Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Без права на ошибку"

Под вопросом правильность ведения учетной политики в компании.Американская компания Household International Inc. стала явным победителем в борьбе за внимание частных клиентов, получающих потребительские займы на рынке небанковских кредитов. Имея 15% 600-миллиардного рынка subprime займов (subprime — финансовые операции, имеющие более высокую по сравнению с первоклассными банковскими степень риска, в данном случае невозврата, и осуществляемые по упрощенной процедуре. — «Профиль»), компания опережает таких крупных игроков, как CitiFinancial из Citigroup.
Вместе с тем ряд специалистов ставят под вопрос столь успешную деятельность Household. По их словам, компания может оказаться на грани краха. Удивительно, что многие фирмы, имеющие ту же клиентуру, терпят убытки в результате экономического спада и растущей безработицы. Providian Financial Corp., subprime эмитент кредитных карт, заявила о падении прибыли в III квартале на 70% из-за увеличения числа невозвращенных и просроченных кредитов. 11 октября AmeriCredit Corp., выдающая subprime кредиты на покупку автомобилей, заявила об увеличении объемов просроченных кредитов на 20%, что стало причиной падения стоимости акций этой компании. В Household объемы просроченных кредитов в III квартале также несколько выросли, однако этот показатель не превышает 5% — что примерно в два раза лучше, чем у других предприятий, выдающих ипотечные subprime кредиты.
По своим показателям компания Household опережает не только равные ей фирмы, но и действующие на этом рынке солидные банки. Курс акций компании вырос более чем на 25% с начала 2001 года и составил 60 долларов за акцию — далеко опередив банковский индекс Standart & Poor’s, поднявшийся за тот же период чуть более чем на 10%. В этом году банки спешно выходили из профильного для Household бизнеса, в большинстве случаев неся при этом финансовые потери. Bank of America, например, вынужден был потратить в III квартале 1,25 миллиарда долларов на покрытие убытков от деятельности подразделений автомобильного лизинга и ипотечного subprime кредитования. Причиной банкротства накопительного Superior Bank (штат Иллинойс) этим летом стало большое число невозвращенных subprime кредитов. На погашение требований кредиторов было израсходовано 500 миллионов долларов из Банковского страхового фонда (Bank Insurance Fund).
Как же удается компании Household успешно вести свою деятельность в столь сложных условиях? Руководство фирмы считает, что основой успеха является четкая, выверенная процедура возвратности кредитов и большой опыт работы на рынке. «Инвесторы спрашивают нас, как мы будем действовать в случае экономического спада, — говорит вице-президент компании Крэйг Стрим (Craig A. Streem). — Мы можем рассказать, как работала компания в период Великой депрессии». Тогда потери фирмы росли вплоть до 1932 года, а затем резко сократились.
Персональное извещение

Один из критиков компании утверждает, что основой ее успеха является «агрессивная учетная политика». В подготовленном 18 октября докладе «В тяжелые времена за дело берется бухгалтерия» исполнительный директор Ventana Capital Уильям Райан (William Ryan) пишет, что в результате изменений в учетной политике, происшедших с 1996 года, в компании «скрываются реальные показатели». Райан утверждает, что в Household занижаются данные по просрочке платежей и потерям и что показатели компании неизбежно будут ухудшаться. Эти показатели вызывают особое беспокойство уже сейчас, поскольку по бухгалтерскому балансу резервы Household в этом году сократились до 3,28% от объема выданных кредитов по сравнению с 4,25% в 1997 году. Райан пять лет был финансовым аналитиком в Salomon Smith Barney до того, как в этом году перешел в нью-йоркскую компанию Ventana.
Household проводит более гибкую, чем другие кредиторы, политику учета просроченных и невозвращенных кредитов. Большую часть бизнеса компании составляет 44-миллиардный портфель ипотечных кредитов. Household предпринимает максимум усилий, чтобы задержки по возврату таких займов не составляли два месяца и более. Заемщики, просрочившие срок возврата на два месяца, могут получить персональное извещение по телефону о том, что задержанный платеж был добавлен к остатку невозвращенной суммы и что кредитный договор остается в силе. Представители обществ потребителей, довольно часто изучающие размеры процентных ставок в Household (насколько они грабительские), отмечают участившиеся случаи такого продления договоров. Эти представители заявляют о практике рефинансирования заемщиков под более высокие, чем начальный договор, проценты. Они говорят, что сначала были удивлены тем, что Household идет на автоматическую реструктуризацию кредита, поскольку это не приносит компании денег, хотя и сокращает данные по просроченным кредитам. Юрай Кинг (Urian King), специалист по кредитованию общества защиты прав потребителей Maimi Valley Fair Housing Center Inc., отмечает, что 10% из числа исследованных им кредитов, выданных в последние месяцы Household, были реструктурированы. В Household отвечают, что они используют реструктуризацию довольно редко и для того, чтобы расширить возможности компании по возврату выданных кредитов.
Большие накопления

По данным Комиссии по ценным бумагам и биржам, Household ждет 570 дней (или почти 18 месяцев) после последнего платежа, затем относит кредит по бухгалтерии к убыткам. В 1996 году этот срок составлял 300 дней. Представители фирм-конкурентов говорят, что нынешний период почти вдвое больше общепринятых на рынке норм. В том же 1996 году компания увеличила время списания по счетам держателей кредитных карт (СКС) до девяти месяцев при принятых в отрасли шести. Райан из Ventana заявляет, что снижение стандартов, предпринятое в период экономического подъема, может обернуться неприятностями для Household сейчас, когда накапливаются проблемные кредиты.
В Household заявляют, что рисковое финансирование при работе с заемщиками является основой их модели бизнеса. Крэйг Стрим говорит, что для того, чтобы уменьшить количество невозвращенных кредитов, в компании за последние 18 месяцев вдвое — до 5000 человек — увеличили число персонала подразделений, занимающихся погашением задолженности. Сотрудники помимо зарплаты получают бонус за реструктуризацию кредитов.
Впрочем, у Household есть и другие проблемы. Власти Калифорнии в ноябре подали гражданский иск на 8,5 миллиона долларов, обвиняя Household в том, что компания «совершила преднамеренное нарушение правил кредитования», взимая плату за выдачу ссуд сверх разрешенного лимита. Представители компании заявили, что они изучают иск, но отвергают выдвинутые в нем обвинения.
Поклонники

Предприниматели, занимающиеся долгосрочными инвестициями на фондовом рынке, говорят, что менеджмент компании вызывает у них доверие. С тех пор, как в 1997 году генеральным директором стал ветеран Wells Fargo & Co. Уильям Элдинджер (William F. Aldinger), котировки акций выросли в четыре раза. «Это очень хороший результат, устойчивая модель бизнеса», — считает Кен Чарльз Фейнберг (Ken Charles Feinberg), менеджер по портфельным инвестициям фирмы Davis Selected Advisors, владеющей 13 миллионами акций Household. Фейнберг считает, что даже если учетная политика в Household и более агрессивна, чем у ее конкурентов, то не она является основой сильных позиций компании. «Добавляет ли это хотя бы 5 центов в доходах [на акцию]? Уверен, что да, — говорит Фейнберг. — Но компания намерена в следующем году заработать больше 4 долларов на акцию».
Большинство брокерских компаний и инвестиционных банков с Wall Street ходят в поклонниках Household. 19 из 22 фирм, занимающихся котировкой акций, ставят их как «продаваемые» или «очень продаваемые». В III квартале этого года «кредитоспособность компании оставалась на достаточно высоком уровне», говорится в докладе Goldman, Sachs & Co.
И все же не один Райан считает, что цена 60 долларов за акцию является для Household завышенной. Краткосрочный рейтинг компании (показывает долю инвесторов, полагающих, что бумаги фирмы подешевеют) подскочил на 50% в октябре и количественно стал равен 13 миллионам акций, или 4% всех бумаг, находящихся в обращении. Эти ребята могут крупно выиграть, если имидж Household как неуязвимого кредитора окажется мифом.

Хизер Тиммонс (Heather Timmons) из Нью-Йорка. — Business Week.

Объем выданных Household кредитов и объемы списаний

Объем выданных Household кредитов (млн. $)
199863
199972
200085
2001*95
Объемы списаний (%)
19984,2
19994,1
20003,7
2001*3,8

* III квартал

Источник: Household International, Bloomberg Financial Markets. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK