Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Блеф"

Блефовать, вводить окружающих в заблуждение нечестно и плохо. Но история хранит немало примеров, когда люди начинали новое дело и, чтобы преодолеть общественный консерватизм, вынуждены были отчаянно блефовать. Как же отличить позитивный блеф во имя благородной цели от откровенной манипуляции ради чьей-то мелкой корысти?Голая правда — это неприлично. Андрей Кнышев.
Блеф, умышленное искажение информации,— один из способов, при помощи которого люди манипулируют друг другом.
Как это происходит, мы все можем наблюдать на примере российских политики и бизнеса, где блефуют практически все. Различные партии ведут борьбу друг с другом, умышленно педалируя одни факты и утаивая другие.
Так, в свое время Борис Ельцин сделал коньком политической программы тезис об искоренении привилегий (что-то сейчас о нем ничего не слышно), Егор Гайдар грудью встал за курс реформ (которые шли и идут с невероятными перекосами), Геннадий Зюганов нынче пытается сыграть роль верховного судии, карающего власть за развал страны (хотя та коммунистическая страна была тюрьмой народов).
Блестяще блефует Сергей Кириенко. Его тезис таков: в экономике и политике назрели непопулярные меры, так вот есть человек (естественно, Сергей Владиленович), который готов взять на себя ответственность за их реализацию.
При этом менеджерские способности самого Кириенко почему-то не обсуждаются. Между тем к моменту премьерства в своем активе он имел школу комсомольского работника, опыт руководства бюджетным банком «Гарантия» (который скорее не зарабатывал, а распределял деньги), а также недолгую карьеру госчиновника — после того как Немцов привез его с собой в Москву. Тем не менее все почему-то верят, что у Кириенко получится.
Так что те, кто пытается научиться блефовать, могут пройти бесплатные курсы прямо у телевизора, просматривая вечерние новости.
Ах, обмануть меня не трудно…

«Нас никогда не обманывают — мы обманываемся сами»,— говорил Гете. И в этом кроется разгадка неистребимости блефа: сладкая ложь всегда предпочтительнее горькой правды.
Как заметил Сергей Кириенко, дефолт мы не объявляли, платить не отказывались — мы лишь сказали, что не можем заплатить сейчас.
Те, кто блефует, использует всем известные человеческие пороки и слабости: страсть к легким деньгам, лень, тщеславие, желание во что бы то ни стало быть красивым, умным, успешным.
Александр Кондратьев, менеджер по недвижимости: «Мои знакомые, занимающиеся ремонтом квартир, в момент заключения договора заверяют заказчика, который хочет сделать ремонт дешево, быстро и качественно, что «все будет идеально». А в конце работы объясняют, что «идеально не бывает». Они паразитируют на жадности и глупости людей, которые изначально уже обманули себя: во-первых, положились на дешевую рабочую силу, а во-вторых, не увидели противоречий в наборе собственных требований — «дешево, быстро и качественно».
Всеволод Смирнов, логистик-менеджер фармацевтической фирмы: «Весь русский фольклор и, шире, русская культура основаны на образе случайного счастья. Такие персонажи, как Иванушка-Дурачок, Емеля, Золотая Рыбка, Конек Горбунок и т.д., с детства учат нас: можно быть ленивым, спать на печи тридцать лет, а потом всех победить и жениться на принцессе».
Надо ли разоблачать блеф? Разве что если вам кто-то платит за это деньги. Самое главное — самому не попасться на удочку блефа. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и, когда мягко стелют, жестко спать. Пословицы и поговорки на эту тему — выкристаллизовавшиеся за века народные мудрость и опыт. Лучше всего относиться к блефу адекватно, как к театральному преувеличению, и не принимать за чистую монету. И делить на десять все, что говорят политики.
У Сергея Кириенко как-то спросили: зачем в августе 1998-го нужно было замораживать рынок ГКО и объявлять мораторий на выплату внешних долгов? Не проще ли было девальвировать рубль, не трогая ГКО и отношения с иностранцами?
— Девальвация на 12—15% означала бы крах банковской системы,— парировал Кириенко,— потому что российские банки изрядно закредитовались на Западе. К тому же это удар по беднейшим слоям населения, обесценение вкладов, дикие инфляционные ожидания.
Но все это мы как раз и получили в приснопамятном августе (плюс девальвацию рубля на 300%). Олигархи обанкротились, вклады зависли, а иностранцы, попавшие под мораторий, прекратили давать взаймы как российскому правительству, так и частным структурам. В результате пострадали в том числе бюджетники.
— Россия превратилась в постоянного должника, мы стали ходить с протянутой рукой по миру,— справедливо замечает Сергей Владиленович. И тут же сообщает: оказывается, перед тем как объявить о решениях 17 августа, его правительство договорилось с западными банками о выделении $5 млрд. на реструктуризацию ГКО, еще несколько миллиардов обещал МВФ.
Как их распознать

Артур Шопенгауэр советовал: «Если вам досадно, что кто-нибудь лжет, притворитесь, что вы верите. Он станет смелее, заврется сильнее и разоблачит себя».
Если вы вынуждены публично опровергать блеф, например вести полемику с каким-либо политиком, помните: слушатели мало реагируют на логические доказательства. Главное в публичном выступлении — эмоциональный запал и простота доводов. Поэтому спорить, например, с Чубайсом, который оперирует логическими выкладками, гораздо легче, чем, скажем с Жириновским, чье оружие (и он владеет им великолепно) — нагнетание эмоциональной истерии. Чубайса можно «задавить» эмоциями — перебить эмоциональную волну лидера ЛДПР чрезвычайно сложно. В любом случае к публичной полемике надо серьезно готовиться, заранее изучить излюбленные ораторские приемы противника и найти им достойное противоядие.
Если человек блефует, пытается запутать вас — не поддавайтесь на провокацию, не играйте на его поле. Назовите его аргументы демагогией и блефом, отметая их, и предложите свои правила игры. Например, на заигранную пластинку Зюганова о развале страны легко ответить такой же привычной песней о злодеях-коммунистах, замучивших двадцать миллионов советских людей (именно так и ведет борьбу с коммунистами демократическая пресса).
Впрочем, большинство из нас этот общий фон ежечасного политического обмана не воспринимает. Точно так же жители городов редко всерьез задумываются, каким отравленным воздухом они дышат. Куда важнее отличить блефующего партнера по бизнесу, никудышного работника, который пускает пыль в глаза, и откровенных профессиональных кидал.
Александр Кондратьев: «Я вычисляю блеф в своей работе по нарочитому поведению собеседника: он сильно педалирует неочевидные аргументы, преувеличивает мои выгоды и преуменьшает свои».
Всеволод Смирнов: «Я распознаю блеф по следующим признакам: собеседник уходит от некоторых моих прямых вопросов или реагирует на них агрессивно. Излишняя самоуверенность потенциального партнера меня тоже настораживает.
Для того чтобы не стать жертвой обмана, эффективны следующие принципы: подробное обсуждение мельчайших деталей совместного проекта, четкая фиксация отношений в договорах, контроль за выполнением договоренностей. Наконец, стопроцентная предоплата услуг».
О желании собеседника вести нечестную игру вы можете догадаться по его внутреннему напряжению, неустойчивому эмоциональному состоянию, выражающемуся невербально: в позе, жестах, мимике, интонации, взгляде.
Никогда не бойтесь задавать неудобные вопросы, которые напрямую затрагивают ваши интересы. Например, есть такие «приятные во всех отношениях люди», которые готовы всерьез и долго обсуждать творческую сторону проекта, но все как-то забывают поговорить о финансовой его части. Когда же вы пытаетесь повернуть разговор к деньгам, вас беспардонно обрывают: «Что же ты такой меркантильный? Да никто тебя не обманет!»
Будьте готовы, что как раз именно такие и обманут. Если партнер не хочет обсуждать с вами интересующие вас вопросы, лучше не иметь с ним дела. Мастера блефа, скорее всего, будут спекулировать на ваших чувстве долга, профессиональной ответственности, будут преувеличивать социальную значимость дела, которое вы затеваете, могут предложить поработать бесплатно, суля грандиозные перспективы.
Все эти приемы выдают манипулятора с головой. Самое лучшее — ответить на его просьбы твердым отказом.
Когда блеф полезен

Во многих случаях блеф является нормой деловой жизни. Например, при приеме не работу правила игры для всех очевидны: специалист блефует, так как старается продать себя подороже; одновременно слегка лукавит работодатель, так как ему надо купить услуги специалиста подешевле. Один хвалит себя, второй расписывает престижность фирмы.
Александр Кондратьев: «Весь бизнес основан на блефе: мы постоянно преувеличиваем свои возможности, качество своих товаров и услуг. В условиях конкуренции это неизбежно — иначе как заинтересовать клиента. У большинства заказчиков просто нет времени и сил разбираться во всем досконально. Они реагируют, как вороны,— на яркое и блестящее».
Но есть одно немаловажное обстоятельство: блеф станет трамплином к успеху только в том случае, если вы не только создаете свой благоприятный образ (или образ товара, услуг), но и трудитесь, засучив рукава, чтобы приблизить реальный успех. Если же блеф не подкреплен реальными усилиями, вас быстро разоблачат и вы навсегда загубите свою репутацию.
Блеф иногда помогает преодолевать искусственные препятствия. Например, Роман Виктюк, в самом начале своей режиссерской карьеры работавший в калининском театре, для утверждения пьесы Шиллера «Коварство и любовь» придумал байку, будто сам Ленин всю жизнь мечтал увидеть этот спектакль в России. В разговорах с партийным начальством он ссылался на несуществующие письма Клары Цеткин к Надежде Крупской. В результате спектакль с музыкой диссидента Андрея Волконского приняли на ура. Так откровенный блеф — фальшивая информация — примирил идеологические потребности партначальников и профессиональные амбиции режиссера.
Другой не менее распространенный прием блефа — фальшивый «блат» (неправомерная опора на авторитеты) — использовал Андрей Разин для продвижения группы «Ласковый май». Он выдавал себя за родственника Михаила Горбачева — и перед ним открывались двери любых кабинетов. Но все это сработало, потому что группа действительно пользовалась успехом: дешевая романтика «Ласкового мая» в тот момент оказалась востребованной на рынке.
Агрессивное продвижение себя (услуг, товаров, проектов) на рынке подразумевает использование достаточно жестких методов воздействия на общественное мнение. Без блефа тут не обойтись. Другими словами это называется созданием имиджа.
Таким образом, блеф, подкрепленный реальными талантами и делами, ведет к успеху. А блеф, обслуживающий только корыстные интересы, идущий вразрез с реальностью, закончится крахом. Пусть не сразу, но неизбежно: не случайно руководители многих финансовых пирамид сейчас в бегах.
Деловая жизнь, основанная на систематическом обмане, абсолютно невозможна в цивилизованном обществе и уже почти невозможна в России. Кроме того, у обмана есть психологические издержки. Как говорил Бернард Шоу: «Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить».

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK