16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Бесплодные усилия любви"

Архивная публикация 2002 года: "Бесплодные усилия любви"

Как известно, родители по поводу будущего своих чад имеют особое мнение, которое зачастую расходится с планами их отпрысков. Возможно, именно с этого и начинается конфликт отцов и детей.Если десять лет назад фраза "Главное, чтобы вырос человеком" воспринималась едва ли не как догма, то сегодня она сгодится разве что в утешение неудачнику. Конечно, родители во все времена хотят, чтобы их дети были самые-самые. Вот только перечень качеств, необходимых для того, чтобы человек выжил в современном мире и остался при этом человеком, несколько поменялся.
В последние годы особым "спросом" стали пользоваться такие качества, как хватка, хитрость, установка на карьерный рост и проч. Соответственно, снижается популярность "советских" установок на скромность, заботу об общем благе.
Любопытно, что более молодые родители в список желаемых для своих детей профессий включают те, которые имеют наибольший спрос на рынке труда (и, разумеется, хорошо оплачиваются). А отцы и матери старшего поколения по-прежнему делают ставку на карьеры массовых интеллигентных профессий -- врача, учителя, инженера.
Ольга Смирнова, психолог: "Жесткое деление "взрослого" общества на богатых и бедных не могло не сказаться на детском мире. 20 лет назад взрослые примерно одинаково планировали будущее своих детей (рассуждали о благополучии, о том, как делается карьера). Сегодня единый детский мир развалился на две части.
Первую представляют дети социально устроенных родителей, желающих, чтобы их дети не только хорошо зарабатывали, но и самореализовались, достигнув уважаемого положения в обществе.
Во второй группе оказались дети тех, кто постепенно опускается на дно общества. Они настолько сами устали от безденежья, что для своих отпрысков хотят прежде всего достатка. Такие цели, как самореализация, самосовершенствование, здесь вообще не ставятся.
Разные жизненные установки детей, принадлежащих разным слоям, можно проиллюстрировать следующим примером. Пару лет назад я просила школьников разных школ Москвы нарисовать себя взрослым, состоявшимся человеком. Так вот, дети первой группы (успешных родителей) изображали себя в виде деловых людей -- мужчины в очках и с дипломатом, в строгом костюме или же женщины, довольно привлекательной, но тоже в деловом костюме, обязательный элемент которого пиджак с лацканами.
А вот вторая категория детей рисовала мускулистого гражданина с золотыми цепями и с пистолетом или же чрезвычайно сексапильную девушку -- в короткой юбке и блузке с большим вырезом".
Из чего же сделаны наши подростки?

Дети, как ни странно, тоже имеют некоторое представление о своем будущем. Московский центр социально-психологической адаптации подростков "Генезис" опросил 2 тысячи школьников 14--17 лет из разных школ Москвы и Подмосковья. Им предлагалось расположить по значимости ряд понятий (счастливая семейная жизнь, хорошие и верные друзья, здоровье и так далее). Получился своего рода рейтинг подростковых ценностей.
Интересно, что такой весьма современной ценности, как материально-обеспеченная жизнь, досталось только третье место, а не первое или второе, как ожидали учителя. Объясняется этот феномен, скорее всего, следующим: наши дети, безусловно, хотят иметь машины и модные вещи, но главное для них -- наличие своего дома, родного человека, который поймет и утешит. Словом, все то, что обеспечит психологический комфорт, даст чувство безопасности, а это очень важно в нынешнее время конкурентности и выживания.
Крайне мало "очков" получил пункт под названием "Активная жизнь", что явно свидетельствует об инфантилизме, нежелании или невозможности предпринимать усилия, чтобы изменить какую-либо неприятную ситуации. Подростки часто не верят в то, что в их силах управлять происходящим.
Получается, что наши детки не так уж и стремятся к богатству, как подозревают их родители. Правда, вряд ли стоит радоваться по этому поводу: исследование показало, что они вообще мало куда стремятся. Так, понятие творчества у современных подростков утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного. Что вполне объяснимо, поскольку научная творческая работа сегодня не только не престижна, но и не дает средств для жизни. Что же до таких возвышенных понятий, как познание и красота природы и искусства, то первое у детей ассоциируется со школой, необходимостью учиться и соответствовать требованиям взрослых. То есть, по сути, ничего хорошего они в этом деле не видят. Второго же понятия современные школьники просто не понимают. По-видимому, причина -- в прагматизме современной жизни. Кроме того, сегодня в школе главными предметами являются русский язык, иностранные языки и математика, музыка же и рисование часто и уроками-то не считаются.
Оксана Орлова, психолог: "Основные проблемы, с которыми сталкиваются современные школьники, это действительно недостаток внимания со стороны взрослых, которые порой совершенно не представляют, чем заполнена жизнь их детей. Общение ребенка с отцом и матерью часто ограничивается бытовыми проблемами и классическим вопросом: "Как дела в школе?" -- на который следует столь же классический ответ: "Нормально!"
Любопытно, что сами школьники, говоря о своих проблемах, переводят их на внешнюю атрибутику. То есть мальчик, скажем, страдает начальной стадией аутизма и при этом объясняет свой внутренний дискомфорт тем, что у него ботинки не той марки, которая пользуется уважением в его среде. Список претензий современных школьников к родителям возглавляют претензии материальные. Ребенок нередко оказывается чужим в классе, если он одет хуже, чем его товарищи. Большое значение имеет место, где принято покупать молодежную одежду. Существует даже перечень торговых марок, обладать которыми не только престижно, но просто необходимо, чтобы слыть за "своего".
Немудрено, что родители, считающие по привычке, что не одежда красит человека, приходят в ужас от подобной картины. А зря! Нужно принять эти новые правила игры и постараться объяснить, что "авторитет модных ботинок" -- это непрочно и ненадолго. К сожалению, практика показывает, что немногие родители готовы к таким разговорам".
Что у школьника в портфеле?

Содержимое школьного портфеля может поведать о пристрастиях своего хозяина гораздо больше, чем самые подробные анкеты. Мы решили выяснить, что дети приносят с собой в школу, и попросили учеников 6--7-х классов нескольких московских школ раскрыть свои портфели или (что чаще) ранцы и рюкзаки. Естественно, нас интересовали не школьные принадлежности (ручки, папки, учебники), а, так сказать, посторонние предметы, являющиеся школьными фетишами или тотемами. Вот что мы обнаружили.
Одним из главных тотемов современного школьника являются так называемые "сотки" -- кружки из прессованной бумаги (чаще всего -- подставки под пивные кружки "повзаимствованные" из баров), в которые играют наподобие фантиков. По сути, "сотки" являются своего рода школьными деньгами. Богатым считается тот, чье состояние насчитывает 50 и более "соток". Далее следуют наклейки из молодежных журналов "Молоток" и Cool с изображением телепузиков, Бивиса и Баттхеда, актеров сериала "Секретные материалы" и певиц вроде Дженифер Лопес, Сары Коннор и Шакиры. Этими штучками оклеивались дневники, что, впрочем, может и не являться свидетельством "культа личности". Многие из ребят так и не смогли сказать, что это за персонажи и зачем они их наклеили. Просто иметь чистый дневник считается неприличным.
Среди прочих элементов школьного престижа особое место занимают игрушки-брелки (черепашки, мишки, крокодильчики), прикрепленные к рюкзакам. Не повесишь такого крокодильчика -- прослывешь "белой вороной". К чисто "девчоночьим" предметам относились масса пробников с кремами и духами, косметика, браслеты и серьги. Заметно, что бижутерия приобреталась по советам журнала Cool Girl.
Помимо штучек, которые принято демонстрировать, в школьном ранце есть место и для "интимных предметов", которые многие отказывались показывать. Как ни странно, среди них оказались музыкальные диски. А заодно выяснилось, что самая популярная группа у нынешних школьников -- Ramstein (особенно среди девочек), на втором месте -- белый реппер Eminem. Кстати, благодаря группе Ramstein с их профашистской стилистикой, на дневниках и тетрадках школьников оказалось изображение свастики. Учителя -- в ужасе, а современные детки тем временем часто и знать не знают, что на само деле означает этот символ.

Что подростки думают о своих родителях? (% от общего числа опрошенных)

Как известно, родители по поводу будущего своих чад имеют особое мнение, которое зачастую расходится с планами их отпрысков. Возможно, именно с этого и начинается конфликт отцов и детей.Если десять лет назад фраза "Главное, чтобы вырос человеком" воспринималась едва ли не как догма, то сегодня она сгодится разве что в утешение неудачнику. Конечно, родители во все времена хотят, чтобы их дети были самые-самые. Вот только перечень качеств, необходимых для того, чтобы человек выжил в современном мире и остался при этом человеком, несколько поменялся.

В последние годы особым "спросом" стали пользоваться такие качества, как хватка, хитрость, установка на карьерный рост и проч. Соответственно, снижается популярность "советских" установок на скромность, заботу об общем благе.

Любопытно, что более молодые родители в список желаемых для своих детей профессий включают те, которые имеют наибольший спрос на рынке труда (и, разумеется, хорошо оплачиваются). А отцы и матери старшего поколения по-прежнему делают ставку на карьеры массовых интеллигентных профессий -- врача, учителя, инженера.

Ольга Смирнова, психолог: "Жесткое деление "взрослого" общества на богатых и бедных не могло не сказаться на детском мире. 20 лет назад взрослые примерно одинаково планировали будущее своих детей (рассуждали о благополучии, о том, как делается карьера). Сегодня единый детский мир развалился на две части.

Первую представляют дети социально устроенных родителей, желающих, чтобы их дети не только хорошо зарабатывали, но и самореализовались, достигнув уважаемого положения в обществе.

Во второй группе оказались дети тех, кто постепенно опускается на дно общества. Они настолько сами устали от безденежья, что для своих отпрысков хотят прежде всего достатка. Такие цели, как самореализация, самосовершенствование, здесь вообще не ставятся.

Разные жизненные установки детей, принадлежащих разным слоям, можно проиллюстрировать следующим примером. Пару лет назад я просила школьников разных школ Москвы нарисовать себя взрослым, состоявшимся человеком. Так вот, дети первой группы (успешных родителей) изображали себя в виде деловых людей -- мужчины в очках и с дипломатом, в строгом костюме или же женщины, довольно привлекательной, но тоже в деловом костюме, обязательный элемент которого пиджак с лацканами.

А вот вторая категория детей рисовала мускулистого гражданина с золотыми цепями и с пистолетом или же чрезвычайно сексапильную девушку -- в короткой юбке и блузке с большим вырезом".

Из чего же сделаны наши подростки?


Дети, как ни странно, тоже имеют некоторое представление о своем будущем. Московский центр социально-психологической адаптации подростков "Генезис" опросил 2 тысячи школьников 14--17 лет из разных школ Москвы и Подмосковья. Им предлагалось расположить по значимости ряд понятий (счастливая семейная жизнь, хорошие и верные друзья, здоровье и так далее). Получился своего рода рейтинг подростковых ценностей.

Интересно, что такой весьма современной ценности, как материально-обеспеченная жизнь, досталось только третье место, а не первое или второе, как ожидали учителя. Объясняется этот феномен, скорее всего, следующим: наши дети, безусловно, хотят иметь машины и модные вещи, но главное для них -- наличие своего дома, родного человека, который поймет и утешит. Словом, все то, что обеспечит психологический комфорт, даст чувство безопасности, а это очень важно в нынешнее время конкурентности и выживания.

Крайне мало "очков" получил пункт под названием "Активная жизнь", что явно свидетельствует об инфантилизме, нежелании или невозможности предпринимать усилия, чтобы изменить какую-либо неприятную ситуации. Подростки часто не верят в то, что в их силах управлять происходящим.

Получается, что наши детки не так уж и стремятся к богатству, как подозревают их родители. Правда, вряд ли стоит радоваться по этому поводу: исследование показало, что они вообще мало куда стремятся. Так, понятие творчества у современных подростков утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного. Что вполне объяснимо, поскольку научная творческая работа сегодня не только не престижна, но и не дает средств для жизни. Что же до таких возвышенных понятий, как познание и красота природы и искусства, то первое у детей ассоциируется со школой, необходимостью учиться и соответствовать требованиям взрослых. То есть, по сути, ничего хорошего они в этом деле не видят. Второго же понятия современные школьники просто не понимают. По-видимому, причина -- в прагматизме современной жизни. Кроме того, сегодня в школе главными предметами являются русский язык, иностранные языки и математика, музыка же и рисование часто и уроками-то не считаются.

Оксана Орлова, психолог: "Основные проблемы, с которыми сталкиваются современные школьники, это действительно недостаток внимания со стороны взрослых, которые порой совершенно не представляют, чем заполнена жизнь их детей. Общение ребенка с отцом и матерью часто ограничивается бытовыми проблемами и классическим вопросом: "Как дела в школе?" -- на который следует столь же классический ответ: "Нормально!"

Любопытно, что сами школьники, говоря о своих проблемах, переводят их на внешнюю атрибутику. То есть мальчик, скажем, страдает начальной стадией аутизма и при этом объясняет свой внутренний дискомфорт тем, что у него ботинки не той марки, которая пользуется уважением в его среде. Список претензий современных школьников к родителям возглавляют претензии материальные. Ребенок нередко оказывается чужим в классе, если он одет хуже, чем его товарищи. Большое значение имеет место, где принято покупать молодежную одежду. Существует даже перечень торговых марок, обладать которыми не только престижно, но просто необходимо, чтобы слыть за "своего".

Немудрено, что родители, считающие по привычке, что не одежда красит человека, приходят в ужас от подобной картины. А зря! Нужно принять эти новые правила игры и постараться объяснить, что "авторитет модных ботинок" -- это непрочно и ненадолго. К сожалению, практика показывает, что немногие родители готовы к таким разговорам".

Что у школьника в портфеле?


Содержимое школьного портфеля может поведать о пристрастиях своего хозяина гораздо больше, чем самые подробные анкеты. Мы решили выяснить, что дети приносят с собой в школу, и попросили учеников 6--7-х классов нескольких московских школ раскрыть свои портфели или (что чаще) ранцы и рюкзаки. Естественно, нас интересовали не школьные принадлежности (ручки, папки, учебники), а, так сказать, посторонние предметы, являющиеся школьными фетишами или тотемами. Вот что мы обнаружили.

Одним из главных тотемов современного школьника являются так называемые "сотки" -- кружки из прессованной бумаги (чаще всего -- подставки под пивные кружки "повзаимствованные" из баров), в которые играют наподобие фантиков. По сути, "сотки" являются своего рода школьными деньгами. Богатым считается тот, чье состояние насчитывает 50 и более "соток". Далее следуют наклейки из молодежных журналов "Молоток" и Cool с изображением телепузиков, Бивиса и Баттхеда, актеров сериала "Секретные материалы" и певиц вроде Дженифер Лопес, Сары Коннор и Шакиры. Этими штучками оклеивались дневники, что, впрочем, может и не являться свидетельством "культа личности". Многие из ребят так и не смогли сказать, что это за персонажи и зачем они их наклеили. Просто иметь чистый дневник считается неприличным.

Среди прочих элементов школьного престижа особое место занимают игрушки-брелки (черепашки, мишки, крокодильчики), прикрепленные к рюкзакам. Не повесишь такого крокодильчика -- прослывешь "белой вороной". К чисто "девчоночьим" предметам относились масса пробников с кремами и духами, косметика, браслеты и серьги. Заметно, что бижутерия приобреталась по советам журнала Cool Girl.

Помимо штучек, которые принято демонстрировать, в школьном ранце есть место и для "интимных предметов", которые многие отказывались показывать. Как ни странно, среди них оказались музыкальные диски. А заодно выяснилось, что самая популярная группа у нынешних школьников -- Ramstein (особенно среди девочек), на втором месте -- белый реппер Eminem. Кстати, благодаря группе Ramstein с их профашистской стилистикой, на дневниках и тетрадках школьников оказалось изображение свастики. Учителя -- в ужасе, а современные детки тем временем часто и знать не знают, что на само деле означает этот символ.


Что подростки думают о своих родителях? (% от общего числа опрошенных)

Я думаю, что мой отец (мать)...Число ответивших

Слишком категорично требует, чтобы я выполнял его требования20%

Недостаточно терпелив со мной12%

Всегда решает, когда мне вернуться домой30%

Считает, что у меня должно быть множество обязанностей12%

Постоянно на меня кому-то жалуется4%

За одинаковый проступок то наказывает, то прощает11%

Начинает сердиться по поводу любого пустяка30%

Мало интересуется тем, что меня волнует40%

Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен8%

Постоянно меняет свои решения14%

Не покупает мне те вещи, которые я хочу56%

По данным ВЦИОМ.

Кем бы вы хотели видеть своего сына (внука)? (% от общего числа опрошенных)

~0102~Ответ~0401~Возраст родителей

До 25 лет25--39 лет40--54 года55 лет и старше

Ученым88912

Артистом, писателем141055

Директором банка2313127

Владельцем магазина10982

Врачом, учителем, инженером17323234

Офицером19101313

Спортсменом2013116

Бизнесменом2020177

Рабочим19142524

По данным ВЦИОМ.

"Градусник ценностей" школьников

ЦенностиЧисло людей, считающих ее важнойКакой процент составляют эти люди от общего числа опрошенных

Наличие хороших и верных друзей12539%

Свобода как независимость в действиях и поступках12238%

Любовь10232%

Уверенность в себе9630%

Счастливая семейная жизнь9028%

Активная, деятельная жизнь9028%

Любовь к природе, интерес к искусству7423%

Познание6420%

Творчество6420%

Интересная работа6119%

Здоровье5818%

Материальная обеспеченность5116%

По данным ВЦИОМ.


По данным ВЦИОМ.

Как проводят досуг школьники (в %)

Виды деятельности1991 год2000 год

Общение с друзьями79,353,9

Чтение книг45,426,6

Просмотр телепередач42,744,7

Общение с компьютером1,825,6

По данным ВЦИОМ.


По данным ВЦИОМ.


По данным Центра социологии образования РАО.

Наиболее популярные источники информации (в %)

~0102~Источники информации~0201~Мальчики~0201~Девочки

1991 год2000 год1991 год2000 год

Книги51,632,752,026,3

Телевидение58,739,552,441,7

Друзья21,129,632,151,4

Интернет050,0022,9

По данным ВЦИОМ.


По данным ВЦИОМ.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным Центра социологии образования РАО.

Число регулярных пользователей компьютера среди мальчиков 7-го и 11-го класса из разных социальных групп (в %)

~0102~Год~0301~7-й класс~0301~11-й класс

МалообеспеченныеСреднеобеспеченныеВысокообеспеченныеМалообеспеченныеСреднеобеспеченныеВысокообеспеченные

19978,323,653,87,439,677,8

200023,859,368,866,778,691,7

По данным ВЦИОМ.


По данным ВЦИОМ.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным Центра социологии образования РАО.

Что родители хотят от детей? (% от общего числа опрошенных)

Пожелания родителей1989 год2001 год

Быть экономными2521

Стараться понять другого4733

Стремиться к знаниям5357

Не упускать своего615

Открыто говорить, что думают2313

Не выделяться84

Стремиться занять видное положение в обществе311

Помнить о воздаянии за грехи28

Быть честными, порядочными7465

Не забывать своих корней1220

Уважать родителей6671

Уметь быть счастливыми1524

Любить свой дом, родину4536

Работать для общего блага114

Уметь довольствоваться малым56

Быть хитрее, не давать себя провести411

Быть всегда самими собой3429

По данным ВЦИОМ.


По данным ВЦИОМ.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным Центра социологии образования РАО.


По данным ВЦИОМ.

ИРИНА ВОРОБЬЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».