19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Бесконтрольно-следовая полоса"

Архивная публикация 2003 года: "Бесконтрольно-следовая полоса"

С 1 января будущего года российским экспортерам и импортерам жить станет проще. А вот таможню ждут серьезные проблемы. Именно так расценивает принятие нового Таможенного кодекса глава ГТК РФ Михаил ВАНИН.Михаил Ванин: В новом кодексе мы постарались применить к работе таможни принципиально новую концепцию, которую используют наиболее развитые страны, работающие в условиях огромных объемов внешней торговли. То есть когда сплошной контроль грузов, товаров в прежнем режиме становится невозможен, так как для этого надо иметь такую большую армию таможенников, которую себе не может позволить ни одно государство.
Смысл концепции управления рисками заключается в том, что таможня контролирует не все, что проходит через нее, а выбирает цель: товары, которые сопряжены с наибольшими рисками для экономики, безопасности и т.д.
На практике это осуществляется с помощью специальных компьютерных продуктов. Из наших баз данных поступает информация о каждом пересечении товаром границы. Эта информация анализируется, и специальные программы с помощью разработанных критериев выявляют поставки, которые так или иначе могут быть отнесены к группам риска.
"Профиль": И что именно вы считаете группами риска?
М.В.: Там много критериев, они достаточно сложно взаимосвязаны. В группу риска попадает не только контрабанда. Например, товар может быть задекларирован не под своим наименованием, у него может быть занижена стоимость, или этот товар следует в адрес несуществующего хозяйствующего субъекта, или мы предполагаем, что в этом грузе могут содержаться оружие либо наркотики. Все эти критерии заложены в компьютерную программу, которая у нас действует уже год. Мы начинали с 8 критериев, сейчас их уже 36.
Информация о попадающих в эти "рисковые" группы товарных поставках поступает в таможенные органы, и там уже их оформление производится по полной программе: обязательный досмотр, тщательная работа с документами и т.д.
Большую помощь окажет кредит Мирового банка в $140 млн., выделенный как раз на укрепление информационной системы таможенной службы. Речь идет о быстрых каналах передачи данных о товарах с границы сюда, во внутренние таможни, о возможности использования электронного декларирования, предварительного декларирования, о хорошей связи со всеми участками границы.
"П.": А в чем основные плюсы нового документа для бизнеса?
М.В.: Новый Таможенный кодекс -- закон прямого действия. И это его главный плюс. Становится ненужным огромное количество подзаконных актов (постановлений правительства, распоряжений и приказов ГТК), существующих на сегодняшний день.
Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет разрешать все споры на месте. И что немаловажно, при столкновениях тех или иных точек зрения документ всегда на стороне участника внешней торговли.
Согласно новому кодексу срок таможенного оформления товара не должен превышать трех дней (по прежнему ТК эта процедура может занимать до 10 дней. -- "Профиль"). Есть несколько исключений, которые оговорены в ТК. Например, если не предоставлены все необходимые документы, список которых также строго оговорен. Но на этот случай предусмотрена процедура "условного выпуска товаров". Если в результате более детальной экспертизы подтвердятся наши сомнения, то тогда и будут приниматься соответствующие меры: переоценка, доначисление платежей и т.д. Но товар при этом уже будет выпущен. На практике мы стремимся к оформлению товаров день в день.
В документе также записано, что таможня теперь не будет иметь права определять места оформления отдельных категорий товаров (сейчас таможня сама имеет право направлять те или иные товары на строго определенные склады. -- "Профиль"). За исключением тех, которые могут представлять угрозу безопасности или здоровью граждан (радиоактивные материалы, опасные химические вещества и т.п.). Все остальные товары будут оформляться на складах без каких-либо территориальных ограничений. Проще говоря, там, где это удобнее для хозяев товара.
"П.": Большая свобода бизнеса создаст для вас новые проблемы?
М.В.: Конечно. Те новые возможности (в первую очередь, ускорение и упрощение таможенного оформления грузов, четко оговоренный список необходимых для этого документов, "условный" выпуск товара, упрощение системы расчетов с таможней и т.д.), которые появляются у участников внешней торговли, наверняка будут использованы недобросовестными предпринимателями.
И мы уже изучаем возможные варианты развития событий. Мы просчитываем не только возможные новые каналы и способы ухода от уплаты таможенных платежей, но и наши меры реагирования.
"П.": Например?
М.В.: Сейчас проводится большая работа по совмещению единого государственного реестра юридических лиц МНС с базами данных ГТК. Поэтому на границе будет несложно оценить, следует ли груз в адрес существующей организации или "липовой".
МНС тоже заинтересовано в том, чтобы мы все случаи оформления хозяйствующих субъектов, которые не встали на учет в МНС, тут же доводили до их сведения. О чем, собственно, мы уже договорились и теперь реализуем эту задачу в техническом плане.
Есть и другие, чисто правоохранительные методы реагирования на возможные попытки расширения противоправной деятельности.
"П.": На каких направлениях вы ожидаете наибольшего числа "сюрпризов"?
М.В.: Можно сказать, что сейчас происходит определенное укрупнение во внешнеторговой деятельности. То есть уже образовался перечень больших компаний, контролирующих те или иные рынки и направления бизнеса. Это, в частности, относится к импорту табака, алкоголя, автомобилей, некоторых других товаров. Работающие здесь компании за последние годы стали более прозрачными, с ними особых проблем не возникает.
Тем не менее остаются сектора, где работает масса мелких компаний, которые и представляют для нас наибольшую опасность. Это касается рынка строительных материалов, бытовой электротехники, одежды, обуви. Мы заинтересованы и в расширении диалога с теми, кто хочет выйти из тени и дальше добросовестно работать, и в "закручивании гаек" по отношению к тем, кто такие настроения не поддерживает.
Мы будем вместе с МНС проводить работу по "отжиму" фирм-однодневок от участия во внешней торговле.
"П.": В свое время ГТК уже разделил участников внешнеторговой деятельности на добросовестных и не совсем. Создание таких "черных" и "белых" списков оправдало себя?
М.В.: Эти списки сыграли свою положительную роль. Они примерно два года у нас проработали и сегодня продолжают работать. Это упростило таможенное оформление для огромного количества участников внешней торговли, которых мы видим, что называется, "вживую". У них есть счет в банке, они оформляют товары на себя, без бесконечного числа посредников, у них есть офисы, имущество и т.д. И таких компаний большинство.
Сегодня стоит задача формировать эти "белые" списки какими-то другими методами. Один из них -- работа с единым государственным реестром юридических лиц. Мы будем опираться в первую очередь на него, считая, что тем компаниям, которые вошли в реестр, мы можем доверять.
"П.": Не уменьшатся ли в связи с введением нового кодекса поступления в бюджет?
М.В.: Как я уже говорил, количество попыток уклонения от таможенных платежей может увеличиться. Сейчас сложно сказать, насколько возрастет этот показатель. По моему мнению, вряд ли в разы, так как нормальных, добропорядочных компаний у нас все-таки больше.
Хотя, конечно, этот фактор является определенным риском для нашей работы в следующем году, я считаю, что мы сможем эти риски минимизировать. В том числе за счет использования более современной информационной технологии, за счет того, что ускорим таможенное оформление, а значит, сможем оформить большее количество товарных партий. И соответственно, большее количество платежей поступит в федеральный бюджет.

С 1 января будущего года российским экспортерам и импортерам жить станет проще. А вот таможню ждут серьезные проблемы. Именно так расценивает принятие нового Таможенного кодекса глава ГТК РФ Михаил ВАНИН.Михаил Ванин: В новом кодексе мы постарались применить к работе таможни принципиально новую концепцию, которую используют наиболее развитые страны, работающие в условиях огромных объемов внешней торговли. То есть когда сплошной контроль грузов, товаров в прежнем режиме становится невозможен, так как для этого надо иметь такую большую армию таможенников, которую себе не может позволить ни одно государство.

Смысл концепции управления рисками заключается в том, что таможня контролирует не все, что проходит через нее, а выбирает цель: товары, которые сопряжены с наибольшими рисками для экономики, безопасности и т.д.

На практике это осуществляется с помощью специальных компьютерных продуктов. Из наших баз данных поступает информация о каждом пересечении товаром границы. Эта информация анализируется, и специальные программы с помощью разработанных критериев выявляют поставки, которые так или иначе могут быть отнесены к группам риска.

"Профиль": И что именно вы считаете группами риска?

М.В.: Там много критериев, они достаточно сложно взаимосвязаны. В группу риска попадает не только контрабанда. Например, товар может быть задекларирован не под своим наименованием, у него может быть занижена стоимость, или этот товар следует в адрес несуществующего хозяйствующего субъекта, или мы предполагаем, что в этом грузе могут содержаться оружие либо наркотики. Все эти критерии заложены в компьютерную программу, которая у нас действует уже год. Мы начинали с 8 критериев, сейчас их уже 36.

Информация о попадающих в эти "рисковые" группы товарных поставках поступает в таможенные органы, и там уже их оформление производится по полной программе: обязательный досмотр, тщательная работа с документами и т.д.

Большую помощь окажет кредит Мирового банка в $140 млн., выделенный как раз на укрепление информационной системы таможенной службы. Речь идет о быстрых каналах передачи данных о товарах с границы сюда, во внутренние таможни, о возможности использования электронного декларирования, предварительного декларирования, о хорошей связи со всеми участками границы.

"П.": А в чем основные плюсы нового документа для бизнеса?

М.В.: Новый Таможенный кодекс -- закон прямого действия. И это его главный плюс. Становится ненужным огромное количество подзаконных актов (постановлений правительства, распоряжений и приказов ГТК), существующих на сегодняшний день.

Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет разрешать все споры на месте. И что немаловажно, при столкновениях тех или иных точек зрения документ всегда на стороне участника внешней торговли.

Согласно новому кодексу срок таможенного оформления товара не должен превышать трех дней (по прежнему ТК эта процедура может занимать до 10 дней. -- "Профиль"). Есть несколько исключений, которые оговорены в ТК. Например, если не предоставлены все необходимые документы, список которых также строго оговорен. Но на этот случай предусмотрена процедура "условного выпуска товаров". Если в результате более детальной экспертизы подтвердятся наши сомнения, то тогда и будут приниматься соответствующие меры: переоценка, доначисление платежей и т.д. Но товар при этом уже будет выпущен. На практике мы стремимся к оформлению товаров день в день.

В документе также записано, что таможня теперь не будет иметь права определять места оформления отдельных категорий товаров (сейчас таможня сама имеет право направлять те или иные товары на строго определенные склады. -- "Профиль"). За исключением тех, которые могут представлять угрозу безопасности или здоровью граждан (радиоактивные материалы, опасные химические вещества и т.п.). Все остальные товары будут оформляться на складах без каких-либо территориальных ограничений. Проще говоря, там, где это удобнее для хозяев товара.

"П.": Большая свобода бизнеса создаст для вас новые проблемы?

М.В.: Конечно. Те новые возможности (в первую очередь, ускорение и упрощение таможенного оформления грузов, четко оговоренный список необходимых для этого документов, "условный" выпуск товара, упрощение системы расчетов с таможней и т.д.), которые появляются у участников внешней торговли, наверняка будут использованы недобросовестными предпринимателями.

И мы уже изучаем возможные варианты развития событий. Мы просчитываем не только возможные новые каналы и способы ухода от уплаты таможенных платежей, но и наши меры реагирования.

"П.": Например?

М.В.: Сейчас проводится большая работа по совмещению единого государственного реестра юридических лиц МНС с базами данных ГТК. Поэтому на границе будет несложно оценить, следует ли груз в адрес существующей организации или "липовой".

МНС тоже заинтересовано в том, чтобы мы все случаи оформления хозяйствующих субъектов, которые не встали на учет в МНС, тут же доводили до их сведения. О чем, собственно, мы уже договорились и теперь реализуем эту задачу в техническом плане.

Есть и другие, чисто правоохранительные методы реагирования на возможные попытки расширения противоправной деятельности.

"П.": На каких направлениях вы ожидаете наибольшего числа "сюрпризов"?

М.В.: Можно сказать, что сейчас происходит определенное укрупнение во внешнеторговой деятельности. То есть уже образовался перечень больших компаний, контролирующих те или иные рынки и направления бизнеса. Это, в частности, относится к импорту табака, алкоголя, автомобилей, некоторых других товаров. Работающие здесь компании за последние годы стали более прозрачными, с ними особых проблем не возникает.

Тем не менее остаются сектора, где работает масса мелких компаний, которые и представляют для нас наибольшую опасность. Это касается рынка строительных материалов, бытовой электротехники, одежды, обуви. Мы заинтересованы и в расширении диалога с теми, кто хочет выйти из тени и дальше добросовестно работать, и в "закручивании гаек" по отношению к тем, кто такие настроения не поддерживает.

Мы будем вместе с МНС проводить работу по "отжиму" фирм-однодневок от участия во внешней торговле.

"П.": В свое время ГТК уже разделил участников внешнеторговой деятельности на добросовестных и не совсем. Создание таких "черных" и "белых" списков оправдало себя?

М.В.: Эти списки сыграли свою положительную роль. Они примерно два года у нас проработали и сегодня продолжают работать. Это упростило таможенное оформление для огромного количества участников внешней торговли, которых мы видим, что называется, "вживую". У них есть счет в банке, они оформляют товары на себя, без бесконечного числа посредников, у них есть офисы, имущество и т.д. И таких компаний большинство.

Сегодня стоит задача формировать эти "белые" списки какими-то другими методами. Один из них -- работа с единым государственным реестром юридических лиц. Мы будем опираться в первую очередь на него, считая, что тем компаниям, которые вошли в реестр, мы можем доверять.

"П.": Не уменьшатся ли в связи с введением нового кодекса поступления в бюджет?

М.В.: Как я уже говорил, количество попыток уклонения от таможенных платежей может увеличиться. Сейчас сложно сказать, насколько возрастет этот показатель. По моему мнению, вряд ли в разы, так как нормальных, добропорядочных компаний у нас все-таки больше.

Хотя, конечно, этот фактор является определенным риском для нашей работы в следующем году, я считаю, что мы сможем эти риски минимизировать. В том числе за счет использования более современной информационной технологии, за счет того, что ускорим таможенное оформление, а значит, сможем оформить большее количество товарных партий. И соответственно, большее количество платежей поступит в федеральный бюджет.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».