Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Без солнца"

Не стало Лучано Паваротти. В родной Италии голос Паваротти называли «солнечным», а обладателя этого чудесного дара — «солнцем». Лучше, наверное, и не придумать.Лучано Паваротти нельзя представить без его фирменной улыбки, озаряющей все его изображения — и профессиональные, и любительские; если кто-нибудь вздумает составить каталог самых знаменитых улыбок ХХ века, то Большой Па попадет туда едва ли не первым номером.

В своей профессиональной жизни певец успел сделать столько, сколько под силу сотням, а то и тысячам исполнителей. Начиная с оперного дебюта в 1961 году в скромном театре Реджо Эмилии карьера Лучано шла только вверх и достигла таких заоблачных высот, что в какой-то момент он перестал казаться реальным человеком и превратился в икону. Ему рукоплескали самые знаменитые площадки мира (чего стоит один только легендарный спектакль в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где он выходил на поклон 160 раз). Природа одарила Лучано такой внутренней гармонией и такой удивительной интуицией, которые позволяли ему прокладывать свой собственный путь без малейшего давления со стороны. Паваротти пеняли на лишний вес — он согласно кивал и продолжал в неимоверных количествах поглощать пасту. Его упрекали в недостатке актерского мастерства — он охотно соглашался и выбирал только те роли, в которых он сам чувствовал себя наиболее комфортно и в которых не надо было прилагать особых усилий. 

Список партий Паваротти не слишком велик, и, возможно, в мастерстве воплощения романтических героев он уступал Пласидо Доминго, а героев одержимых и опасных всегда лучше исполнял Хосе Каррерас. Есть, наверное, только две партии, в которых талант певца проявился с полной силой, — это Неморино в «Любовном напитке» Доницетти и Герцог в «Риголетто» Верди. Первый из них, как писал сам Паваротти в автобиографии, был его «плотью и кровью»: так же как и Неморино, простой крестьянский парень, Лучано добился счастья благодаря природной смекалке и неординарному обаянию. В партии Герцога Мантуанского («страшного ребенка», по выражению Станиславского) Паваротти обезоруживал своим животным магнетизмом и порочным обаянием столь искусно, что зрители помимо воли начинали сочувствовать его персонажу, для которого не существует иных ценностей, кроме похоти. Все, кто когда-либо смотрел легендарный фильм-оперу «Риголетто», поставленный Жан-Пьером Поннеллем с участием Паваротти в интерьерах мантуанских дворцов и пармского Teatro Farnese, вряд ли забудут этот образ, да и превзойти его тоже вряд ли кому-то удастся.

Певца часто упрекали в том, что он излишне сблизил оперу с массовой культурой, обесценив своими многочисленными шоу Pavarotti & Friends оперное искусство и превратив его в ходовой коммерческий продукт. Возможно, в этих упреках была доля правды, но то, что Паваротти делал это из самых лучших побуждений, — факт неоспоримый. Будучи итальянцем до мозга костей, он воспринимал оперу как часть повседневной жизни, а не как часть мировой культуры. Для Паваротти не существовало границ между оперным залом и стадионными трибунами, между джинсами и норковыми манто, между арией с девятью верхними «до» и простеньким попсовым мотивчиком в диапазоне терции. Если задуматься, то эта позиция — очень правильная, поскольку позволяет расценивать оперу как живое искусство, способное к изменениям и развитию, а не как памятник самому себе, которым восторгается горстка меломанов. Лучшей частью наследия певца были и будут его оперные записи — от самых первых, где его неповторимый тенор только набирает силу, до тех, которые были сделаны на пике его карьеры, во второй половине 80-х годов прошлого века. Голос Паваротти, слава Богу, очень хорошо ложился на запись, и поэтому даже через сотни лет, когда уйдут поколения видевших певца «вживую» — на стадионах или в театрах, не важно, — он будет оставаться актуальной и действующей частью мировой культуры. Паваротти будет звучать с самых разных носителей, напоминая о том, что голос — самый удивительный и самый уникальный инструмент, когда-либо дарованный человеку свыше.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK