Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Битва с титаном"

Уникальные заграничные велосипеды с титановыми рамами могут позволить себе только обеспеченные люди: их цена начинается от $3000. Но раму — главную деталь велосипеда — мировые велогиганты частенько заказывают у нижегородского предпринимателя, владельца небольшой фирмы «Титан» Анатолия Рябкова.Велосипед из подводной лодки

Наш герой с детства любил велосипеды. Хотел даже после армии заняться велоспортом профессионально, но не пропустили по здоровью — барахлило сердце. Однако «непрофессиональному» спорту это не помеха: Анатолий Рябков каждый уик-энд проводит в седле, а в отпуск выбирается в горы Крыма и Кавказа.

Ездить на отечественных велосипедах мужчине крупных габаритов не очень удобно: велосипеды рассчитаны на человека средней комплекции, а рост Анатолия — под 190 см. Поэтому пришлось Рябкову самому изобретать велосипед. А вернее, варить основную деталь — раму — из подручного материала.

Подручным материалом оказался титан. Анатолий работал сварщиком на нижегородском заводе «Красное Сормово», выпускавшем во времена СССР подводные лодки, где титан буквально валялся под ногами. «Не возьму на себя смелость утверждать, что мы с коллегами по цеху первыми догадались использовать титан для велосипедных рам, но в те годы массового производства таких велосипедов в мире точно не было», — говорит тогдашний сварщик, сегодняшний бизнесмен.

О первой уникальной раме, сваренной Анатолием для себя, узнали потенциальные заказчики — профессиональные спортсмены. Следом за ними на завод потянулись любители велоспорта и качественных велосипедов.

Первые изделия были неказистыми, зато прочными, легкими и жесткими. К слову, рамы из титановых сплавов встречаются редко ввиду их высокой стоимости. Сплавы трудно поддаются механической обработке, требуют сложных технологий сварки. Они не окисляются и не коррозируют, изделия из них, как правило, не красят, а оставляют в их естественном виде (обычно полируют). По утверждению заядлых велосипедистов, с титановых байков на другие не пересаживаются: они помогают ехать, прыгать и поворачивать, гася удары и поглощая вибрации, сохраняя скорость на тряской дороге, щебенке и пр.

Большое пиратское спасибо

В 1991 году шестеро экс-работников «Красного Сормова» при поддержке директора другого судостроительного предприятия, «Волга», Виталия Алексеева открыли первое в мире производство титановых рам под незамысловатым названием «Титан». На стартовый капитал сбросились по 1000 еще советских рублей. Назвать производство массовым не решился бы никто: делали «на коленке» 10-15 рам в месяц, которые расходились по знающим заказчикам.

Бизнесу помогли раскрутиться нижегородские «челноки», привозившие одежду из Польши. Они продавали полякам рамы «Титана» по $300-500 за штуку, а те, наклеив на них лейблы известных велосипедных брендов, перепродавали за $1000-1500.

Была уже продана не одна сотня велосипедов, когда президент знаменитой в велосипедном мире компании Colnago Эрнесто Кольнаго узнал, что в Польше от его имени продаются титановые рамы. Г-н Кольнаго сам пытался наладить производство титановых рам в Италии, но не смог — не было специалистов, способных работать с титаном. «Представляете радость и удивление этого гуру велостроения, когда он узнал, что в Польше подделывают его рамы из материала, с которым никто не знает как работать», — смеется Анатолий.

Вместо того чтобы начать гонения на «пиратов», Кольнаго предложил им сотрудничество. Еще бы: появившиеся потом на мировом рынке единичные экземпляры титановых рам известных производителей стоили в 3-4 раза дороже, чем нижегородские.

Первые 200 рам, которые «Титан» поставил в Италию, Кольнаго забраковал. В течение нескольких месяцев, пока не повысилось качество, нижегородцы работали вхолостую — за брак итальянец не платил. Потом дело пошло: под брендом Colnago нижегородские титановые рамы получили мировую известность. Рябков стал продавать рамы производителям элитных велосипедов в Германии, Канаде, США, Швейцарии. Появились перекупщики и подражатели в России. «Если бы мы вышли на мировой рынок со своим брендом, даже если бы наша продукция была лучше и дешевле всех, никто бы ее не брал. Если в автостроении мы отстали лет на 20, то в велостроении — навсегда», — говорит Анатолий Рябков.

Титановый бум

Титан закупался на Украине, где он стоил дешевле всего в мире, обрабатывался в Нижнем, а затем отправлялся за рубеж. В 1995 году оборот фирмы, состоящей из 12 человек, достигал $500 тыс., а рентабельность производства — ошеломляющих 300%.

«Это была мода на титан. Мы ее сами и сформировали с помощью Кольнаго, — вспоминает Анатолий. — На Западе, говорят, если ты что-то новое придумал, можешь стать миллионером. Но я, к сожалению, миллионером стать не успел». Мода прошла, и к концу 90-х наступила эра алюминиевых и углепластиковых рам. Их массовое производство освоили китайцы, и вскоре рынок оказался заполнен дешевыми и достаточно качественными рамами. Мировые велоконцерны, включая и Colnago, переключились на более дешевый материал. Титан стал материалом для состоятельного любителя.

На «Титане» объемы производства упали в несколько раз, а рентабельность сократилась до нормальных 40%. Компания стала искать свою нишу на изменившемся рынке, и в итоге нижегородцы решили собирать велосипеды под заказ.

Велосипед против простатита

«Есть массовое производство, а есть индивидуальный пошив, как костюм от модельера, — рассуждает Анатолий. — К нам приходят заказчики, иногда приносят чертежи: какую они хотят раму, какие тормоза и т.д. Мы собираем для человека индивидуальный велосипед, предназначенный именно для него». То есть берется рама ($300-800), на нее «навешиваются» hi-end компоненты в зависимости от наличия денег и фантазии.

Был, например, среди клиентов человек весом 165 кг, стандартная продукция под ним просто разваливалась. Или семья, для которой сделали велосипед на трех человек. Частенько обращаются спортсмены: заказы приходят из Москвы, Питера, Саратова… В последнее время наладили сотрудничество с компанией «Атом», собирающей велосипеды под российским брендом. «Титан» поставляет рамы, «Атом» расплачивается готовыми велосипедами, «Титан» их продает — от $500 до $1500 за штуку.

Свою продукцию Рябков узнает издалека и безошибочно, кто бы ни собирал велосипед. Практически на всех мировых первенствах встречаются спортсмены, которые выступают на нижегородских рамах: «На наших рамах выступал как-то чемпион мира, испанский гонщик Абрахам Олано. Он финишировал на спущенном колесе: крупно показывали пробитое колесо и — нашу раму!» Вся итальянская сборная в 90-х ездила на рамах, изготовленных «Титаном».

Любят качественные велосипеды не только спортсмены, но и обеспеченные люди. Нижегородская бизнес-элита заказала у Рябкова уже не один велосипед. «Сейчас снова начинается велосипедный бум, — говорит бизнесмен. — Люди понимают, что в жизни нужно не только деньги зарабатывать, но и отдыхать. Кстати, велоспорт очень подходит для мужчин в возрасте: моментально снимает все мужские недуги, так как идет постоянный массаж простаты».

Мода циклична: интерес к титановым рамам возвращается. И у Анатолия Рябкова появился новый шанс разбогатеть.

Рама — один из основных критериев выбора велосипеда.

Стальные (хромомолибденовые) рамы легко поддаются ремонту в полевых условиях, комфортнее в эксплуатации. Алюминиевые рамы значительно легче, жестче, создают приятное впечатление агрессивности, но пятая точка ощущает каждую кочку на пути. Новейшие карбоновые (углеволоконные) рамы — легкие, красивые, но дорогие и хрупкие.

Титановая рама обычно ставится на велосипеды профессионального уровня. Добротно сделанная титановая рама, эффективно гася вибрацию, хороша для пересеченной местности, она обладает высокими ходовыми характеристиками (как говорят велосипедисты, «блестяще катит»).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK