -- это целый детектив. Груз накапливается на складе отправителя, готовится к отправке, пакуется и пакетируется, перегружается на транспортные средства, закрепляется с учетом требований для выбранного вида транспорта, путешествует, проходит таможни, выгружается, вновь временно складируется и, наконец, принимается получателем.
Со времен генуэзских купцов формы страхования постепенно менялись и совершенствовались. Сегодня всюду в мире действуют общепринятые правила страхования грузов. Для этого используются договоры со стандартным набором рисков. Похожие правила взяли на вооружение и российские страховщики.
Сегодня применяются три типа стандартных условий страхования груза независимо от вида транспорта, которым он перевозится. Это страхование "с ответственностью за все риски", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" и "с ответственностью за частную аварию".
Если груз застрахован "с ответственностью за все риски", страховщик возместит убытки от повреждения или полной гибели всего груза или его части, возникшие практически по любым причинам, кроме специально оговоренных.
Страхование "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" означает, что убытки от повреждений груза не возмещаются. Страховым считается только случай гибели всего груза или его части. Например, если во время транспортировки по морю груз смоет за борт -- страховка будет выплачена. А если груз попросту намокнет -- то нет.
Более редкий вариант страхования "с ответственностью за частную аварию" обязывает страховую компанию возмещать убытки от повреждения или полной гибели груза или его части только в случае аварийных ситуаций, возникших вследствие конкретных причин. Например, во время грозы, шторма и иных стихийных бедствий. Или в конкретно оговоренных случаях, как-то столкновения транспортных средств, пропажа судов и самолетов без вести и т.д.
Во всех трех случаях страховщики обычно покрывают убытки, расходы и взносы по общей аварии и спасанию уцелевшего груза.
Татьяна Антошина, главный специалист отдела страхования грузов СК РУКСО: "Наша компания разработала эксклюзивные программы для страхователей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Полис, выданный ЗАО РУКСО, гарантирует страховую защиту грузовладельцам на любом маршруте перевозки (ограничения составляют территории военных действий) с момента отгрузки до момента получения груза, включая его хранение на складах, перегрузку, перевалку. Клиентам предоставляются как общепринятые для России условия страхования, так и международные, известные как "А", "В", "С" Института лондонских страховщиков, в соответствии с которыми производится выплата страхового возмещения в случае гибели, повреждения, кражи всего груза или его части. При заключении договора страхования учитываются все опасности, которым могут быть подвержены перевозимые грузы. В стандартный набор рисков можно включить дополнительные условия, касающиеся специфики той или иной группы товаров".
Борис Никульченков, директор дирекции по работе с корпоративными клиентами СК "МАКС": "Основной объем грузоперевозок страхуется СК "МАКС" на условиях "от всех рисков, включая противоправные действия третьих лиц". Принимая во внимание, что основные грузы, застрахованные компанией, принадлежат предприятиям ядерной энергетики и промышленности (радиоактивные материалы, дорогостоящие и высокотехнологичные механизмы), можно понять всю актуальность данной формулировки. При экспортных и импортных перевозках мы оформляем полис международного образца. При необходимости риски перестраховываем у ведущих иностранных компаний."
Мышей боятся не только слоны

Между тем страховые компании возмещают не все убытки, которые могут возникнуть при перевозке груза, даже если груз застрахован "с ответственностью за все риски".
Есть вещи, которые никогда не страхуются. Прежде всего это естественная убыль груза: усушка, утруска сыпучих продуктов. Так, при перевозке спирта учитываются утвержденные еще Госстандартом нормы его летучести.
Страховые компании довольно часто не покрывают недостачу груза, если пломбы на контейнерах целы или если наружная упаковка груза невредима. Если в фирменно упакованном ящике с инструментами не окажется нескольких комплектов, страховщик, скорее всего, не будет возмещать ущерб. Правда, отдельные компании идут навстречу старым клиентам и покрывают для них даже такие риски.
Если цены на товар успели значительно снизиться, пока груз был в пути, и в результате клиент получил меньшую, чем планировалось, прибыль, ему ничего не остается как смириться с убытками. Эти потери не компенсируются, точно так же как и ущерб от опоздания на сутки машины с тиражом ежедневной газеты. Но, повторимся, иногда компании все-таки предусматривают в условиях страхования компенсацию "упущенной выгоды", как правило, в размере не более 10% стоимости груза.
Страховое возмещение может не выплачиваться, если груз испортился, потому что его везли с нарушением правил хранения. К примеру, бывали случаи, когда мешки с рисом путешествовали по морю на открытой палубе, где крупа промокала. А подсолнечное масло заливали в танкер, не очищенный от нефти, и т.д. В каждом конкретном случае условия транспортировки должны быть учтены в договоре страхования.
Павел Логинов, президент СК "Столичное страховое общество": "Помимо уже названных, страховщики традиционно не возмещают убытки, если они возникли по причине военных действий и их последствий (повреждение минами, торпедами, бомбами и т.п.), а также в результате народных волнений и забастовок, конфискации имущества, пиратских действий. Сюда же относятся убытки вследствие воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, умысла и грубой небрежности страхователя и его представителей, несоответствующей упаковки грузов, отправления грузов в поврежденном состоянии, повреждения груза червями, грызунами, насекомыми".
Комплексный обед

Помимо собственно страхования груза, страховщики довольно часто предлагают своим клиентам ряд дополнительных услуг. Иногда они берут на себя роль связующего звена в цепочке "перевозчик--клиент--охрана".
Марина Левина, заместитель директора департамента страхования грузов СК "ЮКОС-Гарант": "Мы предлагаем нашему клиенту услуги, охватывающие весь процесс перевозки, начиная с содействия в организации предоставления транспорта, охраны и кончая страховой защитой. Наша компания имеет надежные, проверенные временем партнерские отношения с перевозчиками, экспедиторами и охранными предприятиями. Покупая комплексную услугу в одном месте, вы получаете скидки у перевозчика, у охранного предприятия. Помимо этого, при оценке степени риска вам будет предложена пониженная тарифная ставка, так как мы знаем перевозчика, знаем охранную структуру. Скидка может достигать 50% от базового страхового тарифа".
Крупные страховые компании имеют собственную сеть аварийных комиссаров. Эти люди готовы провести осмотр грузов, установить характер, причину и размер понесенных убытков, провести розыск пропавшего груза.
Подчас страховые компании объединяются с бывшими конкурентами -- крупными транспортными фирмами. Организуя транспортировку грузов, они продают полисы российских и иностранных страховых компаний, одновременно выступая в роли страховых агентов. Вы оформляете перевозку и тут же на месте можете застраховать груз. Удобно, не правда ли?

Редкий товар используют прямо там, где его производят. Но даже недолгий путь таит в себе опасность. Сегодня, отправляя в дорогу груз, одни полагаются на авось, другие -- на перевозчика, а самые расчетливые доверяют страховым компаниям.Древнейшая профессия


Страхование грузов -- один самых древних видов страхования. Как только люди научились торговать с сопредельными государствами, перевозить товары морем и по суше, они стали заботиться о том, как восполнить неминуемые в пути потери. Караванщики Древнего Востока совместно возмещали понесенные от падежа скота и набегов грабителей-кочевников убытки. В средние века флорентийские, венецианские и генуэзские купцы, которые вели морскую торговлю с Ближним Востоком, заключали между собой договоры о взаимной ответственности за сохранность морских судов и грузов. Так появились первые страховые объединения.

В России страхование грузов пока не стало правилом. В нашей стране страхуется лишь восьмая--десятая часть грузов, перевозимых внутри государства. Чаще всего это ценности, ювелирные изделия, бриллианты, наличность. Страхуется наземная перевозка продуктов питания, парфюмерии, товаров народного потребления, особенно дорогостоящей бытовой техники. Словом, все то, что легко украсть и сбыть на рынке любого города или поселка.

Личное дело грузовладельца


Вообще, страхование груза -- дело добровольное. Впрочем, есть один вид транспорта, на котором перевозят только застрахованное имущество,-- морские суда. При этом на разных участках пути за груз могут отвечать совершенно разные организации.

Игорь Новиков, главный специалист отдела морского страхования и страхования грузов СК "Интеррос-Согласие": "По условиям стандартных международных контрактов обязанность страховать груз может полностью или частично возлагаться на продавца. Если вы купили товар, а по контракту он застрахован продавцом только до границы или до борта морского судна, дальнейшая забота о его сохранности становится вашей головной болью. В практике внутренней торговли ответственность за сохранность груза обычно лежит на продавце. Ему придется думать, как доставить товар в целости и сохранности и как, если понадобится, возместить материальные потери от порчи груза".

Перевозку (любым видом транспорта) обычно производит специализированная транспортная компания, а организует экспедиторская служба. Помимо доставки груза по назначению (будь то по морю, по суше или по воздуху), они берут на себя ответственность за его сохранность в соответствии с договором перевозки (даже в случае, если груз не застрахован). Так что, если товар пострадает в пути, нужно обращаться с претензией к транспортной компании или экспедитору (если груз застрахован -- к страховщику). Однако практически у всех перевозчиков в отличие от страховщиков ответственность (то есть сумма денежного возмещения в случае его порчи или гибели по вине перевозчика) за груз лимитирована: от $10 до $50 за килограмм. Поэтому, если вы решили перевезти ценный груз (скажем, картину Сальвадора Дали), то разумно будет все-таки застраховать груз.

Кроме того, перевозчики и экспедиторы не отвечают за порчу и гибель груза, вызванную форс-мажорными обстоятельствами: стихийными бедствиями, наводнениями, штормами и другими непредсказуемыми событиями. Если же перевозчик откажется удовлетворить претензии, придется обращаться в арбитражный суд. Так что, когда и какую компенсацию получит владелец груза и получит ли вообще, неизвестно. Именно поэтому иногда дешевле бывает обратиться к страховщику.

Другой вариант -- пользоваться услугами перевозчиков, которые сами страхуют либо груз, либо свою ответственность перед третьими лицами, то есть владельцем груза.

Многие российские, да и зарубежные страховые компании утверждают, что могут застраховать практически любые грузы: наливные и насыпные, в контейнерах и без, упакованные и нет, при перевозках морским, речным, железнодорожным, авиационным, автомобильным и даже трубопроводным транспортом. В "Ингосстрахе", к примеру, обещают застраховать все вплоть до радиоактивных отходов. Ряд компаний, в частности "ЮКОС-Гарант" и Национальная страховая группа, готовы взять на себя ответственность за перевозку наличных денежных средств, ценных бумаг, а также музейных и выставочных произведений искусства.

Однако не все так просто.

Ирина Шестак, заместитель генерального директора СК "НАСТА Центр": "Обычно страховщики условно подразделяют грузы на несколько групп: благоприятные, хорошие грузы (крупногабаритные металл и дерево, кирпич, трубы), средние грузы (продукты питания, зерно, бумага), плохие или нежелательные грузы (огнеопасные и легковоспламеняющиеся вещества, масла, водка, хлопок). В зависимости от того, к какой группе принадлежит ваш груз, страховщики решают, стоит ли брать его на страхование. Нежелательные грузы тоже страхуют, но при этом значительно увеличивают страховой тариф".

Пути груза неисповедимы


Процесс транспортировки груза -- это целый детектив. Груз накапливается на складе отправителя, готовится к отправке, пакуется и пакетируется, перегружается на транспортные средства, закрепляется с учетом требований для выбранного вида транспорта, путешествует, проходит таможни, выгружается, вновь временно складируется и, наконец, принимается получателем.

Со времен генуэзских купцов формы страхования постепенно менялись и совершенствовались. Сегодня всюду в мире действуют общепринятые правила страхования грузов. Для этого используются договоры со стандартным набором рисков. Похожие правила взяли на вооружение и российские страховщики.

Сегодня применяются три типа стандартных условий страхования груза независимо от вида транспорта, которым он перевозится. Это страхование "с ответственностью за все риски", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" и "с ответственностью за частную аварию".

Если груз застрахован "с ответственностью за все риски", страховщик возместит убытки от повреждения или полной гибели всего груза или его части, возникшие практически по любым причинам, кроме специально оговоренных.

Страхование "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" означает, что убытки от повреждений груза не возмещаются. Страховым считается только случай гибели всего груза или его части. Например, если во время транспортировки по морю груз смоет за борт -- страховка будет выплачена. А если груз попросту намокнет -- то нет.

Более редкий вариант страхования "с ответственностью за частную аварию" обязывает страховую компанию возмещать убытки от повреждения или полной гибели груза или его части только в случае аварийных ситуаций, возникших вследствие конкретных причин. Например, во время грозы, шторма и иных стихийных бедствий. Или в конкретно оговоренных случаях, как-то столкновения транспортных средств, пропажа судов и самолетов без вести и т.д.

Во всех трех случаях страховщики обычно покрывают убытки, расходы и взносы по общей аварии и спасанию уцелевшего груза.

Татьяна Антошина, главный специалист отдела страхования грузов СК РУКСО: "Наша компания разработала эксклюзивные программы для страхователей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Полис, выданный ЗАО РУКСО, гарантирует страховую защиту грузовладельцам на любом маршруте перевозки (ограничения составляют территории военных действий) с момента отгрузки до момента получения груза, включая его хранение на складах, перегрузку, перевалку. Клиентам предоставляются как общепринятые для России условия страхования, так и международные, известные как "А", "В", "С" Института лондонских страховщиков, в соответствии с которыми производится выплата страхового возмещения в случае гибели, повреждения, кражи всего груза или его части. При заключении договора страхования учитываются все опасности, которым могут быть подвержены перевозимые грузы. В стандартный набор рисков можно включить дополнительные условия, касающиеся специфики той или иной группы товаров".

Борис Никульченков, директор дирекции по работе с корпоративными клиентами СК "МАКС": "Основной объем грузоперевозок страхуется СК "МАКС" на условиях "от всех рисков, включая противоправные действия третьих лиц". Принимая во внимание, что основные грузы, застрахованные компанией, принадлежат предприятиям ядерной энергетики и промышленности (радиоактивные материалы, дорогостоящие и высокотехнологичные механизмы), можно понять всю актуальность данной формулировки. При экспортных и импортных перевозках мы оформляем полис международного образца. При необходимости риски перестраховываем у ведущих иностранных компаний."

Мышей боятся не только слоны


Между тем страховые компании возмещают не все убытки, которые могут возникнуть при перевозке груза, даже если груз застрахован "с ответственностью за все риски".

Есть вещи, которые никогда не страхуются. Прежде всего это естественная убыль груза: усушка, утруска сыпучих продуктов. Так, при перевозке спирта учитываются утвержденные еще Госстандартом нормы его летучести.

Страховые компании довольно часто не покрывают недостачу груза, если пломбы на контейнерах целы или если наружная упаковка груза невредима. Если в фирменно упакованном ящике с инструментами не окажется нескольких комплектов, страховщик, скорее всего, не будет возмещать ущерб. Правда, отдельные компании идут навстречу старым клиентам и покрывают для них даже такие риски.

Если цены на товар успели значительно снизиться, пока груз был в пути, и в результате клиент получил меньшую, чем планировалось, прибыль, ему ничего не остается как смириться с убытками. Эти потери не компенсируются, точно так же как и ущерб от опоздания на сутки машины с тиражом ежедневной газеты. Но, повторимся, иногда компании все-таки предусматривают в условиях страхования компенсацию "упущенной выгоды", как правило, в размере не более 10% стоимости груза.

Страховое возмещение может не выплачиваться, если груз испортился, потому что его везли с нарушением правил хранения. К примеру, бывали случаи, когда мешки с рисом путешествовали по морю на открытой палубе, где крупа промокала. А подсолнечное масло заливали в танкер, не очищенный от нефти, и т.д. В каждом конкретном случае условия транспортировки должны быть учтены в договоре страхования.

Павел Логинов, президент СК "Столичное страховое общество": "Помимо уже названных, страховщики традиционно не возмещают убытки, если они возникли по причине военных действий и их последствий (повреждение минами, торпедами, бомбами и т.п.), а также в результате народных волнений и забастовок, конфискации имущества, пиратских действий. Сюда же относятся убытки вследствие воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, умысла и грубой небрежности страхователя и его представителей, несоответствующей упаковки грузов, отправления грузов в поврежденном состоянии, повреждения груза червями, грызунами, насекомыми".

Комплексный обед


Помимо собственно страхования груза, страховщики довольно часто предлагают своим клиентам ряд дополнительных услуг. Иногда они берут на себя роль связующего звена в цепочке "перевозчик--клиент--охрана".

Марина Левина, заместитель директора департамента страхования грузов СК "ЮКОС-Гарант": "Мы предлагаем нашему клиенту услуги, охватывающие весь процесс перевозки, начиная с содействия в организации предоставления транспорта, охраны и кончая страховой защитой. Наша компания имеет надежные, проверенные временем партнерские отношения с перевозчиками, экспедиторами и охранными предприятиями. Покупая комплексную услугу в одном месте, вы получаете скидки у перевозчика, у охранного предприятия. Помимо этого, при оценке степени риска вам будет предложена пониженная тарифная ставка, так как мы знаем перевозчика, знаем охранную структуру. Скидка может достигать 50% от базового страхового тарифа".

Крупные страховые компании имеют собственную сеть аварийных комиссаров. Эти люди готовы провести осмотр грузов, установить характер, причину и размер понесенных убытков, провести розыск пропавшего груза.

Подчас страховые компании объединяются с бывшими конкурентами -- крупными транспортными фирмами. Организуя транспортировку грузов, они продают полисы российских и иностранных страховых компаний, одновременно выступая в роли страховых агентов. Вы оформляете перевозку и тут же на месте можете застраховать груз. Удобно, не правда ли?

ВСЕВОЛОД ИВАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама