Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "БИТВА ЗА БАЙТЫ"

Пентагон тратит на информационные технологии все большеНа бронемашинах разведэскадронов армии США установлены лазерные дальномеры, позволяющие обнаруживать и определять координаты позиций противника с безопасного расстояния. Эти данные затем передаются на командный пункт. Систему производит военный подрядчик Raytheon Co. Но используемые в ней высокотехнологичные датчики разработаны для гражданских нужд крошечной фирмой Crossbow Technology Inc., в которой работают 50 человек.
Почему компания Raytheon обратилась к Crossbow? Ответ: в соответствии с американской стратегией. Она предполагает создание вооруженных сил, оснащенных такими же суперсовременными цифровыми технологиями, что и гражданский сектор, где они и были изначально разработаны для коммерческого использования. Инженеры Crossbow разрабатывали свою сенсорную технологию для замены механических альтиметров на гражданских самолетах. Raytheon обратилась к Crossbow в 1999 году, когда поняла, что эта технология может помочь измерить такую прозаическую, но важную деталь, как клиренс. И что еще лучше, цифровые сенсоры Crossbow передают данные напрямую в компьютерную сеть.
Широкое применение американскими военными сетевых технологий меняет роль компаний, поставляющих военным оружие и технологии. Такие военные подрядчики, как Raytheon, Boeing и Northrop Grumman, больше известные как производители истребителей и ракет, все активнее работают в сфере информатики, переходя к разработке программного обеспечения и электронных систем. Таким образом, возникает почва для конфликта с такими компаниями, как CACI International и Computer Sciences Corp., специализирующимися на создании сложных систем по госзаказам. В связке с крупными военными подрядчиками эти технологические фирмы второго эшелона будут сражаться за место субподрядчиков при выполнении крупных военных заказов, связанных с сетевыми технологиями. «На сегодня это очень многообещающий рынок», — говорит генеральный директор CACI Дж. П. «Джек» Лондон (J.P. «Jack» London).
Это открывает перед технологической отраслью новые возможности. С конца 90-х Минобороны США предпочитает приспосабливать для своих нужд системы, разработанные в гражданском секторе, а не создавать нечто новое и дорогостоящее по спецзаказу, что распахивает перед этими компаниями двери Пентагона. Очень многие фирмы — от гигантской Hewlett-Packard до специализирующейся на системах безопасности Symantec Corp. и крошечных фирм типа Crossbow — находят здесь новых клиентов. Занимающаяся разработкой программного обеспечения компания Sybase Inc., например, только что установила программу, с помощью которой можно контролировать материально-техническое обеспечение, почти на всех кораблях ВМС США. Как отмечает Джим Уайт (Jim White), глава отдела федеральных поставок компании, при адаптации готовой программы для ВМС пришлось усилить ее защиту, но «она не настолько специализирована, как можно было бы подумать».
Федеральные власти — единственные, кто платит за высокие технологии звонкой монетой, совсем как в старые добрые времена, то есть до того, как Интернет-бум выдохся. По оценкам Merrill Lynch, в следующем году федеральные расходы вырастут на 12%, до $59 млрд. Расходы военных на информационные технологии будут расти еще более высокими темпами — на 19% — до $27,8 млрд. С учетом того, что общие расходы на высокие технологии, как предполагают, вырастут на 5% по сравнению с $875 млрд. в 2002 году, работа по заказам федеральных властей — лакомый кусок для технологических компаний.
Не стоит, однако, думать, что деньги военных могут спасти переживающую серьезные трудности технологическую отрасль. Они по-прежнему составляют всего лишь небольшую часть оборота этого сектора, и сравнить их можно, скорее, с болеутоляющей мазью. Например, крупная компания Oracle Corp., специализирующаяся на базах данных, поставляет гибкую версию одной из своих программ для использования в боевой обстановке. Oracle уверяет, что полученные за это деньги очень полезны для фирмы, но ими не вылечить сразу три болезни: сокращение объемов продаж Интернет-компаниям и телекоммуникационным фирмам и неблагополучное состояние экономики. Компания не сообщает данных об объемах продаж федеральному правительству, но утверждает, что последние два года они стабильны. Общий доход фирмы за то же время снизился на 11%, до $9,6 млрд.
Разумеется, если позаимствованные военными технологии проявят себя в боевых условиях хорошо, это даст дополнительный импульс создавшим их компаниям. В 1990 году, например, небольшая Trimble Navigation Ltd. из Саннивейла (штат Калифорния) продала военным 10 тыс. портативных устройств с навигационной системой GPS — для первой войны в Персидском заливе. Они имели успех, и это стало для Trimble и коммерческого рынка GPS манной небесной. Сегодня Trimble — это компания с оборотом в $466 млн., 3% от которых составляют военные заказы.
В этом-то все дело: как использовать успех при применении в военных целях для упрочения положения на гражданском рынке. Руководители частной компании Crossbow считают, что военные заказы составляют менее 25% оборота, и они намерены оставить все на этом уровне. Почему? С правительственными заказами бывает то густо, то пусто, и справиться с этим могут только крупные подрядчики, такие, как Raytheon, а небольшие фирмы позволить себе этого не могут. «В этом бизнесе не приходится рассчитывать на то, что если уж в этом году не повезло, то повезет в следующем», — говорит венчурный капиталист Гэри Моргенталер (Gary J. Morgenthaler), инвестировавший в три новые технологические компании, включая Crossbow. Недаром президент Crossbow Майкл Хортон (Michael A. Horton) находится в самом приподнятом настроении, потому что Федеральное авиационное агентство недавно разрешило использовать цифровую навигационную систему Crossbow на гражданских самолетах. Это открывает перед молодой компанией рынок объемом в $148 млрд.
И все же ориентация военных на цифровые технологии дает многим гражданским компаниям хороший шанс. Примером может служить Land Warrior. В середине 90-х армия США задумала экипировать своих солдат так, чтобы они превратились в высокотехнологичные боевые машины с супероружием с лазерными прицелами и компьютерными дисплеями на каске, на которых отражалась бы текущая ситуация на поле боя. Но прототипы такой экипировки, созданные в Raytheon, весили более 80 фунтов (1 фунт = 0,4 кг. — «Профиль») и стоили $90 000 за комплект. Это вызвало громкие протесты Счетной палаты, возражавшей против перерасхода средств.
Отказавшись от услуг привычных военных подрядчиков, армия предложила консалтинговой фирме из Менло-Парка (штат Калифорния) Exponent Inc. возглавить новый консорциум по разработке солдатской экипировки. Использовав общедоступные комплектующие, такие как чипы Intel Corp., приобретенные в обычных магазинах, например Fry’s Electronics, консорциум разработал систему на 25 фунтов легче и на $80 000 дешевле. Контракт на ее поставки с 2005 года недавно получил военный подрядчик General Dynamics. И появился новый принцип разработки военной техники, по мнению Хью Даффи (Hugh Duffy), бывшего гендиректора PEMSTAR Pacific Consultants, участвовавшего в разработке системы: «Просто идешь во Fry’s».
Новое лицо оборонной отрасли

Министерству обороны требуется все больше высокотехнологичного оружия и военной техники. И их поставщики постепенно перестраиваются. Вот как:
ВОЕННЫЕ ПОДРЯДЧИКИ: Такие компании, как Northrop Grumman и Lockheed Martin, более всего известны как создатели авианосцев и истребителей. Но чтобы заполучить свою долю военных заказов, они начинают работать и в таких секторах, как разработка программного обеспечения и электронных систем.
ПОСТАВЩИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ: Такие компании, как CACI International, разрабатывают, создают и поддерживают сети, позволяющие вести цифровую войну. Но сейчас, чтобы сохранить свои лидирующие позиции в конкуренции с военными подрядчиками, они расширяют перечень предлагаемых услуг.
КОМПАНИИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Широкое применение цифровых технологий в военных целях открывает большие перспективы перед разработками коммерческих компаний. Недавно образованная компания Crossbow Technology, например, создала специальную технологию для датчиков высоты и продает ее авиастроительным компаниям для использования в системах наблюдения и разведки.

ДЖИМ КЕРСТЕТТЕР (JIM KERSTETTER) В САН-МАТЕО (КАЛИФОРНИЯ) И СТЭН КРОК (STAN CROCK) В ВАШИНГТОНЕ С РОБЕРТОМ ХОФОМ (ROBERT D. HOF) В САН-МАТЕО И МАТЕРИАЛЫ БЮРО. — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK