19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Безоговорочная стабилизация"

Архивная публикация 2003 года: "Безоговорочная стабилизация"

Шоу под названием "принятие федерального бюджета" тихо скончалось. Утверждение главного финансового документа страны превращается в рутинный процесс. Помешать этому не в силах даже приближающиеся парламентские и президентские выборы.Политизированная околопарламентская общественность несет одну утрату за другой. Я уж не говорю о такой роскоши, как появление отдельных представителей мужской части депутатского корпуса на заседаниях палаты с накладным бюстом этак пятого номера. Да что там, даже приличную драку на Охотном Ряду теперь не заказывают. Словесные баталии стали донельзя политкорректными, и если один народный избранник в пылу полемики назовет другого идиотом, то с непременным "извините".
Но все же теплилась до недавнего времени жизнь и в этом унынии -- раз в год правительство представляло бюджет, и тут начиналось такое... Лица думцев приобретали одухотворенное выражение, в глазах появлялся блеск, а при подходе к зданию нижней палаты метров уже за 50 начинало пахнуть тем особым сортом краски, что использует Федеральная резервная система США для размножения своих офортов.
И во что все это нынче выродилось?

Август, традиционный месяц для обнародования проекта бюджета, -- наличествует. Лоббисты из Думы, Совета Федерации -- имеются. Более того, грядут выборы, а в этих условиях принятие бюджета просто обязано превратиться в масштабную баталию.
Однако вместо оной мы имеем рутинную бюрократическую процедуру.
По одним только эпитетам становится ясно, что увлекательный процесс торга между депутатами и правительством раз и навсегда скрыт от посторонних глаз. И действительно, чем оперируют СМИ (вслед за авторами процесса) при описании принятия бюджета? Чтение -- "нулевое", фонд -- "стабилизационный". Скулы сводит!
Но давайте по порядку.

Начнем с причин. Обвинять депутатов в том, что они лишили нас ежегодного законного шоу, бессмысленно. В стране, где внутренняя политика исчезает как таковая, принятие бюджета не может претендовать на звание шоу. Скажите, кто пойдет на конфронтацию с Путиным в условиях, когда итоги президентских выборов более предсказуемы, чем парламентские?
И правительство этим совершенно бессовестно воспользовалось. Мало того, что предложенный Белым домом вариант в ходе первоначальных торгов мало в чем изменился по сравнению с первоначальным (см. справку). Так он еще и не содержит каких-то особенных -- вполне естественных в предвыборный год -- посулов.
В частности, не предусмотрены расходы на очередную индексацию зарплат госслужащим. Дело в том, что в октябре нынешнего года запланировано повысить на треть зарплаты бюджетникам, и этого, по мнению главы Минфина Алексея Кудрина, вполне достаточно. Реальные (то есть с учетом инфляции) доходы всего остального населения должны возрасти на 8%.
Вообще, бюджет получился на редкость оптимистичным. Так, объем ВВП в будущем году составит 15,3 трлн. рублей, рост ВВП -- 5,2%. Уровень инфляции останется в пределах 8--10%, причем в Минфине сейчас ориентируются на нижнюю планку.
Объем доходов составит 2,7 трлн. рублей (17,9% ВВП), и это при том, что налоговые поступления в будущем году снизятся: в ходе налоговой реформы с 1 января 2004 года отменен налог с продаж, за что регионы получат компенсацию в 21 млрд. рублей.
Регионы, правда, просили в 3 раза больше, но не были услышаны правительством. У Минфина куда более важные проблемы -- как самим увеличить доходы. И тут, кстати, вспомнили о ЦБ: с будущего года Банку России придется отчислять в бюджет не 50% своей прибыли, как сейчас, а все 80% (деньги это немалые -- по итогам 2002 года объем прибыли составил около 50 млрд. рублей).
Кроме того, в Минфине решили продавать лицензии на разработку месторождений, а это еще 24,4 млрд. рублей.
Этюд в оптимистичных тонах

Впрочем, даже в самых мрачных или безысходных сюжетах есть хоть что-то развлекательно-жизнеутверждающее. В проекте бюджета-2004 роль этой приманки принял на себя стабилизационный фонд. Напомним, с идеей его создания уже который год подряд выступает экономический советник президента Андрей Илларионов.
В бюджете-2004 фонд таки появился. В него будут отчисляться поступления каждый раз, когда цена нашей экспортной нефти превысит $20 за баррель. Минимальный объем стабилизационного фонда на конец 2004 года должен составить 83,4 млрд. рублей, максимальный -- 264,3 млрд.
То есть, говоря общеполитически, каким-то там Арабским Эмиратам мы не уподобимся. А вот насколько сравняемся с развитыми в экономическом смысле -- пока не ясно.

Проект бюджетного финансовго плана на 2004-2006 год

Шоу под названием "принятие федерального бюджета" тихо скончалось. Утверждение главного финансового документа страны превращается в рутинный процесс. Помешать этому не в силах даже приближающиеся парламентские и президентские выборы.Политизированная околопарламентская общественность несет одну утрату за другой. Я уж не говорю о такой роскоши, как появление отдельных представителей мужской части депутатского корпуса на заседаниях палаты с накладным бюстом этак пятого номера. Да что там, даже приличную драку на Охотном Ряду теперь не заказывают. Словесные баталии стали донельзя политкорректными, и если один народный избранник в пылу полемики назовет другого идиотом, то с непременным "извините".

Но все же теплилась до недавнего времени жизнь и в этом унынии -- раз в год правительство представляло бюджет, и тут начиналось такое... Лица думцев приобретали одухотворенное выражение, в глазах появлялся блеск, а при подходе к зданию нижней палаты метров уже за 50 начинало пахнуть тем особым сортом краски, что использует Федеральная резервная система США для размножения своих офортов.

И во что все это нынче выродилось?


Август, традиционный месяц для обнародования проекта бюджета, -- наличествует. Лоббисты из Думы, Совета Федерации -- имеются. Более того, грядут выборы, а в этих условиях принятие бюджета просто обязано превратиться в масштабную баталию.

Однако вместо оной мы имеем рутинную бюрократическую процедуру.

По одним только эпитетам становится ясно, что увлекательный процесс торга между депутатами и правительством раз и навсегда скрыт от посторонних глаз. И действительно, чем оперируют СМИ (вслед за авторами процесса) при описании принятия бюджета? Чтение -- "нулевое", фонд -- "стабилизационный". Скулы сводит!

Но давайте по порядку.


Начнем с причин. Обвинять депутатов в том, что они лишили нас ежегодного законного шоу, бессмысленно. В стране, где внутренняя политика исчезает как таковая, принятие бюджета не может претендовать на звание шоу. Скажите, кто пойдет на конфронтацию с Путиным в условиях, когда итоги президентских выборов более предсказуемы, чем парламентские?

И правительство этим совершенно бессовестно воспользовалось. Мало того, что предложенный Белым домом вариант в ходе первоначальных торгов мало в чем изменился по сравнению с первоначальным (см. справку). Так он еще и не содержит каких-то особенных -- вполне естественных в предвыборный год -- посулов.

В частности, не предусмотрены расходы на очередную индексацию зарплат госслужащим. Дело в том, что в октябре нынешнего года запланировано повысить на треть зарплаты бюджетникам, и этого, по мнению главы Минфина Алексея Кудрина, вполне достаточно. Реальные (то есть с учетом инфляции) доходы всего остального населения должны возрасти на 8%.

Вообще, бюджет получился на редкость оптимистичным. Так, объем ВВП в будущем году составит 15,3 трлн. рублей, рост ВВП -- 5,2%. Уровень инфляции останется в пределах 8--10%, причем в Минфине сейчас ориентируются на нижнюю планку.

Объем доходов составит 2,7 трлн. рублей (17,9% ВВП), и это при том, что налоговые поступления в будущем году снизятся: в ходе налоговой реформы с 1 января 2004 года отменен налог с продаж, за что регионы получат компенсацию в 21 млрд. рублей.

Регионы, правда, просили в 3 раза больше, но не были услышаны правительством. У Минфина куда более важные проблемы -- как самим увеличить доходы. И тут, кстати, вспомнили о ЦБ: с будущего года Банку России придется отчислять в бюджет не 50% своей прибыли, как сейчас, а все 80% (деньги это немалые -- по итогам 2002 года объем прибыли составил около 50 млрд. рублей).

Кроме того, в Минфине решили продавать лицензии на разработку месторождений, а это еще 24,4 млрд. рублей.

Этюд в оптимистичных тонах


Впрочем, даже в самых мрачных или безысходных сюжетах есть хоть что-то развлекательно-жизнеутверждающее. В проекте бюджета-2004 роль этой приманки принял на себя стабилизационный фонд. Напомним, с идеей его создания уже который год подряд выступает экономический советник президента Андрей Илларионов.

В бюджете-2004 фонд таки появился. В него будут отчисляться поступления каждый раз, когда цена нашей экспортной нефти превысит $20 за баррель. Минимальный объем стабилизационного фонда на конец 2004 года должен составить 83,4 млрд. рублей, максимальный -- 264,3 млрд.

То есть, говоря общеполитически, каким-то там Арабским Эмиратам мы не уподобимся. А вот насколько сравняемся с развитыми в экономическом смысле -- пока не ясно.


Проект бюджетного финансовго плана на 2004-2006 год

~0102~~~0201~2004~0201~2005~0201~2006

Сумма (млн. руб.)% к ВВПСумма (млн. руб.)% к ВВПСумма (млн. руб.)% к ВВП

Доходы2740183,517,93012195,2173398834,616,7

Из них:

Налоговые доходы2068872,613,52321746,013,12634270,113,0

Неналоговые доходы219119,41,4187451,61,1191,048,40,9

Доходы целевых бюджетных фондов14061,50,114407,60,114546,40,1

ЕСН438210,02,9488590,02,8558970,02,7

Расходы2656760,117,42849924,516,13099756,615,2

Процентные расходы288770,61,9344794,42,0345546,01,7

а) внутренние65579,20,482920,20,592522,40,5

б) внешние 233191,41,5261874,21,5253023,61,5

Непроцентные расходы (без ЕСН)1929779,512,62016540,111,42195240,610,8

ЕСН438210,02,9488590,02,8558970,02,7

Профицит83403,40,5162270,70,9299078,311,5

Источник информации: Минфин РФ

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».