19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "БЕЗ ПАНИКИ"

Архивная публикация 2010 года: "БЕЗ ПАНИКИ"

Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль не видит в схемном страховании угрозу отрасли. - Александр Павлович, согласны ли вы с Центробанком, который оценил долю схемного страхования в 8%?
- Посчитать долю схем сложно без проверки договоров страхования. Но и этого мало, поскольку договоры составлены очень грамотно. Необходимо проследить, была ли передача риска (перенесение всего или части риска на другое лицо, в частности, с клиента на страховщика. - "Профиль"). Однако, как правило, схема без передачи средств через счета банка невозможна, поэтому не исключено, что Центробанк отследил долю схем по своим методикам и каналам.
- Есть основания говорить о системных угрозах страховому рынку, о которых предупреждает ЦБ?
- Я не согласен, что схемное страхование может быть одной из причин, которые приведут к системным угрозам. В договорах схемного страхования нет реальной передачи риска. Просто существуют две стороны этого соглашения - клиент, у которого есть деньги, и тот, кто хотел бы их получить в безопасном для себя месте и в удобном виде. Страховщик выступает посредником между ними.
Поверьте, что в ФССН не поступало ни одной жалобы по поводу того, что кому-то не заплатили по схеме. Поэтому в данном случае ни о каких угрозах рынку речь идти не может. Для меня системная угроза - это кризис неплатежеспособности, но говорить о том, что он уже наступил, преждевременно.
- Известны ли ФССН схемные компании? Какие вы можете назвать?
- Да, многие из этих компаний нам известны. Называть их я бы не стал. Постепенно число подобных страховщиков сокращается. По итогам прошлого года впервые в десятке лидеров по страхованию жизни не было ни одной компании со "схемной репутацией". Пока еще остаются схемы в перестраховании и в страховании ответственности. Есть компании, с которыми мы боремся по полгода или по году, чтобы подвигнуть их к занятию классическим страховым бизнесом. Раньше такие страховщики, понимая, что находятся под пристальным вниманием ФССН, сами уходили с рынка и начинали проводить те же операции через другие, заранее созданные компании либо подавали документы для получения лицензии под новой вывеской.
Сейчас им это сделать сложно. ФССН серьезно ужесточила контроль на входе на страховой рынок, то есть при лицензировании. Поэтому этим компаниям приходится биться за свою жизнь "до последней капли крови", до суда. Не скрою, что у нас недостаточно эффективных механизмов для борьбы с ними. Часто, чтобы удалить такие компании с рынка, ФССН приходилось дожидаться формального повода, как то: предоставление отчетности не вовремя, отсутствие по месту регистрации, чтобы применить соответствующие санкции.
- Но система надзора меняется?
- Да, мы принимаем меры в части совершенствования контроля и надзора. Уходим от ретроспективного анализа финансового состояния компании к перспективному. Служба разработала систему оценки рисков, которая пока работает "в ручном режиме". Но мы готовим под нее программное обеспечение.
Надзор будет диагностировать проблемы страховщиков еще на начальной стадии. Ранее мы, по сути, просеивали прошлогодний снег, который уже растаял. Компания сегодня в плачевном финансовом состоянии, а мы изучаем ее отчетность годичной давности, что тоже, безусловно, необходимо, но индикаторов сегодняшнего состояния страховщика у нас нет. Мы внедряем известные и принятые стандарты Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН).
- В этом году страховщики пройдут проверку с помощью видоизмененных стресс-тес-тов. В чем они заключаются?
- Стресс-тесты, с одной стороны, самостоятельный метод диагностики, с другой - это может быть состав-ляющей упомянутой системы оценки рисков. С их помощью мы анализируемсостояние активов и резер-вов страховщиков на определенную дату. Ранее раз в квартал мы запрашивали данные 21 компании: семь крупных, семь средних и семь мелких. Сейчас меняем подход - берем группы лидеров в определенных видах страхования. Периодичность запросов полагаем целесообразным увеличивать.
Есть у нас и механизм проверки таких финансовых инструментов, как векселя банков в резервах и собственных средствах страховщиков. Подписанное с Банком России соглашение оказалось весьма эффективным. ФССН запрашивала ЦБ в тех случаях, когда возникали сомнения в происхождении банковского векселя. В ходе проверки мы отследили достаточно большую долю векселей, среди которых были фиктивные, зеркальные, погашенные. Подготовлен проект аналогичного соглашения с ФСФР. Он находится на рассмотрении у главы ФСФР Владимира Миловидова. В случае его подписания мы сможем понять происхождение и состояние тех или иных ценных бумаг в активах страховщиков.
- Возможно, необходимо запретить страховщикам размещать собственные средства и средства страховых резервов в некоторые инструменты?
- ФССН готовит такие изменения. Мы заинтересованы, чтобы из резервов и собственных средств исчезли пустые бумаги, то есть сомнительные активы непонятных организаций, таких как "векселя иных организаций" и др. Возможно, их доля будет уменьшена. По некоторым оценкам, доля сомнительных активов достигает 60-70 млрд рублей.
- ФССН прогнозировала уход с рынка более ста компаний в ближайшие годы. Какие факторы будут способствовать их уходу?
- Сегодня в России есть большое количество страховых компаний с признаками банкротства. Но это не означает, что все они непременно покинут рынок в этом году. Доля компаний, у которых премия по итогам 2009 года упала, составила 58%. Вызывает сомнение, останутся ли все эти компании на рынке, если еще хотя бы год проработают с таким результатом.
Самое грустное, что многие страховщики заявляют, что хотят платить и обоснованно опасаются санкций надзора, но денег у них нет. Этот случай типичен. Проблема рынка в том, что, несмотря на приказы Минфина, значительное количество компаний, предоставляя нам финансовую отчетность, показывает, что все нормально, а потом выясняется, что качественные финансовые инструменты заменены на суррогаты. Это и есть системная угроза рынку. Не мы сокращаем количество компаний - они сами себе головы секут.

Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль не видит в схемном страховании угрозу отрасли. - Александр Павлович, согласны ли вы с Центробанком, который оценил долю схемного страхования в 8%?
- Посчитать долю схем сложно без проверки договоров страхования. Но и этого мало, поскольку договоры составлены очень грамотно. Необходимо проследить, была ли передача риска (перенесение всего или части риска на другое лицо, в частности, с клиента на страховщика. - "Профиль"). Однако, как правило, схема без передачи средств через счета банка невозможна, поэтому не исключено, что Центробанк отследил долю схем по своим методикам и каналам.
- Есть основания говорить о системных угрозах страховому рынку, о которых предупреждает ЦБ?
- Я не согласен, что схемное страхование может быть одной из причин, которые приведут к системным угрозам. В договорах схемного страхования нет реальной передачи риска. Просто существуют две стороны этого соглашения - клиент, у которого есть деньги, и тот, кто хотел бы их получить в безопасном для себя месте и в удобном виде. Страховщик выступает посредником между ними.
Поверьте, что в ФССН не поступало ни одной жалобы по поводу того, что кому-то не заплатили по схеме. Поэтому в данном случае ни о каких угрозах рынку речь идти не может. Для меня системная угроза - это кризис неплатежеспособности, но говорить о том, что он уже наступил, преждевременно.
- Известны ли ФССН схемные компании? Какие вы можете назвать?
- Да, многие из этих компаний нам известны. Называть их я бы не стал. Постепенно число подобных страховщиков сокращается. По итогам прошлого года впервые в десятке лидеров по страхованию жизни не было ни одной компании со "схемной репутацией". Пока еще остаются схемы в перестраховании и в страховании ответственности. Есть компании, с которыми мы боремся по полгода или по году, чтобы подвигнуть их к занятию классическим страховым бизнесом. Раньше такие страховщики, понимая, что находятся под пристальным вниманием ФССН, сами уходили с рынка и начинали проводить те же операции через другие, заранее созданные компании либо подавали документы для получения лицензии под новой вывеской.
Сейчас им это сделать сложно. ФССН серьезно ужесточила контроль на входе на страховой рынок, то есть при лицензировании. Поэтому этим компаниям приходится биться за свою жизнь "до последней капли крови", до суда. Не скрою, что у нас недостаточно эффективных механизмов для борьбы с ними. Часто, чтобы удалить такие компании с рынка, ФССН приходилось дожидаться формального повода, как то: предоставление отчетности не вовремя, отсутствие по месту регистрации, чтобы применить соответствующие санкции.
- Но система надзора меняется?
- Да, мы принимаем меры в части совершенствования контроля и надзора. Уходим от ретроспективного анализа финансового состояния компании к перспективному. Служба разработала систему оценки рисков, которая пока работает "в ручном режиме". Но мы готовим под нее программное обеспечение.
Надзор будет диагностировать проблемы страховщиков еще на начальной стадии. Ранее мы, по сути, просеивали прошлогодний снег, который уже растаял. Компания сегодня в плачевном финансовом состоянии, а мы изучаем ее отчетность годичной давности, что тоже, безусловно, необходимо, но индикаторов сегодняшнего состояния страховщика у нас нет. Мы внедряем известные и принятые стандарты Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН).
- В этом году страховщики пройдут проверку с помощью видоизмененных стресс-тес-тов. В чем они заключаются?
- Стресс-тесты, с одной стороны, самостоятельный метод диагностики, с другой - это может быть состав-ляющей упомянутой системы оценки рисков. С их помощью мы анализируемсостояние активов и резер-вов страховщиков на определенную дату. Ранее раз в квартал мы запрашивали данные 21 компании: семь крупных, семь средних и семь мелких. Сейчас меняем подход - берем группы лидеров в определенных видах страхования. Периодичность запросов полагаем целесообразным увеличивать.
Есть у нас и механизм проверки таких финансовых инструментов, как векселя банков в резервах и собственных средствах страховщиков. Подписанное с Банком России соглашение оказалось весьма эффективным. ФССН запрашивала ЦБ в тех случаях, когда возникали сомнения в происхождении банковского векселя. В ходе проверки мы отследили достаточно большую долю векселей, среди которых были фиктивные, зеркальные, погашенные. Подготовлен проект аналогичного соглашения с ФСФР. Он находится на рассмотрении у главы ФСФР Владимира Миловидова. В случае его подписания мы сможем понять происхождение и состояние тех или иных ценных бумаг в активах страховщиков.
- Возможно, необходимо запретить страховщикам размещать собственные средства и средства страховых резервов в некоторые инструменты?
- ФССН готовит такие изменения. Мы заинтересованы, чтобы из резервов и собственных средств исчезли пустые бумаги, то есть сомнительные активы непонятных организаций, таких как "векселя иных организаций" и др. Возможно, их доля будет уменьшена. По некоторым оценкам, доля сомнительных активов достигает 60-70 млрд рублей.
- ФССН прогнозировала уход с рынка более ста компаний в ближайшие годы. Какие факторы будут способствовать их уходу?
- Сегодня в России есть большое количество страховых компаний с признаками банкротства. Но это не означает, что все они непременно покинут рынок в этом году. Доля компаний, у которых премия по итогам 2009 года упала, составила 58%. Вызывает сомнение, останутся ли все эти компании на рынке, если еще хотя бы год проработают с таким результатом.
Самое грустное, что многие страховщики заявляют, что хотят платить и обоснованно опасаются санкций надзора, но денег у них нет. Этот случай типичен. Проблема рынка в том, что, несмотря на приказы Минфина, значительное количество компаний, предоставляя нам финансовую отчетность, показывает, что все нормально, а потом выясняется, что качественные финансовые инструменты заменены на суррогаты. Это и есть системная угроза рынку. Не мы сокращаем количество компаний - они сами себе головы секут.

ДОСЬЕ
Александр КОВАЛЬ возглавил Росстрахнадзор в апреле 2009 года. До это-го, в 2002 году, руководил Всероссийским союзом страховщиков и возглавлял общественный совет Российского союза автостраховщиков. В 1999-м, 2003-м и 2007 году избирался депутатом Госдумы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».