19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Беззащитные пираты"

Архивная публикация 2005 года: "Беззащитные пираты"

Ситуация на черном рынке дисков напоминает ту, что сложилась в деле борьбы с вирусописателями, попрошайками или проституцией. Да, явления такие есть, нормальным людям радости от них, понятно, никакой, однако не волнуйтесь, граждане: те, кому положено, очень хорошо все знают и пытаются свести безобразия к приемлемому уровню. В случае с компьютерными пиратами что-то даже начинает получаться.В последнее время рядовому российскому продавцу контрафактного софта живется немногим лучше, чем таракану на кухне: выйти на яркий свет за пропитанием все равно что сыграть в лотерею. Примеров множество.

Ситуация на черном рынке дисков напоминает ту, что сложилась в деле борьбы с вирусописателями, попрошайками или проституцией. Да, явления такие есть, нормальным людям радости от них, понятно, никакой, однако не волнуйтесь, граждане: те, кому положено, очень хорошо все знают и пытаются свести безобразия к приемлемому уровню. В случае с компьютерными пиратами что-то даже начинает получаться.В последнее время рядовому российскому продавцу контрафактного софта живется немногим лучше, чем таракану на кухне: выйти на яркий свет за пропитанием все равно что сыграть в лотерею. Примеров множество.

Microsoft от показательных процессов над корпоративными любителями дармового софта перешла к тем, кто «зарабатывает» установкой пиратских копий Windows и MS Office. Первый приговор двоим распространителям контрафактного софта Microsoft (по шесть месяцев в колонии-поселении, выплата миллиона рублей и роковое «заключить под стражу в зале суда») имел место ровно год назад. Теперь новости такого рода поступают регулярно. Одно из самых известных дел прошлого года — осуждение в июле на полтора года условно системного администратора из Омска, который взломал аппаратную защиту «1С:Предприятия». Сделал он это наверняка с ведома не желавшего платить за легальный софт работодателя, ЗАО «Натур Продукт-Иртыш» (сеть аптек), но под суд пошел в одиночестве.

Без суда и следствия

Бывает, что правообладатели по предварительной договоренности с администрацией торговых заведений разбираются с пиратами сами, без милиции и судейских. Бедный торговец контрафактным товаром ничего с этим произволом поделать не может. Терпит молча. Платит штрафы и, бывает, лишается бизнеса.

Недавно автор этих строк присутствовал на регулярной проверке, которую проводила администрация «Горбушкина двора». Москвичи знают это место как «Ля-ля-парк», второй этаж здания на Багратионовской. Здесь торгуют дисками и VHS-кассетами. Самое большое заведение такого рода в Европе, утверждают хозяева.

Дело было так. Два представителя правообладателей (на сей раз — компаний «1С» и ABBYY), юрист и администратор рынка, человек из некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов и примкнувший к ним корреспондент «Профиля» собрались в условленное время в условленном месте «Ля-ля-парка». Выслушав от представителя администрации рынка «чем дольше мы тут стоим, тем хуже, идите, не надо внимание привлекать», отправились по рядам. У юриста Александра в руках пачка бланков. Будущие протоколы. Объект проверки — лоточники. А именно — торгующие контрафактным софтом. Ищем пиратские словари Lingvo и программу распознавания символов Finereader (разработка ABBYY), а также мультимедийный софт «1С». Юрий из НП ППП говорит, что встретить пиратское «1С:Предприятие» (дорогой продукт для автоматизации бизнеса) практически невозможно, продавцу опасно с ним связываться — таких ловят особенно охотно и отдают под суд. Действительно, этого софта и не видно. Зато поддельных игрушек от «1С» сколько угодно.

Пиратские диски вообще лежат на лотках в изобилии. Norton Antivirus, например. Проверяющие это игнорируют. Правообладатель — не девушка, заступаться за него постороннему человеку бессмысленно. Лежат и игры от «Фаргус». Обыватель в массе своей и не подозревает, что компании с таким названием просто нет в природе, как нет, например, и 7wolf. Это нелегалы, живущие на черном рынке. У них очень крупный и насквозь криминальный бизнес. Его хозяева передвигаются по городу почему-то с охраной. В мае прошлого года, на следующий день после уничтожения рекордной партии пиратских дисков, был расстрелян Александр Тришенков, человек, непосредственно причастный к расследованию. Убийц не нашли.

Первый лоток с левым Lingvo попадается быстро. Оформление протокола — минуты две. Саша заполняет бланк, представитель ABBYY удостоверяет признаки контрафактности. Продавец расписывается. Юрий, представляющий НП ППП, чуть ли не заботливо советует продавцу убрать с лотка диски с «Гарантом»: «Ты же наше информационное письмо за прошлый месяц читал? Читал. Знаешь, что по «Гаранту» уже дела есть? Ну а что ж ты тогда?»

Семь протоколов оформлено меньше чем за час. Света, девушка из администрации «Горбушкина двора», в таких мероприятиях участвует регулярно. Говорит, что протоколов этих можно было бы написать сколько угодно, было бы время, и что кроме нынешней проверки, посвященной дискам с софтом, такие же мероприятия устраивают на предмет поиска пиратских дисков с музыкой и фильмами. Правообладатели действуют порознь. Продавцы прекрасно разбираются в ситуации — раз проверяют диски с софтом, пиратскими фильмами можно торговать совершенно спокойно. И торгуют. Похоже, что лоточники оповещают друг друга о проверке, но быстро сориентироваться не успевают. Коегде продавцов не оказалось вообще, что, впрочем, составлению протокола не помешало.

Со слов Юрия, «Горбушкин двор» сильно отличается от митинского и царицынского рынков и от расположенной здесь же «Горбушки». Договор с арендующим место продавцом предусматривает штраф 10 тыс. рублей за торговлю контрафактом (деньги эти сопоставимы с месячной платой за квадратный метр площади; взимает штраф сама администрация). С теми, кто попался на «пиратке», договор аренды могут не продлить. В администрации говорят, что желающие занять место в очереди стоят. Покупатель здесь тоже свой, качеством получше, чем везде. Диск, который в «Ля-ля-парке» стоит 120 рублей, в Митино продадут за 70. Но здешний посетитель в Митино не едет.

По дороге к метро Юрий спрашивает, часто ли нас фотографировали. Он заметил, оказывается, людей, снимающих камерами в мобильниках во время оформления протоколов. Говорит, что это не страшно, но лучше все же, если бы здесь по-прежнему не узнавали его в лицо. Корреспонденту «Профиля» фотографировать не разрешили. Из соображений конспирации.

256 градаций «серого» рынка

Сколько в стране продается дисков правильных, а сколько — пиратских, насколько рынок компакт- и DVD-дисков бел или черен, толком никто не знает. Несмотря на то, что заинтересованных в таком знании ведомств, информационных агентств, объединений правообладателей наберется аж полтора десятка.

Российская антипиратская организация (РАПО), в сферу интересов которой входит защита авторских прав на видеопродукцию, оценивает уровень контрафактной продукции на рынке записей фильмов в 85— 90% и полагает, что ситуация ухудшается по мере вытеснения VHS-кассет DVD-дисками. Анатолий Мордвинов из регионального представительства по России и СНГ Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) сообщил корреспонденту «Профиля», что IFPI обладает методикой расчета доли контрафактной продукции на своем участке рынка дисков. По словам г-на Мордвинова, среди стран СНГ самый низкий уровень пиратства имеет Молдавия — 60%. А в некоторых азиатских постсоветских странах, где с пиратами не борются вовсе (других проблем хватает), никаких дисков, кроме контрафактных, нет вовсе, разве что случайно появляются.

Дмитрий Щербак из некоммерческого партнерства дистрибьюторов (сфера интересов — защита авторских прав на аудио- и видеозаписи) говорит о том, что оценить уровень пиратства в целом по стране все равно что измерить среднюю температуру по больнице: данные сильно разнятся в зависимости от региона и сектора рынка. В Москве, например, пиратских дисков 65% от общего количества.

НП ППП от оценок уровня пиратства на рынке софта воздерживается — исследования пока не завершены.

«Диск-Альянс», некоммерческое партнерство производителей оптических носителей, выступило с инициативой создания экспертной группы (ее первое заседание состоялось 20 января) с целью изучения рынка дисков, результаты которого были бы признаны организациями, защищающими интересы правообладателей. Директор «Диск-Альянса» Петр Поройков оценивает стоимость решения этой задачи минимум в $50 тыс. и надеется привлечь правообладателей к финансированию работ в случае, если сумма превысит возможности его организации.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».