Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Без разговоров!"

Россияне пока только начинают экономить на мобильной связи. Однако к концу года желающих общаться по мобильному телефону может оказаться еще меньше: расценки на звонки стали «кусаться». Всего за 10 лет мобильный телефон из «игрушки для богатых» превратился в средство первой необходимости для огромного числа людей. По подсчетам международной торговой организации 3G Americas, в конце прошлого года мобильной связью пользовались 4 млрд жителей нашей планеты, или 60% всего населения Земли.
   Россия не осталась в стороне от всеобщей «мобилизации» населения. В феврале этого года количество зарегистрированных в нашей стране SIM-карт выросло до 190,4 млн штук. Уровень проникновения сотовой связи (количество проданных SIM-карт в пересчете на население) в целом по России составил 134%, а в Московском регионе эта цифра и вовсе достигла 185%. То есть, по сути, на каждого москвича и жителя Подмосковья приходится по две SIM-карты.
   В целом же с марта 2008 года по март 2009-го совокупная абонентская база российских операторов выросла на 23,9 млн абонентов (14%) — и это несмотря на бушующий в стране экономический кризис! Больше всего новых клиентов привлек «МегаФон» (7 млн), немногим меньше — «ВымпелКом» (6,6 млн) и МТС (6,4 млн).
   Однако мобильным операторам не приходится трубить в горны и бить в барабаны: индекс ARPU (показатель средней выручки сотового оператора на одного пользователя) в последнее время только сокращается. К примеру, у МТС он снизился с $11,5 в третьем квартале прошлого года до $9,5 в четвертом (на 17,4%). Игрокам приходится констатировать: клиенты начали экономить на мобильной связи.
   Масштабы этой экономии оценить сложно: операторы стараются не выносить негатив на широкую публику. Хотя и признают, что активность абонентов снижается. Так, по словам директора по связям с общественностью МТС Елены Кохановской, в четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года в МТС было зафиксировано снижение доходов за пользование связью корпоративными абонентами, а также частными абонентами — и прежде всего в международном роуминге. Представители «ВымпелКома» подтвердили наличие спада активности потребителей в роуминге, однако, по их словам, остальные сегменты рынка пока не пострадали. «МегаФон» оказался более откровенным и признался, что по результатам исследования, проведенного в начале года, экономить на мобильной связи в целом начали до 14% москвичей и до 20% россиян (то есть каждый пятый житель страны!).
   Печальную статистику подтверждают и данные последних социологических опросов (см. диаграммы). Компании несут потери, которые необходимо компенсировать. Вопрос — за чей счет?
Ищи подвох
   Заставить потребителя в условиях кризиса платить больше — нелегкая задача, учитывая, что прямое повышение тарифа обычно провоцирует бегство клиентов к конкурентам. И все-таки «большая тройка» операторов решилась именно на этот шаг, правда, пока это повышение коснулось в основном услуг международного роуминга.
   Первой ласточкой стал «МегаФон», который в феврале этого года поднял тарифы на международный роуминг в среднем на 25%. Компания сослалась на резкое падение курса рубля к основным валютам, в которых и номинируются международные расчеты по трафику между операторами. «ВымпелКом» и МТС тогда заявили, что внимательно наблюдают за ситуацией, но повышать тарифы не собираются. Но в итоге «ВымпелКом» поднял стоимость роуминга 17 февраля, МТС — 21 февраля, оба — в среднем также на 25%. Но справедливости ради все же отметим, и МТС, и «ВымпелКом» одновременно снизили стоимость роуминга в наиболее популярных у россиян странах: так, звонки из Египета и Турции подешевели до 60%.
   Стоимость разговоров внутри страны до последнего времени держалась на прежнем уровне, однако и этот оплот был сдан — тарифы поползли вверх. В повышении расценок на внутреннюю связь первым был замечен «ВымпелКом». Как считают аналитики, основной причиной этого стали долги компании — $9,5 млрд, в то время как основной конкурент, МТС, задолжал кредитору всего $3,7 млрд.
   По какому принципу менял тарифы «ВымпелКом» — не понятно. Его представители объясняли, что цена трафика выросла только для старых тарифных планов — в маркетинговых целях, чтобы простимулировать спрос на новые тарифы. Тем не менее изменение расценок вызвало пристальное внимание Минсвязи России. Глава ведомства Игорь Щеголев заявил, что его министерство совместно с ФАС будет пресекать любые попытки необоснованного повышения цен операторами мобильной связи.
Находчивые сотовики
   Другие операторы из «большой тройки» официально не объявляли о поднятии внутренних тарифов, но строят свою политику теперь так, чтобы абоненты пользовались расширенным перечнем услуг, за счет чего и тратили больше. При этом эти способы увеличения доходов операторов остаются в стороне от внимания регулирующих органов, а зачастую и в стороне от внимания самого клиента. Допустим, вы приобретаете мобильный телефон с определенным тарифным планом либо переходите с одного тарифа на другой — при этом оператор «по умолчанию» подключает вам ряд необязательных, но при этом платных услуг. Это может быть замена обычного гудка на мелодию, услуга доступа к своему балансу или что-нибудь еще из этой же серии — в тестовом бесплатном режиме. И если абонент в течение двух недель с момента подключения не уведомил компанию-оператора об отказе — начинает «капать» абонентская плата, что в масштабах клиентской сети приносит операторам неплохие дополнительные доходы.
   Еще одно решение, позволяющее операторам поправить пошатнувшееся финансовое положение, — переход от посекундной тарификации разговоров к поминутной. Постепенный отказ от посекундных расчетов операторы «большой тройки» ведут еще с 2007 года, однако с учетом сложившейся ситуации можно предсказать, что жить «секундам» осталось недолго. Оно и неудивительно — по оценке аналитиков, доходы операторов при поминутной оплате возрастают на 15%.
   Кроме того, в последнее время постоянно поднимается вопрос о возможном возврате к долларовой тарификации услуг мобильной связи — в так называемых «у.е.». Сейчас из-за наступившей стабильности курса рубля эти разговоры поутихли, однако эксперты не спешат сбрасывать такую возможность со счетов, даже несмотря на публичные заявления компаний-операторов «большой тройки» об отсутствии подобных планов.
   Но все эти маленькие хитрости не могут компенсировать компаниям—операторам сотовой связи их потери, которые прогнозируются в будущем.
   Несмотря на то, что компании для повышения прибыли могут выбирать между стимулированием спроса и повышением тарифов, почти никто не сомневается в том, какой из вариантов они предпочтут. Поэтому эксперты однозначно уверены: нам стоит ожидать дальнейшего роста тарифов на услуги мобильной связи — минимум на 25%, чтобы операторы смогли нивелировать последствия девальвации рубля. Верхний порог этого повышения, по разным прогнозам, составит от 50% до 90%.

 

Доли операторов сотовой связи в абонентской базе в феврале 2009 года (%)

МТС34
«ВымпелКом»26
«МегаФон»23
Другие17
Источник: J’son & Partners, данные компаний.

 

Общее число абонентов сотовой связи

ОператорАбоненты (чел.)Прирост за декабрь, январь, февраль (%)*
МТС65 504 0003,5
«ВымпелКом»48 771 0004,8
«МегаФон»43 394 0001,4
*Данные на февраль 2009 года.
Источник: J’son & Partners, данные компаний.

 

 Планируют ли абоненты сменить оператора (%)

Сменили12
Пока не меняли, но планируют21
Не меняли и не собираются67
Источник: Profi Online Research.

 

Планируют ли абоненты сменить тариф (%)

Сменили на более дешевый26
Пока не меняли, но планируют30
Не меняли и не собираются44
Источник: Profi Online Research.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK